Соколов Владислав Георгиевич,
Международного Центра Рерихов,
председатель Междисциплинарного объединения
Российского философского общества
(Россия, г. Москва)
Онтология этики,
или почему Этика названа Живой
Исследован глубинный аспект Живой Этики, связанный с вопросом, почему Этика в этой философской системе названа Живой. В данном контексте: рассмотрена проблема включения этики в целостное представление о человеке и Мироздании; раскрыты составляющие тонкой внутренней структуры человека; поставлена проблема связи этики со здоровьем человека; раскрыт эволюционный смысл этики. Обозначены те стороны устаревшего представления об этике, которые ограничивают понимание её онтологического смысла.
Ключевые слова: Живая Этика, этика, дух, сердце, сознание, культура, человек, Космос, эволюция, Рерих, Шапошникова.
Sokolov Vladislav Georgievich,
The Ontology of Ethics, or Why Ethics is Called “Living”
This article investigates the deep aspect of the Living Ethics, which is related to the question why Ethics in this philosophical system is called Living. In this context, the author considers the problem of incorporating ethics into a holistic view of man and the Universe, and reveals the components of the fine internal structure of a human. The problem of the connection between ethics and human health is raised and the evolutionary meaning of ethics is revealed. Those sides of an obsolete notion of ethics that limit the understanding of its ontological meaning are clearly denoted.
Keywords: Living Ethics, ethics, spirit, heart, consciousness, culture, man, Space, evolution, Roerich, Shaposhnikova.
Большой пробел получается в сознании без понимания нашей связи со всей Вселенной, со всем процессом эволюции. Необходимо проникнуть сознанием в неразрывность Космического Существования, в страшную ответственность человечества за эволюцию всего Космоса. Мы должны осознать — мы живём в Космосе, и Космос живёт в нас!
Е. И. Рерих
Прежде чем говорить о философской системе Живой Этики, предмете данного исследования, необходимо хотя бы кратко остановиться на времени её возникновения, ибо без этого будет сложно осмыслить суть того, о чём пойдёт речь в данной работе. Время же это было уникальным и переломным, затрагивающим качественное изменение мировоззренческих основ, а соответственно и сам процесс расширения горизонтов сознания человека, тот процесс, без которого новые, зачастую кардинальные тенденции в научно-философском пространстве не могут быть усвоены.
В конце XIX – начале XX века в результате произошедшей в России духовной революции (по определению Л. В. Шапошниковой — «революционные изменения в духовно-культурном поле» [1, с. 67]; именно духовная революция привела к такому явлению в культуре России, как Серебряный век) начался процесс формирования космического мышления. В нём, на важнейшем, начальном, его этапе, приняли участие выдающиеся учёные-космисты, философы, деятели искусства, например: В. С. Соловьёв, К. Э. Циолковский, В. И. Вернадский, А. Л. Чижевский, Е. И. Рерих, Н. К. Рерих, П. А. Флоренский, Н. А. Бердяев, И. А. Ильин, С. Н. Булгаков, А. В. Сухово-Кобылин, Н. Г. Холодный, А. Белый, А. А. Блок, А. Н. Скрябин, М. К. Чюрлёнис, члены художественной группы «Амаравелла» и многие другие. Они в своем творчестве представили качественно новые подходы к познанию Космоса и человека, их эволюционного единства. Надо сказать, что в том же русле космического мышления, или космизма, работали и некоторые высокие умы дальнего зарубежья, внёсшие свой важный вклад в становление данного вида мышления — К. Н. Фламмарион, П. Тейяр де Шарден, А. Эйнштейн, Ф. Д. Ю. Вудбридж и др. Несмотря на то, что космическое мышление зародилось более ста лет назад, процесс его формирования и развития очень длителен, поэтому он продолжается и в наши дни. Этот процесс неотъемлем от сознания человека, иными словами, когда мы говорим о новом мышлении, в данном случае — космическом, подразумевается определённый уровень его сознания; последнее в длительном процессе культурно-духовной эволюции человечества последовательно проходило свои стадии изменения, что, прежде всего, отражалось на мировоззрении. (См. концептуальную работу о сменявших друг друга видах мышления в истории человечества: [1]).
Философская система Живой Этики была создана выдающимся учёным и философом Еленой Ивановной Рерих (1879–1955) в первой половине XX века, иными словами, в начале пути формирования нового космического мышления, заняв ведущее место в этом процессе. Данное положение Живой Этики обусловлено самим богатством, особенностью её содержания, которое включает многоаспектную разработку вопросов, связанных с космической эволюцией человека, с теми конкретными факторами, которые эту эволюцию обеспечивают. Также необходимо отметить, что Живая Этика имеет множество идейных созвучий с трудами ряда выдающихся учёных и мыслителей космистов.
