Новгородцы в Арктике.
О картине Н.К. Рериха
«Новая Земля»
"Новая Земля" — северная картина. Новгородцы на расписных стругах среди льдов на Крайнем Севере — может быть, у полюса. Ничего не страшится вольница. Дивуется на моржей и на льды бескрайние.
Н.К. Рерих «Листы дневника», т. 2
На ярких расписных ладьях, под наполненными ветром парусами плывут среди огромных льдин, по суровому северному океану новгородские мореходы. Как непрочны и хрупки эти суденышки рядом с торосами и айсбергами, но какой дерзновенной отвагой веет от них! Как сочны краски парусов и вымпелов, как гордо вздымается надо льдами драконья голова на форштевне корабля. Всматриваются мореходы в неведомую стихию,
Кто эти люди, почему устремились к суровым и негостеприимным краям? На каких широтах пробираются по узким протокам меж вековых льдов? Из какой седой древности выплывает этот эпизод истории, запечатленный Николаем Рерихом?
Картину «Новая Земля» Николай Константинович Рерих создал в начале 1940 года. 14 февраля в очерке «Народность» он пишет:
«Сейчас пишу картины "Весть Тирону" - призыв к обороне Родины, и "Новая Земля" - новгородцы в Арктике […]. Сейчас столько смущения повсюду, что радость особенно нужна. Хороша радость, живущая в красоте и научной реальности. На просторах русских столько еще не вскрытого. […] Русь захороненная, Русь подземная, покажись во всем величии» [1, с. 300].
В этот предвоенный «со-роковой» год Рерих не случайно обращается к образам богатырей и подвижников, как бы призывая их на защиту Родины. Он словно напоминает о героических деяниях предков, совершавших подвиги в далеком прошлом. Именно о таком подвиге и шла речь в картине «Новая Земля». Но сначала немного о её судьбе.
Созданная в начале 1940 года, эта картина вскоре была представлена на выставке в городе Лахор (Лагор, в настоящее время этот город принадлежит Пакистану). Н.К. Рерих в очерке «Новая Земля» пишет:
«Думалось когда-то отвезти картину на Родину. Но вышло иначе. С Лагорской выставки пошли новгородцы к радже Тери-Гарвал на границу Непала. Вот куда забрались мужи Новгорода. Именно эту картину захотели молодые раджи.
Казалось бы, на выставке были и "Гималаи", и "Гуру Чарака", и "Вестник от гор", и "Охота", и "Замок такуров" — много было здешних помыслов. Но вот поверх всего приглянулись новгородцы. Сразу нагрузили на мотор — три моих и две Святослава картины — и уехали в свою отдалённую вотчину. И фото не удалось снять» [2, с. 372.].
В 1964 году эта картина находилась в музее небольшого курортного городка Нариндранагар (Индия) в предгорьях Гималаев. Об этом нам известно из газетной статьи, написанной посетившим тогда эти края востоковедом Л. Глыбиным:
«Целью моего путешествия было посещение знаменитого дворца махараджи Бханачендрасаха, часть которого по решению правительства превращена в государственный музей.
Дворец построен в европейском стиле и занимает довольно большую территорию. […] В одном из залов мне посчастливилось обнаружить неизвестную нам работу Николая Константиновича Рериха. В зале, который, по-видимому, был предназначен для официальных заседаний, картина занимает центральное место. Выполненная в гамме сине-голубых тонов, она производит очень сильное впечатление. Изображена ладья древних русских мореходцев среди льдов Арктики. В нижнем правом углу видны инициалы художника» [3].
К сожалению, единственное изображение этой картины, доступное нам, взято из той же газетной публикации. Его качество разрешает только рассмотреть очертания изображенного на картине.
Сюжет картины и события, стоящие за ним, были для Н.К. Рериха очень значимыми. Спустя всего год, в 1941 году Н.К. Рерих вновь обращается к этой теме и создает еще один вариант картины «Новая Земля». Для художника, видимо, было важно «отвезти картину на Родину», вернуть в историю страны забытую страницу. Этот вариант остался в коллекции С.Н. Рериха и в настоящее время его местонахождение неизвестно. О картине мы можем судить только по не слишком качественной репродукции, опубликованной в журнале «На Восходе» (№ 12, 2002 г.).
Что же привлекло внимание художника? Какой исторический факт послужил основой сюжета картины?
