Н.К. Рерих Новая Земля. 1941 г.

 

Новгородцы в Арктике.


О картине Н.К. Рериха

«Новая Земля»

 

"Новая Земля" — северная картина. Новгородцы на расписных стругах среди льдов на Крайнем Севере — может быть, у полюса. Ничего не страшится вольница. Дивуется на моржей и на льды бескрайние.

Н.К. Рерих «Листы дневника», т. 2

На ярких расписных ладьях, под наполненными ветром парусами плывут среди огромных льдин, по суровому северному океану новгородские мореходы. Как непрочны и хрупки эти суденышки рядом с торосами и айсбергами, но какой дерзновенной отвагой веет от них! Как сочны краски парусов и вымпелов, как гордо вздымается надо льдами драконья голова на форштевне корабля. Всматриваются мореходы в неведомую стихию,

Кто эти люди, почему устремились к суровым и негостеприимным краям? На каких широтах пробираются по узким протокам меж вековых льдов? Из какой седой древности выплывает этот эпизод истории, увековеченный Николаем Рерихом?

Картину «Новая Земля» Николай Константинович Рерих создал в начале 1940 года. 14 февраля в очерке «Народность» он пишет:

«Сейчас пишу картины "Весть Тирону" - призыв к обороне Родины, и "Новая Земля" - новгородцы в Арктике […]. Сейчас столько смущения повсюду, что радость особенно нужна. Хороша радость, живущая в красоте и научной реальности. На просторах русских столько еще не вскрытого. […] Русь захороненная, Русь подземная, покажись во всем величии» [1, с. 300].

В этот предвоенный «со-роковой» год Рерих не случайно обращается к образам богатырей и подвижников, как бы призывая их на защиту Родины. Он словно напоминает о героических деяниях предков, совершавших подвиги в далеком прошлом. Именно о таком подвиге и шла речь в картине «Новая Земля». Но сначала немного о её судьбе.

Созданная в начале 1940 года, эта картина вскоре была представлена на выставке в городе Лахор (Лагор, в настоящее время этот город принадлежит Пакистану). Н.К. Рерих в очерке «Новая Земля» пишет:

«Думалось когда-то отвезти картину на Родину. Но вышло иначе. С Лагорской выставки пошли новгородцы к радже Тери-Гарвал на границу Непала. Вот куда забрались мужи Новгорода. Именно эту картину захотели молодые раджи.
Казалось бы, на выставке были и "Гималаи", и "Гуру Чарака", и "Вестник от гор", и "Охота", и "Замок такуров" — много было здешних помыслов. Но вот поверх всего приглянулись новгородцы. Сразу нагрузили на мотор — три моих и две Святослава картины — и уехали в свою отдалённую вотчину. И фото не удалось снять» [2, с. 372.].

В 1964 году эта картина находилась в музее небольшого курортного городка Нариндранагар (Индия) в предгорьях Гималаев. Об этом нам известно из газетной статьи, написанной посетившим тогда эти края востоковедом Л. Глыбиным:

«Целью моего путешествия было посещение знаменитого дворца махараджи Бханачендрасаха, часть которого по решению правительства превращена в государственный музей.

Дворец построен в европейском стиле и занимает довольно большую территорию. […] В одном из залов мне посчастливилось обнаружить неизвестную нам работу Николая Константиновича Рериха. В зале, который, по-видимому, был предназначен для официальных заседаний, картина занимает центральное место. Выполненная в гамме сине-голубых тонов, она производит очень сильное впечатление. Изображена ладья древних русских мореходцев среди льдов Арктики. В нижнем правом углу видны инициалы художника» [3].

К сожалению, единственное изображение этой картины, доступное нам, взято из той же газетной публикации. Его качество разрешает только рассмотреть очертания изображенного на картине.


Н.К. Рерих Новая Земля. 1940 г.Газета
Н.К. Рерих. Новая Земля. 1940 г.
Газетная публикация.

Сюжет картины и события, стоящие за ним, были для Н.К. Рериха очень значимыми. Спустя всего год, в 1941 году Н.К. Рерих вновь обращается к этой теме и создает еще один вариант картины «Новая Земля». Для художника, видимо, было важно «отвезти картину на Родину», вернуть в историю страны забытую страницу. Этот вариант остался в коллекции С.Н. Рериха и в настоящее время его местонахождение неизвестно. О картине мы можем судить только по не слишком качественной репродукции, опубликованной в журнале «На Восходе» (№ 12, 2002 г.).

Что же привлекло внимание художника? Какой исторический факт послужил основой сюжета картины?

С древнейших времен суровые арктические просторы притягивали сознание человечества. Мифы, сказания, легенды, сокровенные учения рассказывали об этой земле. Там помещали древние Страну Богов. Там простирался таинственный материк Гиперборея, родина Аполлона Гиперборейского, в которой «Солнце никогда не заходит на протяжении полугода», как сказано в «Одиссее» Гомера. Там, в самом центре Северного полюса высилась священная гора Меру, обитель дэвов, которая была «”Страной Блаженства” самых ранних ведийских времен» [4, с. 336.].

