Учение Живой Этики

 

Соколова Богдана Юрьевна,

кандидат культурологии,
ведущий редактор издательско-полиграфического центра
Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова,
г. Москва

Категория мысли

в философии Живой Этики

 

В статье рассмотрены особенности категории мысли в контексте знаний, которые содержатся в философской системе Живой Этики. Проанализирована важность очищения мышления и контроля над мыслями, показана роль мысли в познании и эволюционном развитии человека.
Ключевые слова: мысль, Живая Этика, космизм, сердце, красота.

Sokolova Bogdana Yurievna
PhD, leading editor of Publishing center
of the Plekhanov Russian University of Economics,
Russia, Moscow

Category of Thought in the Philosophy of Living Ethics

The article considers the features of the category of thought in the context of knowledge contained in the philosophical system of Living Ethics. The importance of purifying thinking and controlling thoughts is analyzed, and the role of thought in human cognition and evolutionary development is shown.
Key words: thought, Living Ethics, cosmism, heart, beauty.


Революционные открытия во всех областях современной науки требуют новых подходов к познанию человека и нового миропонимания, которые будут адекватно воспринимать его истинную природу и многомерное строение. Такое миропонимание и такие подходы, дающие возможность изучать человека целостно, синтетично, учитывая единство его духовного и материального аспектов, содержатся в русском космизме. Одной из глубоких философий космизма является Живая Этика, созданная выдающимся русским мыслителем и ученым Еленой Ивановной Рерих (1879–1955) в сотрудничестве с Учителями Востока. Эта уникальная философская система, раскрывая вопросы взаимодействия человека, планеты и космоса, посвящена духовному совершенствованию личности и общества. В Живой Этике осмысливаются фундаментальные мировоззренческие и методологические идеи и категории, лежащие в основе научного знания, такие как дух, материя, пространство, бытие, время, система, причина, следствие и многие другие. Одной из многогранных и значительных категорий в Живой Этике является мысль, которая заслуживает отдельного большого исследования. В данной же статье мы ограничимся тезисным изложением.

О важности изучения мысли и ее влияния на ноосферную реальность нашей планеты свидетельствует то внимание, которое уделяют этой категории ученые и мыслители. Еще русский философ Н.А. Бердяев писал: «Вновь признана должна быть самоценность мысли (в Логосе) как светоносной человеческой активности, как творческого акта в бытии» [1]. Называя мысль одним из устоев космической эволюции человечества, современный ученый-космист Л.В. Шапошникова подчеркивает: «Ни одно из явлений Космоса не обладает таким высоким потенциалом творчества, как мысль. Благодаря творчеству мысли живет и развивается Космос, благодаря же ей пространство хаоса преображается в Космос» [2, с. 817]. Актуальные размышления находим и у доктора философских наук И.А. Сафронова, который отмечает: «…Из всех космических энергий самой могущественной является, согласно Агни Йоге [другое название Живой Этики. – Б.С.], мысль. Поэтому человек должен понять ее истинное значение как существенного фактора своей жизнедеятельности» [3, с. 126].
Вопреки общепринятому представлению о мысли как нематериальном явлении, Живая Этика рассматривает мысль в виде материальной субстанции, столь же реальной, как и действия человека, которые являются следствием мысли. Однако материя мысли – иного порядка, т.к. она принадлежит миру, который в Живой Этике называется Тонким. Материя Тонкого мира является более утонченной по сравнению с материей мира плотного, земного. Мысль человека представляет собой проявление его огненной природы как одного из аспектов всеначальной огненной энергии (называемой в Живой Этике Огнем), которая проявляется во всем мироздании и запечатлена в каждом атоме вселенной. «Мысль не существует без Огня, и Огонь обращается в творящую мысль» [4, с. 51]. Несмотря на свою тонкую природу, мысль оказывает огромное влияние на жизнь и эволюцию человека, которые по сути зависят от его мышления.

