№ 78 от 12. 09.2016
Генеральному директору ФГУП ВГТРК
Добродееву О.Б.
Уважаемый Олег Борисович!
Обращаемся к Вам по поводу демонстрировавшегося 6 сентября 2016 года в новостном блоке Вестей на канале Россия 1 беспрецедентного по степени искажения истинного положения дел сюжета «Минкульт спасает усадьбу Лопухиных у Центра Рерихов», анонсированного как журналистское расследование Александра Карпова.
На самом деле, сюжет ничего общего не имеет с настоящим журналистским расследованием. Это тенденциозно выстроенные кадры и лживый текст, цель которых опорочить уважаемую общественную культурную организацию Международный Центр Рерихов (МЦР) в глазах не только россиян, но и многочисленной зарубежной аудитории. Зашкаливающий цинизм вседозволенности, нарушение всех этических, человеческих и журналистских норм, так называемого «расследования», поражают.
Наша организация много лет сотрудничает с МЦР, принимает активное участие в его культурных проектах и всегда поддерживала его деятельность, продвигая и популяризируя в Казахстане гуманистические и научно-мировоззренческие идеи выдающейся семьи Рерихов, безусловной гордости России. И потому мы в курсе тех непростых отношений, которые инициирует Министерство культуры РФ по отношению к МЦР уже около 25 лет. Но с приходом в это ведомство В.Р. Мединского они приняли откровенный характер принудительного поглощения общественной организации, хранящей наследие семьи Рерихов, и усадьбы Лопухиных, которая воссоздана исключительно на народные средства. По сути, Министерство культуры РФ и подведомственный ей Государственный музей искусств Востока (ГМВ) предпринимают попытку рейдерского захвата имущества общественной организации. А, как известно, в таком деле все средства хороши, в том числе и распространение недостоверной информации о сопротивляющемся учреждении.
Подробно ответил на «расследование» Александра Карпова вице-президент МЦР А.В. Стеценко в своём открытом письме «Ни стыда, ни совести», размещённом на сайте МЦР/
Мы же остановимся коротко на основных утверждениях А. Карпова.
«В Арбитражном суде Москвы сегодня начали рассматривать скандальное дело о спасении старинной усадьбы Лопухиных». Из выше названной статьи А.В. Стеценко: «6.09.2016 г. суд рассматривал дело не «о спасении Усадьбы», как это подано в сюжете, а о правах на одно из ее строений – строение № 5, не являющееся памятником культурного наследия, ранее именовавшееся сараем и предназначавшееся к сносу».
Утверждение: «Арендатор — международный центр Рерихов — довел уникальный памятник 17 века практически до аварийного состояния» - ложь. В этом может убедиться каждый, посетивший МЦР. Кроме того, за воссоздание архитектурного исторического облика Усадьбы коллектив МЦР отмечен высокими государственными и международными наградами. Подробнее здесь.
«Мы хотим попасть в строение номер 5!... Попытка представителей государства, собственника усадьбы Лопухиных в Знаменском переулке, осмотреть её, терпит фиаско». Опять ложь текста и видеоряда. Как уже было отмечено выше, строение № 5 является хозяйственной постройкой советского периода предназначенной к сносу и замыкающей задний двор, но, в настоящее время, используемое как служебное помещение. Представители ГМВ осматривали её многократно. А вот А. Карпов с оператором в этот раз не были допущены к съёмкам ввиду отсутствия у них необходимых документов. Таким образом, в этом видеоряде произведена ловкая подмена – «представители государства» «потерпели фиаско» всего на всего, у дверей сарая. Однако, громкие заявления о «фиаско» прозвучали на фоне главного здания усадьбы, в которое они могли пройти беспрепятственно.
Видеоряд и текст: «В подвалах располагается склад сомнительной печатной продукции» требуют комментария. В подвалах действительно хранится печатная продукция, предназначенная к реализации, Но почему она именована «сомнительной»? Общеизвестно, что МЦР многие годы занимается издательской деятельностью, публикуя уникальные материалы из архива Рерихов, книги о Рерихах, об их творчестве, материалы научных конференций, проводимых, кстати, ежегодно. Издаётся общественно-научный и художественный журнал «Культура и время», отмеченный медалью «Золотой фонд прессы». Подробнее ознакомиться с каталогом издаваемой МЦР в разные годы «печатной продукции» можно здесь. Список вызывает глубокое уважение. И только крайне невежественный человек способен назвать эти издания «сомнительной печатной продукцией». Или же – по особому злому умыслу.
