Чингис - хан.
По книге д-ра Эренжен Хара-Давана
«Чингис-хан как полководец и его наследие.
Культурно-исторический очерк Монгольской империи 12 – 14 веков.»
(Алма-Ата, издательство «КРАМДС – Ахмед Яссауи», 1992 г.)
…В свое время я был рад получить книгу доктора Хара Давана о Чингис-хане. Автор сам принадлежит к народам Востока, и потому его проникновенные оценки еще более убедительны. Он знает, о чем говорит. Также необыкновенно глубоко понимал великого воителя Азии и недавно скончавшийся Владимирцов. Как ценно встречать в жизни справедливые суждения…
Н.К. Рерих «Дары Востока» («Листы дневника», т.1)
Наука русского зарубежья
Наше знание русской зарубежной культуры было и остается неодинаковым в разных ее областях. Если имена деятелей искусства, писателей пользуются известностью, то с представителями русской зарубежной науки мы знакомы меньше, а о некоторых именах мы ничего не знаем.
Между тем наука в русском зарубежье развивалась ничуть не менее, а может быть более интенсивно, чем на покинутой эмигрантами Родине.
К числу выдающихся деятелей этой науки, без сомнения с полным правом может быть причислен и доктор Эренжен Хара-Даван, покинувший Россию в первом потоке русской эмиграции и обосновавшийся в Югославии.
В своей научной деятельности за рубежом Хара-Даван примкнул к одной из наиболее значимых и крупных историко-политических школ, получившей название «евразийство»
Евразийцы стремились разобраться в глубинных корнях истории России, осмыслить естественно-исторические закономерности жизни народов и государств и достигли на этом пути впечатляющих успехов.
Именно они научно обосновали идею существования России-Евразии как особого историко-культурного региона, равно несхожего с Западной Европой, Ближним Востоком или Китаем.
Именно Россия-Евразия рождает идеи братства и естественной исторической близости между всеми разнообразными евразийскими народами.
Именно евразийцы предложили абсолютно новый взгляд на ту роль, которую сыграло военно-политическое наследие Чингис-хана в русской истории. Евразийцы стали первыми русскими учеными, отказавшимися от концепции татаро-монгольского ига. Эта концепция, по утверждению Л. Гумилева, заимствованная и очень поверхностная, официально утвердилась в русской историографии со времен Татищева В.Н. и Карамзина Н.М., т.е. с окончательной победой русского западничества.
Виднейшими представителями евразийства стали Трубецкой Н.С., Савицкий П.Н. Вернадский Г.В., Н. Толль, Э. Хара-Даван.
Книгу «Чингис-хан как полководец и его наследие. Культурно-исторический очерк Монгольской империи ХII-ХIVвв.» Хара-Даван издал на собственные средства в 1929 г. В качестве источников для своей работы он использовал сборник летописей персидского историка Рашид-ад-Дина (1247-1318), арабские и китайские хроники, а также монгольское «Сокровенное сказание о Чингис-хане» написанное неизвестным автором в 1240 г.
Не дошли до нас:
«Золотая книга царствования Чингис-хана»;
«Джасак» - кодекс чести Чингис-хана, сборник постановлений, кодификация монгольского права, народных обычаев и воззрений (сохранился обрывочно в виде цитат в поздних летописях и исторических сочинениях);
«Билик» - сборник изречений Чингис-хана (также известны по ссылкам на них у восточных писателей).
Чигнис-хан
Родился в 1155 г.
Провозглашен ханом в 1206 г.(в 51 год)
Скончался в 1227 г. (в 72 года)
Печать Чингис-хана именовалась Печатью Владыки человечества. По представлениям современников, являл собою Могущество Божье на земле. Был провозглашен Божественным Чингис-ханом (Суту–Богдо–Чингис-хан).
