О.Л. Старовойтова,
член Международной ассоциации писателей, г. Рига
Э.А. Томша,
председатель Санкт-Петербургского отделения
Международного Центра Рерихов
По страницам родословной
прибалтийского рода Н.К. Рериха
В 2018 году в Санкт-Петербурге вышла книга О.Л. Старовойтовой и Э.А Томша «Родословная Н.К. Рериха. Архивные документы и факты». В ней рассказывалось о проживавших в Курляндии прибалтийских родственниках и друзьях отца великого художника - К.Ф. Рериха. В результате удалось прояснить многие обстоятельства из жизни семьи Н.К. Рериха и помогло уменьшить число белых пятен в его родословной. Неожиданно оказалось, что дискуссия в печати плавно перешла в плоскость геральдическую: некоторых исследователей заинтересовал герб художника. Этому интересу в немалой степени способствовала и переписка Н.К. Рериха с родственником и соратником по продвижению Пакта Рериха бароном М.А. Таубе в период с 1929 по 1931 год. Михаил Александрович помогал Николаю Константиновичу разыскивать родственников по отцу, проживавших в Баварии и в других местах, а также их гербы. Обмен мнениями между ними оказался столь интересным и важным, что авторы тоже решили углубиться в геральдику, которая считается вспомогательной исторической наукой. И, что самое интересное, она созвучна Учению Живой Этики, поскольку оперирует символическим языком. Так родилась идея создания второй книги под названием «По страницам родословной прибалтийского рода Н.К. Рериха», которая сегодня готовится к печати. Предлагаем Вашему вниманию одну главу из её машинописного текста - «Поиски родословных связей: путь геральдический. Цвет».
Часть IV. Поиски родословных связей: путь геральдический. Цвет
Гербы есть знаки благородства и достоинства, составленные по правилам,
Клод Франсуа Менетрие.
Цвет для герба – конечно, самое главное. Бывают гербы без фигур, но не может быть бесцветного герба
Мишель Пастуро.
Dat edelheit began uter reinre herten (лат. – «Благородство изошло из чистых сердец»).
По характеру одежды заключают о характере человека.
Йоганн Вольфганг Гете.
В предыдущей статье речь шла о людях, чьи фамилии, так же как и фамилия Roerich, произошли от общего корня Rohr, об их семейных историях и поколенных росписях. С помощью последних выявляются взаимные связи, на основе которых строится родословное древо. Та же самая цель достигается и с помощью геральдики, вспомогательной исторической науки, изучающей гербы и законы их построения, среди которых наиважнейшим является цвет. В данной статье авторы ставили перед собой задачу проанализировать с позиции цвета герб деда Н.К. Рериха, а также гербы его немецких родственников, живших в XV веке. И протянуть ниточку связи вглубь веков – прояснить родовые цвета Рорика, маркграфа Фризии (Фрисландии, нем. Frisland), легендарного предка прибалтийских Рерихов, о котором повествует семейная легенда.
Цвет для герба – самое главное
Любо мне видеть щиты ярко красные и лазурные,
Флаги и знамена всех цветов.
Бертран де Борн, трубадур (Франция)
Принято считать, что геральдика зародилась в результате Первого крестового похода в конце XI века. В ту пору тысячи рыцарей, состоявших в войсках королей из разных стран Европы, впервые в массовом порядке устремились в Святую Землю освобождать Гроб Господень. Чтобы отличить себя от своих товарищей и быть опознанным на поле боя, воины раскрашивали щиты в разнообразные цвета и помещали на них родовые эмблемы. Собственно, мужчины метили свои оружие, земельные владения и прочую собственность даже в такие стародавние времена, как Древняя Греция [1]. На всех концах земного шара народы передавали свои родовые цвета, знаки, тамги следующим поколениям.
Воины со щитами на сосуде Ольпе Чиге (Национальный музей этрусков на вилле Джулия, Рим). Источник
Памятник Государственной печати Монголии, Улан-Батор. На постаменте – тамги родов. Источник
Знак шведского рода на захоронении в церкви св. Николая, Стокгольм. Источник: фото О. Старовойтовой.
Во времена Высокого Средневековья на основе цветов и родовых символов былых времен появилась геральдика, базирующаяся на той же самой преемственности ценностей бесчисленных поколений. Однако она заметно выделялась из общего ряда, подобно необычайно красивому цветку, селекция которого потребовала тысячу лет. И щиты, бывшие первыми гербами до XIII в., а потом и гербы, имевшие, помимо щита, и другие элементы (бурлет, шлем, мантию, клейнод) заговорили на особом языке, повествующем о месте их владельца в социальной иерархии, его жизненных целях и нравственных качествах. В своем единственном очерке на геральдическую тему Н.К. Рерих отмечал: «Писались эти иероглифы чести на щитах, которые висели у шатров. Каждый мог читать исповеданную сущность владельца щита. При этом, как знаем из истории, эти родовые скрижали не были простым размышлением. В них всегда в основе лежал или какой-нибудь геройский поступок, или государственная польза» [2].
Художник, совместно с бароном Таубе искавший гербы своего рода, несколько раз упоминает в письмах династию Каролингов. И это не случайность. «Вся европейская аристократия признает, что начало их иерархии было положено во времена Каролингов, когда складывался класс феодальной знати» [3] в лице крупных вассалов, сгруппировавшихся возле своего короля. С сыновьями и внуками императора Карла Великого связал свою судьбу в IX веке и ярл Рорик из Ютландии.
Принадлежность человека к нобилитету определялась в ту пору по двум критериям: благородству и богатству, причем первое теснейшим образом сопрягалось со вторым. Вот мнение одного из самых известных геральдистов мира: «В средневековой Испании накануне эпохи Возрождения баронов называли “благородными людьми” (ricoshombres). Поскольку первое значение слова “rico” благородный и только второе означает “богатый”, эта двойственность перевода позволяет предположить, что “благородство” и “богатство” – понятия неразделимые» [4]. С ним солидарны и другие исследователи, поскольку принадлежность к знати изначально подразумевала владение землей. Что до благородства, то термин этот очень древний. Так, философ Сенека размышлял: «Кто благороден? Тот, кто имеет природную наклонность к добродетели. Только на это и надо смотреть! <…> Благородными делает нас душа, которая из любого состояния может подняться над фортуной» [5]. Изначально слово «благородство» означало целый набор качеств, свойственных человеку высокого происхождения. И эти качества имели в геральдике цветовой эквивалент, в частности, пурпуровый, золотой и синий (голубой). Средневековый автор трактата о цветах Бартолоди Сассоферрато поясняет: «Прежде всего, наиболее благородным считается золотой цвет; ведь им обозначается свет, и если кто желает изобразить лучи солнца, так как оно является телом наиболее светоносным, наиболее правдоподобно он может сделать это лучами из золота. <...> Следующий благородный цвет – пурпурный (purpureus) <...> изображает огонь, который выше и благородней всех прочих и есть следующее после солнца светоносное тело. <...> Следующий за поименованными благородный цвет – голубой (azureus)» [6].