Именно поэтому Живая Этика уделяет большое внимание качеству мыслей. Мысли человека должны соответствовать принципу красоты и гармонии, и только в этом случае возможно его эволюционное развитие. Ибо мысль магнетична по своей природе, так как притягивает из пространства энергии, соответствующие ей по качеству: «…Каждая мысль есть своего рода магнит, она привлекает к себе подобное» [5, с. 116]. Если мысли о добре, красоте, общем благе, героизме, любви притягивают энергии высоких вибраций, то мысли о зле и разрушении – низких. «…Каждая чистая мысль есть зарождение добра и каждая темная есть колыбель зла» [5, с. 117]. Поэтому не «бытие определяет сознание», как считал К. Маркс, а сознание обуславливает бытие.

От качества вибраций энергий напрямую зависит совершенствование человека: чем выше вибрации энергетики его внутреннего мира, тем более высокодуховной личностью он предстает. Высокие вибрации являются следствием утверждения нравственных качеств, устремления к красоте и добру, чистоты и гармонии мышления. Нечистое и хаотичное мышление опасно тем, что не только понижает вибрации внутреннего мира человека и замедляет его совершенствование, но и тем, что избавиться от злых, суетных, омрачающих мыслей очень сложно, особенно если они переходят в разряд навязчивых.

Таким образом, мысль может нести как созидательный потенциал, так и разрушительный. Важно подчеркнуть, что одной из особенностей мысли является ее неуничтожимость. Чтобы побороть недобрые мысли человек должен вытеснить их из сознания, заменив их мыслями света и добра.

Авторы Живой Этики советуют взять свои мысли под строжайший контроль. Процесс контроля и избавления от нежелательных мыслей Живая Этика называет очищением мышления. И несмотря на всю его сложность, этот процесс эволюционно необходим, ведь мысль является той силой, которая преображает сознание человека в эволюционную или инволюционную сторону. Живая Этика призывает мыслить четко и красиво. Нечеткие мысли не имеют силы, точно также как несилен безвольный человек. При этом мрачность и злобность мышления влияет не только на самого человека, но и на окружающее пространство, на общество и природу. «Год голода, засухи и болезней не будет ли следствием падения мысли?» [6, с. 25]. Поэтому человек несет планетарную ответственность за чистоту своего мышления.

Важно отметить, что чистота мысли играет важную роль в познании. Как отмечается в Живой Этике, «чистая мысль, напитанная красотою, указывает путь к истине» [7, с. 20–21]. Гносеология чистой мысли связана с ее способностью расширять сознание человека, освобождая его от эгоистических субъективных элементов, мешающих объективному восприятию действительности. При этом мысль, усиленная красотой, – одной из важнейших эволюционных категорий, несущей высокие вибрации, – еще больше углубляет гносеологические возможности сознания человека.

Помещая сознание человека в сердце (речь идет о духовном сердце) [8, с. 191], Живая Этика отмечает, что сердце обладает мыслительными способностями: «Думает сердце, утверждает сердце, объединяет сердце» [8, с. 189]. И еще: «Можно думать мозгом или сердцем» [8, с. 152]. Надо сказать, что такое осмысление сердца имеет глубокие корни в мировой культуре. Так, например, в византийской философской традиции сердце выступало альтернативой мозгу в качестве вместилища ума. Достаточно вспомнить, что Григорий Палама рассматривал сердце как центр духовной жизни человека, как орган ума, посредством которого он господствует над всем телом, и даже как источник и хранитель мысленной информации: «…Наша способность мысли расположена и не внутри нас как в некоем сосуде, поскольку она бестелесна, и не вне нас, поскольку она сопряжена с нами, а находится в сердце как своем орудии» [9, с. 43]. О способности сердца к познанию писал и французский мыслитель Блез Паскаль: «Мы постигаем истину не только разумом, но и сердцем: именно сердце помогает нам постичь начало начал, и тщетны все усилия разума, неспособного к такому постижению, опровергнуть доводы сердца» [10, с. 174]. Выдающий украинский мыслитель Григорий Сковорода подчеркивал: «…Сердце есть мыслей бездна…» [11, с. 451]. Л.В. Шапошникова отмечала, что в сердце идут сложнейшие энергетические процессы, связывающие человека с мирами иных состояний материи. Размышляя об эволюционной роли сердца, она писала: «В сердце заключены ум и мышление более высокого качества, нежели в интеллекте. Этот ум называется мудростью, которая постигает окружающую действительность более качественно и глубоко, чем сам интеллект» [12, с. 44].