Если говорить о наших днях, то важнейшую роль в процессе вхождения философии Живой Этики в пространство современной науки сыграли труды и подвижническая деятельность крупнейшего учёного и философа космиста, востоковеда, путешественника Людмилы Васильевны Шапошниковой (1926–2015). В одной из своих программных работ она отмечает:
«Непредвзятое её [Живой Этики. — В. С.] введение в научный оборот поможет снять те кризисные противоречия, которые возникли между традиционной философской мыслью и последними открытиями и нахождениями современной науки. Уже замечено, что философия Живой Этики, широко охватывающая все энергетические явления Космоса, с большим успехом и большей научностью, нежели старые философские системы, может объяснить онтологический смысл происходящих эволюционных процессов» [2, с. 164].
Не случайно Живая Этика была названа Л. В. Шапошниковой философией космической реальности; данный термин в приложении к этой философской системе ныне активно употребляется в научном обиходе.
Такое определение Живой Этики, как «философия космической реальности», Л. В. Шапошникова ввела в научный оборот в своём одноимённом программном труде, впервые изданном в 2003 году как предисловие к новому изданию томов данной философской системы. Нельзя не заметить, что сейчас существуют попытки неоправданного переосмысления этого авторского термина Л. В. Шапошниковой, придания ему иного, более широкого толкования, чем заведомо вводится путаница, и искажение его изначального смысла. Между тем термин «философия космической реальности» относится только к Живой Этике, чему есть немало подтверждений в работах самой Л. В. Шапошниковой (например, см.: [2, с. 160], [3, с. 119]). Особенно надо учесть тот факт, что это — авторский термин, не подлежащий какому-либо изменению. В целом, это вопрос научной этики и уровня внутренней культуры тех безответственных авторов, которые допускают искажение смысла данного термина.
Известно, что для некоторых специалистов, имеющих по большей мере дело с философскими системами, ставшими привычными, в определённом смысле, традиционными, название «Живая Этика» может звучать несколько необычно. Как, собственно, и сама эта философия во многом не похожа на другие философские системы. Данную непохожесть в своё время прекрасно раскрыла Л. В. Шапошникова (например, см.: [2]), поэтому не буду на этом останавливаться. Возвращаясь к названию, надо отметить два главных вопроса, которые можно было бы услышать: 1) почему этика названа «живой»? 2) если это название всего труда, то значит, через все тома данной философской системы проходит некоторая основа, смысл которой в особом, новом понимании этики?
Когда мы предельно кратко характеризуем основные темы этой философии, то, как правило, говорим, что Живая Этика посвящена космической эволюции человечества. И это так. Таким образом, мы имеем первичную связь: этика, или нравственные законы, которым следует человек, иными словами, его внутренняя культура ↔ духовная эволюция человека и её рассмотрение в контексте эволюционных процессов Космоса, в который человек и его родная планета погружены. Эти важные явления, как и их взаимосвязь, раскрываются в рассматриваемой философской системе. Здесь надо обратить внимание на такие два наименования, которые дала Живой Этике Л. В. Шапошникова: «этическая философия космической эволюции» и, уже упомянутое выше, — «философия космической реальности». Обратим внимание, что здесь этика тесно связана со сложной космической реальностью, пронизанной эволюционными законами. Иными словами, этика неотъемлема от такого всеобъемлющего контекста, и таким образом она приобретает онтологический смысл, при этом, нисколько не удаляясь от человека, ибо в философии Живой Этики человек рассматривается как «часть космической энергии, часть стихий, часть Разума, часть сознания высшей материи» [4, с. 122].
Здесь надо сказать о следующем. В философской науке в целом онтология как её важный раздел не случайно теснейшим образом связана с другими кардинальными разделами философии — этикой и гносеологией (рассматривает проблему путей постижения истины и самой сущности познания). Учение о бытии, о сущем, неотделимо от философского осмысления нравственности, а также вопросы определённой онтологии подразумевают соответствующую ей теорию познания. Если же мы говорим о философии Живой Этики, то в ней данные взаимосвязи выражены ещё более тесно. Причина этого в новом, более глубоком отношении к природе человека и Мироздания. Здесь уровень и качество постижения Мироздания и его эволюционных законов (а на определённом этапе и уровень синтеза основных способов познания) неотъемлемы от соответствующего уровня развития внутренней культуры (далее такое взаимоотношение будет раскрыто), как и само сложнейшее устройство многомерного Космоса неотъемлемо от по-своему сложной (в том числе, и с точки зрения видов материи) природы человека-микрокосма, обратим внимание, — призванного постоянно постигать Макрокосм. Иными словами, степень духовного развития человека соответствует определённому качеству познания им окружающего мира и его законов.