С.Н. Рерих. Портрет Н.К. Рериха с семейным гербом. Картинная галерея семьи Рерихов. Наггар, Индия, 1932 г. Источник
Экслибрис родового герба из монографии «Роерихъ». Источник
Герб на одном из писем Н.К. Рериха в Ригу. Из архива Латвийского общества Рерихов, Рига.
Н.К. Рерих в бытность свою в Санкт-Петербурге часто использовал герб своего деда, Ф.И. Рериха. В виде экслибриса он украшал монографию о художнике, присутствовал на его портретах и почтовой бумаге. Искусствовед Г. Рудзите свидетельствует: «Иногда, когда бумага была голубой, более плотной, он был вытеснен золотом» [7]. В синем и желтом цвете выполнен и витраж герба, висевший в квартире Ю.Н. Рериха на Ленинском проспекте в Москве.
Вышеназванная комбинация цветов фигурирует как в гербе прибалтийской ветви семьи Рерих (Roehrich) XVIII в., так и в гербах немецких семей Rörer и Rohrer, проживавших в регионе Оберпфальц, Бавария, в XVв. Названные семьи Рерихи считали родственными себе. Как видно из рисунка, в одном из гербов, семьи Rörer, присутствует и пурпур. Все три герба давались в источниках в черно-белом варианте, а цветной вариант по просьбе авторов статьи выполнил коллега по двум ориентирам. Дело в том, что ранние гербовники составлялись и раскрашивали вручную. С появлением книгопечатания в XV–XVI веке их стали издавать в черно-белом варианте, а цвета указывали на гербах с помощью первых букв.
Так, в неоднократно переиздававшихся немецких гербовниках Йоганна Зибмахера, в которых с 1605 года фигурируют гербы дворянских семей Rörer и Rohrer из Оберпфальца, стоит: b – blau (синий, голубой), g – gold (золотой), w – weiß (белый); р – purpur ((пурпур), r – roth (красный), sch – schwarz (черный). Цвет ветви в руке мужчины gr – grüne (нем. зеленый).Серебро обозначается буквой s –silber, изображается натуральным серебряным цветом и графически не отмечается никакими знаками [8].На белых полях черно-белых гербов его показывают темно-серым, или, как в случае шестиконечных звезд на гербовых щитах семей Rörer и Rohrer, – черным. Нижняя оконечность щита указывает на место, называемое в геральдике дном или морем. Этот сегмент, из которого произрастают ветви, обычно затушевывают. Тело же человека или листья растений, если нет специальных указаний, раскрашивают в натуральный, природный цвет. Так, на черно-белом щите семьи Rohrer возле одной из трех ветвей стоит буква g, то есть они цвета золота. На черно-белом щите семьи Rörer такое указание отсутствует, но в клейноде (мужчина с ветвью в руке) стоит gr, то есть, зеленый. Фон же, на котором располагаются ветви, помечен на обоих щитах буквой b –синий, голубой.
Основных цветов в геральдике семь: два металла (золото и серебро) и пять финифтей, называемых также тинктурами или эмалями. В Европе это пурпур, синий, красный, зеленый и черный, в Англии, Шотландии, Уэльсе дополнительно использовались и другие цвета. К XVII веку практиковался уже иной способ их обозначения – шраффировка (от нем. Schraffierung – штриховка) [9]. С этого времени цвет на гербе указывался с помощью линий разной направленности. Из приведенного ниже черно-белого герба семьи Roehrich из Прибалтики видно, что здесь, как и в гербах семей Rörer и Rohrer, тоже указан желтый и синий (нем. gold и blau).
Геральдические цвета и металлы показаны методом шраффировки. Источник
Кроме того, «по своему происхождению гербы могут быть разделены на исконные (нем. Urwappen), появившиеся в древнее время, с самого возникновения обычая употреблять гербы» [10]. А также на пожалованные по грамоте (Briefwappen) главой государства или уполномоченными им лицами из высшего сословия. Исконные гербы, появившиеся на заре геральдики, вXI–XIII вв., отличались простой структурой, обычно одна-две фигуры на поле одного или двух цветов. К ним относился и щит Рерихов, с его золотым и синим цветами, серебряными шестиконечными звездами и тремя ветвями. Время шло, и спустя три-четыре поколения щит, принадлежавший первопредку-воину, ставили в центр семейного герба, в позицию, именуемую в геральдике «поверх всего». Этих первых благородных основателей рода, а также их потомков, отличавшихся мужеством и преданностью своему сюзерену и занесенных в родословные книги, в Германии относили к категории Uradel (рус.исконное, изначальное дворянство).
Король Иерусалимского королевства Балдуин II с гербом графов Булонских. Источник
В период между XIV–XVI веками появились различные труды по геральдике, из которых можно было почерпнуть множество интересных сведений. Считается, что с советника Рене Доброго Жана Куртуа, жившего в начале XV века,«берет начало традиция соотнесения геральдических цветов с качествами, свойствами и добродетелями, планетами; золото соотносится с богатством и благородством, топазом, юностью, солнцем, верой и воскресеньем (имеется в виду день недели)» [11]. Другие авторы давали расширенную трактовку: у них золото «олицетворяло солнце как источник жизни и богатства, как материального, так и духовного. И символизировало мудрость, справедливость, верность, милосердие, человеколюбие, великодушие, постоянство» [12].
Соответствие основных геральдических цветов планетам. Источник
С синим цветом связывались такие понятия, как преданность, верность, святость, чистота, целомудрие, набожность и справедливость. В случае сочетания двух цветов на щите, как у семьи Рерихов их родственников из Баварии, значение менялось. В частности, «комбинация золотого с синим символизирует высшее благородство, почитание добродетели и духовной щедрости, несравненное величие» [13].
Цвета викинга Rohr’a
Благодарю за книгу. Нашел кое-что, и кой-какие нужные подробности, и цвета герба v[ikinga] Rohr’a.
Н.К. Рерих - княгине М.К. Тенишевой, 1904 г.
Родовые цвета герба художник в своем письменном наследии конкретизирует дважды. В первый раз в письме к барону М.А. Таубе: «Сейчас пишу триптих, посвященный Жаннед’Арк. Как всегда, обращаясь,прежде всего, к первоисточникам, я начал перечитывать и пересматривать материалы древнейшей Франции. Прилагаю листок с двумя подробностями, которые, знаю, заинтересуют Вас в связи с гербом. Герб хроники Фруассара (золото на темно-синем) может напомнить нам времена, когда потомки Ютландских викингов могли принимать участие в походах первых королей Франции – во всяком случае, подробности любопытны» [14]. Во второй раз Николай Константинович уточнений – золото, темно-синий – не сделал. Но его единственный геральдический очерк «Nat og Dag» (шв.Natt-och-Dag), посвящен шведской семье, владевшей гербом с теми же цветами – золотом и синим [15]. Род же художника, как известно из его письма к барону Н.Н. Врангелю, тоже был шведским [16].