В очередном кадре первый в России памятник выдающимся гуманистам и деятелям культуры Е.И. Рерих и Н.К. Рерих – мемориал, установленный у входа в Музей имени Н.К. Рериха. Но, почему-то, зрителям он показан с неожиданного ракурса – сзади. На его фоне журналист Карпов, как нечто недопустимое, энергично сообщает, что «фактически, это самодеятельная братская могила в центре Москвы», имея в виду, что в основание мемориала вложены капсулы с прахом Рерихов. Опять же общеизвестно, что старшие Рерихи по индийской традиции были кремированы. Места кремации были особо отмечены, там были оставлены части пепла. Эти памятные места в Индии и поныне являются местами паломничества и почитания Махатм Рерихов. Так их уважительно называли те, кто понимал духовный потенциал членов этой удивительной семьи. Вторая часть пепла была передана Святославом Николаевичем Рерихом вместе с наследием в Россию и была заложена в мемориал. И это позволяет журналисту государственного канала публично глумиться над памятью выдающихся деятелей культуры, демонстрируя свою душевную чёрствость и невежественность. А могила Неизвестного солдата, аналогичные памятные места у Кремлёвской стены, другие мемориалы в черте города? Там тоже кто-то может позволить себе безнаказанно кощунствовать? Конечно – нет. Но почему позволительно такое недостойное публичное поведение журналиста государственного телевизионного канала?
Далее А. Карпов сообщает, что «в июле организации под крышей центра Рерихов проверяли на экстремизм». Но при этом умалчивает, что эта проверка, далеко не первая в этом году, была инициирована Министерством культуры в рамках программы поглощения МЦР. Однако, как пишет А.В. Стеценко «Минюст России отказался выполнять требование заместителя министра Аристархова признать МЦР иностранным агентом и экстремистской организацией, занимающейся политической деятельностью и воюющей с властью. Минюст в акте отметил, что многолетний спор МЦР с Минкультом вызван исключительно материальными интересами (наследие и усадьба), и МЦР в этом споре имеет законное право отстаивать свои интересы». Журналист А. Карпов, если уж взялся «расследовать», мог бы ознакомиться с выводами «проверки на экстремизм», однако он сознательно или по невежеству формирует у многомиллионной телевизионной аудитории образ МЦР как организации экстремистской, опасной для общества, подлежащей немедленному выселению из занимаемой усадьбы.
Далее, в продолжение якобы экстремистской деятельности МЦР Карпов сообщает, что «Минкульт требовал пресечь сектантскую пропаганду Агни-йоги в детских лагерях Крыма, где шли лекции деструктивного содержания». Эта фраза воспроизводится в сюжете исключительно для усиления создаваемого автором негативного облика МЦР и её смысл не имеет к нему никакого отношения. Тем не менее, формулы «сектанская пропаганда», «в детских лагерях», «лекции деструктивного содержания» в сознании несведущего зрителя создают необходимый зловещий облик уважаемой культурной организации. Следует отметить, что некоторое время тому назад Министерством культуры РФ была предпринята попытка грубого информационного вброса в СМИ именно такого содержания, дискредитирующего МЦР. Однако, крымская общественность, в том числе и директор того самого «детского лагеря» опровергли навет. Подробнее с публикацией об этой истории можно ознакомиться здесь.
На совести автора сюжета оставим фрагмент интервью с небезысвестным и одиозным сектоведом А.Л. Дворкиным, о мутной репутации которого и сомнительной деятельности известно многим заинтересованным лицам. Но вот текст самого Карпова вызывает немалое изумление своим глубочайшим невежеством: «Во дворе усадьбы — культовые сооружения, перед фасадом — флаг, якобы подающий сигналы высшему инопланетному разуму». Речь идёт о буддийской ступе, переданной в дар Музею Рериха в качестве музейного экспоната, посвящённого 80-летию знаменитой Центрально-Азиатской экспедиции академика Н.К. Рериха. Экспонат очень интересный. Подробнее о ступе здесь.