«Пусть будет твое прозвище Чингис. Ты стал Царем царей. Всевышний Господь повелел, чтобы призвание твое было: Чингис-хан, Царь царей, Государь государей», - объявил шаман Кэкчу. «Бог на небе. Ха-Хан (император- кит.) - Могущество Божье на Земле.»
Кочевник, незнакомый с письменностью, круг занятости которого в детстве и юности ограничивался охотой и скотоводством. Составил кодекс законов для 50 народов.
Темучин, будущий Чингис-хан, родился в феврале 1155 года на берегу р. Онон, в урочище Делигюн-Болдок, носящем и по сие время это имя.
Отцом его был Исугей-багатур – человек знатного рода, пользовавшийся в своем народе известностью и репутацией храбреца. Он был избран своими друзьями и двоюродными братьями главой рода Киюй-Борджигин и родственного главного рода Нирун.
Он имел еще трех братьев. Их общим отцом был Бартан-багатур.
Родоначальником рода в 12 колене считался Бюрте-Чоно(бурый волк), женатый на Гоа-Марал (прекрасная лань).
Познание своей генеалогии до 7 колена и выше в обычае монголов и в наши дни.
Малыми детьми из уст своих родителей они знакомятся с происхождением и историей своего рода и племени.
Исугей –багатур был храбрый удалец, вел войны с другими монгольскими племенами, особенно с татарами, а также с войском цзинским.
Слава о нем распространилась широко, и имя его было почитаемо и произносилось с уважением во всей Монголии.
Рождение Темучина, первенца в семье, сопровождалось предзнаменованиями. Монголо-китайские летописи «Сокровенное сказание» повествуют следующее.
«Исугей-багатур предпринял поход против племени татар и взял в плен их вождя – Те-му-чэна. Одновременно его жена родила сына, у которого в руке оказался крепко зажатым ком крови, подобный красному камню. В память военного успеха ребенка назвали Те-му-чином».
Когда Темучину исполнилось 9 лет, Исугей поехал, по обычаю монголов, сватать ему невесту в дальний род (во избежание близких родственных браков). По дороге он встретился с другим вождем Дай-Сеченом, который сказал, что видел пророческий сон о союзе с родом Борджигинов, и что у него есть девятилетняя дочь Борте.
Сватовство было закреплено обменом подарками.
На обратном пути Исугей-багатур был отравлен татарами, коварно заманившими его к себе под предлогом какого-то пиршества. Отрава подействовала не сразу, и он умер некоторое время спустя по возвращении домой.
Темучин остался 9-ти лет в семье из матери и двух братьев.
Подчиненные Исугей-багатуру члены рода захватили весь скот и откочевали, оставив семью своего бывшего предводителя без средств к существованию.
Умная и энергичная мать Оэлен-эке (мать-облако) схватила знамя своего мужа и с немногими оставшимися верными людьми погналась за ушедшими. Кое-кого уговорила вернуться, но ненадолго . У монголов не дано женщине владеть родом.
Окончательно брошенная семья оказалась в тяжелом положении. Весь скот был угнан. Темучин с братьями добывали сурков и барсуков для еды. Часто приходилось питаться растительной пищей, что у монголов считается крайней бедностью.
Выносливость была первым наследством, полученным Чингис-ханом.
На молодом Темучине и его братьях лежало много обязанностей. Мальчики ловили рыбу в реках во время перекочевок. Небольшие табуны были под их попечением. Разведывали новые места для пастбищ. Охраняли семью и табуны от мародеров. При этом приходилось проводить ночи на снегу без огня. Приучались сутками находиться в седле без пищи.
Мать Темучина, как повествует «Сокровенное сказание» «знала много древних слов». Смерть мужа не подорвала ее душевных сил. Она поняла, что будущность детей зависит от воспитания, соответствующего их аристократическому происхождению.
Она воспитывала их на богатырском эпосе, на историях монгольских ханов, славного их прадеда Кабул-хана, его знаменитого сына Котул-хана.
Она внушала своему первенцу, что настоящее скромное положение временное, что он вернет семье ее достояние и отмстит роду тайчиутов, которые покинули семью после смерти Исугея, а также коварным татарам, убийцам отца.