Герб из хроники Фруассара, зарисованный Н.К. Рерихом. Источник
Страница из хроники Фруассара с изображением герба Франции (три золотые лилии на синем фоне), принятого в XV веке. Источник
Герб шведской семьи Nattoсh Dag. Источник
Зал собраний Рыцарского Дома в Стокгольме и один их гербов крупным планом. Источник: фото Ольги Старовойтовой, 14. 11.19.
Каким образом Н.К. Рерих нашел цвета своего старейшего предка по отцовской линии, доподлинно не известно. Однако в столице Франции он просматривал обширный пласт исторической литературы, поскольку для исторических сюжетов требовалось «изучать древнюю жизнь, как только возможно, проникаться ею, пропитываться насквозь» [17]. Плоды библиотечных нахождений в этой области, обдуманные и прочувствованные, легли в основу написанной в Париже картины «Заморские гости», имевшей в России шумный успех. За ней последовала серия полотен на скандинавскую тему, и во многих из них присутствовали одноцветные щиты разных оттенков красного, синего, желтого, голубого.
Н.К. Рерих. Заморские гости. Государственная Третьяковская галерея. Москва. 1901 г. Источник
Н.К. Рерих. Варяжское море (Выступление в поход), фрагмент. 1910 г. Источник
Так возникло предположение, что художник в поисках родовых цветов Рорика Ютландского шел путем изучения исторических, этнографических, геральдических традиций его родных земель. Видимо, какие-то ведомые Н.К. Рериху подробности навели на мысль на то, что маркграф носил те же золотисто-синие цвета, что присутствуют на гербах баварских семей Рёрер и Рорер и его прибалтийской семьи. Поэтому наш поиск велся в двух направлениях. Первое –на землях и в окружении династии Каролингов, с которой Рорика Ютландского связывали вассальные узы. Второе – в Скандинавии, на родине викинга Rohr’a – в Дании и Швеции. А также в его ленном владении – маркграфстве Фризия, территория которого находится сегодня на побережье Северного моря от Ютландии до современных Нидерландов и Германии.
Со времен Карла Великого и начнем. В конце VIII столетия Карл Великий (фр. Charlemagne) вел непрерывные сражения с воинственными племенами, жившими у границ его империи. После победы над фризами, около 782 года, император отдал их территорию в лен датскому конунгу Хальфдану. С той поры вплоть до конца IX века с небольшими перерывами этой частью побережья Северного моря в качестве «государевых вассалов, расселяемых на завоеванной земле» [18] управляли датчане. В 850 году правителем Фризской марки (фр. marquis) стал родственник Хальфдана Рорик Ютландский. Заступавший на подобную должность человек приносил сюзерену империи Каролингов вассальную клятву, после чего получал право представлять на вверенной его попечению земле королевскую власть. То есть, вершил суды, собирал налоги, участвовал в военных походах под знаменем династии Каролингов.
Какого же цвета было это знамя? Вслед за Н.К. Рерихом мы пересмотрели множество исторических материалов по временам Карла Великого и его сыновей, живших в VIII–Xвеках. И оказалось, что синий цвет вошел в жизнь Европы благодаря святому Мартину, первому святому покровителю франков. По преданию, этот воин из Амьена, увидев однажды на дороге окоченевшего от зимней стужи нищего, разрубил свой теплый плащ, и отдалтому половину. Вторая половина плаща или накидки (лат. cappa) хранилась в сокровищнице Меровингов, в Парижской капелле (фр. chapelle). Известный итальянский историк-геральдист сообщает, что за сохранность реликвии «отвечали chapellans (рус. капелланы), которые заботились о знамени во время военных походов. Если ситуация складывалась критическая или опасная, ящик с реликвией оставляли в королевском дворце или в аббатстве Сен-Мартен, заменяя ее синим стягом» [19]. Этот любимый первыми франками цвет стал, наряду с традиционно использовавшимся с древних времен золотом, основным у династии Каролингов, в их архитектуре и иконографии. По словам историка Мишеля Пастуро, «во время своей коронации в Риме в Рождество 800 года Карл появился перед папой Львом III весь в красном, одетый на римский манер – в тунике, хламиде и башмаках, а понтифик вручил ему vexillum (хоругвь? знамя?) тоже красного цвета, вышитое сине-золотым цветочным узором» [20]. Данное сведение подтверждает находящаяся в Латеранском соборе, традиционном месте пребывания епископов Рима со времен императора Константина, мозаика IX века. На ней апостол Петр вручает императору Карлу Великому (справа), увенчанному короной из золота, знамя с синим крестом на навершии, красным шнуром с кистью и узором из желто-синих кругов. Есть сведения, что после провозглашения Франкской империи в 800 году Карл Великий взял «треххвостное красное полотнище с изображением шести сине-красно-желтых роз» [21]. Издательство же в Париже, специализирующееся на печати открыток и карт, показывает вышеупомянутое полотнище зеленым [22].
Мартин из Тура отдает нищему половину своего плаща. Картина из церкви святого Николая на полях, Париж. Источник
Знамя первого короля Франции Хлодвига из династии Меровингов. Источник
Святой Петр в золотисто-синем одеянии вручает императору Карлу Великому знамя. Латеранский собор, Рим. Источник
Знамя Карла Великого из династии Каролингов. Источник
О тяготении Каролингов к красно-желто-синим тонам свидетельствуют и интерьеры церковных сооружений периода их правления –VIII–X века. В этой гамме выполнен зал капеллы в Аахене, строительство которой началось при жизни императора. А также в Южном Тироле, в месте под названием Маллес, где сохранилась церковь святого Бенедикта, построенная, как предполагают, в VIII веке, на средства феодалов-донаторов.
Интерьер капеллы Карла Великого, Аахен, строилась с IX в. Германия. Источник
Церковь святого Бенедикта в деревне Маллес, Южный Тироль, около 800 г. Источник
Фрески воина-донатора церкви и, предположительно, сцена из жизни Бенедикта Нурсийского. Источник
Возможно, одно из показанных выше знамен использовал в военных походах и ярл Рорик, защищавший в ранге маркграфа Фризии императорские земли. До 885 года марка имела высокий статус герцогства. К XI–XII векам на ее территории располагалось уже 17 ленных владений, связанных вассальными отношениями со Священной Римской империей [23].