И если надо качественно изменить отношение и к Космосу, и к человеку, то это уже проблема мировоззрения, то есть, мы имеем дело с новым мировоззрением, новым мышлением, в котором культура, или этика, занимают главенствующее место. Соответственно этому, осмысление этики, или внутренней культуры человека, предполагает изменение отношения к самой её природе. Это продиктовано, прежде всего, особенностями нового космического мышления, или космизма, с развитым в нём более широким пониманием сущности материи, с его мощным корпусом понятий относительно тонких энергетических взаимодействий, а также с присутствующей в нём парадигмой единства (причём, осознанного практически, а не отвлечённо учтённого) человека-микрокосма с Мирозданием и его эволюционными основами (законами космической эволюции, многообразными связями и т. д.).
Таким образом, перед нами стоит непростая задача, а именно: включение понятия «этика» в целостное представление о мире и человеке, присущее космическому мышлению, или космизму. Ведь этические основы, или то, что мы относим к культуре, являются главной сущностной составляющей человека как такового, который в свою очередь выступает частью Мироздания. Ибо космизм как выявление соответствующего мировоззрения несёт в себе, помимо прочего, важную идею, согласно которой человек, его жизнь, развитие, его сложная структура никоим образом не могут быть отделены от Космоса, каким бы безграничным он перед нами не представал. Сам же Космос удивительно структурно организован с точки зрения распределения вещества, на что не способна так называемая «неживая материя» и абсолютно невнятный принцип случайности. Это разумное его устройство, его развитие по определённым законам эволюции ещё более побуждает нас соотносить все явления человеческого бытия здесь, на Земле, с постигаемыми процессами космического уровня, и этика не является исключением (не будем никогда забывать идущее из глубокой древности отношение к человеку как микрокосму). Здесь надо отметить, что учёные уже начали говорить о законах Космоса, расширяя понимание этики от земного, социального уровня, до космических рубежей (например, см.: [5, с. 215]), ибо человек по большому счёту живет и эволюционирует в Космосе. Здесь очень уместно привести слова Л. В. Шапошниковой:
«Живая Этика не ограничивает свою систему познания только общими научно-философскими вопросами. Она включает в себя, что особенно важно, и проблемы социального бытия человека, протягивая вполне зримые нити между Великими законами Космоса и закономерностями исторического развития человечества. Именно Живая Этика даёт нам ту методологию, на основе которой возможно будет выявить истинные законы развития человеческого общества. Эти законы будут касаться не только земного бытия, но и космического, не только материального, но и духовного» [2, с. 159–160].
Между тем, устаревшее, но ещё очень распространённое понимание этики, утвердившееся в современном научном пространстве, ограничено системой человек – общество, при этом сам человек рассматривается вне связей со сложной космической реальностью, как и вне признания существования у него тонкой структуры, состоящей из определённых элементов, которые и обеспечивают сами связи человека с Мирозданием. Под такими тонкими структурными элементами подразумеваются дух человека, его сердце (в духовном понимании), а также неотъемлемое от системы дух – сердце сознание человека. Вне всего этого рассматривать последнего нецелесообразно. Ибо в противном случае это приведёт к неразрешимости таких кардинальных теоретических вопросов этики как происхождение и природа морали, истинные критерии добра и зла и многих других. Причём эти вопросы и проблемы являются не только теоретическими, но и практическими, что обусловлено самой природой этического знания как практической философии.
Если расширить понимание этики за рамки социологического мировосприятия, то можно почувствовать её сложную сущностную структуру, объединяющую в себе такие проблемы: 1) самопознания, 2) самосовершенствования, 3) миропонимания. И именно в сфере миропонимания сосредоточены две первые проблемы (то есть, самопознание и самосовершенствование). Иными словами, в самом миропонимании (мировоззрении) содержатся ответы на вопросы: зачем человек должен познавать себя, и для чего он должен самосовершенствоваться. В этом большая актуальность развития того нового мировоззрения, которое мы называем космическим.
Традиционный, или можно сказать устаревший, подход к этике имеет иную установку. С одной стороны, предметом специального изучения в этике как науке философского плана выступают нравственность, ценности, идеалы человека, к которым он устремлён и согласно которым он выстраивает свою жизнь (разумеется, при наличии такого желания), и в этом — практическая сторона этики; со всем этим никто не спорит. С другой же стороны, этика, в этом традиционном варианте, не ставит задачу объяснения устройства бытия и его эволюционных основ, принципов и способов его познания, так как человек при таком подходе рассматривается в закрытой и отделённой от Космоса социальной системе. В целом, это явно искусственная модель, не имеющая отношение к реальности, полноте понимания самой жизни, находящейся вместе с планетой именно в космической среде, в окружении как известных, так и ещё далеко не познанных нами законов данной среды. В то же время, одной из задач этики во всё том же традиционном к ней подходе является привитие человеку основ справедливой, достойной и добродетельной жизни, причём, жизни, выстраиваемой на основе гармонии со своим внутренним миром и окружающей действительностью. Но как же можно этого достичь (а задача эта очень сложная), не углубляясь в суть окружающего, которое, как уже отмечалось, не может быть отделено от действительности Космоса, в которую мы все погружены? Очевидно, что здесь кроется серьёзное противоречие. И вот такая противоречивая установка в своей искусственной ограниченности не может привести к плодотворным результатам, что мы и наблюдаем в самом социуме. Иными словами, усилия этики (в традиционном, устаревшем, её понимании) как гуманитарного знания, философской науки не достигают поставленных задач, что является фактом; подчеркнём — именно как специальный раздел научного знания, призванный многое объяснить, привить определённые ценностные установки, побудить к полезному внутреннему действию и т. п.
