УДК 17+167/168
Особенности философской и научной
деятельности Е.И. Рерих
В статье рассмотрены особенности деятельности Е.И. Рерих в области науки, философии, культуры. Показана роль философской системы Живой Этики в формировании космического мышления, или космизма. Поставлена важная проблема изучения метанаучного познания и его синтеза с эмпирическим научным способом познания. Отмечен вклад Е.И. Рерих в дело международной защиты культурного достояния человечества.
Ключевые слова: Рерих, Живая Этика, космизм, космическое мышление, метанаучное познание, наука, институт «Урусвати».
Современная эпоха отмечена целым спектром различных цивилизационных кризисов: социально-экономическим, политическим, пандемическим. Этот факт известен широко, как и то, что постоянно осуществляются попытки преодоления всё более усугубляющейся ситуации в данных областях. К сожалению, попытки эти, как правило, неудачны или в лучшем случае недостаточно эффективны. В то же время нельзя утверждать, что эффективный выход из многочисленных цивилизационных тупиков не предлагался, причём, на концептуальном уровне. Другое дело, насколько прислушивались к этим голосам и вообще, была ли к тому добрая воля. Здесь речь идёт о том, что ряд выдающихся мыслителей недавнего прошлого и современности ставили проблему тесной связи кризисных состояний цивилизации с духовно-культурным кризисом, то есть с забвением (не на словах, но в делах) культурных и моральных ценностей, а как следствие – с игнорированием общеприродных и общечеловеческих нужд. Об этом в той или иной мере писали и говорили такие крупнейшие учёные и мыслители, как В.И. Вернадский, Н.К. Рерих, Е.И. Рерих, Г.П. Федотов, С.Н. Рерих, Д.С. Лихачёв, А.Л. Яншин, Л.В. Шапошникова, Л.В. Лесков и другие, что актуализирует исследования, связанные с изучением их творческого наследия. В данной работе будут освещены грани той многоаспектной работы, которую осуществляла выдающийся русский философ, учёный, общественный деятель Елена Ивановна Рерих (1879–1955).
Будучи супругой крупного художника, археолога, мыслителя и путешественника Николая Константиновича Рериха, Елена Ивановна часто оставалась как бы в тени, о ней в широких кругах было известно мало. Однако, как это нередко бывает в таких случаях, её работа была настолько большой и масштабной, что обычному человеку хватило бы не на одну жизнь. В последние несколько десятилетий, особенно начиная с 1990-х годов, об этой работе стало известно значительно больше (например, см. такие публикации: [1–7]). Сыновья Рерихов также были людьми неординарными, получившими в своё время широкую известность: Юрий Николаевич – востоковед, лингвист и филолог с мировым именем, бывший также крупным путешественником; Святослав Николаевич – выдающийся художник, философ, педагог и общественный деятель, знаток ряда научных областей: ботаники, биохимии, истории искусства. Семья представляла собой единый слаженный коллектив, при этом каждый работал в своей сфере науки, искусства или общественной жизни.
Рерихи внесли огромный вклад в российскую и мировую культуру: их наследие вмещает тысячи картин, уникальные исторические исследования, философские работы, масштабные научные экспедиции по Центральной Азии, интереснейший своей новой методологией, подходами в научной работе и широкими контактами Гималайский Институт научных исследований «Урусвати», Международный Договор об охране культурных ценностей – «Пакт Рериха», который стал фундаментальной основой всей дальнейшей международной практики по охране культурного наследия. Во всех этих свершениях Е.И. Рерих принимала самое деятельное участие, несмотря на ту обширную работу, которая была присуща только ей, например, создание философской системы, большой переводческий труд, широкое кураторство многих культурно-просветительских общественных объединений в разных странах и т. д.