Важность значения мысли в жизни человека основана также на утверждении, что мысль не имеет ограничения ни в пространстве, ни во времени, т.е. по сути бессмертна. «Можно, истинно, утверждать, что мысль переживает все. Мысль бессмертна и живет, создавая новые сочетания» [13, с. 167]. Сила чистой, возвышенной мысли такова, что объединенная мысль коллектива гармонично настроенных людей может противостоять стихиям, она способна на великие свершения, благие открытия, способствует эволюции природы и общества. О такой мысли писал В.И. Вернадский, создавая свою концепцию ноосферы.

Одним из важнейших эволюционных факторов является творческая мысль человека, уподобляющегося Творцу в своем созидательном труде. Устремленное, радостное творчество, наполненное красотой и направленное на общее благо, является генератором энергий высоких вибраций, совершенствует человека и окружающий мир. «Творящая мысль преображает мир, изменяет сознание человека и продвигает его по лестнице восхождения космической эволюции», – отмечала Л.В. Шапошникова [2, с. 818]. В Живой Этике описана новая, более высокая ступень деятельности человечества – мыслетворчество. Но для этого человек должен взять под контроль свои мысли и научиться мыслить по законам красоты и гармонии.


Список использованных источников

1. Бердяев Н.А. Смысл творчества (Опыт оправдания человека) // PSYLIB. Самопознание и саморазвитие: сайт. URL: http://psylib.org.ua/books/berdn01/txt00.htm
2. Шапошникова Л.В. Великое путешествие. Кн. 3. Вселенная Мастера М.: Международный Центр Рерихов, 2005. 1088 с.
3. Сафронов И.А. Роль мысли в планетарно-космической эволюции // Творчество как национальная стихия: медиа и социальная активность: сборник статей / под ред. Г.Е. Аляева, О.Д. Маслобоевой. СПБ.: СПБГЭУ, 2018. С. 126–135.
4. Мир Огненный. Ч. I. Учение Живой Этики. М.: Международный Центр Рерихов, 1995. 366 с.
5. Надземное [Кн. 1]. Учение Живой Этики. М.: Международный Центр Рерихов; Тольятти: Общество Рерихов,1996. 414 с.
6. Агни Йога (Знаки Агни Йоги). М.: Международный Центр Рерихов, 2008. 600 с.
7. Община. Учение Живой Этики. М.: Международный Центр Рерихов, 1994. 240 с.
8. Сердце. М.: Международный Центр Рерихов, 2012. 464 с. (Учение Живой Этики).
9. Палама Г. Триады в защиту священно-безмолвствующих / пер., послесл. и коммент. В. Вениаминова. М.: Канон, 1995. 384 с.
10. Паскаль Б. Мысли / пер. с фр. Э. Фельдман-Линецкой. СПб.: Азбука-классика, 2005. 336 с.
11. Сковорода Г.С. Соч.: в 2 т. Т. 1. М.: Мысль, 1973. 511 с.
12. Шапошникова Л.В. Актуальность Пакта Рериха в современном мире // Культура и время. 2005. № 4. С. 41–51.
13. Беспредельность. Часть вторая. М.: Международный Центр Рерихов, 2010. 328 с. (Учение Живой Этики).

Статья опубликована в сборнике:

Культура и экология – основы устойчивого развития России. Культурные и экологические императивы современной экономики. Часть 1: материалы Международного форума (Екатеринбург, 13–15 апреля 2020 г.). – Екатеринбург: ФГАОУ ВПО УрФУ, 2020. – С. 82–87. 

УДК 122/129