Елена Петровна Блаватская
о науке
Фрагменты из книги "Разоблаченная Изида",
т. 1, "Наука"
Миссия Елены Петровны Блаватской, великой дочери России, ученицы Учителей Мудости Востока, до сих пор не получила достойной оценки в современной науке. По свидетельству Е.И. Рерих, "она была Великим Духом, принявшим на себя тяжкое Поручение – дать сдвиг сознанию человечества, запутавшегося в мёртвых тенетах догм и устремлявшегося в тупик атеизма."
Фундаментальный труд Е.П. Блаватской "Разоблаченная Изида, ключ к тайнам древней и современной науки и теологии" был создан по Указанию Учителя и опубликован в 1877 году. Книга состоит из двух томов − "Наука" и "Теология". Первый том анализирует причины кризисных явлений в науке, ставших заметными уже в 19 веке и до сих пор не преодоленных. Поэтому сформулированные Е.П. Блаватской проблемы современного ей научного знания и предлагаемые пути их решения, продолжают быть актуальными и в 21 веке.
Предлагаем вашему вниманию небольшие фрагменты, взятые из первого тома этой книги.
Братство, п. 10
О современной науке
По отношению к науке, в целом, как к божественной цели, весь цивилизованный мир должен бы испытывать глубокое уважение, ибо одна только наука может дать человеку возможность понять божество путем правильной оценки его творений [с. 173].
Знание (…) растет с увеличивающейся скоростью, но не великой корпорации ученых следует воздавать за это честь. Каждый миг они старались делать всё возможное, чтобы сокрушить новое открытие вместе с открывателем. Слава тому, кто победил всё это своей отвагой, интуицией и упорством. Мало в природе сил, которые, после объявлении об их открытии, не были бы осмеяны, а затем отброшены, как абсурдные и ненаучные. После принижения гордости тех, кто ничего не открыли, после удовлетворения справедливых требований, в которых отказывали до тех пор, пока это было возможно – увы, к несчастью для человечества! – новооткрыватель, как это часто бывает – сам, в свою очередь, становится угнетателем по отношению других открывателей в области естественных законов. Так, шаг за шагом, человечество движется по своему кругу знания; наука постоянно поправляет свои ошибки и переприспасабливает ко следующему дню ошибочные теории предыдущего дня [с. 169].
Осторожность, выросшая из установившейся в исследованиях привычки; экспериментальное продвижение от мнения к мнению, вес, придаваемый признанным авторитетом – всё это благоприятствует консерватизму мысли, который, естественно, уводит в догматизм. Ценою научного прогресса обычно является мученичество и остракизм, выпадающие на долю новатору [с. 168].
Взгляните на научный мир нынешнего дня, и увидите, как атомные теоретики накладывают заплаты на свои в клочья изорванные одежды, чрез которые проглядывали недостатки их специальной области. [...] Они забрасывают свои сети в океан материальной науки только для того, чтобы порвались их ячейки, как только они наткнутся на какую-нибудь из ряда вон выходящую проблему. Воды этого океана подобны водам Мертвого моря – горьки на вкус; и такие плотные, что ученые едва могут погрузиться в них, а еще менее нырнуть до дна – это море, из которого ничто не вытекает, и нет жизни ни под его волнами, ни по побережью. Это темная, зловещая пустыня; оно не дает ничего, чем стоило бы обладать, потому что все, что оно дает – без жизни и без души [с. 564].
Сегодня наука отвергает многое, что она вынуждена будет принять завтра. Менее, чем сто лет тому назад Академия отвергла Франклиново электричество, а в настоящее время едва ли можно найти дом без электрических проводов на крыше [с. 242].
О материализме
…материализм Сегодняшнего Дня родился от грубого Вчера. Если его рост не задержать, он станет нашим господином. Он внебрачный потомок Французской революции и ее реакции против слепой религиозной набожности и притеснения. […] Мы возвышаем свой голос за духовную свободу, мы – за освобождение от всякой тирании, будь то тирания науки или богословия [с. 64].
...здание материализма обосновано целиком на его грубом фундаменте - рассудке [с. 172].
