Н.К. Рерих. Приказ. 1917 г. Сюита "Героика"

Соколова Богдана Юрьевна,

кандидат культурологии, ведущий редактор РЭУ имени Г.В. Плеханова

Концепция героизма

в философии Живой Этики

и её актуальность

 

В статье проанализированы некоторые положения концепции героизма, которая содержится в Живой Этике, одной из философских систем русского космизма. Рассмотрены понятия космической эволюции, высших миров и показана связь героизма с данными категориями. Отмечена обусловленность возрастания психической энергии человека развитием его нравственных, героических качеств. Показано, что соприкосновение человека с героическими обликами (почитание героев, стремление к подражанию) является одним из факторов расширения его сознания. Проанализирована связь культуры и героизма в двух аспектах: внешнем и внутреннем. Подчеркнута актуальность концепции героизма Живой Этики, настаивающей на жизненности и практичности героического начала.

Ключевые слова: Живая Этика, Рерихи, героизм, подвиг, герои, самоотверженность, общее благо, космизм, культура, эволюция.

Глобальный цивилизационный и духовный кризис имеет глубокую внутреннюю причину, связанную с разрушением вертикали ценностей, с утратой духовной опоры, с потребительским и эгоистическим восприятием мира. Такие крупнейшие деятели, как П. Сорокин, П. Тейяр де Шарден, Э. Фромм и другие, предупреждали о неестественности эгоцентрического общества и разрушительных тенденциях в нем. Между тем во все периоды истории существовали нравственные примеры, утверждавшиеся как приоритетные образцы в воспитании поколений. Такими примерами становились личности, которые несли в себе героическое начало и основными детерминантами которых были альтруизм и стремление к общему благу.

Сегодня нигилистическое отношение ко всему, связанному с героизмом, обостряется тем, что общество информационных технологий продуцирует огромное количество виртуальных «героев» грубой силы, не заботясь при этом об их моральном облике. В пространстве современной массовой «культуры» настойчиво нивелируется тот смысл, который всегда наполнял истинное значение понятия героя, и подменяется иным по содержанию, нередко совершенно противоположным, что формирует в общественном сознании в корне неверное представление о сути героизма.

На рубеже XIX–XX вв. начал формироваться новый взгляд на человека, который предполагал целостное исследование его природы во всем богатстве его связей с мирозданием. Речь идет о космизме, или космическом мышлении, рассматривающем человека-микрокосма неотъемлемым от энергетических процессов одухотворенной системы мироздания. Космическое мировоззрение, или космизм, рассматривает вселенную как одухотворенную систему, предполагает целостный подход к изучению вселенной, учитывает взаимосвязь между бытием человека и космическими процессами; и, что чрезвычайно важно, система познания нового космического мышления тесно связана с нравственными моментами. В пространстве космизма творили выдающиеся ученые, философы, деятели искусства, такие как В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев, П.А. Флоренский, В.И. Вернадский, К.Э. Циолковский, А.Л. Чижевский и многие другие.

Именно в рамках космического мышления возникла фундаментальная концепция героизма, которая содержится в наследии выдающихся отечественных ученых и философов-космистов – Н.К. Рериха и его супруги Е.И. Рерих. Эта концепция, базирующая на идеях философской системы Живой Этики, представляет героизм как один из важнейших факторов космической эволюции человечества.

Четырнадцать томов Живой Этики, входящей в научный оборот под названием «философия космической реальности», – основной труд жизни Елены Ивановны Рерих. В нем раскрываются вопросы взаимодействия человека, планеты и космоса, поднимаются проблемы фундаментального значения культуры, красоты и героизма в эволюционном развитии человечества, а также содержатся методологические основы нового космического мышления. Концепция героизма нашла яркое воплощение в историко-философских произведениях Н.К. Рериха и его художественном творчестве.

