Жанна д'Арк. Старинная миниатюра

 

 

 

Образ Жанны д’Арк

в мировой культуре

 

 

 

 

Долог список мучеников Знания и Света, но такие светлые имена, как Джордано Бруно, Галилей, Иоанн Гус и Жанна Д'Арк, навсегда останутся в памяти человечества как огненные свидетели Царства Дьявола в века Инквизиции!

Е.И. Рерих.

 

«…Образ чудесной девушки, промелькнувшей метеором на военном горизонте Франции и  исчезнувшей в  дыму инквизиторского костра,  отодвигался все дальше и  дальше в  прошлое и  становился все более поразительным своей необычностью,  священным,  трогательным и прекрасным.  И только теперь я полностью понял и осознал,  кем была она,  -  благороднейшим существом, когда-либо жившим на свете после Сына Божьего». 

Так, устами своего персонажа, говорит о Жанне д’Арк (1412 – 1431) американский писатель Марк Твен, автор одной из лучших книг об этой героине и Спасительнице Франции. 

Не случайно ее образ еще при жизни, а тем более после мученической кончины, притягивал внимание художников, писателей, драматургов, актеров. 

Первый портрет Жанны был создан при ее жизни и, к сожалению, не сохранился, но последующие, созданные в 15-16 вв. без сомнения, опирались на тот исчезнувший прототип.

Первым драматическим произведением, посвященным Жанне д’Арк, была «Орлеанская мистерия», созданная по заказу сподвижника Жанны, маршала Франции Жиля де Реца. Мистерию создали трубадуры, жившие при его дворе, а сам Жиль де Рец, бывший одним из самых образованных людей своего времени во Франции, исполнял в ней самого себя.

Произведения, посвящённые Жанне, создавали Фридрих Шиллер (пьеса «Орлеанская дева», 1801 г.), А. Франс (двухтомный исторический труд «Жизнь Жанны д'Арк» («Vie de Jeanne d'Arc», 1908), написанный под влиянием историка Эрнеста Ренана, принижающий и дегероизирующий образ Жанны), Марк Твен (роман «Личные воспоминания о Жанне д’Арк сьера Луи де Конта, её пажа и секретаря», 1896 г.), Б. Шоу (пьеса «Святая Иоанна»), Поль Клодель (драма «Жанна д’Арк на костре», 1938 г., по ней была написана оратория Онеггера и снят фильм Роберта Росселини), Д. Мережковский («Жанна д'Арк», 1938 г.) и другие.

Неоднократно упоминали о подвиге Жанны, её высоком духовном предназначении Н.К Рерих и Е.И Рерих.

В письме своей сотруднице В.Л. Дутко  Елена Ивановна писала:

«Недавно я перечла чудесный труд известного французского историка Габриэля Hanotaux о подвиге Жанны Д'Арк. Автор этого замечательного труда сумел дать сжато, но выпукло и ярко картину царствовавших тогда политической смуты и разрухи и смятения в церковных кругах в предчувствии надвигавшегося переворота в религиозном сознании лучших умов. Также он прекрасно понял смысл появления и значение подвига Жанны. Трогательно очертил ее облик не только с героической человеческой стороны, но и истинного высокого мистицизма. Этот облик истинно стоит выше многих прославленных святых по трагизму. Читала и преисполнялась нового энтузиазма. Нам нужны сейчас Жанны Д'Арк». (Е.И.Рерих – В.Л.Дутко, 12 марта 1946 г.)

В музыке образ Жанны воссоздавали Дж. Верди (опера «Жанна д’Арк», 1845 г.), П.И. Чайковский (опера «Орлеанская дева», 1881 г.), Артюр Онеггер (оратория «Жанна д’Арк на костре», 1938 г.).

Художники, посвятившие Жанне д’Арк полотна:

Питер Пауль Рубенс (1577 – 1640), Жан-Огюст-Доминик Энгр (1780 – 1867),  Поль Гоген (1848 – 1903), а также Ж. Бастьен-Лепаж (1848 – 1884), Жан-Франсуа Милле (1814 – 1875), А. Миллен дю Перре, Данте Габриэл Росетти (1828 – 1882), и др. 