Если же говорить о её сотворчестве с супругом, то оно распространялось также и на его художественные работы, о чём Н.К. Рерих писал, отмечая сорокалетие совместно пройденного пути: «Творили вместе, и недаром давно сказано, что произведения должны бы носить два имени – женское и мужское» [8, с. 460]. В преодолении многочисленных сложных коллизий и обстоятельств, в изобилии возникавших на непростом жизненном пути Рерихов, проявлялись мужество и стойкость Елены Ивановны, которая в семье по общему признанию была ведущей. В самой её душевной природе были глубоко укоренены любовь к людям и самоотверженность. Выдающийся российский востоковед и философ-космист, крупнейший специалист в области изучения наследия Рерихов Л.В. Шапошникова назвала творчество Е.И. Рерих героическим. «Подобное творчество, – писала она, – не только создавало великие произведения искусства или новые философии, поднимавшие сознание человечества, но и меняло жизнь этого человечества... <…> ХХ век придал героическому творчеству более широкий эволюционный характер, придвинул его вплотную к жизни, дав в удел тем великим индивидуальностям, которые находились в самой гуще этой жизни» [4, с. 25]. В философском словаре, подготовленном коллективом кафедры философии гуманитарных факультетов МГУ им. М.В. Ломоносова, содержится следующая информация о Е.И. Рерих: «Оригинальный мыслитель, устремлённый к возрождению высших принципов бытия, утверждению выдающейся роли женщины в эволюции человечества… Напряжённые духовные поиски и непрерывная настроенность на постижение глубинной мудрости Востока сыграли важную роль в осуществлении Центрально-Азиатской экспедиции Рерихов… <…> В 20–30-е гг. под руководством Великих Учителей написала 14 книг духовно-философского учения Живой Этики, утверждающей общечеловеческие духовно-этические ценности и вместе с тем концентрирующей в себе наиболее рациональные онтологические, космологические, психологические положения философской мысли Востока» [9, с. 326–327].
Для того чтобы понять масштаб великой личности, необходимо осмыслить эпоху, в которой осуществляется её творчество. Научно-философская и общественная деятельность Е.И. Рерих проходила в первой половине – середине XX в., времени, очень значимом для России и всего мира. И именно в историческом контексте необходимо рассматривать эту деятельность, чтобы понять не только конкретного человека, но и веяния конкретного времени, те тенденции, которые впоследствии имели большое влияние на науку, философию и искусство в будущем. Одна из важнейших особенностей XX в. выразилась в его переломном значении в плане формирования нового мировоззрения, связанного с космическим мышлением, или космизмом. В сознании многих мыслителей остро стали проблемы формирования нового мира и нового человека, зазвучало понимание теснейшей связи идеи качественного изменения окружающего мира с преображением самого человека на основе развития в нем истинной культуры и, как следствие, повышения уровня его сознания. От полотен художников-космистов исходило дыхание иных пространств с иными видами (уровнями эволюции) материи, о которых широко заговорят физики полвека спустя. Ощущение серьёзнейших перемен и, прежде всего, в сфере мировоззрения, витало в самом воздухе. Всё это очень остро ощущали и Рерихи.
Итак, в конце XIX – начале XX века в России начался длительный процесс формирования космического мышления (поэтому он, разумеется, включает и нашу современность). В данном процессе приняли участие выдающиеся учёные-космисты, философы, деятели искусства. Наследие К.Э. Циолковского, В.И. Вернадского, А.Л. Чижевского, В.С. Соловьёва, Е.И. Рерих, Н.К. Рериха, П.А. Флоренского, Н.А. Бердяева, А.Н. Скрябина, М.К. Чюрлёниса и многих др., а также ряда зарубежных учёных и мыслителей –К. Фламмариона, Н. Бора, П. Тейяра де Шардена, А. Эйнштейна – содержит принципиально новые (а в каких-то случаях более глубокие, в сравнении с традиционными) подходы к познанию Космоса и человека, а соответственно – их богатейших связей и эволюционного единства. Представители русского космизма обогащали науку доказательствами единства земного исторического процесса и ритмов, идущих к планете из космических глубин, несли в своём творчестве отзвук существования материи иного, более высокого, состояния, приоткрывали грани постижения Космоса как грандиозной одухотворённой системы, ставили вопрос о необходимости новой науки. Важной тенденцией, а точнее глубоко знаковым явлением, было и то, что некоторые крупные учёные обратили самое серьёзное внимание на древневосточные философские системы. Восток многообразно и смело сближался с Западом.
