Н.К. Рерих Эрдени Мори (монгольский эпос)

 

Битва со змием

Образы змееборцев

в художественном творчестве Н.К. Рериха

 

 

Урусвати знает, что Мыслители древности называли земную жизнь единоборством с хаосом. Одиноко отважный воин облекался в тяжкий доспех и устремлялся на поиски дракона хаоса. Воин мог знать, что дракон подстерегает его на всех путях, но изменчив облик дракона, находчиво должен был воин распознать его.[…]Спросят – "Почему воин должен был покинуть Надземную Крепость? Разве он не мог со стен разить врага; разве у него не было копья и стрел? Вокруг Твердыни, наверно, тоже гнездятся драконы?" – Но дело в том, что воин должен найти самых сокровенных чудищ. Они сокрыты в дальних ущельях. Чем труднее, тем светлее подвиг, тем победоноснее возвратится воин в Твердыню свою.

Надземное, 803

 Символ Змия или Дракона – один из самых многозначных в мировой культуре.  Изображения змиев, имеющие сакральный, сокровенный смысл, встречаются на всех континентах. Мифы и легенды о мудрых или, напротив, коварных змиях и драконах присутствуют в духовной жизни всех народов Евразии, Африки, Южной и Северной Америки, Европы. Культурные герои получают от змиев сокровенные знания или вступают с ними в схватку.

В Учении Живой Этики змий также упоминается и как Солнечный Змий -  знак высших духовных достижений, «Змий Огненный, поднимающийся над “чашей”» [9, с. 23, §26], и как один из символов Хаоса [17, с. 34, §46].

Е.И. Рерих писала:

«Все Элохимы и Учителя Света носили в древности наименование – Змий Мудрости. Лишь позднейшая эпоха невежества сделала этот мудрый символ синонимом всякого зла и коварства» [11, c. 382].

Е.П. Блаватская в «Тайной Доктрине» пишет об этом символе:

« […]Астральный Свет или Эфир древних язычников – наименование Астральным Светом совершенно современно – есть Дух- Материя. Исходя из чисто духовного плана, он уплотняется по мере своего нисхождения, пока не становится Майей, Змием обольстителем и искусителем на нашем плане» [2, c. 120-121].

В истории христианства несколько святых имели свои битвы со змиями или драконами.

В  Откровении Святого Иоанна Богослова (Апокалипсис), Архангел Михаил побеждает в небесной битве семиглавого и десятирогого дракона, преследующего «жену, облеченную в солнце» и рожденного ею младенца (Откр. 12, 1-17). Е.И. Рерих в одном из писем пишет:

«Можно припомнить легенду о «Жене, Солнцем облаченной» в герметической литературе. Много параллелей можно привести, ибо каждый народ воздавал лучшее почитание Матери Мира» [12, c. 528].

В житии Святого Великомученика Георгия Победоносца рассказывается о посмертном чуде битвы Георгия со змием в окрестностях Бейрута в Палестине ради спасения царской дочери [5, c. 358-395].

Е.П. Блаватская пишет:

«Самаэль или Сатана – Змий-Искуситель Книги Бытия и один из первоначальных Ангелов, которые восстали, – есть имя «Красного Дракона». […] Он сражен Михаилом и еще раз убит Св. Георгием, тоже являющимся Победителем Дракона» [3, c. 483].

 Феодор Стратилат, еще один почитаемый святой воин-мученик, победил чудовище в образе змея, чтобы избавить свою родину от бедствий, приносимых этим чудовищем [6, c. 160-173].


Архангел МихаилЧудо Геогия о змиеСвятой Феодор Стратилат

Архангел Михаил. 2-я половина ХVII в.
Чудо Георгия о змие. Новгородская икона, ХV в.
Святой Феодор Стратилат поражающий мечом змия (со сценами страдания и святыми на полях). Русская икона, ХIХ в.

Змий и победа над ним не только символ победы над стихийной материей, но и овладение своим Высшим Эго. 

«[…]с точки зрения космологии, все Драконы и Змеи, пораженные своими «Победителями», по происхождению своему являются непокорными, буйными, беспорядочными началами в Хаосе, которые приведены в порядок Солнечными Богами или Творческими Силами» [3, c. 483-484],

- пишет Е.П. Блаватская в «Тайной Доктрине».

В творчестве Н.К. Рериха змий также предстает в двух ипостасях. На картинах «Нагарджуна – победитель Змия» и «Змий древний (Рождение Мистерий)» из серии «Знамена Востока» он есть символ высших духовных достижений.