Данная концепция героизма впервые исследована и развита в трудах крупного современного философа-космиста Людмилы Васильевны Шапошниковой, ведущего специалиста по наследию и творчеству семьи Рерихов. В своих работах она впервые раскрыла методологию Живой Этики и сформулировала ее главные особенности. Среди таких особенностей философии космической реальности, согласно Л.В. Шапошниковой, можно назвать следующие положения:

– Живая Этика является основой космического мышления и содержит его систему познания;
– она несет в себе представление о новой ступени космической эволюции, новом человеке, новой науке;
– философия Живой Этики целостно включает древние и современные знания, достижения Востока и Запада;
– Живая Этика синтезирует научное направление познания и метанаучное, связанное с высшими космическими структурами и осуществляющееся через духовное пространство человека, его внутренний мир;
– одним из важнейших положений философии Живой Этики является осмысление космических законов, действию которых подчиняется весь космос и эволюция человечества [2].

Обращаясь к концепции героизма, которая содержится в Живой Этике, необходимо отметить, что данная философская система в качестве героя рассматривает того, «кто действует самоотверженно, неуклонно, сознательно» и его деятельность, осуществляющаяся во имя общего блага, «приближает течение космической эволюции» [3, с. 108]. Космическая эволюция – это одно из кардинальных понятий в Живой Этике, которое обозначает применительно к человечеству его поступательное совершенствование как неотъемлемой части вселенной.

Согласно Живой Этике, космическая эволюция человечества связана с развитием одухотворенного космоса, являющегося многомерной энергетической системой. Универсум вмещает множество миров различных состояний материи. Как пишет Л.В. Шапошникова, «состояние материи в конечном счете обуславливается уровнем вибраций энергии, связанной с данным видом материи» [4, с. 46]. Чем выше вибрации, тем утонченней материя, чем ниже – тем она грубее. Высокие вибрации и соответственно высокие состояния материи характеризуют высшие миры, имеющие огромное влияние на земной плотноматериальный мир. Миры 2, которые отличаются от плотного мира утонченным состоянием материи, Живая Этика называет Тонким и Огненным. «Так называемое мнимое пространство, мнимости в геометрии, – отмечает Л.В. Шапошникова, – все это соприкосновения науки с иными мирами других состояний материи» [4, с. 16–17]. Научное доказательство миров иных измерений содержат в себе, например, труды ученого и мыслителя-космиста П.А. Флоренского «Иконостас» и «Обратная перспектива».

Высшие миры определяют ход становления и развития цивилизации и культуры на нашей планете. Из них в мир плотной материи поступают необходимые эволюционные импульсы, которые несут новые возможности совершенствования человечества, создают предпосылки для новых этапов его развития. Одним из каналов, через который человечество может получить указанный импульс, является героическое начало. Именно герои благодаря высокому духовному уровню способны воспринимать эволюционные импульсы, несущие важнейшие знания и высокую энергетику, и передавать их человечеству, формируя духовно-культурные ступени его восхождения. Право на эту связь дает утонченная энергетика самих героев, заключенная в их героических качествах, в первую очередь в самоотверженности и самопожертвовании. «Самоотверженность подвига приобщает дух к самым высоким проявлениям Бытия» [5, с. 99], – отмечается в Живой Этике. Сотрудничество с высшим началом превращает человека в участника космического творчества (см.: [6, с. 833]).

Высшее начало олицетворяют Великие Учителя, которых человечество во все времена почитало в самых разных обликах. «Учителя высоких знаний и расширенного сознания», как называет их Л.В. Шапошникова, приходили в мир как культурные герои, выдающиеся философы и мудрецы, создатели учений, подвижники и святые. Они самоотверженно принимают на себя труднейшие подвиги, совершенствуя человеческое мышление, ведут и направляют земных героев – своих учеников, помогая им на тернистых путях подвига.

Важнейшую роль в эволюции человеческой природы Живая Этика отводит психической энергии. Последняя является одним из высших проявлений всеначальной огненной энергии (называемой в Живой Этике Огнем), которая, как основа мироздания, разлита во всем пространстве и насыщает каждый его атом. Здесь уместно вспомнить, что огонь, как субстанциональное первоначало сущего, было фундаментальным понятием в философии древнегреческого философа Гераклита. Он отождествлял его с космосом как упорядоченной и организованной вселенной 3: «Этот космос, один и тот же для всех, не создал никто из богов, никто из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живой огонь, мерно возгорающийся, мерно угасающий» [7, с. 217]. В современной терминологии можно сказать, что огонь Гераклита – это иное, более утонченное состояние материи, связанное с высокой энергетикой.