Причина такого непродуктивного, нецелесообразного состояния состоит в изначальном отмежевании этики от той мировоззренческой составляющей, которая включает в себя постижение устройства бытия, законов его развития, учитывая, что, как уже говорилось, человек, его общество и сама планета, погружены в сложную реальность Космоса, развивающуюся по определённым эволюционным закономерностям. Напротив же, принятие всего этого во внимание влечёт за собой новое, более глубокое отношение к самому человеку, осмысление древнего представления о нём как микрокосме, обращение к накопленному очень большому познавательному мировому опыту, свидетельствующему о том, что природа человека не ограничивается только физическим телом, но вполне возможно, что существуют иные, более тонкие, составляющие его сложной структуры. Ценность и мировоззренческая новизна философии Живой Этики — именно в таком широком подходе к изучению одновременно и человека, и мира, в котором осуществляется его эволюция, мира, не ограниченного только человеческим обществом и его родной планетой, но включающего и законы космической беспредельности, и все глубочайшие связи, пронизывающие все её эволюционные уровни. Методологические положения философской системы Живой Этики, её наиболее важные особенности (см.: [2, с. 53–58, с. 157–160]) свидетельствуют о том, что мы имеем дело с новым мышлением, которое справедливо получило название космического. В контексте этого мышления мы можем не только реально достичь задач, которые ставит перед собой этика в традиционном её понимании, но более того: познать истинную природу человека, начать непростой процесс осмысления космических законов (см.: [2, с. 58–68]), благодаря которым он сможет по-настоящему сделать свою жизнь достойной, а сама этика станет действительно практической философией.
Глубина понятия этики в философской системе, о которой здесь идёт речь, заключена в смысле, а широта — в степени реализации этического начала, которая, как оказывается, беспредельна. Иными словами, этика включает не только норму поведения, не только формирует культурного человека, и не только связана с конкретной земной личностью, но этика, с точки зрения нового к ней подхода, явление глубоко эволюционное (в самом широком смысле), она неотъемлема от эволюции тех тонких структур человека, которые мы именуем духом и сердцем. Дух же человека самым тесным образом связан с космической беспредельностью, то есть, с Мирозданием и его законами. Вспомним особенности духа, информация о которых содержится в системе познания Живой Этики и которые были впервые выявлены Л. В. Шапошниковой в одной из своих программных работ (см.: [2, с. 48–49]). По поводу этих особенностей Л. В. Шапошникова замечает, что они, «подтверждённые многовековым опытом человечества и некоторыми открытиями науки, дают нам возможность совсем по-другому взглянуть и на двойственность пространства, и на двойственность человека, определяющую значимость его роли в Космосе» [2, с. 49]. Л. В. Шапошникова обращает внимание на то, что учёные пишут о параллельных вселенных, «в определённой степени подтверждая этим мысли Живой Этики о двойственности Мироздания и существовании в его системе духовной вселенной» [2, с. 49].
Здесь надо вспомнить определение культуры, данное этому явлению Л. В. Шапошниковой: культура — есть самоорганизующаяся система духа человека [6, с. 5]. Итак, культура — это система духа. Или, говоря иначе, дух человека как самоорганизующуюся систему (то есть находящуюся в процессе самоорганизации) можно соотнести с культурой, развивающейся в человеке. Именно в пространстве духа происходит возникновение, зарождение культуры. Автору данной работы в своё время довелось обстоятельно беседовать на эту тему с Л. В. Шапошниковой, и она подтвердила, что между духом и культурой существует определённое соответствие. К этому вопросу необходимо подходить очень вдумчиво, так как в нём существуют свои тонкости.
Итак, всё космическое существо человека, носителя духа, неотделимо от культуры, или этики.