Скандинавский ярл, безусловно, пользовался и родовыми цветами конунгов Ютландии. Какими – доподлинно не известно. Есть свидетельство, что даны во время осады Парижа в 886 году носили щиты разных цветов [24]. Поэтому оставался один путь – опереться на традицию, то есть, на духовное наследие предков, которое, наслаиваясь в веках, передается из поколения в поколение. Интересно, что у викингов существовал обычай пришивать к парусу синий лоскуток. «Согласно легенде, Один имел плащ синего цвета. У скандинавских мореходов сложилось поверье: если на парусе есть такого цвета лоскут, значит, предводитель асов будет покровительствовать команде корабля» [25]. По счастью, память народов хранит многое, в том числе и использовавшиеся на знаменах, в национальных костюмах, парадной одежде, интерьерах любимые цвета, которые плавно перешли и в геральдику.
Музей викингов в Стокгольме. Одежда красного, синего и желтого цветов на экспонатах и на макете корабля. Источник: фото Ольги Старовойтовой, сделанные в музее викингов в Стокгольме 14.11.19.
В музее викингов в Стокгольме удалось увидеть корабль, раскрашенный в красно-сине-желтые цвета. Специалисты музея пояснили, что это судно – макет c корабля, найденного в могильнике в Осеберге, что в Норвегии, датируемого ориентировочно VIII веком. А три упомянутых цвета нанесены потому, что именно они чаще всего присутствуют на предметах, обнаруженных при археологических раскопках в Швеции, относящихся к VII–XI вв.
Далее, мы обратились к землям Фризии, расположенным вдоль побережья Северного моря на европейском континенте времен маркграфа Рорика. Сегодня они относятся к Нидерландам (Голландии), Германии и Дании. На севере Нидерландов находится Западная Фризия, ныне провинция Фрисландия (Province Friesland). Ее герб известен с XIV века, и его создание приписывают графам Гелдерн, тогдашним владельцам земель, имевшим золотого льва на синем фоне.
Карта территории, занимаемой Фризией, в VIII веке. Под цифрой 1 – территория Западной Фрисландии сегодня. Источник
Герб территории в XIV веке. Источник
Ранний герб графов Гелдерн, сеньоров края. Источник
Однако нам ближе точка зрения исследователя, заметившего: «Можно, обратившись к древней истории Фрисландии, высказать предположение, что Фрисландия могла получить свой герб намного раньше» [26]. Действительно, герб места обитания фризов близок к гербу города Шлезвига, возникшего в первой трети IX века в южной части Ютландского полуострова, принадлежавшего датским конунгам. В X веке территория, граничащая с европейским континентом, целое столетие служила яблоком раздора между датскими и немецкими правителями, переходя из рук в руки. С XI века владение возвращается к Дании, становясь наследным леном одного из «младших членов королевской семьи. Так, в 90-х годах XII века оно предназначалось для младшего брата короля Кнуда VI и наследника престола Вальдемара [будущего короля Вальдемара II –О.С. и Э.Т.]» [27]. Для сравнения приводим гербы Шлезвига, герцогства Ютландия и королевства Дания упомянутого периода времени.
Герб Западной Фрисландии. Источник
Ранние гербы Шлезвига, герцогства Ютландии и королевства Дании. Источник
Ученые объясняют это общим происхождением фризов, англосаксов, шведов и датчан, в стародавние времена населявших Скандинавский полуостров. Язык фризов наиболее близок английскому, их «связывала общность многих черт звукового и грамматического строя, а также лексики» [28]. Столицей Западной Фрисландии сегодня является город Ле́уварден: цвета его флага и герба – желтый и синий.
Герб и флаг города Леувардена – столицы провинции Западная Фрисландия. Источник
Герб государства Нидерланды. Источник
Теперь обратимся к Восточной Фризии, в которой располагалось ленное владение маркграфа Фризии Рорика – Рюстринген (Рустринген). Сегодня вышеупомянутая территория бывшего графства, а затем княжества располагается на территории Нижней Саксонии, федеральной земли ФРГ. В нее входит регион Восточная Фрисландия с тремя районами (округами) Аурих, Виттмунд и Лер, свободным городом Эмден и шестью островами Восточно-Фризского архипелага. Картина везде та же: в гербах присутствуют красные, желтые и синие (голубые) цвета.
Карта территории, занимаемой Фризией в VIII веке. Под цифрой 2 –Восточная Фрисландия сегодня. Источник
Герб графов Кирксена, правителей графства Восточная Фрисландия. Источник
Объединенный герб земель графства. Источник
Герб города Эмден. Источник
Гербы районов Аурих , Виттмунд и Лер , а также г. Норден в районе Аурих.
К Восточной Фризии примыкает район Фрисландия с центром в городе Йевер, самостоятельно входящий в федеральную землю Нижняя Саксония. Он состоит из восьми небольших городков, поселков-коммун и одного острова. Они тоже имеют гербы, причем на семи из них присутствуют золотой и синий цвета. Здесь проживает община фризов, сумевшая пронести через века свою историю, самобытную культуру, традиции и язык. Об этом рассказывают экспонаты, хранящиеся в историческом музее Йевера.
Карта территорий, занимаемых Фризией в VIII веке (район Фрисландия под цифрой 3). Источник
Карта городов района Фрисландия в Нижней Саксонии. Йевер (подчеркнуто красным). Источник
Интерьеры залов исторического музея в золотисто-синих тонах. Источник
Слева направо гербы: Йевер – столица района Фрисландия, города Занде, Фарель, Вангерланд, Цетель, Бокхорн и остров Вангероге. Источник
Многие интерьеры, повествующие о быте общины фризов, оформлены здесь в золотисто-синей гамме, присущей народу с давних времен.Та же самая картина и в последней части древней Фризии – Северной (на карте под цифрой 4), расположенной на датском полуострове Ютландия.
От силы к мудрости
Послание к Колоссянам, гл.2, 12, 14
Просмотр большого количества материалов по теме цвета выявил интересную тенденцию. Изначально многие правители Европы использовали в гербах, знаменах, в коронационных одеяниях и королевских регалиях все цвета радуги, среди которых превалировал красный. Но, начиная c XI в.монархи ряда стран (Франции,Нидерландов, Швеции) остановились на желтом и синем цвете и не меняли их в течение своей дальнейшей истории.Тогда как властители других стран пришли к названным цветам со временем, инекоторые знатные роды выбрали именно их для своих гербов. Нас заинтересовало, почему?
Ранний герб Норвегии с секирой, восходящий к королю Олафу II Святому. Источник
Современный герб Норвегии. Источник
Герб Нормандии. Источник
Герб Англии на щите короля Вильгельма Завоевателя. Источник
Герб Дании времен короля Вальдемара II . Герб Эстонии, полученный от короля Вальдемара в XIII в. Изображение короля Эрика IX Святого на гербе Стокгольма . Флаг и герб Швеции.