С древнейших времен суровые арктические просторы притягивали сознание человечества. Мифы, сказания, легенды, сокровенные учения рассказывали об этой земле. Там помещали древние Страну Богов. Там простирался таинственный материк Гиперборея, родина Аполлона Гиперборейского, в которой «Солнце никогда не заходит на протяжении полугода», как сказано в «Одиссее» Гомера. Там, в самом центре Северного полюса высилась священная гора Меру, обитель дэвов, которая была «”Страной Блаженства” самых ранних ведийских времен» [4, с. 336.].
Е.П. Блаватская в «Тайной Доктрине» так пишет об этой земле:
«Страна гиперборейцев, страна, распространявшаяся за Бореем, Богом замерзшего сердца, Богом снегов и вихрей, любящим дремать на горной цепи Рипеус [5], не была идеальной, воображаемой страной, как это предполагалось мифологами, так же как и не страною по соседству со Скифией и Дунаем. Это был настоящий Материк – страна bona fide [6], не знавшая зимы в те ранние дни, так же как ее печальные останки, даже и ныне, не имеют более одной ночи и одного дня в течение года. Ночные тени никогда не спускаются на нее, говорили греки; ибо это «Страна Богов», любимая обитель Аполлона, Бога Света, и жители ее – любимейшие священнослужители и слуги его. Теперь это можно рассматривать как опоэтизированный вымысел, но тогда это была опоэтизированная Истина [7, с. 7.]».
Из глубины веков эта Истина устремляла героев и отважных искателей к путешествиям. Первая исторически достоверная экспедиция к северным широтам состоялась в 325 году до н.э. Её организовал Пифей, древнегреческий мореплаватель. Греческие суда дошли до Британских островов и, миновав их, поднялись до арктических ледовых полей.
Норманны, совершившие немало походов в северных широтах, в конце 8 века доплыли до Белого моря, а в 985—86 гг. достигли Гренландии и Баффиновой земли [8].
А в 11 веке, в 1032 году состоялся первый из известных нам походов в Арктику новгородских мореплавателей. Об этом событии сохранились сведения в так называемой Патриаршей (Никоновской) летописи [9], летописном своде, составленном в 16 в. Название свое летопись получила по списку, изготовленному в середине 17 века для патриарха Никона. Причем в неё попали сведения как из известных сейчас источников, так и утраченных к нашему времени.
В этом летописном своде есть запись:
«Въ лЪто 6540 [10]. Ярославъ [11] поча ставити городы по Руси. Того же лЪта Улебъ иде на ЖелЪзнаа Врата изъ Новагорода, и вспять мало ихъ възвратишася, но мнози тамо погибоша» [12, с.79.].
Всего лишь одна фраза, в которой к тому же не говорится ни кто такой Улеб, ни где находились Железные Врата.
Историки не оставили без внимания эту запись в летописном своде. Существует много версий и об Улебе и о его походе.
Некоторые исследователи считают имя Улеб (встречавшееся неоднократно в истории Руси) производным от скандинавского Ульф (Ульв) или Олаф. Также в источниках есть отождествления летописного Улеба с сыном Рёгнвальда Ульвссона [13], ладожского посадника начала 11 в., и с Улебом, бывшим после 1088 года новгородским посадником. Мы же можем констатировать, что достоверных сведений о Улебе, предводителе похода к Железным Вратам не имеется ни в новгородских, ни в скандинавских источниках.
То же можно сказать и о Железных Вратах, которые были целью похода Улеба. Например, выдающийся историк С.М. Соловьев (1820 – 1879 гг.) в своем фундаментальном труде «История России с древнейших времен» пишет:
«…под 1032 годом встречаем известие, что какой-то Улеб (очень быть может, что Ульф — сын Рагнвальда) ходил из Новгорода на Железные ворота, но, как видно, поход был неудачен, потому что из дружины Улебовой мало возвратилось народу. 80 верст к югу от Устьсысольска [14], у села Водча, находится городок, по-зырянски Карил, т. е. городовой холм; предание и теперь называет это место Железными воротами» [15].
Таким образом, Соловьев считал, что этот поход состоялся в сторону современного Сыктывкара, следовательно, был сухопутным.
Но существуют и иные мнения по этому вопросу. На портале История.РФ, в статье Бориса Семенова «Как осваивалась русская Арктика» о походе Улеба рассказывается так:
«Мало кто знает, но первые попытки походов на север были предприняты русскими первооткрывателями ещё в XI веке. Согласно Никоновской летописи, новгородский посадник по имени Улеб совершал морской поход от Северной Двины к так называемым «Железным вратам». По всей видимости, под ними подразумеваются либо Карские ворота, либо пролив Югорский Шар (отделяет архипелаг Новая земля и остров Вайгач от континента). Сейчас это установить сложно, но тем не менее попытки предпринимались уже тогда» [16].