Все это ложилось в сердце Темучина. Он вырос в молодцеватого и даровитого юношу и враги начали опасаться, что из него выйдет в будущем багатур, способный отомстить за перенесенные семьей унижения.
Тайчиуты решают, что этого подраставшего опасного соперника необходимо устранить, пока не поздно.
Их вождь Торгутай объявляет себя властелином земель, которые когда-то принадлежали Исугею, и начинает преследовать Темучина.
Он нападает на стойбище семьи и берет Темучина в плен. На него надевают тяжелую колодку, охватывающую шею и запястья рук и оставляют в степи под присмотром часового. Ночью Темучин оглушает часового ударом колодки по голове и прячется в р. Онон от погони. Один из преследователей, Сорган-Шира, замечает голову Темучина в камышах и говорит ему следующие слова: «Вот именно за такие твои способности тайчиуты и ненавидят тебя. У тебя огонь в глазах и свет в лице. Я тебя не выдам». Когда опасность миновала, этот человек разбил колодку и отпустил Темучина.
Темучин обладал удивительной способностью быстро приобретать друзей. Это очень помогало ему в утверждении его авторитета.
Он встречал людей, которые проникались к нему верностью и становились соратниками. Так было и с Богурчи, его первым преданнейшим полководцем, и с Джамугой – другом детства и названным братом. Его родной брат Касар стал признанным стрелком, а брат Бельгутей – знаменитым силачом.
Темучин вырос в юношу высокого роста, крепкого телосложения с выразительными глазами.
Нрав у него был крутой, но уравновешивался личным обаянием. Ярко проявлялась в характере выдержка и властность.
Был несловоохотлив, говорил всегда только после зрелого размышления. В характере самого Темучина было глубоко заложено великодушие и чувство благодарности к тем, кто ему верно служил.
Умел хитростью уравновешивать коварство врагов.
Никогда не нарушал слова, данного своим соратникам.
Позднее он говаривал: «Несдержание своего слова со стороны правителя является гнусностью».
Был чужд порочных наклонностей. Самой большой его страстью была охота, которой он предавался в обществе своих друзей и братьев. Эта страсть сохранилась у него до самой смерти. При дележе добычи был справедлив и требовал того же от других.
Женитьба Темучина
Несмотря на изменения в положении семьи после смерти Исугей-багатура, Темучин с братом поехали за сосватанной еще отцом невестой.
Брак состоялся. Борте, в качестве свадебного дара, привезла мужу шубу из черных соболей, которая для неимущего Темучина представляла целое состояние.
После женитьбы Темучин решил возобновить отношения с названным братом своего отца Торгул-ханом, который занимал земли в бассейне р. Толы, на которой стоит современная столица Монголии.
Темучин в сопровождении братьев отправляется в ставку Торгул-хана, напоминает ему об узах, связывающих его с покойным отцом, приносит ему в дар ту самую соболиную шубу и просит разрешения называть себя сыном Торгул-хана.
Торгул-хан обещал Темучину свое содействие и покровительство. С помощью своего нового покровителя Темучину удалось собрать под свою власть часть своего рода и таким образом стать во главе небольшой дружины.
Однажды стойбище Темучина подверглось нападению северных племен меркитов. Сам Темучин едва избежал плена, но была похищена его жена Борте.
Позднее ее удалось отбить, но рожденный после похищения ребенок, сын Джучи, не пользовался особым расположением отца.
К своей жене Борте он относился всю свою жизнь с неизменной преданностью и привязанностью.
У него были дети от других жен, но все сыновья от Борте были действительно спутниками его исторической жизни.
Разгром татар
Император государства Цзинь, которое всегда старалось ослабить своих кочевых соседей раздорами и междуусобицей, пригласило к участию в походе против татар названного отца Темучина Торгул-хана.
Темучин немало содействовал согласию Торгул-хана и сам принял участие в этой кампании.