Как выяснилось, тема цвета оказалась напрямую связанной с темой воспитания высоконравственного, стремящегося к совершенству человека, несущего благо из рода в род. Собственно говоря, представление о благородстве как о совокупности душевных качеств, необходимых для правильного управления государством, существовало задолго до нашей эры. Однако только с XII века в Европе стали формироваться правила благородного поведения, основанные на христианских добродетелях. Так, средневековому правителю, его подчиненным, князьям земель и церкви, а также высшему рыцарскому эшелону вменялось в обязанность следовать трем великим теологическим добродетелям, заповеданным апостолом Павлом [29], – вере, надежде и любви. Кроме того, и король, и рыцари держали в руке меч, то есть, не просто воевали, но и защищали справедливость, поддерживали порядок и мир, вершили правосудие.
Но справедливость – главное требование, предъявляемое обществом средневековому правителю, особо отмечавшееся при коронации, невозможно без благоразумия, мужества (в других вариантах –храбрости), умеренности и т.д. Потому названные качества характера считались в средневековом обществе четырьмя кардинальными(лат. cardo – стержень) добродетелями. Последние не даются от рождения: их приобретают, согласно Гесиоду, «тягостным потом <…> тот наилучший меж всеми, кто всякое дело способен / Сам обсудить и заранее предвидит, что выйдет из дела»[30]. Те же самые требования, но уже в иных временных реалиях, предъявляло к своим членам и средневековое общество. «…Смелость ничего не стоит без сдержанности, благоразумия и справедливости и не является без них благородным качеством. Безрассудство – это не смелость, воин должен оценивать последствия своих действий и не рисковать напрасно. Быть смелым – значит следовать благородству и чести, ставить их выше собственной жизни» [31]. В середине XIII века в лексиконе Европы впервые появляется определение «prudhomme» –благоразумный человек (фр. prudens – благоразумный,homme – человек). Им обозначали тогда безупречного рыцаря, в котором сочетались, уравновешивая друг друга, физическая сила и разум. Термин быстро распространяется в дворянской среде, отодвигая на второй план такой эпитет, как сильный (лат.fortis), характеризующий достоинства телесные, присущие мужественным людям. Благоразумие же помогает сдерживать пыл, действовать трезво, разумно. Это «вполне подходящее качество для храбрецов, тех людей, которым бог вручил меч, возложив на них меч для поддержания господнего порядка в дольнем мире. А обладание силой вечно грозит им опасностью не сдержать себя и применить насилие» [32].
Нант. Гробница герцогов Бретонских в соборе святых Петра и Павла. Ее окружают статуи четырех основных добродетелей: Благоразумие, Умеренность, Мужество, Справедливость. Источник
Статуи четырех основных добродетелей: Благоразумие,Умеренность, Мужество, Справедливость. Вера, Надежда, Любовь – три теологические добродетели на фасаде собора Дуомо, Верона. Источник
Статуя Благоразумия, XIII век, царский дворец, Гатчина. Источник
Теперь посмотрим на тему благородства с иной стороны и зададимся вопросом: как упомянутые качества характера связаны с цветовой гаммой. К сожалению, на сегодняшний день тема о подобных взаимосвязях изучена мало. Если о формировании в человеке качеств характера в веках известно достаточно, то по отношению к радужной гамме современные ученые признают, что «учения о цветах считаются эзотерическими и в полном объеме передаются только посвященным» [33]. И это, как сказано в Учении Живой Этики, – дело будущего. Тем не менее, в начале XX века произошла Духовная революция, под воздействием которой наука совершила огромный прорыв вперед. Родился русский космизм: лучшие умы России размышляли над взаимосвязями человека и Космоса. Тогда был сделан вывод о том, что человек представляет собой миниатюрную копию Солнечной Системы. Центры человека психомагнитными нитями связаны с центрами Солнечной Системы – с солнцем (сердцем системы) и планетами» [34].Так настоящее соединилось с прошлым, протянув нить в далекое будущее. Потому что древние мудрецы испокон веков знали о соответствии Макрокосма – Вселенной и микрокосма-человека.
Приведем два примера. Первый – из Ветхого Завета: «И сотворил Бог человека по образу Своему» [35].Второй – из Изумрудной Скрижали Гермеса Трисмегиста: «То, что находится внизу, аналогично тому, что находится наверху. И то, что находится внизу, аналогично тому, что находится вверху» [36]. А теперь посмотрим, как выглядит упомянутое соответствие с позиции цвета. Как повествует Е.П. Блаватская, «семь лучей солнечного спектра конкретно представлены в семилучевом боге Хептактисе. Эти семь лучей, сведенные в ТРИ первичных луча, а именно, в красный, синий и желтый, образуют солнечную триаду» [37].Здесь возможно провести параллель с космогонической Троицей. В христианстве Бог присутствует в трех лицах: бог-отец, бог-сын и бог-дух святой. Примеров тому, что идея Троицы часто передавалась в желтых, красных и синих тонах разных оттенков, в иконографии и в произведениях культуры народов мира не счесть. Ниже на фото представлены два, из монастырей Византии. Высшие центры человека соответствуют высшим центрам мироздания, то есть Солнечной триаде. Потому в главе о свадебном пире Гайяваты Генри Лонгфелло присутствуют такие строки: «Краской желтою и красной,// Краской алою и синей//Все лицо его сияло» [38].
Христос Вседержитель, монастырь Пантократор, XV в., Афон, Греция. Источник
Беато Анжелико. Коронация Богородицы.Галерея Уфицци, Флоренция, век XV. Источник
Художник Пауль Клее. Иллюстрация к книге Й. Гете о цвете. Источник
Та же схема цветового баланса, принятая современной наукой в XX веке. Источник
Современная наука опытным путем подошла к тем же трем первичным цветам и их первым сочетаниям, показанным на колористической схеме. Их дальнейшие комбинации дают всю природную гамму цветов и их оттенков, число которых около пятисот. Начнем с красного цвета. «На древних иконах можно видеть сферы зеленые, иначе земные, и сферы красные – огненные, иначе говоря, Мира Тонкого. На одном изображении можно видеть целые сцены в зеленых тонах и рядом красный мир ангелов» [39]. Мир горний издревле сопрягался с мощной первозданной силой творения – Огнем, а это –сила двуполюсная. Применительно к земле можно сказать, что есть «Огонь Благий» [40], который усиливает в человеке лучшие качества, такие, как любовь к людям, самопожертвование, ответственность, чувство долга и ведет к подвигу духа. И есть огонь разрушительный, сопряженный со вспыльчивостью, гневливостью и т.д. Когда обладатели подобных отрицательных качеств получали власть над народами, происходило немало бед, зафиксированных не только в исторических хрониках, но и в устном народном творчестве. Например, в Англии о короле Стефане де Блуа, в XIII веке ввергшем страну в хаос, за которым последовали войны, сложили песенку:
«Прежде, чем обнажить меч, он рубит;<...>
После того, как выскажется, он думает;
После своих действий он хватается за голову» [41].
В истории правителей последнего типа характеризовали просто: «Сила есть, ума не надо».