Таким образом С.М. Соловьев и Б. Семенов, опираясь на один источник, Никоновскую летопись, дают совершенно разную его трактовку.
И здесь мы можем обратиться к картине Николая Рериха «Новая Земля», которой автор дал как бы подзаголовок «Новгородцы в Арктике». Тем самым Рерих определенно указывает, что зафиксированный в летописи поход к Железным Вратам был именно морским походом, именно к архипелагу Новая Земля, о котором новгородцы могли знать, поддерживая тесные контакты с населяющими Север народами.
Спустя век после этого героического похода, суровые северные просторы начали осваивать уже поморы, или, как их еще называют, поморяне. Простые ладьи с парусиновым навесом-тентом (именно их мы видим на картинах Н.К. Рериха «Новая Земля», «Заморские гости» и др.) сменялись «палубными лодьями», на которых поморяне легко доходили от устья Северной Двины до острова Груманта (Шпицбергена), добирались до Новой Земли и острова Вайгач.
Потом ладьи сменились кораблями с несколькими мачтами и парусной оснасткой, которая позволяла отказаться от гребцов. На смену парусникам пришли пароходы, первые ледоколы учились прокладывать путь кораблям сквозь льды.
Исследователи отважно устремлялись в эти края. Их имена остались на картах вновь открытых, описанных, изученных русских морей и земель – Витус Беринг, Семен Челюскин, братья Лаптевы и многие другие герои. Были описаны земли арктического побережья. Был открыт Северный путь из Азии в Европу.
Но не только практические цели ставили перед собой отважные путешественники. Их манили и древние легенды о загадочном священном континенте, отзвуки которых слышны в романе «Земля Санникова» писателя и выдающегося геолога В.А. Обручева.
Так продвигалась на Север Русская земля.
В наше время, в эпоху грандиозных изменений на планете, когда Арктика притягивает к себе взоры всего мира, Россия стремительно укрепляется на арктических просторах. На наших глазах оживают предания и начинают сбываться пророчества:
«На Востоке мыслили о Северной Шамбале, которая проявляется северным сиянием. Также было предание, что знамя будет водружено на точке северного полюса [17] – так исполняются предания, и можно заглянуть в дальнее будущее, когда при перемещении оси откроются новые земли, теперь закрытые. Уже говорил об открытии тундр. Хвалю смотрящих в будущее» [18].
И картина Н.К. Рериха «Новая Земля» напоминает нам, с чего всё начиналось, рассказывает об отважных героях-русичах, тысячу лет назад устремившихся навстречу неведомым Новым Землям.
Февраль, 2021 г.
Литература и примечания
6. Bona fide (лат.) - доверчиво, искренне; добросовестно; достойным образом.
7. Блаватская Е.П. Тайная Доктрина. Синтез науки, религии и философии. Т. 2, кн. 3. /М.: КМП «Сиринъ», 1993. Предварительные заметки о Станцах Архаических и четырех доисторических Материках.
8. Прянишников Д.В. История освоения Арктики. [Электронный ресурс] // «Наука и жизнь», 1935, № 4. Режим доступа: https://www.nkj.ru/archive/articles/36637/
9. Никоновская летопись. [Электронный ресурс] // Большая российская энциклопедия . Режим доступа: https://bigenc.ru/domestic_history/text/2663351
10. От сотворения мира, что соответствует 1032 году от Р.Х.
11. Ярослав Мудрый (ок. 978 – 1054). В 1032 году был не только великим князем киевским, но и князем новгородским.
12. Полное собрание русских летописей. т. 9. Летописный сборник, именуемый Патриаршией или Никоновской летописью. Санктпетербург. Издание археографической комиссии. 1862
14. Ныне г. Сыктывкар.
15. Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Т. 1 [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://bookscafe.net/read/solovev_sergey-istoriya_rossii_s_drevneyshih_vremen_tom_1_29-165098.html#p69
16. Борис Семенов. Как осваивалась Русская Арктика. [Электронный ресурс] // Портал История.РФ: cайт. Режим доступа: https://histrf.ru/biblioteka/b/kak-osvaivalas-russkaia-arktika
17. Впервые на Северном полюсе Земли Знамя Мира было водружено в 1989 году Федором Конюховым в составе экспедиции «Арктика-89» под руководством В.Чукова.
18. Братство (Учение Живой Этики), п. 509.
Главная > Информация о картинах Дата публикации: 24.02.2021