Святослав Рерих.
Младший сын
(1904 – 1993 гг.)
В октябре мировая культурная общественность ежегодно отмечает две знаменательные и тесно связанные друг с другом даты:
9 октября - день рождения выдающегося деятеля культуры XX века Николая Рериха;
и 23 октября - день рождения его младшего сына Святослава Рериха.
Имя Николая Константиновича Рериха - художника, ученого, общественного деятеля пользуется заслуженным уважением в Казахстане. В Алматы не один раз проводились выставки его картин и репродукций, которые неизменно собирали огромное число посетителей. Многим известно его философское наследие. Для многих Николай Рерих стал Учителем жизни.
К сожалению, об остальных членах удивительной семьи Рерихов известно менее. И поэтому сегодня мы расскажем вам о Святославе Рерихе, младшем сыне Николая Рериха. Он был нашим современником. Он жил рядом с нами совсем недавно. Совсем недавно он приезжал в тогда еще Советский Союз, встречался с представителями культуры, общественности, с членами правительства; говорил о необходимости позитивных перемен, о ценностях культуры, о ее единстве и о том, что только она спасет человечество от бездуховности, вырождения и гибели.Он был очень красив. И красота его лица с годами не увядала, а менялась и становилась тем, что мы называем мудростью. А так бывает только у людей с прекрасной душой, свет которой до последнего земного дня озаряет их.
Он был очень даровит. Изучал историю, философию, литературу, архитектуру, фармакологию, медицину. Во всех этих сферах знания он проявил себя как талантливый исследователь и пытливый ученый. Однако именно эта его деятельность мало известна широкой аудитории. Более известен Святослав Рерих как художник. И часто его художественные работы путают с работами отца. Фамилия ведь одна и та же.Он не заканчивал никакого специального художественного учебного заведения, но трудно представить школу лучше и совершеннее, чем постоянное соотнесение своих работ с творчеством отца, с его мыслями и идеями.
Позднее Святослав Николаевич скажет, что у него никогда не было желания заимствовать что-нибудь от отца, но он привык непроизвольно мыслить в русле убеждений Николая Константиновича, и это сделалось частью его собственной природы, хотя трудно представить школу лучше и совершеннее, чем постоянное соотнесение своих работ с творчеством отца, с его мыслями и идеями.
Он стал оригинальным художником, работающим в жанре живописи, со своеобразной манерой письма. Гималайские пейзажи, портреты, в том числе портреты известных деятелей культуры и искусства Индии, жанровые сцены из жизни индийского народа - лишь небольшая часть его произведений.
Его картины хранятся в музеях Франции, Бельгии, Болгарии, Чехии, США, Индии, России и других стран.
Своими успехами в живописи Святослав Николаевич обязан не только врожденному таланту, но и воспитанию в нем душевных качеств и творческих способностей его матушкой, Еленой Рерих.
В 1916 году из-за болезни отца семья переселилась из Петербурга в Сорталаву (Финляндия).
В мае 1918 года правительство Финляндии закрыло границу с Советской Россией, и семья Рерихов оказалась отрезанной от Родины.
Осенью 1919 года Рерихи переезжают в Лондон, а в 1920 году - в США, где Святослав Рерих и поступает в Колумбийский университет на архитектурное отделение. Поскольку ему не было тогда и шестнадцати лет, принимают его в университет в порядке исключения.
Через год он поступает в Гарвардский университет, одновременно изучая технологию лепки с натуры. Однако скоро ему становится ясно, что главный интерес его жизни - живопись.
В это время Николай Константинович Рерих основал в США ряд культурных организаций: Институт Объединенных Искусств в Нью-Йорке, объединение художников «Пылающее сердце» в Чикаго и Международный Центр искусств «Корона Мунди» (Венец Мира).
Позднее все руководство этими организациями было передано Святославу, которому было в то время всего восемнадцать лет.
Все учреждения вели широкую и активную международную работу, устраивали выставки, проводили сотни лекций. Именно в этот период проявились недюжинные организаторские способности Святослава Николаевича.
В 1925 году он создал ряд полотен на восточные сюжеты, посвященные главным образом жизни гималайских ламаистов. На выставке в Филадельфии он получил свою первую международную награду.
Остальные члены семьи с 1924 года участвуют в знаменитой Трансгималайской экспедиции профессора Рериха, которая заканчивается в 1928 году в Дарджилинге (Индия).
Вскоре Святослав переезжает в Индию и воссоединяется с семьей.
Более шестидесяти лет своей жизни он прожил в Индии. Так сложилась судьба. Он любил Индию, и Индия любила его.
Он восхищался ее природой, проник в глубь истории, почувствовал особенности ее культуры, быта, характера ее жителей.
Много путешествует по стране, открывает для себя красоты местности, памятники архитектуры, встречается с удивительными людьми. Но Индия так многолика и так своеобразна, что годы спустя в одном из своих выступлений Святослав Николаевич скажет, что процесс изучения наследия Индии бесконечен.
Одновременно он занимается общественной и научной деятельностью - продвижением Пакта Рериха в Индии и программой работ, связанных с медициной в Институте Гималайских исследований «Урусвати» (Кулу).
Он составляет по монгольским рецептам лекарства от сифилиса и рака;
занимается разведением кута - перспективного для сельского хозяйства растения, к которому проявлял активный интерес Департамент земледелия США;
занимается нахождением лекарств против астмы; организует экспедиции местных людей для добычи лекарственных растений; разводит питомник лекарственных трав; собирает сведения о местной медицине, в том числе тибетской и аюрведической; идентифицирует с помощью местных знахарей, пандитов и лам многие лекарственные корни и семена. Позднее, в Бангалоре (на юге Индии) создаст плантации лекарственных эфирных растений и производство высококачественных масел. Заботился о рабочих, их образовании, быте. Во всех делах был успешен.В семье его очень любили. Называли Светиком за особые душевные качества, заботливость и внимательность к окружающим.
Его жена - знаменитая индийская актриса Девика Рани, племянница Тагора, была ему верной спутницей и помощницей. Красота этой женщины запечатлена на многих его полотнах.
Написал более тридцати портретов своего отца, в том числе несколько в полный рост; портреты матери - Елены Ивановны Рерих; многих прогрессивных деятелей Индии, в том числе Джавахарлала Неру и президента Радхакришнана.
Он был почетным академиком Академии художеств СССР, лауреатом Международной премии им. Джавахарлала Неру, почетным членом болгарской Академии художеств.
В Индии он награжден высшей наградой этой страны - «Падша Бхушан».Во время Великой Отечественно войны неоднократно обращался к советскому послу в Лондоне с просьбой принять его в ряды Красной Армии.
Последние десятилетия своей жизни посвятил педагогике. Покровительствовал знаменитой школе имени Шри Ауробиндо в Бангалоре. Был духовным наследником своего великого отца и продолжателем его дела. Пользовался огромным уважением со стороны культурной общественности Индии и любовью местного населения. По мнению столетнего Гуру, жившего при храме Вишну в долине Кулу, является воплощением бога и потому, пока он с ними, вся местность будет благоденствовать. Можно улыбнуться словам далекого провинциального Гуру.А можно восхититься тонкостью понимания человеческой природы и подумать: «А ведь это был только младший сын!»
Глущенко Л.И.,
Рериховское Общество г. Алматы, РК
Опубликовано в газете «Огни Алатау», 6 января 2001 г.
Главная → О Рерихах → Святослав Николаевич Рерих