Психическая энергия представляет собой познавательную и созидательную силу человека, с помощью которой возможны его жизнь и творчество как таковые. Накопление и развитие психической энергии связано с развитием внутренней культуры человека, с воспитанием его нравственных качеств. В Живой Этике говорится, что накопление психической энергии может происходить самоотверженностью и подвигом [8, с. 295]. Подвиги и героические деяния ведут к совершенствованию, ибо благодаря им создается «наибольший огонь сердца» [9, с. 138], что означает возрастание психической энергии. При этом у человека с развитым героическим началом внутренний огонь, или психическая энергия, достигает такого уровня, что он не только совершенствуется сам, но его благотворное влияние распространяется на других людей. «Мы знаем этих великих подвижников, которые насыщают пространство и окружающее своим огнем и вдохновляют на подвиг…», – сказано в Живой Этике [10, с. 40]. Важным моментом является то, что мысль носителя огней 4(т.е. высокой энергетики), каковым по сути является герой, связана с космическим творчеством, а его желания продвигают эволюцию [11, с. 167]. Конечно, желания героя – сверхличны, лишены какой бы то ни было эгоистической окраски. Наглядной иллюстрацией того, что мысль героя как носителя огней несет в себе космическое творчество, является картина Н.К. Рериха «Приказ» (1917) из сюиты «Героика»: в направлении простертой руки человека устремлены в одном направлении и небесные, и земные силы.

Таким образом, взаимодействие героической личности с высокими структурами мироздания несет в себе эволюционные возможности для всего народа, среди которого эта личность живет и действует. Свидетельства этому мы можем найти в истории культуры, например в высказываниях подвижников – истинных героев, прошедших свой путь самоотвержения и имеющих неоценимый опыт героизма. Тереза Авильская, испанская святая и автор замечательного труда «Внутренний замок, или Обители», утверждала: «Кто делает упорные усилия, чтобы взойти на вершину совершенства, тот никогда не восходит на нее один, но всегда ведет за собою, как доблестный вождь, бесчисленное воинство» [12, с. 290]. Созвучную мысль высказывал и Серафим Саровский. «Радость моя! – сказал Преподобный одному посетителю. – Стяжи себе мирный дух, и тысячи вокруг тебя спасутся» [13, с. 49]. Это бессмертное изречение старца указывает на великую силу самосовершенствования человека, которое начинается с равновесия – одного из героических качеств духа.

Итак, развитие и накопление психической энергии обусловлено развитием внутренней культуры, воспитанием нравственных качеств, в том числе и в главной мере, героических. Живая Этика говорит об огромной важности утверждения качеств человека. При этом основополагающую роль играет ритм, который является одним из объединяющих человека и космос понятий, лежащим в основе всего сущего: от космических ритмов до ритма биения сердца. В основе совершенствования человека также лежит ритм: ритмичность устремления преодолевает все преграды на пути самосовершенствования.

Героизм – понятие синтетическое, поэтому в концепции Живой Этики осмысливаются различные героические качества, тесно связанные между собой. Это самоотверженность, мужество, равновесие, мудрость, вмещение противоположностей, постоянство, свобода сознания, соизмеримость, наблюдательность и зоркость, стремительность и другие героические качества 5.

Одно из важных положений концепции героизма Живой Этики гласит: когда человек соприкасается с прекрасными героическими образами, происходит важное действо, связанное с его эволюционным развитием, – рост сознания [15, с. 782]. Расширение сознания, которому в данной философской системе уделяется большое внимание, представляет собой сложный процесс накопления опыта и преобразования этого опыта в знание, которое становится полноправной частью внутреннего мира человека. Живая Этика, как кордиоцентрическая философская система, помещает сознание в сердце человека 6 [9, с. 191] (здесь идет о духовном сердце). Именно сердце и связанный с ним дух человека получают высший эволюционный импульс, который в дальнейшем оказывает влияние на совершенствование его сердца, развитие нравственных качеств. Облики героических личностей, высокие примеры их жизни и деятельности способствуют этому совершенствованию [9, с. 192].