Н. К. Рерих писал о том, что культура — есть сердце. И в самой Живой Этике также указывается на неотделимость понятий сердца и культуры [7, с. 261]. В то же время, когда мы об этом говорим, нельзя забывать о том, что сердце человека (имеется в виду духовное сердце) и его дух — едины. Мы их разделяем условно, чтобы понять роль того и другого; у каждого из них эта роль своя, хотя вместе они представляют единство. Всё это очень тонкие явления и их сложно облекать в слова, тем не менее, это делать необходимо. Сердце в Живой Этике названо «зданием огненным» и «домом Духа» (см.: [7, с. 63]), исходя из чего, сердце можно назвать той высочайшей энергетикой в человеке, которая облекает дух. Причём, именно в сердце человека (опять же, речь идёт о духовном сердце) концентрируется его сознание, о чём есть информация в Живой Этике (см.: [7, с. 190, с. 191]) и о чём так же писала Л. В. Шапошникова. «Духоразумение — так называется тот принцип, который показывает человеку путь сознания», — записывала Е. И. Рерих [8, с. 186]. Это краткое замечание иллюстрирует единство элементов, составляющих систему дух – сердце – сознание. Сердце, как отмечает Л. В. Шапошникова, есть инструмент познания, в нём заключено особое мышление, и оно «называется мудростью, которая постигает окружающую действительность более качественно и более глубоко, чем сам интеллект. <…>…Эта “мудрость сердца” непосредственно связана с нравственными устоями человека» [9, с. 44]. Исходя из этих связей, становится понятной качественная зависимость внутреннего постижения человеком (через собственное духовное пространство) явлений и объектов, то есть того, что называется метанаучным познанием, от развития уровня внутренней культуры человека, или его духа. Ведь важнейшей характеристикой метанауки является познавательная способность духа человека. Определяющим здесь выступает уровень развития системы дух – сердце. Подтверждение всему этому мы находим в истории науки: наиболее плодотворно метанаучным способом пользовались учёные с развитым этическим, или культурным, началом (например, Пифагор, Дж. Бруно, М. Кюри, К. Э. Циолковский, А. Л. Чижевский, Е. И. Рерих, Н. К. Рерих, Д. И. Менделеев, В. И. Вернадский, П. А. Флоренский, И. А. Ефремов и др.). Данный вопрос был специально рассмотрен автором в одной из работ (см.: [10]).
Исходя из вышесказанного, можно понять, сколь тесно связано сознание человека с его внутренней культурой, или этикой. Уровень сознания проявляется прежде всего через эту связь. В данном контексте размышлений становятся особенно глубоко понятными слова Е. И. Рерих о том, что «духовность прежде всего есть сознание» [11, с. 88]. Говоря об этом, надо подчеркнуть особенную актуальность таких слов Л. В. Шапошниковой:
«Необходимость расширения сознания человека есть главное условие усвоения новой модели Мироздания, которую мы находим в системе познания Живой Этики. Расширение сознания ведёт к новым научным парадигмам, к открытиям и снятию противоречий на определённых ступенях познания» [2, с. 55–56].
Иначе же говоря, расширение сознания — это развитие системы дух – сердце. Таким образом, мы постоянно приходим всё к той же основе — внутренней культуре, или этике, к работе человека над собственным духовным усовершенствованием.
В своё время автором данной работы была предложена новая формулировка сознания (впервые опубликована в сборнике «Дети нового сознания: Научные исследования. Публицистика. Творчество детей» [12]), которая была выведена на основе исследований и размышлений над темой тонкой внутренней структуры человека. Это определение сознания звучит так: сознание — это синтетическое отражение развития единой системы «дух – сердце». Состояние сознания обуславливает качество мысли и самого процесса мышления, это то поле, на котором взращиваются соответствующие мысли [12, с. 123]. Эти слова затем получили подтверждение у Л. В. Шапошниковой, которая сказала о верности данных формулировок. Надо отметить, что сознание человека может быть очень разным по своему качеству, широте, иными словами, по степени своей со-причастности к высшему знанию (в русском языке слово «со-знание» не случайно имеет особо глубокий смысл как соединённого, сопричастного высшему, знания). И именно культура как самоорганизующаяся система духа, учитывая раскрытые выше связи в тонкой внутренней структуре человека, здесь выступает определяющей.
В данном контексте хотелось бы сказать о таком важном явлении, как синтез, причём, как категории сознания. Мыслить синтетически — это определённая способность. Человек может либо ей владеть, либо нет. Сама по себе она не возникает, но ей предшествует определённая внутренняя работа над собой. Учитывая раскрытые выше связи в тонкой внутренней структуре человека, эта способность к синтезу находится в прямой зависимости от развития системы дух – сердце. Иначе говоря, вначале человек развивает в себе внутреннюю культуру, то есть, свой дух, а значит и сердце, а уже как следствие этих накоплений возникает синтетический склад мышления, столь важный в новом космическом мировоззрении. Культура, её развитие во внутреннем мире индивида предшествует синтезу как сформировавшемуся в человеке явлению. Здесь культура первична, начинать надо всегда с неё.