Флаг для обозначения исторических памятников, музеев, научных, художественных, образовательных и культурных учреждений был предложен Н.К. Рерихом в качестве отличительного знака в инициированном им Международном договоре об охране культурных ценностей. Договор начал своё шествие по планете в 1935 году и известен международной юриспруденции как Пакт Рериха, а отличительный флаг – как Знамя Мира. Подробнее о Пакте Рериха здесь: О Знамени Мира см. глава III данного Договора.
Озвученная в сюжете информации о том, что «прокуратура пресекла проведение» в МЦР «оккультных ритуалов» подробно освещена в статье В.В. Фролова,
заместителя Генерального директора Музея имени Н.К. Рериха по научной работе, руководителя Объединенного Научного Центра проблем космического мышления, доктора философских наук, профессора. Статья называется «Пречистый град – врагам озлобление». Приведём фрагмент из этой статьи, освещающий ситуацию вокруг «оккультных ритуалов» и странных действий прокуратуры.
«Не секрет, что МЦР сотрудничает с тибетским монастырем Дрепунг Гоманг, пользующимся в России известностью и авторитетом. Монахи монастыря в рамках Тибетского фестиваля ознакомили россиян, других посетителей Музея с культурными традициями Тибета. Этот фестиваль является хорошим знаком, ибо свидетельствует, что интерес посетителей Музея имени Н.К. Рериха к культуре Тибета, вообще Центральной Азии с каждым годом возрастает и, благодаря нашим тибетским друзьям, реализуется на самом высоком духовном и научно-культурном уровне. Фестиваль включает ознакомительные лекции по философии буддизма, обряд построения и разрушения мандалы и другие ритуалы. Казалось бы, такому сотрудничеству МЦР и монастыря можно только порадоваться, так как перед посетителями Музея имени Н.К. Рериха открывается редкая возможность непосредственно познакомиться с культурными традициями Тибета. Кроме того, такой поворот событий полностью вписывается во внешнюю политику России на Востоке, которая, как мы полагаем, благодаря культурному обмену между народами становится более эффективной.
Однако руководство Государственного музея Востока квалифицировало просмотры посетителями Музея указанных обрядов как религиозные собрания и передало соответствующую информацию в прокуратуру. Состоялась прокурорская проверка, в результате которой проведение буддийских обрядов в МЦР было запрещено».
Добавим, что многие российские музеи проводят дни тибетской и буддийской культуры, но прокурорский запрет был наложен только на МЦР. Со статьёй В.В. Фролова можно ознакомиться здесь.
В сюжете сообщили и об отзыве у МЦР прокатного удостоверения на фильм "Зов космической эволюции" «за показ кадров с нацистской символикой». Это история особо циничного свойства. Действительно, прокатное удостоверение было отозвано с этой формулировкой. Действующие лица лишь умолчали о том, что это были кадры документальной кинохроники военных лет из фильмов М. Ромма «Обыкновенный фашизм» и Р. Кармена «Великая Отечественная». Критике подверглась и прозвучавшая песня «Вперёд, друзья, вперёд» в замечательном исполнении хора имени Пятницкого.
Мы рассмотрели лишь некоторые информационные искажения в сюжете-расследовании А. Карпова. Но даже их небольшой анализ показывает крайнюю тенденциозность, невежественность, журналистскую и человеческую непорядочность автора, а также явно заказной характер данного видеосюжета. Его цель – дезинформация и очернительство уважаемой, общественной, культурной организации, которая мужественно уже который год сопротивляется поглощению Министерством культуры РФ.
Уважаемый Олег Борисович! Не оставьте без внимания историю сюжета Александра Карпова. Этот сюжет компрометирует не только Международный Центр Рерихов, но, в первую очередь, российское телевидение, которое смотрят и которому должны доверять миллионы русскоязычных граждан по всему миру. Проведите настоящее журналистское расследование о деятельности МЦР и покажите его на канале Россия 1. Этот шаг будет достойным памяти выдающихся деятелей культуры России.
С уважением.
Председатель Культурного Центра имени Н.К. Рериха (Алматы, Казахстан)
Глущенко Л.И.
12.09.2016