Граница полезного
На Обращение Национального
рериховского комитета
Мир Огненный, ч.1, п. 637
Последние числа августа и начало сентября 2017 года ознаменовались рассылкой Национальным рериховским комитетом (НРК) организациям и частным лицам Обращения с подзаголовком «К созданию Государственного музея Рерихов в Москве»[1] с призывом «поддержать новый музей, оказать ему информационную поддержку, включиться в волонтёрскую и другую созидательную работу». Т.к. «нам – рериховской общественности – как никогда необходимы единство и сплочение рядов, прекращение бессмысленных и вредящих наследию Рерихов споров и конфликтов, совместная работа ради полноценной реализации созидательного потенциала рериховских идей в интересах России и мира между народами».
Мы не удостоились чести получить такую рассылку, но внимательно ознакомились с текстом «Обращения…» на сайте НРК, а заодно и с некоторыми другими документами, во многом раскрывающими смыслы этой затеи.
Цинизм её авторов поражает.
Во-первых, собственно НРК был учреждён в 2015 году с определёнными целями создания инструмента управления рериховским движением в России. Название организации красноречиво это разъясняет и есть основания подозревать, что сегодняшний Оргкомитет имеет откровенные бутафорские функции.
Во-вторых, инициатором создания НРК выступил А.П. Лосюков, человек, которого даже с очень большой натяжкой нельзя назвать «представителем рериховской общественности». Он уважаемый человек в сфере своей бывшей профессиональной деятельности, но случайный среди тех, кто всем сердцем принял идеи Живой Этики, неотделимой от творчества Рерихов. Не будем повторять кратковременную и скандальную историю президентства Александра Прохоровича в Международном Центре Рерихов (МЦР), отметим лишь, что он так и не понял философии Наследия. Но зато, как человек практический и имеющий опыт работы в дипломатических сферах, он не мог не оценить значимость международной роли России в продвижении таких востребованных сегодня миротворческих идей Пакта Рериха. Он принимал участие в последних международных выставках «Пакт Рериха. История и современность», организованных МЦР, которые с успехом прошли кроме России в 17 странах мира, в том числе - в отделении ООН в Женеве, Дворце Мира в Гааге, в Штаб-квартире ООН в Нью-Йорке, в Отделении ООН в Вене, в Парламенте Аргентины. Не исключены неудовлетворённые амбиции учредителя НРК в так близких ему международных кругах.
В-третьих, идея А.П. Лосюкова о создание НРК как новой общественной организации «на базе существующего ныне при МЦР музея имени Н.К. Рериха»[2] была рождена после соответствующих консультаций в Министерстве культуры РФ, уже много лет проводящего политику противодействия культурной деятельности МЦР. И потому за потоком фраз о государственных интересах в ней изначально была заложена скрытая цель уничтожения авторитетной общественной организации, которая более двух десятков лет успешно вела уникальную деятельность по сохранению, изучению и популяризации Наследия Рерихов.
В-четвёртых, параллельно МЦР, инициатором и учредителем которого был сам С.Н. Рерих, А.П. Лосюков с группой поддерживающих его лиц создаёт новую общественную структуру НРК, направленную на разрушение Центра-Музея, созданного и работающего в соответствии с прямыми указаниями Святослава Николаевича. Т.е., с одной стороны – воля С.Н. Рериха, воплощающего замыслы старших Рерихов и их Учителей, а с другой стороны – некто А.П. Лосюков, воспринимающий Наследие и его миротворческие идеи всего лишь как инструмент для использования своего дипломатического опыта работы.
Вопрос к тем, кто именует себя «рериховской общественностью».
Вы действительно верите в правомерность действий НРК по разрушению МЦР? Если вы ответите «да» - вы посторонний человек и не имеете права решать судьбу Центра-Музея. Но если всё-таки по своему невежеству вы приняли участие в этом позорном действии - вас остаётся только пожалеть. Если же это решение принято сознательно – это, несомненно, предательство Дела всей жизни всех Рерихов. И не отводите глаза в сторону. Это - предательство.