Так как теперь считается нефилософским искать первопричины, то ученые теперь занимаются разбором их физических следствий. Поэтому область научных исследований ограничена физической природой. И когда границы ее достигнуты, исследование должно остановиться, и их работа должна начаться сначала. Несмотря на заслуженное ими уважение, они напоминают белку, крутящую свое колесо, ибо они обречены крутить свою «материю» снова и снова. Наука – великая мощь, и не нам, пигмеям, ставить ее под сомнение. Но сами «ученые» не более являются воплощением науки, чем люди нашей планеты являются самой планетой [с. 71-72].
Об эволюции
Эволюция – развитие высшего порядка животных из более низкого. Современная или так называемая точная наука признает только одностороннюю физическую эволюцию, предусмотрительно избегая и игнорируя высшую или духовную эволюцию, признание которой вынудило бы наших современников признать превосходство древних философов и психологов над ними самими. Мудрецы древности, поднявшись до непознаваемого, выбрали в качестве отправной точки первое проявление невидимого, неизбежного, и путем строго логических рассуждений пришли к абсолютно необходимому творящему Существу, к Демиургу вселенной. У них эволюция начинается от чистого духа, который спускаясь все ниже и ниже, принимает, наконец, видимые и постижимые формы и становится материей. Дойдя до этой точки, они размышляют методом Дарвина, но на гораздо более обширной и всесторонней базе [с. 56-57].
У философов древности эволюция представляла универсальную теорему, всеохватывающую доктрину целого и установленный принцип; тогда как наши современные эволюционисты в состоянии преподносить нам только спекулятивные теории; с частично, если не полностью отрицательными теоремами. И напрасно представители нашей современной мудрости закрывают обсуждение и претендуют на разрешение вопроса только потому, что затемненная фразеология Моисеевых повествований не согласуется с определенными толкованиями «точной науки» [с. 227].
Из беспредельного протяжения космической материи, которая образовалась от его (действенного космического принципа – прим.) дыхания или воли, эта космическая материя – астральный свет, эфир, огненный туман, жизненный принцип – не имеет значения, как мы назовем ее, этот творящий принцип или, как наша современная философия называет ее, закон эволюции, посредством приведения в движение сил, которые были в ней латентны, образовал солнца и звезды и сателлиты; управлял их размещением по нерушимому закону гармонии и населил их «всякими формами и качествами жизни» [с. 242].
Наука и религия
...современная наука, пренебрегающая разгадкой истинного смысла Библии и позволяющая всему христианству продолжать верить в мертвую букву еврейского богословия, тем самым молчаливо становится сообщницей фанатичного духовенства. Она не имеет права высмеивать записи народа, который писал, не зная, что они получат такое странное истолкование в руках одной враждебной религии и что их священнейшие тексты обернутся против собственного народа, и что кости мертвых заглушат дух истины, – это грустная черта христианства! [c. 596]
Нет Бога? Нет души? Страшная разрушительная мысль! Сводящий с ума кошмар безумного атеиста, представляющийся его горячечному взору вроде уродливой непрестанной процессии искр космической материи, никем не созданной, самопроявляющейся, самосущей и саморазвивающейся, и это Я не Я, ибо оно никто и ничто, и оно плывет ниоткуда, и нет причины, двигающей его, ибо нет никакой Первопричины, и всё стремительно несется никуда. И всё это происходит в круге Вечности, слепой, инертной и беспричинной [с. 29].
...пока духовенство, придерживаясь своих собственных толкований Библии, и наука, считающаяся только со своим самодельным Кодексом возможного в природе, — отказываются даже выслушивать спиритуалистов, — истинная наука и истинная религия молчат и с серьезным вниманием ожидают дальнейшего [c. 19].
Но в то время, как богословие оттеснено назад, на задний план, ученые обеими руками ухватились за скипетр деспотизма и употребляют его, как херувим пламенный меч, чтобы не допустить людей к древу вечной жизни, удерживая их в мире тленной материи [с. 170].
Цитируется по изданию:
Блаватская Е.П. Разоблаченная Изида, том 1. - М.: Изд-во Эксмо, 2002. - 832 с.
Составитель: Садовская И.А., Культурный Центр им. Н.К. Рериха.
Главная > Журнал "Восхождение" > Елена Петровна Блаватская Опубликовано: 7.05.2021