Ключевое место в процессе зарождения и развития космического мышления, происходившем в пространстве научного миропонимания, занимает философская система Живой Этики, которая содержит основы новой теории познания и его методологию и над которой Е.И. Рерих работала более тридцати лет жизни. Живая Этика, названная в наши дни философией космической реальности, является одной из вершин русского космизма. В ней синтезировались лучшие достижения науки Запада и научно-философской мысли Востока, древние и современные знания. Надо отметить важный факт созвучия идей таких выдающихся носителей нового космического мышления, как В.И. Вернадский, К.Э. Циолковский, А.Л. Чижевский и П.А. Флоренский, с Живой Этикой, что было подробно рассмотрено в одном из научных исследований Л.В. Шапошниковой [10]. Кроме того, Л.В. Шапошникова обосновывает, что впервые в традиционной науке В.И. Вернадским, К.Э. Циолковским, А.Л. Чижевским, П.А. Флоренским была поставлена проблема синтеза эмпирического научного и метанаучного способов познания в рамках новой системы познания. Этот синтез, иными словами, новая система познания, является также одной из наиболее важных особенностей Живой Этики как философии космической реальности.
Здесь необходимо уточнить, что существуют два основных направления познания: первое – эмпирическое научное, зачастую именуемое термином «наука», которое сложилось лишь в XVII–XVIII вв. и которое основывается на эксперименте и на изучении преимущественно плотной материи трёхмерного мира, при этом обособляясь от связей с более высокой космической реальностью; второе – метанаучное (сверхнаучное) направление, очень древнее, демонстрирующее метод познания через внутреннее, духовное, пространство человека и обусловливающее формирование более широких по сравнению с экспериментальной наукой взглядов на материю. Русские учёные и философы-космисты в начале ХХ в., подвергая старое социологическое мироощущение пересмотру, дополняли традиционные методы экспериментального способа познания таким методом, как умозрительное действие, которое опиралось на интуицию.
Так, например, одним из важнейших направлений научно-философской мысли В.И. Вернадского было именно то, что в его работах содержится принцип единства эмпирического научного и метанаучного познания, которые объединялись в единую новую познавательную систему. В частности, он отмечал: «Научное мировоззрение не есть научно истинное представление о Вселенной – его мы не имеем» [11, c. 56]. Он считал, что научное мировоззрение состоит не только из чисто научных истин, из воззрений, выведенных путём логики и исследования исторически принятого научной мыслью материала, но и из того, что к собственно науке было не принято относить. Речь идёт о различных вошедших извне концепциях религии, философии, жизни, искусства, которые были «обработаны научным методом» [11, с. 56]. Кроме того, В.И. Вернадский писал: «Интуиция, вдохновение – основа величайших научных открытий, в дальнейшем опирающихся и идущих строго логическим путём – не вызываются ни научной, ни логической мыслью, не связаны со словом и с понятием в своём генезисе. В этом основном явлении в истории научной мысли мы входим в область явлений, ещё наукой не захваченную, но мы не только не можем не считаться с ней, мы должны усилить к ней наше научное внимание» [12, с. 146]. В центр всех основных проявлений внутреннего развития человека В.И. Вернадский ставил его дух, к которому учёный относился как к познавательной силе.
Независимо от работы В.И. Вернадского над новой системой познания Е.И. Рерих, как уже отмечалось, самым глубоким образом осветила это важнейшее явление в деле преображения науки в книгах Живой Этики. Добавим, что данная философская система содержит в себе наиболее яркое проявление этой новой системы познания, представленной синтезом эмпирической науки и метанауки. Е.И. Рерих, как и В.И. Вернадский, была именно учёным нового склада, утверждавшим и развивавшим новое мышление, получившее в наше время название космического.