Николай Константинович Рерих посвятил этому образу одно из самых значительных своих произведений – триптих «Жанна д’Арк» (1931 г.), отражающий  космическую высоту духовного подвига героини Франции. 


Н.К. Рерих. Жанна д'Арк. Триптих. 1931 г. 

В конце XIX века происходит всплеск интереса к ее личности, появляется большое количество памятников Жанне д’Арк. Каждый город Франции хотел иметь у себя памятник Жанне: в 1875 году на площади Пирамид в Париже была установлена статуя работы Фремье; в 1882 году был воздвигнут памятник в Компьене, в 1891 году — в Домреми. Практически в каждом храме Франции есть статуя Св. Жанны, обычно она изображается в доспехах и мужской одежде. 

Новая жизнь ждала образ  Жанны д’Арк с появлением кинематографа,  о ней и ее подвиге было снято более 30 фильмов. Уже в 1898 году Жорж Мельес снял "большую постановочную пьесу" "Жанна д'Арк", которая длилась 15 минут, а в кадре находилось до 500 статистов. В 1917 году голливудский специалист по крупномасштабным проектам Сесиль Блаунт де Милль создал монументальное полотно "Жанна, женщина" с оперной примадонной Джеральдиной Фаррар в главной роли, где проводил аналогию между английским нашествием во Францию XV века и немецкой агрессией начала XX века. В немом кино было снято еще два фильма, но если один из них - "Волшебная жизнь Жанны д'Арк, дочери Лотарингии" Марко де Гастина - прочно забыт, то другой, "Страсти Жанны д'Арк", вошел в историю мирового кино.

Для всех этих фильмов характерно отношение к теме ее духовного водительства. Оно либо извращается и Жанна предстает как психически неуравновешенная особа, либо стыдливо замалчивается и тем самым ее Подвиг становится либо удачным стечением обстоятельств, либо последствием действий других людей. 

Из  этого ряда выпадает фильм «Жанна д’Арк» канадского режиссера Кристиана Дагуэя (Дюгуэя). Снятый в 1999 г. в Чехии, многосерийный фильм (мини-сериал), впоследствии смонтированный в полноформатный вариант, на первых порах прошел незамеченным на фоне нового фильма о Жанне режиссера Люка Бессона с Милой Йовович в главной роли.

Фильм Дагуэя  показывает Жанну (ее роль исполняет молодая актриса Лили Собески) тем, кем она была  - героиней, спасительницей Франции, святой. Авторы фильма не обходят стыдливо эту тему, но и не впадают в узкоцерковный взгляд на чудеса Жанны. Особый магнетизм личности – источник чудес Жанны. Это удалось передать молодой актрисе Лили Собески (ее ровеснице).

В фильме мало батальных сцен, погонь и прочего «экшена», фильм добросовестно излагает биографию Жанны (некоторые вольности в изложении исторических фактов можно простить сценаристам, они продиктованы спецификой кинематографа). Кинокритики относятся к этому фильму свысока. Но этот фильм проникнут тем, чего так не хватает большинству современных произведений – подлинным преклонением перед Жанной и ее подвигом. 

Посмертная судьба Жанны оказалась не менее драматичной, чем ее жизнь

После казни Жанны появилось несколько самозванок, утверждавших, что казни не было, или вместо Жанны была казнена другая женщина. И удивительно, эти самозванки принимались во дворе короля, их награждали крупными денежными суммами, одна из них принимала участие в освобождении Пуатье, находившегося под властью англичан. И это странно лишь на первый взгляд – ведь если Жанна жива, казни не было, значит, не было и чудовищного предательства со стороны короля и высших сановников государства.

Самозванки так и оставались самозванками, но это умаляло образ Жанны, принижало ее подвиг. 

