Вступление. "Эзотерический источник этой книги"

«Инспирация» и «инспирированные композиторы»

Важнейшим понятием книги является инспирированность, инспирирование. Ему посвящена целая глава в начале книги, и много места во второй и особенно третьей части (а это две трети ее объема). По мнению С. Скотта, именно инспирированные композиторы (в отличие от неинспирированных) оказывают эволюционное воздействие на человечество, и их музыка рассматривается в книге в первую очередь.

«общеизвестно[1], что есть два вида композиторов: те, которых мы можем считать инспирированными высшими  силами, и противоположность им – неинспирированные, у которых отсутствуют качества первых и которые, следовательно, не могут быть проводниками высших сил. В нескольких словах, инспирированный композитор своей музыкой способствует формированию основных черт будущего, в то время как неинспирированный композитор передает большей частью только характеристики собственного времени».(Гл. 4. Инспирированные и неинспирированные композиторы, с. 10)

Давайте присмотримся к этому явлению  более внимательно и постараемся понять, что автор имеет в виду и как его утверждения  соотносятся с позицией  Живой Этики  и трудов Е.П. Блаватской  (ведь автор утверждает, что его книга дана из того же источника).

Что же может скрываться под словом «инспирированный», имеющим в русском языке несколько негативный, конспирологический оттенок («инспирировать заговор, покушение» и т.д.)?

 Если мы обратимся к словарю английского языка, то узнаем, что inspire и родственные ему inspirit, inspiration – имеют в русском языке значение не только инспирирование, но и (гораздо чаще) вдохновение, воодушевление, ободрение. Поэтому будет разумным вспомнить, что говорится в Живой Этике о вдохновении.

… понятие вдохновения присуще всем людям. Обычно оно приписывается лишь ученым, поэтам, музыкантам, художникам, но каждый, позаботившийся о своем сознании, может получить этот высший дар. (Аум, 451)

Если вдохновение связано с психической энергией, то и красота будет у того же источника. (Аум, 478)

Урусвати знает, как бережно нужно охранять великое природное качество вдохновения. Мы уже поминали о нем, но следует обратить особое внимание на эту связь с Миром Надземным. Само слово «вдохновение» уже указывает на нечто внешнее и ведущее. (Нз, 789)

Уже знаете насколько вдохновение соединяет с самыми Мощными Энергиями. (Аум, 446)

Излишне говорить о смысле устремления к Высшему Миру поэтам, музыкантам, художникам, ваятелям, певцам, ибо их выражение красоты основано на вдохновении. Кто же может обозначить грань между вдохновением и Иеровдохновением. Неразличима такая грань между вдохновениями. Каждое вдохновение содержит некоторую частицу Иеровдохновения. (Аум, 300)

Самое высшее есть Иеровдохновение, оно сопутствует во всей жизни. (МО, ч.2, 276)

Итак, вдохновение доступно всем. Оно основано на  связи с  Высшими Энергиями, в том числе  и всеначальной, Психической. Это великое природное качество. В каждом вдохновении есть искра Иеровдохновения, соединяющего с Высшим.

У С. Скотта

«Большинство форм инспирации возникают из соприкосновения с более высокими духовными уровнями или из контакта с Дева» (Гл. 12. Шопен, последователи Рафаэля и эмансипация женщины, с. 32)

Про более высокие уровни говорится весьма скупо, а вот про дэва – гораздо подробнее. Третья часть книги так и называется «Эзотерические наблюдения – музыка эволюции дэва или духов природы».

Кто же это -  дэва? Обратимся к «Теософскому словарю» Е.П. Блаватской [2]:

«Дэва есть небесное существо – доброе, злое  или нейтральное. Дэвы населяют «три мира», которые суть три плана выше нашего».

У С. Скотта дана другая трактовка этого понятия:

«…у Дэва речь идет о ступенчатой иерархии бестелесных существ, от самого малого духа природы до высочайшего Архангела». (примечание к гл. 12)

«Мы здесь соотносимся, конечно, с Дева-эволюцией, бестелесными духовными существами, которые имеют бытие во многообразии от малейшего духа природы до высочайших космических Иерархов».( Гл. 17 Оккультная конституция человека, с. 41)

В одном из Писем Е.И. Рерих разъясняет понятие Архангела (Космического Иерарха) так:

«…все Архангелы и Ангелы должны были пройти через человеческую эволюцию. (…)Если бы не эти величайшие Духи, давшие импульс к зарождению мысли на заре нашего земного, физического человечества и продолжавшие двигать эволюцию земного сознания на всем протяжении этого труднейшего и самого длительного процесса, то человечество земное и по сей час не вышло бы из состояния пещерных жителей. Именно Великие Архангелы и есть те Семь Кумар и среди них Наивысший, о которых говорится в Восточных Писаниях и в «Тайной Доктрине», пришедшие с высших миров и принесшие величайшую жертву тем, что, именно, Они воплощались как великие Основатели религий и царств, философий и т. д. на всех поворотных пунктах истории планеты, чтобы ускорить эволюцию человечества. Именно Архангел Михаил сейчас на страже судьбы нашей планеты».[3]

Следовательно, С.Скотт и его «учитель» почему-то(!) смешали «дэва», бестелесных духов,  с Великими Учителями человечества. Странно, не так ли?