Отметим одну из важнейших особенностей философии Живой Этики. Основываясь на развитии человека с точки зрения его космической эволюции, эта философская система делает главный акцент на этике, как и на связанных с её отсутствием многоаспектных проблемах. Эволюционное развитие человечества при слабой выраженности этического начала, или культуры, останавливается, причём, на всех направлениях (если не сразу, то постепенно). Никакое деятельное конструктивное и гармоничное единение человека с окружающим миром и далее – в целом с Мирозданием (что суждено человеку на пути его длительного развития) невозможно без этических и нравственных основ.Поэтому Л.В. Шапошникова подчеркивает, что в трудах Рерихов, в философии Живой Этики одно из главных мест уделено культуре.
Роль Живой Этики в формировании и развитии нового космического мышления, новых научных подходов к изучению Мироздания как целостной энергетической системы, наполненной разными состояниями (эволюционными уровнями) материи, значительна и со временем всё более возрастает.
Космическому мышлению, или космизму, изучению его характерных особенностей, в том числе, исследованию философской системы Живой Этики, ныне посвящаются научные конференции и семинары, публикуются научные исследования. Этот процесс активизировался в 1990-е годы и продолжается в наши дни. В плане обращения к недавней истории развития данного процесса, стоит отметить событие, которое произошло в самом начале нового столетия и которое без преувеличения можно назвать важнейшей вехой в истории науки и культуры в целом. Речь идёт о прошедшей в 2003 г. в Москве масштабной международной научной конференции «Космическое мировоззрение – новое мышление XXI века», посвящённой осмыслению и выявлению особенностей данного мировоззрения. Эта конференция работала в общей сложности более полугода. Тема становления нового космического мировоззрения и соответствующей научной парадигмы собрала учёных из стран СНГ, Балтии, Болгарии, Великобритании, Германии, Индии, США, Италии, Ливана, Финляндии. Всего в работе секций и пленарном заседании конференции приняли участие более 900 человек, в числе которых 13 академиков, 87 докторов наук и профессоров, 39 кандидатов наук; прозвучало 125 докладов. Столь представительный форум в принятой Резолюции констатировал, в частности, следующее: «Космическое мышление пронизывает и охватывает все области деятельности человека, особенно творческие, открывая новые возможности разным формам познания… <…> Благодаря философии Серебряного века и трудам мыслителей-космистов стала формироваться новая теория познания, которая наряду с научными рационалистическими способами познания включает интуитивные и духовные способы постижения человека, природы и космоса. <…> С распространением и осмыслением идей космистов началась переоценка духовного наследия прошлых веков, а в пространстве научного миропонимания стало зарождаться и развиваться новое космическое мышление. Ключевое место в этом процессе занимает Живая Этика – философия космической реальности, которая была создана группой мыслителей и философов Востока в сотрудничестве с Е.И. Рерих и Н.К. Рерихом. В ней содержатся основы новой теории познания и его методология» [13, с. 338–339].
Как отмечает Л.В. Шапошникова, «Живая Этика не ограничивает свою систему познания только общими научно-философскими вопросами. Она включает в себя, что особенно важно, и проблемы социального бытия человека, протягивая вполне зримые нити между Великими законами Космоса и закономерностями исторического развития человечества. Именно Живая Этика дает нам ту методологию, на основе которой возможно будет выявить истинные законы развития человеческого общества» [14, с. 159–160].
Помимо работы над книгами философской системы Живой Этики Е.И. Рерих проявила свой талант как учёный-практик и в иных областях (здесь заметим, что Живая Этика является практической философией, иными словами, Е.И. Рерих внутренне соответствовала её положениям, что само по себе требует большой внутренней работы). Например, это и её деятельность на маршруте научной Центрально-Азиатской экспедиции, в которой она была первой русской женщиной, прошедшей с караваном десятки тысяч километров сложнейшего маршрута, охватившего огромную территорию Внутренней Азии от Алтая на севере до Гималаев на юге.