 Н.К. Рерих Нагарджуна - победитель ЗмияН.К. Рерих Змий древний (Рождение Мистерий)
Н.К. Рерих. Нагарджуна – победитель Змия 1925 г. Холст, темпера. 76,2×122. Международный Центр-Музей им. Н.К. Рериха, Москва, Россия
Н.К. Рерих. Змий древний (Рождение Мистерий) 1924 г. Холст, темпера. 73,6×117. Международный Центр-Музей им. Н.К. Рериха, Москва, Россия
Но есть у Рериха целый цикл картин, где образ змия приобретает зловещие черты. Это «Крик змия», а также картины «Град обреченный»  и «Град умерший», на которых изображен некий город, который охватил кольцом гигантский змий. Этот сюжет восходит, с одной стороны, к сну Е.И. Рерих [10, c. 62] о гигантском змее, поглотившим всё вокруг; с другой стороны - к древнескандинавским мифам о  Ёрмунганде, мировом змее, окружившем мир людей Мидгард и побежденном молотом (символом Огня) бога Тора [4, с. 270-271].

 Н.К. Рерих Крик змияН.К. Рерих Град обреченный. Н.К. Рерих Град умерший
Н.К. Рерих. Крик змия. 1914 г. Дерево, темпера. 84 x 98. Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Н.К. Рерих. Град обреченный. 1914 г. Картон, темпера. 51 х 75.6. Частная коллекция
Н.К. Рерих. Град умерший. 1918 г. Фанера, масло. 44.5 x 67. Музей Николая Рериха, США. Нью-Йорк

Одно из первых обращений Н.К. Рериха к теме битвы богатыря-героя с образом мирового зла, змием – картина «Бой со змеем (эскиз занавеса)». На ней в стиле древнерусской живописи изображена битва героя с многоглавым чудищем. На переднем плане в стилизованной пещере (огороженном пространстве) изображена фигура сидящей женщины, увенчанной короной.

Н.К. Рерих. Бой со змеем (эскиз занавеса). 1912 г. Бумага на холсте, акварель. 66.5 x 86 см. Рязанский государственный областной художественный музей им. И.П. Пожалостина. Россия 

Картина наполнена символами: мировое древо, единорог, лев, вещие птицы и др. Также многажды повторен сокровенный солярный и огненный символ – крест в круге, который, по свидетельству Е.П. Блаватской, является вариантом свастики, символом Солнца [4, c. 270-275].

Сюжет картины восходит, возможно, к библейскому образу битвы Архангела Михаила с драконом для защиты «жены, облаченной солнцем» из Откровения Святого Иоанна Богослова. Но, возможно, что это обобщенный образ битвы Героя со Змием ради спасения Женского Начала в Мироздании.

В 1933 году, в предчувствии надвигающихся событий Второй мировой войны Н.К. Рерих создает картину  «Свет побеждает тьму». У Н.К. Рериха есть очерк с таким же названием, но сами эти слова Н.К. Рерих услышал в Центрально-Азиатской экспедиции от старого бурята. Он пишет об этом в очерке «Монголы» [14, c. 226]. Эти же слова повторены в книге Учения Живой Этики «Мир Огненный» (ч. 3, § 258), записи для которой делались Е.И. Рерих в 1934-1935 гг.


 Н.К. Рерих Свет побеждает тьму
Н.К. Рерих. Свет побеждает тьму. 1933 г. Холст, темпера. 74.5 x 74.5. Аллахабадский муниципальный музей. Индия

На картине в стиле, близком к Северному Возрождению изображается битва героя со змием. Композиция этой картины (круг - тондо, вписанный в квадрат) также напоминает работы мастеров эпохи Ренессанса. Именно в такой форме написана всемирно известная картина Рафаэля «Мадонна Конестабиле», находящаяся в Эрмитаже (Санкт-Петербург, Россия). Воин, поражающий дракона копьем, как бы взывает к героическому прошлому народов Европы. Художник обращается ко всем странам, которые скоро станут ареной страшной войны.