Итак, все вышесказанное свидетельствует о том, что ступени эволюции слагаются благодаря героическому началу. Герои – главные субъекты этой эволюции, ибо они связаны с одухотворенным космосом и высшим началом. Соприкосновение с величественными обликами героев обуславливает рост сознания человека, а значит, дает возможность последнему эволюционировать. Высокая энергетика героических деяний принимает активное участие в совершенствовании материи плотного мира. В книге «Надземное» есть интересный образ: «Что же представляют собою герои и мученики? В смысле энергетическом, они составляют как бы живые вулканы, извергающие напряженные энергии. Действительно, такие напряжения необходимы для эволюции. Таким образом мы снова приходим к сочетанию этики с биологией. Учение Новой Жизни показывает, что энтузиазм и есть благословенное напряжение. Люди не могут быть без этих ведущих вспышек» [16, с. 401]. С взрывными процессами, несущими кардинальные изменения и являющимися созидательным импульсами как в космосе, так и в человеческом обществе, в Живой Этике связывается эволюция мира, причем каждый такой процесс происходит по закону спирали.

Взрывы, или, иными словами, кардинальные события, влияющие на ход истории, наблюдаются и в культуре, когда возникают новые яркие идеи, происходят открытия, создаются концепции, переворачивающие старые парадигмы. Вспышки от таких взрывов освещали человечеству путь и указывали направление духовного движения. О взрывах в культуре писал известный культуролог, литературовед, семиотик Ю.М. Лотман, чья работа так и называется «Культура и взрыв». Он делил все культурные процессы на взрывные и постепенные, относя к первым, например, величайшие научные идеи, в то время как их техническая реализация связана с постепенной динамикой. «И постепенные, и взрывные процессы, – утверждал ученый, – в синхронно работающей структуре выполняют важные функции: одни обеспечивают новаторство, другие – преемственность» [17, с. 21].

Здесь не случайно зашла речь о культуре, т.к. культура и героизм – тесно связанные между собой явления. Л.В. Шапошникова отмечала, что «без героизма Культура не может существовать, ибо первый есть эволюционное качество тех, кто созидает энергетическое поле Культуры. Без этого необходимого компонента данное поле теряет упругость, а Культура лишается возможности защитить себя от невежества и разрушений» [18, с. 114].

Культура – энергетическое сердце эволюции человечества [19], героизм – фактор его эволюционного восхождения. Философия Живой Этики дает возможность проследить взаимосвязь этих двух явлений. Внутренний аспект взаимоотношений культуры и героизма обусловлен тем, что героизм представляет собой одну из граней проявления духа. Дух человека-микрокосма связывает его с энергетической системой Макрокосма, и именно дух и сердце, как отмечалось выше, получают энергетические импульсы высших миров. Культура же, по определению Л.В. Шапошниковой, является «самоорганизующейся системой духа» [20, с. 290]. «Культура, – пишет она, – не может существовать без естественной связи с Высшим. Ее самоорганизующаяся система формируется под непосредственным влиянием контактов с мирами иного состояния материи, иных измерений» [21, с. 7]. Такую связь с высшим обеспечивает человеку героическое начало. Расширение сознания, усовершенствование сердца – это грани сложнейшего процесса развития внутренней культуры человека, или самоорганизации его духа, иными словами, его эволюции. Героизм же – это степень развития культуры, мера самоорганизации духа человека. Однако указанный процесс может происходить лишь при сознательном участии в нем самого человека, т.е. при наличии его устремления к самосовершенствованию, к выработке нравственных качеств, что является, по сути, развитием героического начала. При этом само отношение к героям играет важную роль в эволюционном продвижении человека. Почитание героев, живая память о героических подвигах и сердечное устремлением к их носителям, восхищение и желание подражать (а именно о таком соприкосновении с героическими обликами идет речь) – все это помогает подняться на новую духовную высоту как отдельной личности, так и целым народам.