Е.П. Блаватская в «Тайной Доктрине» так пишет об этой земле:

«Страна гиперборейцев, страна, распространявшаяся за Бореем, Богом замерзшего сердца, Богом снегов и вихрей, любящим дремать на горной цепи Рипеус [5], не была идеальной, воображаемой страной, как это предполагалось мифологами, так же как и не страною по соседству со Скифией и Дунаем. Это был настоящий Материк – страна bona fide [6], не знавшая зимы в те ранние дни, так же как ее печальные останки, даже и ныне, не имеют более одной ночи и одного дня в течение года. Ночные тени никогда не спускаются на нее, говорили греки; ибо это «Страна Богов», любимая обитель Аполлона, Бога Света, и жители ее – любимейшие священнослужители и слуги его. Теперь это можно рассматривать как опоэтизированный вымысел, но тогда это была опоэтизированная Истина [7, с. 7.]».


Н.К. Рерих. Каменный век. 1904
Н.К. Рерих. Каменный век. Север. Охота на моржей. 1904 г. Картон, гуашь, 12 х 62.  Государственный Русский музей. Россия. Санкт-Петербург.

Из глубины веков эта Истина устремляла героев и отважных искателей к путешествиям. Первая исторически достоверная экспедиция к северным широтам состоялась в 325 году до н.э. Её организовал Пифей, древнегреческий мореплаватель. Греческие суда дошли до Британских островов и, миновав их, поднялись до арктических ледовых полей.

Норманны, совершившие немало походов в северных широтах, в конце 8 века доплыли до Белого моря, а в 985—86 гг. достигли Гренландии и Баффиновой земли [8].

А в 11 веке, в 1032 году состоялся первый из известных нам походов в Арктику новгородских мореплавателей. Об этом событии сохранились сведения в так называемой Патриаршей (Никоновской) летописи [9], летописном своде, составленном в 16 в. Название свое летопись получила по списку, изготовленному в середине 17 века для патриарха Никона. Причем в неё попали сведения как из известных сейчас источников, так и утраченных к нашему времени.

В этом летописном своде есть запись:

«Въ лЪто 6540 [10]. Ярославъ [11] поча ставити городы по Руси. Того же лЪта Улебъ иде на ЖелЪзнаа Врата изъ Новагорода, и вспять мало ихъ възвратишася, но мнози тамо погибоша» [12, с.79.].

Всего лишь одна фраза, в которой к тому же не говорится ни кто такой Улеб, ни где находились Железные Врата.

Историки не оставили без внимания эту запись в летописном своде. Существует много версий и об Улебе и о его походе.

Некоторые исследователи считают имя Улеб (встречавшееся неоднократно в истории Руси) производным от скандинавского Ульф (Ульв) или Олаф. Также в источниках есть отождествления летописного Улеба с сыном Рёгнвальда Ульвссона [13], ладожского посадника начала 11 в., и с Улебом, бывшим после 1088 года новгородским посадником. Мы же можем констатировать, что достоверных сведений о Улебе, предводителе похода к Железным Вратам не имеется ни в новгородских, ни в скандинавских источниках.

То же можно сказать и о Железных Вратах, которые были целью похода Улеба. Например, выдающийся историк С.М. Соловьев (1820 – 1879 гг.) в своем фундаментальном труде «История России с древнейших времен» пишет:

«…под 1032 годом встречаем известие, что какой-то Улеб (очень быть может, что Ульф — сын Рагнвальда) ходил из Новгорода на Железные ворота, но, как видно, поход был неудачен, потому что из дружины Улебовой мало возвратилось народу. 80 верст к югу от Устьсысольска [14], у села Водча, находится городок, по-зырянски Карил, т. е. городовой холм; предание и теперь называет это место Железными воротами» [15].

Таким образом, Соловьев считал, что этот поход состоялся в сторону современного Сыктывкара, следовательно, был сухопутным.

Но существуют и иные мнения по этому вопросу. На портале История.РФ, в статье Бориса Семенова «Как осваивалась русская Арктика» о походе Улеба рассказывается так:

«Мало кто знает, но первые попытки походов на север были предприняты русскими первооткрывателями ещё в XI веке. Согласно Никоновской летописи, новгородский посадник по имени Улеб совершал морской поход от Северной Двины к так называемым «Железным вратам». По всей видимости, под ними подразумеваются либо Карские ворота, либо пролив Югорский Шар (отделяет архипелаг Новая земля и остров Вайгач от континента). Сейчас это установить сложно, но тем не менее попытки предпринимались уже тогда» [16].

Таким образом С.М. Соловьев и Б. Семенов, опираясь на один источник, Никоновскую летопись, дают совершенно разную его трактовку.

И здесь мы можем обратиться к картине Николая Рериха «Новая Земля», которой автор дал как бы подзаголовок «Новгородцы в Арктике». Тем самым Рерих определенно указывает, что зафиксированный в летописи поход к Железным Вратам был именно морским походом, именно к архипелагу Новая Земля, о котором новгородцы могли знать, поддерживая тесные контакты с населяющими Север народами.

