Л.В. Шапошникова
Картина раннего периода творчества Николая Рериха «Выступление в поход» (1910) многие годы была известна зрителю как «Варяжское море». Под этим названием картина прожила долгую жизнь, упоминалась во всех каталогах, экспонировалась на выставках. Впервые она была показана публике на выставке объединения «Мир искусства», прошедшей в декабре 1910 г. - январе 1911 г. в помещении Первого кадетского корпуса в Санкт-Петербурге. Затем картина была выставлена в Швеции на Международной Балтийской выставке в Мальме (1914) и Стокгольме (зал Гумельсона, 1918), в Дании (Копенгаген, 1918, 1919), Норвегии (Овенлюссален, 1919), Финляндии (Хельсинки, салон Стриндберга, 1919), Англии (Лондоне, The Goupil Gallery, 1920). После выставок в городах Швеции Н.К.Рерих был награжден Королевским Шведским орденом Полярной Звезды.
После 1920 года «Варяжское море» в составе передвижной выставки картин Н.К. Рериха совершило турне по городам США. Множество статей и рецензий, посвященных выставкам художника, было опубликовано в российских и зарубежных газетах и журналах.
О том, что картина была дорога семье Рерихов, свидетельствует факт ее первоначальной принадлежности собранию Елены Ивановны Рерих, жены художника. Вместе с Рерихами картина переехала из Европы в США и в 1923-1935 гг. находилась в экспозиции Музея Рериха в Нью-Йорке. Затем она стала собственностью Луиса и Нетти Хорш, которые незаконным путем завладели собранием музея. Многие из картин были распроданы и на долгие годы стали недоступны зрителю, попав в частные коллекции.
Такой же была и судьба полотна «Варяжское море». После того, как в 2005 году картина была подарена частным лицом общественному Музею имени Н.К. Рериха (Москва), во время реставрационного осмотра оборота картины на холсте была обнаружена авторская надпись: «СпБ Мойка, 83 / Н.К. Рерихъ / Выступление в поход/ 5000 марок». Теперь картина «Выступление в поход (Варяжское море)» обрела в нашем музее свой дом.
Варяжская тема, Варяжское море (так в Древней Руси называли Балтийское море), образы викингов-варягов, их конунгов привлекали совсем еще юного Николая Рериха. Во время учебы в гимназии К.И. Мая он посвятил битве саксонского и норвежского королей стихотворение «Йоркское сражение».
Славянские и древнескандинавские образы эпохи викингов мы находим в русской литературе в творчестве Г.Р. Державина, К.Н. Батюшкова, К.Ф. Рылеева, А.К. Толстого, Н.А. Львова, Н.М. Карамзина и др. Нет сомнения, что Николай Константинович, глубоко и научно изучавший эту тему, был знаком с произведениями поэтов, писателей и историков, отразивших в своих работах взаимодействие двух соседних древних культур.
В 1896 году Н.К. Рерих проводил археологические раскопки в Новгородской губернии, где через «въездные ворота» в славянские земли - Ладогу, Волхов и озеро Ильмень - когда-то проходил Великий водный путь «из варяг в греки». В1907 году, а затем в 1910-м он посетил Финляндию. Проведение раскопок в 1910 году в Новгородском кремле, где были сделаны уникальные находки скандинавского поселения IX-X веков, знакомство с поэзией скальдов и со средневековыми сагами, сама северная природа вдохновили художника на продолжение разработки варяжской темы. В статье «Древнейшие финские храмы» он писал: «Везде скандинавы оставили после себя одни из лучших и самых здоровых влияний. Драгоценное качество - чувство собственного достоинства проникало в государственность народов вслед за северянами».
В творчестве Н.К. Рериха варяжская тема нашла свое развитие в таких произведениях, как «Заморские гости» (1901, 1910), «Иноземные гости» (1900), «Три варяга приближаются» (1906), «Песнь о викинге» (1907), «Триумф викинга» (1908), «Варяжский мотив» (1909), «Дочь викинга» (1918), «Воин с ножом на фоне желтой скалы» [1917] и др.