Татары были полностью разбиты, вожди их захвачены в плен и казнены, а племя лишено самостоятельности и поделено между монгольскими пламенами.
В числе причин победы следует отметить тщательную, заблаговременную разведку, проведенную по указанию Темучина во вражеской земле и в войске.
С этого времени такая разведка становится неизменным элементом успеха монголов во всех последующих битвах.
В этом походе Темучин проявил свои организаторские и военные дарования.
Мировоззрение Темучина
Темучин был человеком глубоко религиозным, верующим в предопределение Вечно Синего Неба. Он видел перст провидения в том, что жизнь его два раза была спасена, по его мнению, чудом..
В «Изречениях» Чингис-хана с его слов записан третий случай чудесного спасения: «Прежде чем я сел на престол царства, однажды, ехал по дороге один и шесть человек устроили засаду и имели покушение на меня. Когда я увидел их, я бросился на них в атаку. Они осыпали меня стрелами, но ни одна не коснулась меня. Я предал их смерти саблей и поехал невредимо».
Большую роль в развитии мировоззрения Темучина сыграли ходившие в то время в народе пророчества и предсказания о появлении вождя, который должен восстановить блеск монгольского имени.
Эти слухи усиливали в нем веру в свое предназначение.
Многие видели в Темучине богатыря, который объединит и соберет все монгольские племена, станет могучим ханом, вознесет род свой.
У Темучина сложилось строго аристократическое мировоззрение, он стремился к власти, авторитету среди монголов, мечтал их прославить победами под водительством лучших людей народа.
К Темучину прикочевало много вождей и аристократов со своими людьми. Они признавали Темучина своим вождем, хотя были и знатней и богаче его.
За ним установилась репутация человека, которому покровительствует Вечно Синее Небо. Он обладал ораторским даром и, как говорит Сокровенное Сказание, умел воспламенить сердца людей.
Именно в это время происходит идейный разрыв с названным братом Джамугой, который становится злейшим врагом Темучина и впоследствии будет играть роль злого гения в его делах.
К 30-летнему возрасту Темучин четко осознает одну из своих главных целей – подчинить себе все населяющие монгольское плоскогорье племена и народы, чтобы образовать из них единое сильное государство.
Победа над тайчиутами
Тайчиуты, чувствуя нарастающее влияние Темучина, совершают нападение на его дружину. Численность тайчиутов превышает численность войска Темучина в два с половиной раза и составляет 30 000 всадников.
Напасть пытались врасплох, но им это не удалось. Темучин подготовился к бою. Бой длился весь световой день и закончился полной победой Темучина. В плен были захвачены 78 военачальников, все они были казнены в назидание прочим.
Сам Темучин в этом бою был ранен в шею и был найден соратниками далеко за полночь.
В организации этого боя Темучин проявил выдающиеся тактические способности.
Некоторое время спустя к нему явился молодой человек, вассал Джамуги и признал, что это именно он в минувшем бою подстрелил Темучинова коня, но если хан оставит его живым, будет ему преданным воином.
Темучин опять проявил свою выдающуюся прозорливость, назначил его десятником. А впоследствии этот человек стал одним из наиболее талантливых полководцев Чингис-хана – Джебе-нойоном, который в 1223 г. разбил русских князей на р. Калке.
В это же время в рядах его соратников появился и знаменитый Субедей-багатур.
Провозглашение ханом
В результате военных успехов и блистательной репутации Темучина люди стекаются к его девятихвостому знамени уже не семействами и десятками, а сотнями.
Он собрал вокруг себя соратников, воинственных и глубоко ему преданных.
Так как вокруг Темучина собралась большая часть монгольских вождей со своими людьми, они признали момент благоприятным для провозглашения его ханом – императором. Причем, самые авторитетные из вождей сами не пожелали претендовать на это звание, чтобы не перебивать кандидатуры избранника огромного большинства – Темучина.