По окончании экспедиции Е.И. Рерих становится президентом-основателем Гималайского Института научных исследований «Урусвати», созданного Рерихами в Индии в древней долине Куллу (предгорья Западных Гималаев). Нельзя не отметить энциклопедическую широту познаний и потрясающую работоспособность этой удивительной женщины. Её знания охватывали такие сферы, как философия и мировая культура, космология и медицина, музыка и живопись, педагогика и литература, иностранные языки и изучение свойств человека. Это позволяло ей быть в курсе всех научных проблем Института и осуществлять руководство его отделами, в том числе и на уровне концепций. Институт включал отделы: археологический, естественных наук, медицины, научную библиотеку, музей для хранения экспедиционных находок, которые, в свою очередь, включали подразделения. Во многом это было учреждение нового типа, ориентированное в целом не на кабинетные исследования, а на экспедиционную практическую работу. В основу его деятельности были положены синтез, широта способов познания, подвижность, а также такой важнейший для науки принцип, как нравственность. «Урусвати» развивал широкое международное сотрудничество с научными учреждениями Индии, Америки, Европы; среди них Дарджилингский университет, институт Джагадиша Чандра Боса в Калькутте, Мичиганский и Гарвардский университеты, Национальный музей естественной истории в Париже, Департамент земледелия США, Ботанический сад в Нью-Йорке. Институт включал в круг своих контактов 250 институтов, университетов, музеев, научных обществ. Среди имён, связанных с Гималайским Институтом, можно назвать лауреатов Нобелевской премии: А. Эйнштейна, Р. Милликана, Л. де Бройля, а также других выдающихся деятелей науки и искусства, таких как Н.И. Вавилов, С.И. Метальников, Ч. Раман, Р. Тагор, Ч. Ланман, С. Гедин, Р. Чаттерджи и другие.
Название Института – «Урусвати» – в переводе с санскрита значит «Свет Утренней Звезды». Так Учителя, с которыми сотрудничали Рерихи, называли Елену Ивановну. То, что её именем был назван Институт, очень показательно, так как Е.И. Рерих, по существу, заложила основы новой, одухотворённой науки и наметила магистральные пути её развития. Смыл понятия «одухотворённая наука» имеет два важнейших аспекта. Первый аспект – это нравственные основы в науке, второй – связан с познавательными возможностями духа через внутренний мир человека, то есть с метанаучным познанием. И тот, и другой аспекты неотъемлемы от такого главного явления в эволюционном развитии человечества, как культура. Это явление занимает одно из ведущих мест в Живой Этике и проходит через многие страницы обширного эпистолярного наследия Елены Ивановны. Образно говоря, Е.И. Рерих была как бы душой Гималайского Института, работа которого обозначила новую значимую веху в развитии мировой науки.
Отдельно необходимо сказать о такой важной грани деятельности Е.И. Рерих, как её вклад в дело международной защиты культурного достояния человечества, в движение Знамени Мира – Знамени Культуры. Это Знамя (три амарантовых круга в окружности на белом фоне) стало символом специального международного Договора «Об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников (Пакт Рериха)», который был подписан рядом стран в 1935 г. Инициатором Договора выступил Н.К. Рерих. Основываясь на эпистолярном наследии Елены Ивановны, письмах деятелей культуры, материалах заседаний членов правления Музея Николая Рериха в Нью-Йорке и других архивных данных, исследователь творческого наследия Е.И. Рерих Т.О. Книжник отмечает: «…Можно с полной уверенностью утверждать, что без её [Е.И. Рерих. – Авт.] активной деятельности выход движения [Знамени Мира и Пакта по защите культуры. – Авт.] на международную арену был бы невозможен» [6, с. 54].