На картинах историчны не только люди, но и сам скандинавский пейзаж - прозрачные водные просторы, ажурный рисунок фьордов, могучие скалы, в которые органично встроены мощные стены замков. Отважные воины носят достоверные кольчуги и шлемы, их боевое снаряжение также отражает историческую эпоху. «Это взаимодействие Времени и Культуры придавало полотнам Рериха одно уникальное качество, - писала Л.В.Шапошникова в работе «Ученый, мыслитель, художник». - На них знание и искусство сливались так, что граница их была неразличима, и часто одно переходило в другое. С годами это качество будет оттачиваться и развиваться. И позже возникнет вопрос: что такое творчество Рериха, искусство или наука? И придет один-единственный ответ: наука, ставшая искусством, и искусство, перешедшее в науку».
«Выступление в поход» - глубокое историческое, героическое и в то же время лирическое произведение. Оно складывалось постепенно и продумывалось Н.К. Рерихом на протяжении нескольких лет.
В книге исследователя творчества художника А.Ф. Мантеля «Н. Рерих» мы встречаем графический рисунок Рериха «Смотрит» (1905), где уже определенно прорисованы ландшафт и крыльцо к будущей картине «Варяжское море», а фигура смотрящего вдаль человека в дальнейшем трансформируется в фигуру епископа.
На рисунке для картины «Варяжское море» [1909-1910] из Горловского художественного музея (Украина) Н.К. Рерих изобразил фигуру воина в полном боевом снаряжении, который станет одним из трех главных персонажей картины.
В фондах Русского музея в Санкт-Петербурге хранятся графические зарисовки, в том числе и «Замок у моря» (1910), пейзаж к картине «Варяжское море», который уже определяется художником в цветовом решении и включает наброски кораблей.
В картине «Песнь о викинге» (1907) художник создал образ северянки, ожидающей на берегу возвращения воина из дальнего похода. Образ этой женщины как бы предваряет образ такой же печальной героини из «Выступления в поход».
В Государственном музее изобразительных искусств Республики Татарстан хранится картина «Варяжское море» (1909). Сравнение картины «Выступление в поход» (1910) с этим ранним вариантом «Варяжского моря» дает представление о том, как, оставаясь верным сюжету и композиции, художник трансформирует колористическое решение, уменьшая присутствие красных тонов. Рерих изменяет некоторые детали, заменив большой красный парус меньшим охряным стягом, и придает узорным одеждам королевы мягкие золотисто-коричневые тона. Все это сосредоточивает зрителя, делает сюжет картины более напряженным и трагичным, а увеличение размера полотна придает ему монументальный величественный вид.
В Государственном музее изобразительных искусств Республики Татарстан хранится картина «Варяжское море» (1909). Сравнение картины «Выступление в поход» (1910) с этим ранним вариантом «Варяжского моря» дает представление о том, как, оставаясь верным сюжету и композиции, художник трансформирует колористическое решение, уменьшая присутствие красных тонов. Рерих изменяет некоторые детали, заменив большой красный парус меньшим охряным стягом, и придает узорным одеждам королевы мягкие золотисто-коричневые тона. Все это сосредоточивает зрителя, делает сюжет картины более напряженным и трагичным, а увеличение размера полотна придает ему монументальный величественный вид.
Глубокие знания Н.К. Рериха как историка и археолога о взаимопроникновении скандинавской и древнерусской культур, о влиянии исторических личностей на государственные связи позволили художнику выстроить сюжет картины. Основой его, вероятно, послужила яркая летописная история жизни конунга Норвегии XI века Харальда Сигурдарсона и его супруги Эллисив (Елизаветы Ярославны) - дочери могущественного и просвещенного князя Киевской Руси (Гардарики) Ярослава Мудрого.