Ему объявили о решении большинства и с этого момента нарекли Чингисом.
Если принять во внимание, что среди монгольской аристократии существовал титул «багатур» для физически сильных людей, «сецен» для мудрых, то имя «Чингис» охватывало сумму этих качеств, т.к. Темучин помимо своих выдающихся физических данных, был одарен редким умом, твердой волей, военными и организаторскими способностями, красноречием.
Совокупность всех этих качеств в одном человеке можно определить словом «Чингис».
Объединение отдельных монгольских племен в один монгольский народ
Племена, уже признавшие власть Чингис-хана, занимали такие обширные пространства, что для их сплочения и укрепления верховной власти необходимы были особые меры.
И одной из них явилась организация постоянной сети сообщений и организация ставки верховного правителя с надежной охраной.
Для передачи своих приказов в народ Чингис-хан организовал отряды верховых курьеров, которые как стрелы разлетались во все подвластные земли. В дальнейшем была учреждена сеть «ямов» - ямских станций, которые с одной стороны являлись этапами для передачи и препровождения почты, с другой стороны – местами смены лошадей для должностных лиц и курьеров, которым были доверены особо важные сообщения и поручения.
Такая система связи в те времена, по крайней мере в таких масштабах, нигде не практиковалась.
Когда монархия Чингис-хана получила характер мировой империи, распространившись на Россию и Китай, сеть ее линий сообщений превратилась в огромное государственное учреждение, обслуживавшее не только правительственные, но и частные сношения, что открывало доступ в сердце Монголии путешественников даже из далекой Европы. Об этом писали Плано Карпино, Рубрук, Марко Поло.
Чингис-хан хотел предоставить торговле такие удобства и безопасность, чтобы можно было, по его словам, «носить золото на голове, как обыкновенные сосуды, не подвергаясь грабежу и насилию».
Вся империя покрылась сетью почтовых линий. Каждый длинный путь разделялся на участки, управляемые специальными «дорожными губернаторами», облеченными неограниченной властью и располагающими специальными военными отрядами, которые отвечали за порядок и безопасность в пределах своего участка. Велась регистрация проезжавших лиц и провозимых товаров.
Благодаря такому порядку грабежи в Монгольской империи на больших трактах исчезли. Например, путь между Хивой и Крымом был так хорошо устроен, что можно было ездить без малейшей опасности, не брать с собой никакой еды, т.к. всем можно было запастись в ямах. А путь занимал около 3-х месяцев.
Провозглашение Чингис-хана императором
Титул императора, предложенный ему группой сторонников, Чингис-хан носил уже несколько лет.
Приверженец строгой законности, Чингис-хан повелевает к весне 1206 года, в Год Барса, созвать в верховьях р. Онон большое собрание – курултай из всей монгольской аристократии при исключительно торжественной обстановке.
Первым не курултае выступил знаменитый шаман Кэкчу, славившийся своими чудесами и пользовавшийся большим авторитетом у монголов.
Он провозгласил Чингис-хана Божественным, Царем царей и Государем государей.
Позднее этот титул был дополнен следующей формулой, вырезанной на государственной яшмовой печати:
«Бог на Небе. Ха-Хан – Могущество Божие на земле. Печать Владыки Человечества».
Впоследствии Чингис-хан сказал: «При рождении по повелению Будды очутилась в моей руке яшмовая печать из царства драконов».
Сам Чингис-хан был глубоко убежден в своем Божественном предназначении.
«Над всеми народами, - говорит «Сокровенное сказание», - провозгласил единое имя монголов, это имя было такое блестящее, что все стали гордиться им».
Всем монголам даруется привилегия, записанная в Джасаке: « никто из подданных империи не имеет права иметь монгола слугой или рабом».
Чингис-хан – избранник Провидения, призванный на землю свершить то, что лежит в потребностях этики данного народа.
История народа начинается тогда, когда появляется гениальный вождь, крупная личность. Только тогда племя или род становится народом.