Спустя век после этого героического похода, суровые северные просторы начали осваивать уже поморы, или, как их еще называют, поморяне. Простые ладьи с парусиновым навесом-тентом (именно их мы видим на картинах Н.К. Рериха «Новая Земля», «Заморские гости» и др.) сменялись «палубными лодьями», на которых поморяне легко доходили от устья Северной Двины до острова Груманта (Шпицбергена), добирались до Новой Земли и острова Вайгач.


Н.К. Рерих. Поморяне. Утро 1906 . Н.К. Рерих. Поморяне. Вечер. 1907 г.
Н.К. Рерих. Поморяне. Утро 1906 г . Xолст, темпера, 165 х 285. Горловский художественный музей, ДНР.
Н.К. Рерих. Поморяне. Вечер. 1907 г.  Холст, темпера (?), масло. 160 x 285. 

Потом ладьи сменились кораблями с несколькими мачтами и парусной оснасткой, которая позволяла отказаться от гребцов. На смену парусникам пришли пароходы, первые ледоколы учились прокладывать путь кораблям сквозь льды.

Исследователи отважно устремлялись в эти края. Их имена остались на картах вновь открытых, описанных, изученных русских морей и земель – Витус Беринг, Семен Челюскин, братья Лаптевы и многие другие герои. Были описаны земли арктического побережья. Был открыт Северный путь из Азии в Европу.

Но не только практические цели ставили перед собой отважные путешественники. Их манили и древние легенды о загадочном священном континенте, отзвуки которых слышны в романе «Земля Санникова» писателя и выдающегося геолога В.А. Обручева.

Так продвигалась на Север Русская земля.

В наше время, в эпоху грандиозных изменений на планете, когда Арктика притягивает к себе взоры всего мира, Россия стремительно укрепляется на арктических просторах. На наших глазах оживают предания и начинают сбываться пророчества:

«На Востоке мыслили о Северной Шамбале, которая проявляется северным сиянием. Также было предание, что знамя будет водружено на точке северного полюса [17] – так исполняются предания, и можно заглянуть в дальнее будущее, когда при перемещении оси откроются новые земли, теперь закрытые. Уже говорил об открытии тундр. Хвалю смотрящих в будущее» [18].

И картина Н.К. Рериха «Новая Земля» напоминает нам, с чего всё начиналось, рассказывает об отважных героях-русичах, тысячу лет назад устремившихся навстречу неведомым Новым Землям.

Садовская И.А., 
Культурный Центр им. Н.К. Рериха, г. Алматы, Казахстан.
 

Февраль, 2021 г.


Литература и примечания

1.  Рерих Н.К. Листы дневника. Т. 2, 2-е издание./ М.: Международный Центр Рерихов. 2000. – 512 с., тон. илл.
2.  Рерих Н.К. Листы дневника. Т. 2, 2-е издание./ М.: Международный Центр Рерихов. 2000. – 512 с., тон. илл.
3.  Цитируется по скану статьи, расположенному на электронном ресурсе «Каталог картин Н.К. и С.Н. Рерихов» http://gallery.facets.ru/show.php?id=5280&info
4.  Блаватская Е.П. Теософский словарь./ М.: Изд-во «Эксмо». 2003. – 640 с. 
5.  По некоторым источникам – Уральские горы.
6.  Bona fide (лат.) - доверчиво, искренне; добросовестно; достойным образом.
7.  Блаватская Е.П. Тайная Доктрина. Синтез науки, религии и философии. Т. 2, кн. 3. /М.: КМП «Сиринъ», 1993. Предварительные заметки о Станцах Архаических и четырех доисторических Материках.
8.  Прянишников Д.В. История освоения Арктики. [Электронный ресурс] // «Наука и жизнь», 1935, № 4. Режим доступа: https://www.nkj.ru/archive/articles/36637/
9.  Никоновская летопись. [Электронный ресурс] // Большая российская энциклопедия . Режим доступа: https://bigenc.ru/domestic_history/text/2663351
10.  От сотворения мира, что соответствует 1032 году от Р.Х.
11.  Ярослав Мудрый (ок. 978 – 1054). В 1032 году был не только великим князем киевским, но и князем новгородским.
12.  Полное собрание русских летописей. т. 9. Летописный сборник, именуемый Патриаршией или Никоновской летописью. Санктпетербург. Издание археографической комиссии. 1862 
13.  Викитека [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ru.wikisource.org/wiki/ЭСБЕ/Улеб,_новгородец
14.  Ныне г. Сыктывкар.
15.  Соловьев С.М.  История России с древнейших времен. Т. 1 [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://bookscafe.net/read/solovev_sergey-istoriya_rossii_s_drevneyshih_vremen_tom_1_29-165098.html#p69
16.  Борис Семенов. Как осваивалась Русская Арктика. [Электронный ресурс] // Портал История.РФ: cайт. Режим доступа: https://histrf.ru/biblioteka/b/kak-osvaivalas-russkaia-arktika
17.  Впервые на Северном полюсе Земли Знамя Мира было водружено в 1989 году Федором Конюховым в составе экспедиции «Арктика-89» под руководством В.Чукова.
18.  Братство (Учение Живой Этики), п. 509.
 

Главная   >   Информация о картинах   Дата публикации: 24.02.2021