Таким образом, все эти основные составляющие тонкой внутренней природы человека, а именно: дух – сердце – сознание сошлись в единой системе, в основе которой стоит дух, или культура. Поэтому, этика является насущно необходимой и в полном смысле слова живой.
Есть ещё одна важная грань вопроса, почему этике в философской системе, о которой здесь идёт речь, придаётся большое значение. Имеется ввиду здоровье человека. Выше была кратко раскрыта его тонкая внутренняя структура. И если взять такую её составляющую как сердце, то можно углубиться в очень интересную и полезную для размышления тему, в которой этика непосредственно связана с уровнем, или силой, иммунитета в человеческом организме.
Здесь надо отметить, что главной характеристикой культуры выступает связь с тем, что мы называем высшим началом (иными словами, речь идёт о связи с высшим духа человека, его самоорганизующейся системы). Эта связь обусловлена развитием определённых качеств, например, честности, сострадания, любви, качества любой выполняемой работы и им подобных, а также развитием многих светлых устремлений, которые являются «путями сообщения с высшими энергиями» [7, с. 198]. Эти качества и являются, согласно Живой Этике, действительным средством, соединяющим с мирами более высокого состояния материи. При этом из сердца исходит особый вид энергии — «светоносное соединительное вещество». Потому, как отмечается в Живой Этике, «эманации сердца постоянно творят светлое вещество, которое назовём как бы смыслом психической энергии» [7, с. 199]. Жизнь сердца человека основана на этой высокой связи, причина же бессердечия коренится в отходе от неё. Думаю, можно утверждать, что именно в бескультурье, при котором происходит развитие совершенно иных качеств, заключена причина многих болезней сердца физического, которое через нервные центры связано с духовным сердцем. Не лишним будет вспомнить, что в современном мире сердечно-сосудистые заболевания занимают первое место по распространённости. Если же брать во внимание Россию, то от сердечно-сосудистых заболеваний погибает около одного миллиона человек в год. Говоря обобщённо, человечество больнó неразвитостью потенциала и ослаблением роли сердца (по-простому — бессердечием). Здесь так же важно вспомнить, что в семеричном делении планеты Земля именно человечество играет роль её духовного сердца. А учитывая состояние этого человечества, можно сказать, что сердце планеты находится в нездоровом состоянии. В этом контексте уже на ином, планетном, уровне можно повторить о неотъемлемости сердца от сознания, вспомнить о том, что в сердце пересекаются миры разного состояния материи, в том числе и высокого состояния. Об этом речь идёт теперь на уровне планеты, как живого организма. Следовательно, учитывая опять же состояние человечества Земли как её сердца можно говорить об осложнении тонких связей планеты с эволюционно более высокими областями как нашей, физической, Вселенной, так и сверхвселенной в целом (совокупности отдельных вселенных). Ввиду этого, не будут ли выступать определённым следствием болезненного состояния сердца Земли (её человечества) всевозможные процессы в литосфере планеты, то есть в её наружной твердой оболочке, включающей земную кору и верхнюю часть мантии? Судя по всему, можно ответить утвердительно. Здесь и возможное сильное ускорение движения океанических и континентальных плит, активизация тектонических разломов и извержений вулканов, возникновение цунами и другие подобные реакции, можно сказать, физического тела планеты как единого организма. Тело в целом ведь тоже болеет, если нездорово сердце. Но, от планеты обратимся снова к человеку. В Живой Этике обращается внимание исследователей на особенность многих заболеваний, на прояснение их причин и при этом указывается на своевременность воспитания сердца (см.: [7, с. 306–307]). Здесь надо особенно учесть то, что психическая энергия человека сосредоточена в его сердце, а также то, что она выступает энергией сердца (см.: [7, с. 12, с. 18]). Изучение сердца, особенностей его энергетики может привести к прояснению глубинной природы иммунитета человека (см.: [7, с. 62, с. 142–143, с. 199]). Не случайно в рассматриваемой здесь философской системе этика названа практической фармакопеей, которая показывает простейший путь привлечения пространственных энергий [7, с. 66].
Обратим внимание на то, что, как уже было сказано, сердце является и средоточием психической энергии, и, в то же время, именно в сердце концентрируется сознание. Отсюда следует, что эволюционный рост сердца, иными словами, развитие духа, или внутренней культуры, влечёт соответствующее умножение психической энергии и, в то же время, повышает уровень сознания (расширяет его границы). Психическая энергия и сознание теснейшим образом связаны именно через сердце. У Е. И. Рерих есть очень глубокое высказывание о том, что лишь одна психическая энергия «делает нас сознательными и бессмертными» [13, с. 197]. И снова мы приходим всё к той же этике, или культуре, — к этому верному маяку и самому пути человека в бесконечность, к беспредельным горизонтам его эволюции.