Е.П. Блаватская, одна из первых приподнявшая завесу над тайнами цвета, тоже указывает на полярность, выделяя красный (кроваво-красный) и «“духовный” красный, если позволительно употребить такой термин» [42] с соответствующими объяснениями.
Н.К. Рерих. Гэсер-хан. 1941 г.
Господь Саваоф с золотым треугольником на голове. Роспись свода Троицкой надвратной церкви. XVIII век. Киево-Печерская лавра. Источник
Коронация Иосифа II Австрийского в церкви св. Варфоломея во Франкфурте на Майне (фрагмент). Источник
Король Франции Людовик XV в коронационном одеянии, Версаль. Жан Батист ванн Лоо. Источник
Интерьер собора Рождества Богородицы. Аббатство Монреале, Палермо. Источник
Купол собора святого Марка, Венеция. Мозаика «Сотворение мира», XII в. Источник
Успенский собор, Москва. Источник
Теперь о желтом (золотом) и синем. Оба цвета, равно как и красный, входящие в первичные цвета «солнечной Триады», употреблялись вместе в изображениях богов, в храмовой архитектуре Запада и Востока, а также в коронационных и парадных одеяниях правителей разного уровня с очень давних пор. Однако – совпадение это или нет – примерно со времени появления в XII веке геральдики они стали особенно востребованными при королевских дворах Европы. Почему? Авторам не довелось встретить в исторической и научной литературе ответ на этот вопрос. На мысли навела тема совершенствования человека, высветившаяся еще одной гранью, благодаря Учению Живой Этики, данному в XX веке.
В «Гранях Агни Йоги», к созданию которых был причастен ученик Рерихов, Б.Н. Абрамов, читаем: «Возьмем чувство любви. Чего стоит это высокое чувство без верности и преданности. А также и устремление. Чего стоит устремление без постоянства или постоянство без любви. Так снова приходим к синтезу качеств, к симфонии гармонически сочетанных качеств, которые дух утверждает в себе. О симфонии качеств помыслим. Каждое качество – как корень устоя, подобно корням деревьев, делает все построение более устойчивым и прочным. Помыслим об утверждении всего спектра качеств, из которых каждое сияет своим цветом» [43].
Из последней фразы явствует, что все качества, проявляемые в жизни, имеют эквивалент в тонких планах бытия и фиксируются в виде энергий по их излучениям. Каждое качество своим цветом вливается в тонкое излучение человека – ауру. (Напомним, что ауры людей и растений научным методом газоразрядной визуализации фотографировали супруги Семен и Валентина Кирлиан, совершившие одно из революционных открытий XX в.) [44]. В иконографии же ауры Христа и Богоматери, их «нетленные одежды» вокруг головы и фигуры с давних пор показываются эллипсоидной линией – мандорлой, одноцветной или цветной. Те, кого мы называем сегодня святыми, изображаются только с нимбом. Выходцы из народных недр, они отличались стремлением целенаправленно работать над собой и силой мысли ткали себе из нитей добродетелей радужное одеяние Славы, невидимое на земле, но сияющее в Высшем Мире. Та же духовная работа доступна людям на любом посту, связанном с искренним служением своим собратьям. Поэтому сказано: «Ибо в Царстве Света одежды выдаются по желанию» [45].
Христос в мандорле – фрагмент Королевского портала, 1145 г. Шартр, Франция. Источник
Христос в мандорле с цветами Троицы, Церковь св. Фошки, Батвачи, Хорватия. Источник
Богоматерь «Благодатное Небо». Архангельский собор, Кремль, XVII в. Россия. Источник
Святой Евфимий, монастырь Пантократор, Афон, XIV в. Источник
В анналах истории тому сохранилось свидетельство, относящееся ко временам Второго Иерусалимского храма, к разноцветных занавесям его Скинии – помещения, в котором хранился Ковчег Завета. «Раввины учили, что каждая льняная нить в занавесях Скинии состоит из двадцати четырех отдельных нитей, напоминающих о приобретенном опыте за двадцать четыре часа суток» [46].
А теперь вернемся к средневековым благоразумным людям, prudhomme, а также к лидерам во многих сферах бытия, наделенных духовной силой, интуитивным прозрением вглубь событий, справедливых, выдержанных, доброжелательных, способных правильно разобраться в сложной ситуации, и найти общий язык с самыми разными людьми. В будущем, когда наука о цвете получит должное развитие, узнать людей, проделавших в веках серьезный путь от силы к мудрости, можно будет по фотографиям их аур. На пленке среди радужных излучений станут превалировать определенные оттенки золотого, пурпурного и синего цветов. В Учении Живой Этики о последнем сказано: «Синий является цветом водителя, насыщенного устремлением к эволюции» [47]. И еще о синем: «Синий луч тушит алое пламя. Если, смотря на раздраженного человека, вспыхнувшего алыми огнями, смотреть внимательно и спокойно, окутывая его синим лучом, алое пламя ауры потухнет <...> Все качества сияют своими цветами, а в момент их применения – особенно напряженно» [48].
Ну а в XII веке, когда зачиналась геральдика, знанием космогонии и космических законов владели мудрецы, имевшиеся у каждого народа, и приближенные к особе правителя. Знали и о символическом значении основных цветов радужного спектра, использовавшихся в геральдике и не только. Крупнейший исследователь средневековья Йохан Хейзинга свидетельствует о существовании «иерархических различий в убранстве. Прежде всего, это жестко установленный цвет. Зеленый цвет <...> в XV веке был привилегией королевы и принцесс. Покои, в которых пребывает после родов королева Франции, убраны зеленым шелком; до этого они были затянуты белым. La chambre verde (Зеленая комната) недоступна даже графиням» [49]. Логичен вопрос: почему до родов белый цвет, а после – зеленый? По аналогии. Пока душа находится «на Небе», она не проявлена, поскольку живет среди многих других. То же самое и с цветами, поскольку белый цвет, с одной стороны «это отсутствие всех цветов» [50], а с другой – цвет синтетический, он вмещает в себя семь основных цветов. Как только душа воплотилась на Земле, она выпала из сонма душ (белый) и попала в царство Природы (зеленый).
Широко использовалась и другая аналогия – между нетленным одеянием Славы или аурой человека на уровне энергий и с его тленным одеянием – земной одеждой. Йоганн Вольфганг Гете, автор серьезного исследования «Учение о цвете. Теория познания», заметил: «По характеру цвета одежды заключают о характере человека» [51]. Поскольку, как уже сообщалось выше, самыми благородными цветами в средневековье считались золотой, синий и пурпур, их рекомендовали носить первым лицам государства. «Из ткани голубого цвета, усыпанной золотыми лилиями, могли быть сделаны только вещи короля, а придворные носили красные и золотые тона» [52]. А в коронационном одеянии цвета Высшего мира – синий цвет Неба, и золотой цвет Солнца – они представлены с подобающей случаю пышностью. Вот что пишет известный французский медиевист: «В эти годы Капет (король Людовик VI из династии Капетингов, XI в.) принимает лилии в качестве своей эмблемы. Он облачается в плащ голубого цвета с золотыми вышивками, напоминающими созвездия. Такое одеяние, символизирующее космический порядок, стал носить на пороге XI века император Генрих II. Выбирая свою эмблему, король хотел показать, что он соединяет мир земной и мир небесный, что он возвышается над всеми смертными. Этот же властитель короновался в синей мантии, затканной изображениями созвездий цвета червонного золота» [53].