Скальдическая поэзия и русские летописи повествуют о том, что любовь гордой славянки завоевывалась Харальдом многие годы в боевых походах на службе у Ярослава Мудрого и у византийского императора Михаила IV Пафлагонянина. Стяжав богатства и славу выдающегося военачальника и даже сочинив «Висы радости» - стихи, прославляющие подвиги своей дружины и повествующие о нежном чувстве к Ярославне, Харальд получил ее в жены и увез в Норвегию. Через некоторое время он стал королем, оставаясь в то же время полководцем и участвуя в военных походах, имевших политическое значение для страны. «Висы радости» говорят о том, что Харальд Смелый был не только суровым воином, но и преданно любящим человеком, талантливым и образованным скальдом.
В картине «Выступление в поход» Рерих выстраивает для сцены прощания викинга сложную композицию в виде витка спирали. Она начинается у мощных каменных стен замка, вырастающего из прибрежных скал, и переходит в пространство залива, где широкой дугой стоят двенадцать готовых к отплытию величественных драккаров, придавая композиции силу.
На деревянном крыльце замка, увенчанном резными грифонами, оберегающими постройку от пожара, расположены три основные фигуры - Харальд, Эллисив и Епископ. Треугольное расположение главных героев не случайно, все они связаны друг с другом глубокими внутренними узами. Гордо откинутая голова могучего Харальда, прямой взгляд, боевое снаряжение говорят об отваге и уверенности в победе. Вид его супруги Эллисив, напротив, излучает печаль. Голова уже немолодой красавицы склонилась не под тяжестью королевской короны, а от тяжелых дум и дурных предчувствий. По сведениям летописей, пророческие сны, предвещающие несчастье, снились перед этим походом и соратникам конунга, и даже родственникам королевской четы в далеком Киеве. Взгляд коронованной Ярославны прикован к острию копья. Епископ поддерживает королеву, его взор также направлен на острие копья. Свободной рукой, обвитой четками, он благословляет Харальда.
Волны залива прозрачно зелены и холодны в это раннее северное утро. Но время торопит - боевые корабли стоят под раздутыми парусами, реет на ветру знамя, викинги трубят в рога. А из глубины картины словно слышатся трагические звуки «Траурного марша на смерть Зигфрида» Рихарда Вагнера, предвещающие печальный исход - в битве с саксами под предводительством короля Англии Гаральда войско Харальда было разбито, а сам он погиб.
Николай Константинович всегда считал, что художник должен совместить и разрешить три задачи - общепсихологическую, специальноисторическую, а также задачу создания художественного эффекта (настроения). Только тогда картина может произвести глубокое впечатление на зрителя. С полной уверенностью можно утверждать, что все эти задачи успешно решены в картине «Выступление в поход», и это ставит ее в ряд произведений высокого искусства.
Послесловие:
28 апреля 2017 года сотрудниками Государственного музея Востока (ГМВ) под патронажем Министерства культуры РФ при поддержке силовых структур был совершён рейдерский захват Усадьбы Лопухиных, в которой размещался МЦР и его Музей имени Н.К. Рериха. Имущество и фонды известной общественной организации были незаконно присвоены ГМВ.
Сегодня можно со всей уверенностью сказать, что давая своё согласие на поддержку данного выставочного проекта, лицемерно рассуждая о сотрудничестве, в Министерстве культуры РФ уже был заготовлен план уничтожения общественного Музея имени Н.К. Рериха и МЦР. Эти события 2017 года навсегда войдут в историю России как позорное пятно на мундирах тех, кто был поставлен на служение Культуре, но использовал данные возможности на её разрушение.
Статья Т.А. Ивановой воспроизведена по буклету «Н.К. Рерих “Выступление в поход”. Выставка одной картины из фондов Музея имени Н.К. Рериха в Москве», изданного МЦР к открытию выставки.