В основу государственности Чингис-хан положил родовой принцип, получивший грандиозное развитие. Родовой быт диктует идею подчиненности единому авторитету, основанную на строгой дисциплине и освященной глубочайшей религиозностью.
Религию исповедуют не формально, но она входит в быт, а быт – в религию. Это была одна из основ его государственного устройства.
До Чингис-хана в Степи не было никакого порядка: младшие не слушали старших, подчиненные не уважали начальников, начальники не исполняли своих обязанностей по отношению к подчиненным.
Чингис-хан, заняв престол, ввел строгий порядок и каждому указал его место.
При назначении на государственные должности никогда не руководствовался только происхождением, а принимал во внимание личные качества человека – нравственные и деловые.
Глубоко знал человеческую природу и умел распознавать ее.
Ценил в людях: верность, преданность, стойкость.
Преследовал пороки: измену, предательство, трусость.
Его окружали соратники, которые ценили честь и достоинство выше материального благополучия. Кочевник, он все, что ему дорого, носил в душе. Дал завет своему народу – сохранить кочевой быт и остерегаться оседлости.
Народы разделял на два типа – выполняющие веления Неба и мешающие Ему, народы - хищники. Такие разбойничьи народы он считал своими врагами.
Принимает административные меры для обеспечения мирного сожительства покоренных племен и дальнейшего объединения западных народов – найманов и уйгуров.
Говорил своим сыновьям: «Достоинство каждого дела заключается в том, чтобы оно было доведено до конца».
Бросалось в глаза его естественное величие духа, благородное обращение, рыцарство поступков.
Всех высших чиновников назначал сам, не было ни одного выборного органа.
Официального вероисповедания объявлено не было. Отличался веротерпимостью. Даже среди верных друзей были шаманисты, буддисты, христиане-несториане. Для Чингис-хана было важно, чтобы его подданные ощущали свою подчиненность Высшему Божественному Началу.
Первая статья Джасака гласила: «Повелеваю всем веровать в Единого Бога, Творца Неба и Земли, единого подателя богатства и бедности, жизни и смерти, обладающего всемогуществом во всех делах.»
Создал мощную, хорошо организованную армию со строжайшей дисциплиной. Воинам было запрещено грабить добычу. После победы вся добыча справедливо делилась между участниками сражения. Ослушавшиеся жестоко наказывались.
В случае неуспеха первой атаки ратники должны были отойти в исходное положение и атаковать снова и снова. Тем, кто уклонялся от повторной атаки – отрубали голову.
Внедрил среди монгольских племен письменность на основе уйгурского алфавита.
Сам не знал ни одного языка и был неграмотен.
Умер он в походной обстановке, так же просто, как и жил.
Глава обширнейшего государства, властелин почти 500 миллионов душ – он до конца своих дней был чужд роскоши и излишеств.
«В Европе, равно как и в Западной Азии, должен был установиться новый порядок вещей. И та и другая должны были получить сильную встряску, чтобы пробудиться от тяжелого сна, в который они уже начинали погружаться.
Такой могучий пробудитель явился в лице Темучина Непреклонного и его преемников. И они же сошли с исторической сцены, указанной им Верховной, правящей миром Волей, как только последняя достигла цели, ради которых она их вызвала.
Можно с полной уверенностью сказать, что благодаря им и импульсу, данному их завоеваниями, русские, немцы и прочие западноевропейские нации достигли той высокой степени могущества и просвещения, на которой они стоят в настоящее время.»
Д-р Франц фон Эрдман, проф. Казанского университета,
«Темучин Непреклонный», 1862 г.
«История эпохи Чингис-хана, составленная английскими учеными, признает возникновение этого царства фактом необъяснимым. Чтобы оценить этого человека, мы должны подойти к нему в условиях обстановки его народа и современной ему эпохи… Мы не можем мерить его меркою нынешней цивилизации»
Харольд Лэм, Лондон, 1928 г.
Главная → Информация о картинах