Добавим, что звездные мантии как часть коронационного одеяния имели особое значение. «Эти мантии, усыпанные звездами и созвездиями, означали новое небесное тело, которым боги жаловали мудрых. Телесная природа преобразовывалась в ходе мистерий в небесную, и люди, до этого окутанные темным одеянием формы, «возвышенные» до непосредственной близости к бессмертным, облачались в новый светящийся наряд, сверкавший небесными огнями» [54].
Завершим рассказ о цвете геральдических щитов следующим немаловажным осведомлением. В пору зарождения геральдики, в XII веке, семьи отличались многодетностью. Каждый сын продолжал свою ветвь рода. Отцовский герб без изменения переходил только к старшему сыну хозяина. Остальные потомки мужского пола меняли цвета родового щита и символов. В самом простом варианте это хорошо видно на примере старой богемской семьи Витигонов из замка Чески-Крумлов (ныне южная Чехия), имевшей герб с 1194 года.
Замок Чески-Крумлов, картина "Деление роз", Антонин Стрейер, 1742 г. Источник
Родословная Витигонов и родовые гербы каждой ветви семьи. Источник
Те же четыре семьи, родственные деду Н.К. Рериха, что жили в Баварии в XV–XVI веках, а также прибалтийские Рерихи, обосновавшиеся в Курляндии по меньшей мере с XVIII века, сохранили на щитах золотой и синий цвета…
Резюме
В геральдике априори считается, что цвет для герба – это самое главное. В цитировавшемся в самом начале данной главы отрывке из трактата Бартолоди Сассоферрато сказано, что за золотом в иерархии благородных цветов следовал пурпур и голубой (синий). Аналогичной точки зрения придерживаются многие знатоки геральдики. Названные цвета в гербе во времена ее расцвета разрешалось носить лишь главам государств и князьям, занимавшим первые строчки в табели о рангах королевств. Золотой и синий характерны для Дании, уроженцем которой был Рорик Ютландский, самый старый известный предок семьи, для Фрисландии (этой маркой управляли ютландские конунги), а также для Швеции, в которой родственники семьи Рерихов проживали тоже. Те же самые цвета – золотой, синий, а также на одном баварском гербе пурпуровый присутствуют на гербах прибалтийского рода Рерихов, к которому принадлежал Н.К. Рерих, и на гербах его родственников из Баварии. Последние относились к категории Freieherren – старинному благородному дворянству, что подтверждают архивные документы. Благородные цвета, признанные таковыми средневековыми геральдистами, – первый довод в пользу того, что род Н.К. Рериха действительно имел славное прошлое. Хотя дед художника, управлял имениями курляндских и лифляндских баронов, происхождение его супруги, Агаты Шарлотты Калкау, неизвестно; отец, Константин Федорович, служил нотариусом Окружного суда в Санкт-Петербурге, а его супруга, Мария Васильевна, происходила из купеческого рода Калашниковых. Жили они в XIX–XX веках, когда «титулы не пользовались авторитетом в обществе» [55], и на дворянство в Российскую герольдию документов никто из них не подавал…
(Окончание следует)
Список литературы
1. Молчанов А.А. Родовые эмблемы древнегреческой знати (эволюция роли эмблематического элемента в системе социальной атрибутики)// Журнал Signum.2005. №3. С. 15–16.
2. Рерих.Н.К. Nat-og-Dag// Листы Дневника. В 3 т.Т. 1.М.: МЦР, Бисан-Оазис, 1995. С. 353
3. Мадзини Дж.С. Геральдика. История, терминология, символы и значение гербов и эмблем. М.: Аст: Астрель, 2007. С.16.
4. Там же. С. 19.
5. Сенека Луций Анней. Нравственные письма к Луцилию / пер. с лат. С. Ошерова. М.: АСТ, 2020. С. 118.
6. Черных А.П. Трактат Бартолоди Сассоферрато «О знаках и гербах» // Средние века. Вып. 52. М., 1989. C. 319.
7. Рудзите Г. Как я искала сына Севера. URL:http://www.latvijasrerihabiedriba.lv/images/konference/RerihsLatvijakr.htm
8. Лукомский В.К., Типольт Н.А. Руководство к составлению и описанию гербов. Государственная публичная библиотека России. М., 1996. С.31.
9. Bernhard Peter. Gute heraldische Praxis: Schraffuren.URL: http://www.welt-der-wappen.de/Heraldik/schraffuren.htm
10. Арсеньев Ю.В. Геральдика: Лекции, читанные в Московском Археологическом институте в 1907–1908 годах. М.: Терра-Книжный клуб, 2001. С.127
11. Черных А.П. Идея геральдики в геральдических трактатах средневековья и нового времени.URL:
http://www.historia.ru/2017/01/2017-01-chernyh.htm
12. Мадзини Дж.С. Геральдика. История, терминология, символы и значение гербов и эмблем.С.60.
13. Там же. С. 82.
14. Письмо Н.К. Рериха М.А. Таубе от 21.01.1931 г. // Личный фонд Михаила Александровича Таубе, коробка 1, Бахметевский архив русской и восточно-европейской истории и культуры, Отдел редких книг и рукописей Колумбийского университета.
15. Рерих Н.К. Nat-og-Dag. С. 353.
16. Письмо Н.К. Рериха барону Н.Н. Врангелю от 9.09.1904 г. // РО ИРЛИ (Рукописный отдел Института русской литературы), № 6841. Л. 5–7.
17. Рерих Н.К. Искусство и археология // Искусство и художественная промышленность. 1898–1899. – № 17. С. 192.
18. Лебек С. Происхождение франков. V–IX века. М.: Скарабей, 1993. С. 287
19. Мадзини Дж.С. Геральдика. История, терминология, символы и значение гербов и эмблем. С.389
20. Пастуро М. Красный. История цвета. М.: Новое литературное обозрение, 2019. http://loveread.ec/read_book.php?id=78371&p=17
21. Геральдический альбом. Лист 5 // ВокругСвета.1990. №10. URL: https://dom-knig.com/read_224558-14
22. Les oriflammes, bannières, fanions et drapeaux de l’ Histoire de France la série 1370 des cartes postales des éditions Barré et Dayez. URL: http://herald-dick-magazine.blogspot.com/2015/09/les-oriflammes-bannieres-fanions-et.html
23 .Большая Советская энциклопедия. Фрисландия.URL:https://bigenc.ru/world_history/text/4724184
24. Abbon. Le siège de Paris par les Normand. Ed. H. Waquet. Paris, 1942. Livre I. Vers 256–257. Цит. по: Черных А. Появление гербов как проблема гербоведения и истории XII века.URL:http://ogerbah.ru/heraldry-science/papers/716-chern-orig
25. Бурлак В. Стокгольм. История. Легенды. Предания. (Тайны знаменитых городов). М.: Вече, 2008. С. 45–46.