В начале 30-х годов Е.И. Рерих пишет о Всемирной Лиге Культуры, которая должна основываться на широком объединении различных организаций и вместит целый ряд отделов (науки, искусства, духовного совершенствования, материнства и воспитания, кооперации и промышленности, охраны и безопасности, здравоохранения, землеустройства и строительства и др.). Елена Ивановна снова возвращается к идее этого строительного мирового движения сразу же после Второй мировой войны, в 1946 г. «События помогут движению Культуры развиться как последнему прибежищу, – пишет она. – Пусть никто не считает это движение не новым, оно будет порогом Нового Мира» [15, с. 297]. Слова о «последнем прибежище» имели под собой самые веские основания. Таковыми они остаются и в наши дни.
Всё будущее – в культуре, считала Е.И. Рерих. «Культурные идеи ведут и спасают человечество!», – писала она [16, с. 95], считая забвение приоритета духа большой опасностью для человечества. Когда обесцениваются нравственные основы, разрушаются культурные памятники, то вместе с этим уходит и основание цивилизации. Как показывает исторический опыт, именно в глубинах бездуховной цивилизации начинают срабатывать механизмы самоуничтожения, и все потрясения прошлого и начала нынешнего веков – тому яркий пример. Как своевременны слова Е.И. Рерих: «Теперь черёд за Культурой, но пусть она будет понята во всей её утончённости и красоте» [17, с. 226]. Культуру она рассматривала как основу самой сущности человека, его космической эволюции, а также процветания страны и существования планеты в целом.
Большое внимание в наследии Е.И. Рерих уделено воспитанию героизма у детей и молодёжи. Развитие чувства самоотверженности, устремления к подвигу Елена Ивановна отмечала как одно из главных направлений воспитательного и образовательного процесса. «Каждая мать, – писала она, – должна воспитывать в сердцах детей своих любовь к подвигу, героизму и самоотвержению во благо человечества» [16, с. 398]. Книги, повествующие о героях и подвигах, она считала особенно актуальными, так как они могут помочь углубить сознание детей и оградить их от легкомысленного отношения к священным принципам, от поверхностного мышления, неспособного на прочные построения в жизни [16, с. 285]. Е.И. Рерих отмечала, что у каждой страны есть свои герои, «сущность которых особенно близка местному народному характеру» [16, с. 279]. Поэтому молодым людям надо дать возможность, прежде всего, знакомиться с тем, что может вдохновить их на подвиг и устремить к добру и общему благу. «Утверждение продвижения во благо общее есть основа всего», – писала она [18, с. 219].
Русское слово «подвиг» очень ёмкое и глубокое по смыслу: здесь и движение, и сдвиг, и продвижение вперёд, к более высокому и совершенному. Размышляя над словом «подвиг», Е.И. Рерих считала, что оно соединяет в себе понятия самоусовершенствования и самопожертвования, «результатом чего является и сдвиг сознания не только личного, но и сознания народа и страны» [19, с. 220]. Сдвиг сознания, или определённый этап постоянного процесса расширения сознания, представляет собой важнейший эволюционный процесс. Именно состоянием, иными словами, уровнем сознания человека определятся его эволюционная ступень. Не случайно Е.И. Рерих предлагала ввести понятие подвига в единый смысл жизни. «Ведь лишь подвиг может питать наш дух и ускорить эволюцию», – утверждала она [20, с. 577]. Вообще, сам по себе подвиг должен быть воспринят в более широком смысле, иными словами, это не мимолетное и исключительное явление (например, поступок, совершённый в отдельном порыве), а естественная и неотъемлемая часть жизни, постоянное состояние внутреннего мира человека, достигшего определённого уровня своего культурно-духовного развития.
Е.И. Рерих была убеждена, что оздоровить и одухотворить человечество можно путём развития у людей стремления к подвигу и красоте, а также внедрения в жизнь основ культурного строительства. Утверждая важность такого строительства, Елена Ивановна прекрасно осознавала, что оно требует особого героизма. «Будьте героями и творите героев», – призывала Е.И. Рерих в своих письмах, ибо только обращение к общему благу и готовность к подвигу поможет преодолеть даже самые тяжёлые социальные потрясения и найти выход из любых кризисных ситуаций.
Список использованных источников
1. Рерих Н.К. Великий Облик // Нерушимое. – Новосибирск: Вико, 1992. – С. 146–149.
