Н.К. Рерих. Суздаль.
Монастырь Александра
Невского
Летом 1903 года по заданию Императорского Общества поощрения художеств Н.К. Рерих предпринимает поездку по старинным русским городам. Ярославль, Нижний Новгород, Ростов Великий, Суздаль, Юрьев-Польский, Владимир, Смоленск, Гродно, Ковно (совр. Каунас), Вильно (совр. Вильнюс), Рига, Венден (совр. Цесис), Изборск и Псков – маршрут, который позднее будет известен под емким названием «По старине». Итогом поездки стало создание 71 одного этюда, составившего ядро «Архитектурной серии» [1]. Одним из памятников, запечатленных на этих полотнах стал Суздальский Свято-Александровский женский монастырь.
По преданию, этот монастырь был основан самим Александром Невским в память своего небесного покровителя Александра Римского, воина и мученика за веру IV века. Князь приказал заложить этот монастырь в 1240 году, во исполнение обета перед Невской битвой.
Сначала была построена деревянная церковь. Вокруг неё и возник женский монастырь.
Первыми насельницами монастыря были сироты, оставшиеся без попечения после татарского нашествия на Суздаль в 1237 году.
Почитание, окружавшее память князя Александра, помогло обители укрепиться и стать важной святыней Суздаля. Монастырь называли «Александровский - Большая Лавра» или «Александровским девичьим монастырем» и он был известен как место упокоения княжеских жен. Некоторые надгробные плиты захоронений 13 века сохранились до наших дней [2].
Монастырь был богатым, с множеством монахинь, ему делались значительные вклады и дары. Но в 1608-1610 годах, во время польского нашествия монастырь был сожжен, практически все его постройки были уничтожены.
Восстановление монастыря шло с трудом и сохранившиеся до нашего времени постройки были возведены в 17-18 веках.
Одной из первых в 1695 году была построена пятиглавая церковь Вознесения Господня с шатровой колокольней. Она возводилась на месте того самого первого, еще деревянного храма, связанного с именем Александра Невского. Средства для её постройки были пожертвованы царицей Натальей Кирилловной и её сыном, тогда еще царем, а позднее императором Петром I.
В первой половине 18 века вокруг монастыря была построена невысокая ограда и Святые ворота с двухъярусной башенкой, проект архитектора Ивана Грязнова, автора многих монастырских строений в Суздале.
Именно фрагмент ограды с башенкой, Святые ворота и шатровая колокольня, возведенная на месте первого монастырского храма изображены на картине Николая Константиновича Рериха.
И хотя строения эти были сравнительно позднего происхождения, тем не менее, это место было связано с именем князя Александра Невского. Не только архитектура привлекала Рериха в создаваемых этюдах исторических мест, строений, развалин, но и нечто более важное и сокровенное, связанное с ними. В красоте древних строений проступали сокровенные знаки, таинственные магниты, заложенные в давние времена и создающие ныне то, что мы называем - Святая Русь.
Садовская И.А.
2021 г.
Также на эту тему:
Александр Невский. Образ Святого князя в творчестве Н.К. Рериха
Князь Александр Невский и Святой Великомученик Феодор Тирон
Главная > Публикации о картинах > Опубликовано: 7.10.2021