26. Шумов И.Л. Загадка идущего льва // Гербовед. № 42. С. 127–133.
27. История Дании / Х. Палудан, Э. Ульсиг, К.П. Расмуссен и др. М.: Весь мир. 2007. URL:http://maxima-library.org/mob/b/234494?format=read
28. Жлуктенко Ю.А., Авухжилов А.В. Фризский язык. URL: https://www.booksite.ru/fulltext/zhluktenko/text.pdf
29. Апостол Павел. Первое послание к коринфянам. Глава 13–13.
30. Гесиод. Теогония. Труды и дни. 290.URL:https://www.stihi.ru/2016/02/28/9870
31.Кухтенкова О.А. Рыцарская этика. Содержание понятия благородства в представлениях средневекового общества (XI–XIII века) // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2010. Т. 11. Вып. 2. С. 216–224.
32. Дюби Ж. Средние века. От Гюго Капета до Жанны д Арк. М.: Международные отношения, 2001. С. 230.
33. Базыма Б.А. Психология цвета: Теория и практика. М.: Реч, 2005.URL: http://pedlib.ru/Books/6/0051/6_0051-10.shtml#book_page_top
34. Гиндилис Л.М. Русский космизм и Живая Этика // Космическое мировоззрение – новое мышление XXI века: материалы Междунар. науч.-обществ. конф., июнь-окт. 2003 г., Москва. В 3 т. Т. 2. М.: Международный Центр Рерихов, 2004. С. 52–53.
35. Ветхий Завет. Быт. 1:27.
36. Цит. по:Фулканелли. Философские обители. М.: Энигма, 2004. С.491.
37. Блаватская Е.П. Разоблаченная Изида. В 2 т. Т. 2. М.: Золотой век, 1994. С. 499.
38. Лонгфелло Г. Песнь о Гайяватте.URL:http://bunin-lit.ru/bunin/perevod/pesn-o-gajavate/svadebnyj-pir-gajavaty.htm
39. Сердце. Учение Живой Этики. М.: Международный Центр Рерихов, 1995. С. 97. §148.
40. Мир Огненный. Ч. 2. Учение Живой Этики. М.: Международный Центр Рерихов, 1995. С.100,§ 121, 123.
41. Шелби Г. Клятва и меч. М.: ЭКСМО, 1996. C.94.
42. Блаватская Е.П. Инструкциидля учеников внутренней группы. М.: Сфера, 2000. С. 271.
43. Грани Агни-Йоги, 1955. Новосибирск, Алгим. 2010. С. 331–332, § 282.
44. Супруги Кирлиан: работа стала смыслом всей их жизни, а сделанное ими открытие воплотилось для научного мира в понятие «Эффект Кирлиан».URL: https://www.radiovan.fm/station/article/15218
45. Надземное. Т. 1. Учение Живой Этики. М.: Международный Центр Рерихов, 1996. С. 249, § 160.
46. Холл М.П. Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцерской символической философии. СПб.:Спикс, 1994. С.494.
47. Знаки Агни Йоги. Учение Живой Этики. М.: Международный Центр Рерихов, Мастер-Банк, 2008. С.403.
48. Грани Агни-Йоги. 1953. Ч. 1. Новосибирск: Алгим, 2012. С.394, § 333.
49. Хейзинга Й. Осень Средневековья. М.: Прогресс, 1995. С.62.
50. Блаватская Е.П. Инструкции для учеников внутренней группы. С.240.
51. Месяц С.В. Йоганн Вольфганг Гете и его учение о цвете (часть первая). М.: Круг, 2012. С. 373
52. Клулас И. Повседневная жизнь в замках Луары в эпоху Возрождения. М.: Молодая гвардия: Палимпсест, 2001. С.67.
53. Дюби Ж. Средние века. От Гюго Капета до Жанны д’ Арк. С. 240.
54. Холл М.П. Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцерской символической философии. С.491.
55. Шепелев Л.Е. Титулы, мундиры, ордена в Российской империи. М.: Наука, 1991. URL: http://militera.lib.ru/research/shepelev1/index.html
Примечания
Высокое Средневековье – период европейской истории, длившийся с XI по XIV век.
Рене́ Добрый (фр. le Bon Roi René) (1409–1480) – герцог Лотарингии, Анжу, граф де Гиз, титулярный король Неаполя и Иерусалима.
Хроники Фруассара – летопись Столетней войны за 1322–1400 годы, написанная французским историком, писателем и поэтом Жаном Фруассаром (1333(1337)–1405).
Парижская капелла – во времена династии Меровингов (V–VI века) находилась на острове Сите. В X веке, при короле Гюго Капете, на том же месте начали отстраивать королевский дворец, и рядом – дворцовую церковь Сен-Шапель (SainteChapelle),освященную в начале XIII года. Сюда и перенесли реликвию.
Аббатство Сен-Мартен – имеется в виду монастырь Сен-Мартен де Шамп (PrieureSaint-Martin-des-Champs), построенный ориентировочно в VIII веке в Париже (60, rue Réaumur), в котором находилась часовня св. Мартина.
Донатор – (от лат. donator «даритель»). В католической и лютеранской церквях – заказчик живописных полотен, скульптур, фресок и других произведений искусства, оплачивавший их из своего кармана. Донаторы имели право быть похороненными в храме и иметь в нем изображение.
С.М. Кирлиан (1898–1978) – советский физиотерапевт, заслуженный изобретатель РСФСР (1974). Вместе с супругой, В.Х. Кирлиан, разработал новый способ фотографирования, позволивший наблюдать излучения человека, растительного мира и других объектов живой природы.
Одеяние Славы – одежды Первосвященника Израиля. Они часто назывались одеянием Славы, потому что напоминали возрожденную и одухотворенную природу человека, символизируемую ризой, которая должна быть соткана из нитей добродетели.
Витигоны – общее название известной с XIII века семьи из Южной Богемии, ныне Чехия. Господа из этого рода с 1194 года имели на щите пятилепестковую розу на щите и жили в расположенных неподалеку друг от друга замках Чески-Крумлов, Рожмберк и других. Один из членов этой семьи, писец короля Богемии с 1198 года Оттокара I Пршемысла, был убит в XIII веке Отто фон Рором в аббатстве монастыря св. Флориана (Австрия).
Главная > Журнал "Восхождение" > Страницы Истории Опубликовано: 11.03.2021