В тексте «Обращения…» мы видим искажение общеизвестных фактов и смыслов, уточнить которые может каждый желающий. Все необходимые документы давно опубликованы.
Например, в первом же абзаце использован следующий ложный тезис: «во исполнение изначальных обязательств Российского государства перед Святославом Николаевичем Рерихом», якобы подтверждающий обоснованность создания государственного музея на руинах общественного. Но вот статья С.Н. Рериха «Медлить нельзя»[3], «Обращение С.Н. Рериха к рериховским обществам России и других независимых государств» в 1992 году[4], Распоряжение С.Н. Рериха от 22.10.92 о передаче прав наследования МЦР[5] и ряд писем высшим чиновникам России говорят об обратном – Святослав Николаевич до последних дней своей жизни настаивал на поддержке правительством и «рериховской общественностью» именно общественного хранителя Наследия - МЦР.
Использование авторами «Обращения…» имени Девики Рани, супруги С.Н. Рериха, на наш взгляд является не только не этичным, но и кощунственным к её памяти. Давняя история подложных писем, организованных секретарём Мэри Пунача и положенных в основу неких решений правительства России начала 90-х, подробно исследована рядом авторов[6]. Кстати, этой даме, вставшей на путь предательства, индийским правосудием было назначено заслуженное наказание за разграбление имущества четы Рерихов.
Рассуждения о будущей деятельности государственного музея, полностью копирующие многолетнюю культурную деятельность МЦР, а также попытки привлечь волонтёрскую общественность являются профанацией и обречены на провал. Очевидно, что с Наследием Рерихов могут законно работать только те, кто его искренне любит, бережно к нему относится, честен перед Рерихами и посвятил служению им свою жизнь. Но сегодня обстоятельства таковы, что люди, растоптавшие волю С.Н. Рериха, распоряжаются Наследием.
Сегодня Наследие захвачено чужими, далёкими от Этики людьми. Они уже заявили, как будут им распоряжаться - Живая Этика их не интересует, их интересуют только ценности и востребованные картины Мастера. Это бизнес. Но то, что построено на вероломстве, лжи, нарушении законов не только земных, но и Высших – есть конструкция непрочная.
Мы видим, что, не понимая всех сложностей событий вокруг МЦР, многие откликаются на «Обращение…» НРК, тем самым поддерживая вопиющее беззаконие. Каждый, кто подписался под ним, должен это знать. Некоторые из подписантов просто прикрываются дорогими нам Именами и Идеями, внося смуту и раздор в «рериховское сообщество», преследуя цели, далёкие от провозглашаемых публично.
Однако, есть те, кто твёрдо стоит на защите Заветов С.Н. Рериха и будет их отстаивать и защищать, не смотря на очевидность, которая, как известно, подвержена изменениям.
Глущенко Л.И.,
Председатель Культурного Центра имени Н.К. Рериха (Алматы, Казахстан)
25.09.2017
[1] Обращение в поддержку Государственного музея Рерихов //сайт Национального Рериховского комитета, обращение 23.09.2017.
[2] А.П. Лосюков. О создании при поддержке государства Российской общественной организации по сохранению и изучению Наследия Рерихов //сайт Национального Рериховского комитета, обращение 23.09.2017.
[3] С.Н. Рерих «Медлить нельзя!» //Газета «Советская культура» от 29.07.89. Электронная библиотека МЦР, обращение 25.09.2017.
[4] Обращение С.Н. Рериха к рериховским обществам России и других независимых государств //Электронная библиотека МЦР, обращение 25.09.2017.
[5] Распоряжение С.Н. Рериха от 22.10.1992 г. о передаче прав МЦР на наследие Рерихов //Электронная библиотека МЦР, обращение от 25.09.2017.
[6] Л.В. Шапошникова. Российский след в деле Мэри Пунача. Журнал «Мир Огненный» № 3 //Электронная библиотека МЦР, обращение 25.09.2017.