«Культурный» беспредел
Статья была написана две недели назад. Всё это время мы пытались опубликовать её в печатных и интернет-изданиях Казахстана. Ни одно СМИ не откликнулось на нашу просьбу - ни в Алматы, ни в областных центрах.
Этот текст опубликовал на своей странице в Фейсбуке только казахстанский режиссер Азиз Заиров. Мы благодарны ему за это.
В Казахстане любят и почитают творчество выдающегося художника, мыслителя и создателя Пакта об охране культурных ценностей Николая Рериха (1874 – 1947). Люди старшего поколения помнят замечательную выставку 1979 года из коллекции Святослава Рериха, младшего сына художника. За годы независимости в Алматы и других городах Казахстана прошли три выставки картин Николая и Святослава Рерихов – в 1998, 2007 и 2011-2012 годах.
Эти три выставки были предоставлены музеям Казахстана Международным Центром Рерихов (МЦР), организацией, основанной Святославом Рерихом в Москве в 1989 году для сохранения и изучения наследия семьи Рерихов. В сложные для культурной жизни годы МЦР и созданный им общественный Музей имени Н.К. Рериха проводил выставки, в том числе и за пределами России, издавал книги Рерихов, поднимал из руин доставшийся по распоряжению еще советского правительства особняк в Малом Знаменском переулке – Усадьбу Лопухиных в самом центре Москвы.
Особняк этот был одним из условий передачи наследия Рерихов в Советский Союз, которое выдвинул последний из Рерихов, Святослав Николаевич, замечательный художник и общественный деятель Индии. Лакомый кусочек недвижимости в историческом центре столицы, а также уникальная и поистине бесценная коллекция картин неоднократно становились предметом споров между государственными учреждениями и общественной организацией. Но МЦР за эти годы завоевал большой авторитет не только в России и СНГ, но и в мире, став, в числе прочего ассоциированным членом ДОИ ООН.
Тем более невозможным и сюрреалистическим стало произошедшее два с половиной года назад. 28-29 апреля 2017 года общественность была потрясена сообщениями о событиях вокруг общественного Музея Н.К. Рериха в Москве. Информация о них напоминала боевик в стиле маски-шоу – неизвестные ЧОПовцы в черной форме без опознавательных знаков, а вместо командира – директор государственного Музея народов Востока (ГМВ) г-н Седов А.В. Всё это происходило вечером, 28 апреля в присутствии задержавшихся на работе сотрудников и руководителей МЦР, в присутствии всемирно известного болгарского пианиста Атанаса Куртева, только завершившего концерт в одном из залов музея.
А потом началось ограбление – иначе никак нельзя назвать произошедшее. Сотрудники государственного (!!!) музея, искусствоведы (!!!), без каких-либо документов, без описи, без актов приема-передачи захватившие коллекцию общественного музея, вывозили и выносили её - на машинах, в сумках, а возможно и просто в карманах. Ведь коллекция насчитывает около 18 тысяч единиц хранения, и в ней не только картины, но и рукописи, коллекции, раритеты, уникальные украшения и драгоценности, принадлежавшие Елене Ивановне Рерих, супруге художника.
За происходящим наблюдали сотрудники МЦР, в одночасье оставшиеся за оградой своего музея, поднятого в 90-е годы из руин. И не просто наблюдали – но и тщательно фиксировали происходящее на фото- и видеокамеры. Фотографии эти находятся в сети, и любой желающий может увидеть сотрудников ГМВ и каких-то неустановленных личностей, посещавших снятые с сигнализации залы экспозиции. А что было вывезено в многочисленных автомашинах, заезжавших в эти дни на территорию музейного комплекса – знает только Всевышний. И хотя все эти действия, зафиксированные и совершенные при свидетелях, однозначно подпадают под определение «грабеж» - (открытое хищение чужого имущества, совершаемое без насилия или с насилием, не опасным для жизни и здоровья, ст. 161 УК РФ), органы правопорядка отказывались принимать заявления об этом преступлении, фактически без объяснения причин. Приключения Алисы в Зазеркалье рядом с такой ситуацией кажутся образцом логики и здравого смысла.
Итогом этих событий стало открытие на ВДНХ павильона №13 с гордым названием - государственный музей Рериха, филиал ГМВ. Часть захваченных картин развешена в этом неприспособленном под музейные цели сооружении и экспонируется со всеми мыслимыми и немыслимыми нарушениями. А часть – находится вообще неизвестно где. И обстоятельства захвата фондов МЦР дают повод для самых чудовищных предположений.
И вот, спустя два с половиной года после этих событий 13 (опять это неслучайное число!) руководителей крупнейших музеев, промолчавших тогда, озаботились ситуацией и обратились к Президенту России. Но не для расследования грабежа, а чтобы создать очередную комиссию по использованию того, что после грабежа осталось. Или выражаясь казенным языком - «провести комплексную оценку ситуации», сложившейся вокруг художественного наследия Рерихов, и «оказать содействие в ее разрешении».
Таким образом, мы, как сейчас принято говорить, в режиме реального времени, наблюдаем потрясающую по цинизму и наглости ситуацию. Один музей (ГМВ) ограбил другой музей (общественный Музей им. Н.К. Рериха), а все остальные музеи молчаливо наблюдают за ситуацией и даже бесстыдно её оправдывают. Трудно поверить, что это происходит в центре Москвы, в ХХI веке.
Но общественность России и других стран не молчит. Появляются публикации в средствах массовой информации, создаются объединения граждан для защиты наследия Рерихов. Почитатели творчества Рерихов вновь и вновь направляют обращения в государственные органы РФ. Около здания бывшего Музея дежурят сотрудники МЦР и волонтеры, тщательно фиксирующие происходящее в усадьбе и вокруг неё.
На территории усадьбы находятся памятники всем членам семьи Рерихов – Николаю Константиновичу, Елене Ивановне и их сыновьям Юрию и Святославу, а также уникальная буддийская ступа, которая в настоящее время разрушается от отсутствия должного содержания. Все эти сооружения в свое время были установлены со всеми разрешительными документами, а теперь их пытаются уничтожить захватчики – искусствоведы.
Описанные события происходят в соседней с нами стране. Но наследие Рерихов принадлежит не только России, но и всему миру. И нам не всё равно, где будут висеть полотна великого художника – в общедоступном прекрасном музее или в особняках нуворишей и нечистых на руку чиновников. Хочется верить, что у государства российского достанет мудрости, чтобы положить конец этому псевдо-культурному беспределу.
Садовская И.А.
Культурный Центр им. Н.К. Рериха, Алматы, Казахстан
3 марта 2020 г.