2. Рерих Н.К. Лада // Зажигайте сердца. – М.: Молодая гвардия, 1990. – С. 29–30.
3. Шапошникова Л.В. Сотрудница космических сил [предисл.] // Письма Елены Рерих: в 2 т. Т. 1. – Минск: Белорусский фонд Рерихов, ПРАМЕБ, 1992. – С. 6–25.
4. Шапошникова Л.В. Героическое творчество Елены Ивановны Рерих. — Новая Эпоха. – 1999. – № 4. – С. 24–33.
5. Международная научно-общественная конференция «130 лет со дня рождения Е.И. Рерих»: материалы международной научно-общественной конференции, окт., 2009 г., Москва. – М.: Международный Центр Рерихов, 2010. – 656 с.
6. Книжник Т.О. Личный вклад Е.И. Рерих в движение Знамени Мира // Культура и время. – 2005. – № 4. – С. 52–61.
7. Соколов В.Г. Культура и космическая эволюция человека. – М.: Международный Центр Рерихов, 2012. – 186 с.
8. Рерих Н.К. Листы дневника. – В 3 т. – Т. 2. (1936–1941). – М.: Международный Центр Рерихов, 1995. – 512 с.
9. Краткий философский словарь / под ред. А.П. Алексеева. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. – 496 с.
10. Шапошникова Л.В. Великое путешествие. – В 3 кн. – Кн. 3. Вселенная Мастера. – М.: Международный Центр Рерихов, 2005. – 1088 с.
11. \Вернадский В.И. О науке. Т. 1. Научное знание. Научное творчество. Научная мысль. – Дубна: Изд. центр «Феникс», 1997. – 576 с.
12. Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление. – М.: Наука, 1991. – 271 с.
13. Резолюция международной научной конференции “Космическое мировоззрение – новое мышление XXI века” // Космическое мировоззрение — новое мышление XXI века: материалы международной научной конференции. В 3 т. Т. 1. – М.: Международный Центр Рерихов, 2004. – С. 336–341.
14. Шапошникова Л. В. Философия космической реальности [вступ. ст.] // Живая Этика. Листы Сада Мории. Кн. 1. Зов. – М.: Международный Центр Рерихов, 2003. – С. 5–165.
15. Рерих Е.И. У порога Нового Мира. / сост.: Н.Г. Михайлова, Т.О. Книжник. – 2-е издание. – М.: Международный Центр Рерихов, 2007. – 464 с.
16. Рерих Е.И. Письма. – В 9 т. – Т. 1 (1919–1933). – М.: Международный Центр Рерихов, 1999. – 432 с.
17. Рерих Е.И. Письма. – В 9 т. – Т. 7 (1940–1947). – М.: Международный Центр Рерихов, 2007. – 472 с.
18. Рерих Е.И. Письма: в 9 т. Т. 4 (1936). – М.: Международный Центр Рерихов, 2002. – 512 с.
19. Рерих Е.И. Письма: в 9 т. Т. 2 (1934). – М.: Международный Центр Рерихов, 2000. – 576 с.
20. Рерих Е.И. Письма: в 9 т. Т. 3 (1935). – М.: Международный Центр Рерихов, 2001. – 768 с.
The article considers the features of the activity of E. I. Roerich in the field of science, philosophy, and culture. The role of the philosophical system of Living Ethics in the formation of cosmic thinking, or cosmism, is shown. An important problem of studying meta-scientific cognition and its synthesis with the empirical scientific method of cognition is posed. The contribution of E. I. Roerich to the international protection of the cultural heritage of mankind is noted.
Keywords: Roerich, the Living Ethics, space art, space thinking, meta-cognition, science, and the Institute “Urusvati”.
© В.Г. Соколов, Б.Ю. Соколова, 2021
Опубликовано в российском научно-практическом журнале «Заметки учёного». – 2021. – № 2.
Главная > О Рерихах > Елена Ивановна Рерих Дата публикации: 18.02.2021