Воздействие «дэва» в книге описываются так:

«…люди, инспирированные Дэва, настолько теряют собственное чувство правильного отношения и восприятия, что кажутся переполненными эгоизмом и подчеркнутым себялюбием. Это объясняется тем, что сами Дэва направлены чрезвычайно односторонне, а также имеют ограниченное представление о привычках, ограничениях и этических принципах нашего человеческого существования. (…) Им нужно только лишь "принести весть", и они для этой цели не позволят своим инструментам отсрочку.  (Гл. 14. Воздействие музыки Вагнера, с. 38)

Не кажется ли вам, уважаемый читатель, что такое состояние больше напоминает банальное одержание, чем высокое вдохновение?

Тем более, что некоторые композиторы, по версии Скотта, инспирировались «царством маленьких духов природы». Вновь обратимся к «Теософскому словарю»[4]. Там эти духи природы названы

«Элементалы. Духи стихий. Существа,  развивающиеся в четырех царствах или стихиях – земле, воде, огне и воздухе.(…) Эти силы как послушные посредники оккультистов могут производить разные действия, но служа элементариям (см.) – в этом случае они порабощают медиумов – будут вводить в заблуждение легковерных. Все низшие невидимые существа, порожденные на 5-м, 6-м и 7-м планах нашей земной атмосферы, называютсяы элементалами: пери, дэвы, (…) гномы, тролли, кобольды, домовые, водяные (…) и т.д. и т.д.»

Наиболее характерными композиторами, инспирированными этими сущностями, по Скотту,  являются Э. Григ и П.И. Чайковский. Чтобы уважаемый читатель не подумал, что тут какая-то путаница, предоставим слово С. Скотту.

«…Эдвард Григ стал посредником между царством маленьких духов природы и человечеством. (…) положение этих удивительных маленьких сущностей, относящихся к более низким дэва, можно сравнить как отношение наших домашних животных к нам. А это значит, что потребовать от их музыкального интерпретатора вдобавок еще и первого: высоких мотивов и глубокомысленности, значит ожидать невозможного».  (Гл. 19. Григ, Чайковский, Делиус, с. 46)

А теперь – Чайковский.

«…хотя большая доля его творчества, что совершенно очевидно, была лишь человечно-земной, несомненно, он должен был стать и посредником духа природы, так как он писал музыку природы. Но в его музыке не было той характерной субтильности и настоящие и четко выраженные представители духа природы[5] рассматривали его  как" музыкального плебея"».  (Гл. 19. Григ, Чайковский, Делиус, с. 46)

Равель и Дебюсси

«переросли его незрелые старания, которые, без сомнения, выглядели для них детскими забавами. Если мы все же, вопреки их критике, возьмемся исследовать часть музыки Чайковского, то мы обнаружим определенный вид удивительной примитивности, так же, как и у Грига»  (Гл. 19. Григ, Чайковский, Делиус, с. 47)

Ну что тут скажешь? Умеет С. Скотт делать комплименты!

Не повезло с дэва и Р. Вагнеру, характер которого

«был не только его собственным, но и частично определялся более низкими национальными Дэва, которые им овладели, а отсюда искажение: полу-человеческое, полу-Дэва». (Глава 14. Воздействие музыки Вагнера, с. 38)

Были, разумеется, композиторы, находившиеся, по мнению С. Скотта, в контакте с более высокими дэва – А.Н. Скрябин и С. Франк. Но после всех приведенных нами характеристик дэва и особенностей их влияния на композиторов – как-то опасаешься считать это великой заслугой.

Таким образом инспирированность у Скотта – форма одержания, когда композитор является «инструментом»  астральных  сущностей того или иного уровня.

Воздействие музыки европейских композиторов.

Немного истории. Немного музыкальной  теории. Заключение.


[1] Кому? Здесь Скотт применяет распространенный прием манипуляции, когда факт, который нужно доказать, объявляется апиорным.

[2] Е.П. Блаватская «Теософский словарь» М. «Эксмо» 2003 г., с. 193

[3] Е.И. Рерих, Письма, т. 2 МЦР, М. 2000, стр. 516, от 12. 12. 1934,  В.А. Дукшта-Дукшинской

[4] Е.П. Блаватская «Теософский словарь» М. «Эксмо» 2003 г, с. 616

[5] По контексту речь идет о К. Дебюсси и М. Равеле