Н.К. Рерих Победа
Н.К. Рерих. Победа (Змей-Горыныч). 1942 г. Xолст, темпера, 76,2 х 122. Дом Ученых СО РАН, Академгородок, г. Новосибирск, Россия

Вновь к этой теме Н.К. Рерих возвращается в 1942 г. Это был год предшествующий и победе в Сталинградской битве и многим другим победам Великой Отечественной войны. И картина «Победа (Змей-Горыныч)»  была, безусловно, духовным предвидением приближающихся свершений. На ней на фоне заснеженных горных вершин изображен русский богатырь в доспехах, только что поразивший мечом дракона, издыхающего у его ног. Сполохи огня еще освещают небо, тени скрываются в рельефе горных склонов, воин еще не выпустил меч из рук, но дракон побежден и  Победа одержана.  Она уже живет в пространстве Высших измерений.

У Н.К. Рериха есть еще одно произведение, посвященное герою-змееборцу. Это созданная в 1940 году,  который Рерихи называли «со-роковым», картина «Весть Тирону».


 Н.К. Рерих Весть Тирону
Н.К. Рерих. Весть Тирону. Холст, темпера. 76.5 х 122. Принадлежит Международному Центру Рерихов. Находится в Государственном музее искусства народов Востока. РФ. Москва

На этой картине нет изображения битвы со змием и даже не изображен сам Феодор Тирон, великомученик эпохи гонений на христианство в Римской империи 3-4 вв. На ней мы видим только пожилого человека в богатой царской или боярской одежде в момент получения им вести о предстоящей битве, вызова на бой, посланного при помощи стрелы с навернутым на неё свитком-письмом. По свидетельству Н.К. Рериха так посылали приказ о мобилизации или призыв на битву в Монголии [13, c. 76] и Тибете [16, c.717].

В «Житиях Святых», составленных святителем Дмитрием Ростовским на основе наиболее древних переводов с греческих источников, Феодору Тирону посвящен большой раздел – «Страдания Великомученика Святаго Феодора Тирона» [6, c. 307-316]. В нем рассказывается, что Феодор Тирон (по латыни – новобранец, новый воин) во времена гонений на христианство (в царствование императора Галерия) во всеуслышание отказался принести жертву языческим богам. Его пытались увещевать и оставили на свободе в надежде, что он одумается. Но Тирон не только продолжал проповедовать среди окружающих свою веру, но и поджег храм (капище) языческой богини Кибелы. За это был схвачен, заключен под стражу, подвергнут страшным мучениям и казнен.

Но существует и апокрифическое житие Тирона «Чудо бывшее Феодора Тирона, како выведе мать от змеа» [8, c. 24]. Именно этот апокриф стал источником сюжетов для икон, на которых изображалась битва со змием Феодора Тирона, а также многочисленных духовных стихов, широко распространившихся на Руси со времени принятия христианства.  Исследователи ХIХ и ХХ века записывали их в Центральной России, в Поволжье, среди старообрядцев Севера, у староверов-некрасовцев, возвращавшихся в первой половине ХХ века в Советский Союз  из Турции [1], а также в Сибири (на территории современного Казахстана) [8, c. 23-37].


 Никифор Савин. Чудо святого великомученика Христова Федора Тирона
Никифор Савин. Чудо святого великомученика Христова Федора Тирона. Строгановская школа, начало 17 в., Русский музей, СПб, Россия

В духовных стихах, собранных известным фольклористом начала ХХ века А.А. Коринфским [7, c. 136-141], и другими исследователями рассказывается о том, как царь Константин Самойлович (некий обобщенный образ благочестивого православного царя) получил при помощи стрелы вызов на бой  от царя иудейского. Все богатыри и знатные бояре его царства отказались выступить на защиту своей страны, и только юный отрок Феодор (в некоторых вариантах стиха подчеркивается, что ему было всего двенадцать лет) принял вызов, в одиночку вступил  в бой с захватчиками и победил их в жестоком бою.  Вернувшись домой, он оставил своего верного коня на попечение матушки и прилег отдохнуть. В это время его мать похитил  змий и унес за далекие моря в свою пещеру. Феодор Тирон вступил в битву с чудовищем и победил его, освободив свою мать. В этом сюжете прослеживается связь с  картиной «Битва со змием (эскиз занавеса)», о которой шла речь выше.