Внешний аспект взаимоотношений культуры и героизма обусловлен той ролью, которую играют герои в продвижении космической эволюции человечества. Ведь именно герои, как было показано выше, воспринимают импульсы, исходящие от высших миров и несущие важнейшие знания и высокую энергетику. Знания, как отмечает Л.В. Шапошникова, являются важнейшей опорой космической эволюции человечества, энергетическим импульсом в ее пространстве [22, с. 74]. С накоплением и осмыслением знания связан духовный рост и дальнейшее совершенствование человека. Воплощая высшие импульсы в своей деятельности, герои выступают творцами земной культуры, и их творчество неразрывно связано с творчеством космической эволюции.

К сожалению, в современном обществе с его постмодернистским отношением к миру можно говорить об искажении понятия героизма, его непонимании и отрицании. Для современного человека героизм превратился в абстракцию, далекую от жизни, а зачастую осмеянную и попранную. Живая Этика настаивает на глубокой жизненности, практичности героизма, на его эволюционной неизбежности. «Мир будет потрясен действительностью героизма», – подчеркивается в этой философской системе [3, с. 203]. Эволюция человека пролегает через развитие героического начала, ибо его сущность потенциально героична. Поэтому космизм устами своих выдающихся представителей провозгласил героизм атрибутом человеческого бытия. «Человек призван к героизму во всех сферах жизни. Это есть самое универсальное качество человеческого образа», – писал русский философ Н.А. Бердяев [23, с. 355]. Мысль о том, что «быть героичным должно заключаться в самой природе человеческой», развивал Н.К. Рерих [24, с. 238]. И в будущем героизм как качество духа даст возможность каждому человеку стать сознательным сотрудником одухотворенного мироздания, приобщиться к творчеству космической эволюции.


 Примечания

1. Данное слово в словосочетании «массовая культура» целесообразно закавычивать как имеющее переносный смысл, т.к. последняя  к истинной культуре как основе духовного развития человека не имеет отношения. (По данной проблеме см.: [1, с. 140–144]).

2. Согласно «Розе Мира» философа-космиста Д. Андреева, иные миры отличаются от плотного разным числом пространственных или временных координат, т.е. различным количеством измерений.

3. Как отмечают исследователи, сам термин «космос» в таком значении встречается впервые именно у Гераклита.

4. Интересно отметить, что высокая огненная энергетика как движущая сила героя симоволически показана в бурятской версии героического эпоса о Гесэре, конь которого состоит из огня.  

5. Более подробно о некоторых героических качествах в концепции Живой Этики см. статью автора [14].

6. О познавательных способностях сердца также размышляли Макарий Великий, Григорий Палама, Блез Паскаль, П.Д. Юркевич, Г.С. Сковорода и другие мыслители прошлого.