Таким образом, этика с точки зрения той философской системы, которая здесь рассматривается, открывает путь не только к усовершенствованию земной жизни человека, но и обеспечивает саму его беспредельную жизнь, а значит и его эволюцию, которая имеет яркое космическое звучание. Смысл выражения «космическая эволюция человека» именно в этом. Человек, ввиду своей сложной структуры, не является только лишь физическим телом (на самом деле это очень древнее и распространённое в разных культурах знание о его природе) и, более того, в определённом смысле не принадлежит только лишь нашей планете, если говорить о его беспредельном эволюционном пути. И жизнь отдельного индивида, в смысле его высших структур, в потенциале своём тоже входит в сферу беспредельности. Всё совершенствуется, в том числе и материя в её разных состояниях. Путь этики, иными словами, путь культуры (духа, духовный путь), или постоянного и неуклонного самосовершенствования, в самом глубоком понимании этих явлений, ведёт человека к жизни беспредельной, ибо и бесконечный Космос, в котором он эволюционирует, имеет разные уровни своего бытия, и эти уровни иерархически и эволюционно взаимосвязаны. Путь эволюции — беспределен.
Проблема бессмертия, которой серьёзно озадачивалось немало мыслителей, правителей государств и обычных людей всех эпох, имеет под собой реальные основы. Но эта проблема должна быть по-иному понята. (Разумеется, мудрецы всех времён знали об особом смысле явления бессмертия человека, не имеющего отношения к физическому телу, так как информация о тонкой внутренней структуре человека сама по себе очень древняя; в наше время эти знания стали более открытыми). Человек не случайно всегда к ней обращался, ибо своим внутренним существом, своим духом чувствовал-знал, что его развитие, процесс его познания и самопознания не может реализоваться в рамках одной его физической жизни, которая в противном случае для конкретной личности теряет всякий смысл, а сам человек ограничивается лишь данной личностью. Абсурдность этого чувствовалась человеком всегда, как бы ни противилась этому рассуждению окружающая плотноматериальная реальность, которая издревле не случайно называлась «иллюзией» (майей), образно говоря, взывающей о том, что лишь она одна реальна и лишь только ей и надо посвящать всё своё время, свои мысли и чувства. Внутренняя природа человека во все века сопротивлялась этому (что нашло отражение во многих философских концепциях), и опять же это не случайно, так как в нём самом сосредоточена его истинная индивидуальность, как и потенциально беспредельная жизнь этой индивидуальности. В Живой Этике есть такие слова:
«Куда же устремиться человеку? Куда же направить накопленные силы? Куда же приведёт совершенствование? Неужели допустимо, чтоб явление могущественного существования так исчезло бы? Ведь дух должен признать, что он своими устремлениями живёт не для одного жизненного круга, но для цикла, уявленного Беспредельностью. Слишком велико явление борьбы для одной жизни. Слишком велико явление способностей человека для одной примерной сущей жизни. <…> Устремитесь найти понимание, что завершение есть начало, — так складывается Беспредельность!» [4, с. 119].
Чтобы наши изыскания были наиболее продуктивными,надо, прежде всего, исходить из того, что человек является микрокосмом. С этой точки зрения многое можно осмыслить. Макрокосм, в который полностью погружён человек, сам по себе стремится к совершенству: все его составляющие — разные космические тела, бесконечные формы жизни проходят путь совершенствования. При этом всё то, что мешает данному пути, относится к категории инволюционных факторов. Это имеет отношение и к человеку: он вместе с остальными составляющими Мироздания тоже может и должен идти путём эволюционного совершенствования. Таким образом, Космос, своими бесконечными в количестве составляющими, всё время совершенствуется. Это происходит в русле общих законов космической эволюции. Но в микрокосме человека есть как высшие структурные элементы (это в определённом смысле собственно сам человек: дух, сердце, высокая мысль — высшая триада в семичастной структуре; слово «человек» слагается из двух слов: «чело» — ученик и «век», то есть, ученик приходящий веками, или дух, воплощающийся на протяжении долгих тысячелетий в мире плотной материи для собственного усовершенствования), так и те, что на данном эволюционном этапе подлежат изживанию, трансмутации в более высокое качество энергии и материи (в частности, это относится к одной из тонких оболочек человека, получившей в восточной философии название