Зато судьба ближайших сподвижников Жанны подчас была трагична. Ведь рядом с ней были люди неслучайные, судьбой предназначенные ей в помощь. Один из них – уже упоминавшийся  Жиль де Рец. Он был лишь на 8 лет старше Жанны, на момент её подвига ему было 26 лет. По знатности он  не уступал королю, а по богатству – далеко превосходил. Талантливый военачальник (маршалом он стал в 24 года), он в то же время был высокодуховным человеком, смутно в источниках упоминается о его видениях, связанных с Жанной. Он тяжело переживал трагедию Жанны, пытался освободить ее, после ее смерти приложил огромные усилия  к прославлению ее памяти, для этого была создана уже упоминавшаяся выше  «Орлеанская мистерия». Вероятно, за это и поплатился. Спустя 9 лет он был арестован, обвинен в чудовищных преступлениях и казнен. Даже его современники замечали, что процесс Жиля де Реца напоминал состоявшийся за 130 лет до того процесс тамплиеров. Те же обвинения в ереси, чернокнижничестве, союзе с дьяволом, противоестественных  извращениях. Так же за этим просматривались финансовые, меркантильные интересы. Так же было важно не просто убить противника, но оклеветать, уничтожить честь и достоинство. В результате этого процесса Жиль де Рец до сих пор считается чудовищем, и робкие попытки его оправдания тонут в море постоянно тиражируемой клеветы.

Разумеется, те, кто уничтожил Жиля де Реца,  метили в Жанну д’Арк, в ее честное имя.

Но слишком велик был ее подвиг, ни исказить, ни замолчать его было невозможно. И тогда, в 1452 г., через 21 год после ее гибели «благодарный» Карл VII дает приказ собрать документы и расследовать обстоятельства процесса над Жанной.  Еще четыре года потребовались, чтобы доказать очевидное  – Жанна невиновна. «Только одно гнуснее, чем суд над Жанной в 1431 году – ее оправдание в 1456 году», - напишет в своей книге «Оправдание Жанны д‘Арк»   Ж. Бенвиль (1934 г.). 

Но клевета и умаление преследовали образ Жанны постоянно. Показательна история  антиклерикальной поэмы Вольтера «Орлеанская девственница». Она была направлена  в первую очередь против современной ему католической церкви, но недостойное умаление образа Жанны сделало этот памфлет позорной страницей в творчестве философа.

В одной из последних статей для журнала «Современник» Пушкин так пишет об этом памфлете (эти слова вложены в уста некоего английского журналиста)

«Новейшая история не представляет предмета более трогательного, более поэтического жизни и смерти орлеанской героини; что же сделал из того Вольтер, сей достойный представитель своего народа? Раз в жизни случилось ему быть истинно поэтом, и вот на что употребляет он вдохновение! Он сатаническим дыханием раздувает искры, тлевшие в пепле мученического костра, и как пьяный дикарь пляшет около своего потешного огня. Он как римский палач присовокупляет поругание к смертным мучениям девы. <...> Заметим, что Вольтер, окруженный во Франции врагами и завистниками, на каждом своем шагу подвергавшийся самым ядовитым порицаниям, почти не нашел обвинителей, когда явилась его преступная поэма. Самые ожесточенные враги его были обезоружены. Все с восторгом приняли книгу, в которой презрение ко всему, что почитается священным для человека и гражданина, доведено до последней степени цинизма. Никто не вздумал заступиться за честь своего отечества; Жалкий век! Жалкий народ! (А.С. Пушкин, статья «Последний из свойственников Жанны д’Арк»).

Эти слова применимы к большинству современных произведений, связанных с именем Жанны. Ее происхождение, обстоятельства жизни, сподвижники, мотивы действий – все подвергается искажениям.

В Париже с 1974 года существует Центр Жанны д`Арк. Главная задача этой организации – борьба за подлинную Жанну, очищение ее имени от нелепых слухов и домыслов. У этого центра много работы. Потоки сомнительной информации, слухов, домыслов, поддельных документов продолжают наполнять пространство.

Вокруг нее продолжается битва Света и тьмы.

«Образ Жанны д'Арк - единственный и неповторимый. С точки зрения любой эпохи он одинаково безупречен, идеально прекрасен; он и сейчас стоит на высоте, недосягаемой для простого смертного». (Марк Твен).

Садовская И.А., Культурный Центра им. Н.К. Рериха, Алматы, Казахстан

2012 - 2022 


 Также на эту тему:


 Главная   >   Журнал "Восхождение"   >   Страницы Истории     Опубликовано: 30.05.2022