Список использованных источников

1. Соколов В.Г. Культура и космическая эволюция человека. – М.: Международный Центр Рерихов, 2012. – 186 с.
2. Шапошникова Л.В. Основные особенности философии Живой Этики // Живая Этика и наука: материалы международной научно-общественной конференции, Москва, 7–10 окт. 2007 г. – М.: Международный Центр Рерихов, 2008. – С. 50–64.
3. Община. Учение Живой Этики. – М.: Международный Центр Рерихов, 1994. – 240 с.
4. Шапошникова Л.В. Философия космической реальности [вступ. ст.] // Листы Сада Мории. Кн. 1. Зов. Учение Живой Этики. – М.: Международный Центр Рерихов, 2003. – С. 5–165.
5. Беспредельность. Часть первая. – М.: Международный Центр Рерихов, 2009. – 472 с. – (Учение Живой Этики).
6. Шапошникова Л.В. Великое путешествие. В 3 кн. – Кн. 3. Вселенная Мастера. – М.: Международный Центр Рерихов, 2005. – 1088 с.
7. Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1. От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики / отв. ред. И.Д. Рожанский. – М.: Наука, 1989. – 576 с.
8. Агни Йога (Знаки Агни Йоги). – М.: Международный Центр Рерихов, Мастер-Банк, 2008. – 600 с. – (Учение Живой Этики).
9. Сердце. – М.: Международный Центр Рерихов, 2012. – 464 с. – (Учение Живой Этики).
10. Мир Огненный. Ч. III. Учение Живой Этики. – М.: Международный Центр Рерихов, 1996. – 383 с.
11. Беспредельность. Часть вторая. – М.: Международный Центр Рерихов, 2010. – 328 с. – (Учение Живой Этики).
12. Подвижники: Избранные жизнеописания и труды. – 2-е изд., перераб. и доп. – Самара: Агни, 1998. – 528 с.
13. Ильин В.И. Преподобный Серафим Саровский. – М.: Международный Центр Рерихов, 1996. – 206 с.
14. Соколова Б.Ю. «Мир будет потрясен действительностью героизма»: эволюционный смысл героизма в творчестве Е.И. Рерих // 130 лет со дня рождения Е.И. Рерих: материалы международной научно-общественной конференции, 9–11 окт. 2009 г., Москва. – М.: Международный Центр Рерихов, Мастер-Банк, 2010. – С. 582–598.
15. Учение Живой Этики. В 3 т. – Т. 3 [Братство] / [сост. Г. Е. Чирко]. – СПб.: Отд-ние изд-ва “Просвещение”, 1993. – С. 667–813.
16. Надземное [Кн. 1]. Учение Живой Этики. – М.: Международный Центр Рерихов, 1996. – 414 с.
17. Лотман Ю.М. Семиосфера. – СПб.: Искусство-СПБ, 2000. – 704 с.
18. Шапошникова Л.В. «Позвольте мне сойти с пьедестала...» // Держава Рерихов. В 2 т. – Т. 1. – М.: Международный Центр Рерихов, Мастер-Банк, 2006. – С. 112–121.
19. Шапошникова Л.В. Град Светлый. Новое планетарное мышление и Россия. – М.: Международный Центр Рерихов, 1998. – 192 с.
20. Шапошникова Л.В. Мудрость веков. – М.: Международный Центр Рерихов, 1996. – 480 с.
21. Шапошникова Л.В. Чаша Грааля Космической эволюции [предисл.] // Рерих Н.К. Культура и цивилизация. – М.: Международный Центр Рерихов, 1997. – С. 3–24.
22. Шапошникова Л.В. Земное творчество космической эволюции. – М.: Международный Центр Рерихов, 2011. – 956 с.
23. Бердяев Н.А. Опыт парадоксальной этики. – М.: АСТ; Харьков: Фолио, 2003. – 696 с.
24. Рерих Н.К. Держава света; Священный дозор. – Рига: Виеда, 1992. – 285 с.

***

THE CONCEPT OF HEROISM IN THE PHILOSOPHY OF LIVING ETHICS AND ITS RELEVANCE

The article analyzes some provisions of the concept of heroism, which is contained in the Living Ethics, one of the philosophical systems of Russian cosmism. The concepts of cosmic evolution and higher worlds are considered and the connection of heroism with these categories is shown. It is noted that the growth of a person's mental energy is conditioned by the development of his moral and heroic qualities. It is shown that the contact of a person with heroic images (hero worship, the desire to imitate) is one of the factors of expanding his consciousness. The connection between culture and heroism is analyzed in two aspects: external and internal. The relevance of the concept of heroism of Living Ethics, insisting on the vitality and practicality of the heroic principle, is emphasized.

Keywords: Living Ethics, Roerichs, heroism, courage, heroes, self-sacrifice, common good, cosmism, culture, evolution.


Соколова Богдана Юрьевна, 2020

Опубликовано в: научно-практическом журнале «Заметки ученого» (Южный университет «Институт управления бизнеса и права» (ИУБиП), Ростов-на-Дону). – 2020. – № 12.– С. 275–282. 

УДК 14:179.6


Главная  →   Журнал "Восхождение"  →   О творческом наследии семьи Рерихов.    Дата публикации: 22.01.2021