астрального тела, или тела желаний). Таким образом, в человеке идёт постоянная борьба между тем, что ведёт его ввысь, к звёздам и тем, что отклоняет от сужденного пути эволюции, значительно тормозит его и затягивает в воронку инволюции. Обратим внимание: речь идёт о человеке-микрокосме. Иными словами, Космос в огромном числе своих составляющих идёт путем эволюции. В то же время, к примеру, некий отдельно взятый человек, живущий на планете Земля, но при этом по своей изначальной природе неотъемлемый от этого эволюционирующего Космоса, выявляет слабость. То есть, он не может справиться со своими несовершенствами и либо только частично, рывками и в целом очень медленно двигается по пути усовершенствования, либо всё чаще и чаще сворачивает с сужденного ему (самой космической эволюцией, её законами) духовного пути, который в этом случае не может реализоваться. Жизнь такого человека пронизана ложью, страхом, раздражением, низшими желаниями и т. п. Происходит отрыв, то есть, он как микрокосмос не может самореализоваться, он отходит от всей космической структуры, которая, заметим, продолжает идти вперёд, и с которой он изначально жизненно и эволюционно связан. Происходит сбой на всех уровнях сложной человеческой природы, что ярко отражается на состоянии его физического тела; именно этот разрыв, обусловленный возрастанием силы вышеназванных негативных качеств человека, и есть причина всех его болезней, душевных и физических. Вот ещё почему этика, по своей глубокой сути, является живой. И философская система Живой Этики раскрывает всю полноту этой её жизненности, имеющей истоком саму природу человека как существа космического, причастного ко всей эволюции Макрокосма, несущего внутри себя основы, с помощью которых он может выйти на понимание и реализацию этой эволюции. Ибо человек есть микрокосмос.
С точки зрения развития научно-философского знания можно определённо утверждать, что ранее этика не рассматривалась в приложении к космической эволюции человека, где существует тесная связь между этическими принципами, космическими законами и продвижением человека по бесконечной лестнице самоусовершенствования. Это глубоко, концептуально сделано в философской системе Живой Этики. И как раз в таком, эволюционном (в самом широком значении этого понятия), смысле этика, открывающая новые грани осознания жизни человека в беспредельности, предстаёт именно живой.
Список библиографических ссылок
1. Шапошникова Л. В. Космическое мышление и новая система познания // Космическое мировоззрение — новое мышление XXI века: материалы междунар. науч. конф., июнь – окт. 2003 г., Москва. В 3-х т. Т. 1. — М.: Междунар. Центр Рерихов, 2004. — С. 52–81.
2. Шапошникова Л. В. Философия космической реальности [вступ. ст.] // Живая Этика. Листы Сада Мории. Кн. 1. Зов. — М.: Междунар. Центр Рерихов, 2003. — С. 5–165.
3. Шапошникова Л. В. Земное творчество космической эволюции. — М.: Междунар. Центр Рерихов, 2011. — 956 с.
4. Живая Этика. Беспредельность. В 2-х ч. Ч. 1. — М.: Междунар. Центр Рерихов, 2009. — 472 с.
5. Лесков Л. В. Неизвестная Вселенная. — М.: Издательство ЛКИ, 2008. — 232 с.
6. Шапошникова Л. В. Чаша Грааля Космической эволюции [предисл.] // Рерих Н. К. Культура и цивилизация. — М.: Междунар. Центр Рерихов, 1997. — С. 3–24.
7. Живая Этика. Сердце. — М.: Междунар. Центр Рерихов, 2012. — 464 с.
8. Рерих Е. И. У порога Нового Мира / Сост. Н. Г. Михайлова. — М.: Междунар. Центр Рерихов, 2000. — 464 с.
9. Шапошникова Л. В. Актуальность Пакта Рериха в современном мире // Культура и время. — 2005. — № 4. — С. 41–51.
10. Соколов В. Г. Культура как главный фактор метанаучного познания (в контексте методологии Живой Этики) // 75 лет Пакту Рериха: материалы междунар. обществ.-науч. конф., 8–11 окт. 2010, Москва. — М.: Междунар. Центр Рерихов, 2011. — С. 227–233.
11. Рерих Е. И. Письма. В 9 т. Т. 2 (1934). — М.: Междунар. Центр Рерихов, 2000. — 576 с.
12. Соколов В. Г. Природа нового сознания детей с позиции философии Живой Этики // Дети нового сознания: Научные исследования. Публицистика. Творчество детей: сб. — М.: Междунар. Центр Рерихов, 2016. — С. 104–124.
13. Рерих Е. И. Письма. В 9 т. Т. 6 (1938–1939). — М.: Междунар. Центр Рерихов, 2006. — 560 с.
© Соколов В. Г., 2019 г.
Статья в сокращении опубликована в сборнике:
Космизм и органицизм: эволюция и актуальность: материалы VI Междунар. науч. конф. 15–16 ноября 2018 г. / под ред. О. Д. Маслобоевой, И. А. Сафронова. — СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2019. — С. 122–129.
Главная → Живая Этика - философия Космической реальности