Образ юного богатыря, в одиночку вступившего в битву с врагами, для Н.К. Рериха стал одним из героев Руси, которых в своей живописи он призывал к обороне Родины, в предчувствии страшных испытаний для неё. 14 февраля 1940 года в очерке «Народность» он упоминает картину «Весть Тирону» в одном ряду с богатырями и святыми Земли Русской:

«Сейчас пишу картины "Весть Тирону" - призыв к обороне Родины, и "Новая Земля" - новгородцы в Арктике. Еще одна моя русская картина теперь в Музее Траванкора - "И открываем врата". Мой "Микула Селянинович" прошелся здесь по четырем городам. […] Написана еще картина "Армагеддон". Вот уж, поистине, "Армагеддон", да еще какой! […] Сейчас столько смущения повсюду, что радость особенно нужна. Хороша радость, живущая в красоте и научной реальности. На просторах русских столько еще не вскрытого. Пусть Микула богатырски выоривает (от славянского слова «орать» - пахать, ср. «орало» - плуг, соха у славян. Прим.сост.) русскую славу. Все, что найдет народ русский, будет к украшению и прославлению. Русь захороненная, Русь подземная, покажись во всем величии!» [15, c. 300].


Н.К. Рерих И открываем врата
Н.К. Рерих.  И открываем врата. 1939 г. Холст, темпера. 79.5 х 120. Sri Chitralayam Art Gallery (галерея "Шри Читралайам"). Индия. Тируванантапурам

В картинах и очерках Н.К. Рерих пробуждает огненные образы защитников и заступников Родины в предстоящей Битве. Так Феодор Тирон, юный герой, который в одиночку выходит биться с несметными вражескими полчищами, становится в один ряд с богатырями и святыми подвижниками Земли Русской и все они сливаются в собирательный образ Ивана Стотысячного, которому предстоит спасти свою страну.

Сюжет битвы со змием, многозначный и сокровенный, в творчестве Н.К. Рериха становится символом Великой битвы за Родину, против темных сил, символом противостояния злу, а богатыри, вступавшие в эту битву – олицетворением Света и Победы в сражениях земного Армагеддона.


Садовская И.А., Культурный Центр им. Н.К. Рериха, Алматы, Казахстан.

Опубликовано в сборнике: Стремление к прекрасному - путь эволюции: материалы Международной научно-общественной конференции 17 октября 2020 г. - Иркутск: Репроцентр+, 2021. -  С. 252 - 259.

Октябрь,  2020 г.


Литература

1.  Бахтина В.А. Духовный стих о Святом Феодоре Тироне (этнорегиональные трансформации)// Центр изучения традиционной культуры европейского Севера [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://folk.pomorsu.ru/index.php?page=booksopen&book=2&book_sub=2_4 (дата обращения 5.10.2020)

2.  Блаватская Е.П. Тайная Доктрина. Синтез науки, религии и философии. Т. 1, кн. 1. М.: КМП «Сиринъ», 1993.

3.  Блаватская Е.П. Тайная Доктрина. Синтез науки, религии и философии. Т. 2, кн. 3. М.: КМП «Сиринъ», 1993.

4.  Блаватская Е.П. Фрагменты оккультной истины. М.: Эксмо, 2002. 832 с.    

5.  Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней св. Димитрия Ростовского (репринт).  Киев: Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра, 2004.  Т. VIII. Месяц апрель.    

6.  Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней св. Димитрия Ростовского (репринт).  Киев: Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра, 2004.  Т. VI. Месяц февраль.

7.  Коринфский А.А.  Народная Русь: Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа. Смоленск: Русич.  1995.    

8.  Кузнецова В.С. Духовный стих о святом Феодоре Тироне и его русская сибирская запись// Сибирский филологический журнал.  2020.  № 2.  

9.  Мир Огненный. Ч.1.  М.: Международный Центр Рерихов, 2016, 504 с. (Учение Живой Этики).

10. Рерих Е.И. У порога Нового Мира. 2-е издание. М.: Международный Центр Рерихов, 2007. 464 с.

11. Рерих Е.И. Письма. Т. 6. М.: Международный Центр Рерихов, 2006. 560 с., илл.

12. Рерих Е.И. Письма. Т. 9. М.: Международный Центр Рерихов, 2009. 608 с., илл.  

13. Рерих Н.К. Алтай-Гималаи: Путевой дневник. Рига: Виеда. 1992.

14. Рерих Н.К. Листы дневника, т. 1. М.: МЦР. 1995. 672 с.

15. Рерих Н.К. Листы дневника. Т. 2. 2-е издание. М.: Международный Центр Рерихов, 2000. 512 с., тон. илл.     

16. Рябинин К.Н. Развенчанный Тибет. (Приложение 4. «Еще несколько зарисовок тибетской действительности»).  Амрита-Урал. 1996.

17. Сердце. М.: Международный Центр Рерихов, 2012. 464 с. (Учение Живой Этики).


 Главная   >   Публикации о картинах       Опубликовано: 17.06.2021