Людмила Васильевна Шапошникова

 

Людмила Васильевна Шапошникова

о Центрально-Азиатской экспедиции

академика Н.К. Рериха

 

Людмила Васильевна Шапошникова (1926 - 2015), индолог, основатель и Генеральный директор Центра-Музея имени Н.К. Рериха в Москве, академик,  автор работ по исследованию наследия  Рерихов,   выделяет три основных проекта, осуществлённых Рерихами в процессе своей многолетней научной, культурной и общественной деятельности. Она отмечает их, как «имеющих большую перспективу в земной истории» и события метаисторического  процесса. Это – Центрально-Азиатская экспедиция академика Н.К. Рериха (1923 - 1928 гг.), созданный на её научных материалах Гималайский институт научных исследований «Урусвати» (Индия) и Пакт Рериха, подписанный в 1935 году представителями государств Пан-Американского Союза [1, с. 319 - 322].

К теме Центрально-Азиатской экспедиции Л.В. Шапошникова обращается неоднократно. Большой массив её наследия в той или иной степени посвящён Экспедиции, зримых и незримых событиях там происходящих, участию в них Рерихов, следствиям планетарного масштаба, зарождению нового исторического мышления, новой науки. Плотность во времени её публикаций, неожиданность и новизна рассматриваемых в них вопросов беспрецедентна.

Карта Центрально-Азиатской экспедицииВ 1994 году Международным Центром Рерихов был издан сборник произведений Н.К. Рериха «Шамбала». В нём очерки и рассказы, мифы и легенды, собранные Рерихами в ходе Центрально-Азиатской экспедиции, в которых, как пишет Николай Константинович, «…заключается, быть может, наиболее значительная  весть Востока» о Заповедной Стране [Цит. по: 2, с. 8]. Предваряет  сборник  статья Людмилы Васильевны  «Послание грядущей эволюции», которая начинается  ёмкой  формулой о Караване, шедшем «через пространство и время». Маршрут экспедиции Людмила  Васильевна обозначила  как «странный … круг, … прочерченный на карте планеты». Отметила, что  «… многие не подозревали об истинной сути свершившегося события»   и что  в экспедиции «…был …какой-то таинственный механизм со странными, малообъяснимыми закономерностями. Он действовал неведомым образом, отчего казалось, что экспедиция не закончилась, а продолжала свой путь…, продолжала жить и прясть какую-то одной только ей ведомую нить» [2, с. 5].

Приводит строки из книги «Община», подготовленной к печати Е.И. Рерих в ходе экспедиции и изданной в столице Монголии в 1927 году: «Те, кто умели видеть и слышать, уловили слова, как бы прилетевшие из нездешнего пространства: «уходите не в спокойный час, но в зареве Нового Мира» [2, с. 5]. Слова  были предназначены Рерихам их Высокими Учителями, Мудрецами и Философами Востока, и отмечали особый исторический срок начала пути в преддверии неизбежного переустройства мира. 

В этой же статье Людмила Васильевна пишет о заявленных Н.К. Рерихом художественных и научных целях   экспедиции - фиксация уникальных ландшафтов и объектов, изучение древних памятников истории Центральной Азии, современного положения   религий и обычаев, а также следов великого переселения народов. Но отмечает: «…Караван имел какое-то отношение к самой эволюции», «XX век потребовал ясности, однако  не столь прямолинейной, чтобы сразу же всё тайное стало явным. Призрачная завеса мифа и легенды на какое-то время скрыла действительные намерения тех, кто шёл с Караваном», [2, с. 6]. И выделяет «три загадочных сюжета», проходящих «золотой нитью через весь экспедиционный дневник Н.К. Рериха» - Заповедная Страна Шамбала, Мудрецы и Камень [2, с. 6].   

В последующих своих публикациях Людмила Васильевна последовательно освещает «действительные намерения» участников экспедиции, расставляет вехи к пониманию и изучению самой масштабной научной экспедиции XX века, заложившей  основы многих эволюционных процессов в жизни народов не только азиатского региона.      

Особенности  XX века Людмила Васильевна уточняет  в статье «Исторический процесс как Космическое явление». Она пишет: «XX век оказался переломным для планеты и человечества в целом. Этот век стоял на пороге изменений, связанных с космической эволюцией человечества и приближением её нового витка. Наше столетие является итогом исторического и эволюционного развития человечества не менее чем за три тысячелетия» [3, с. 46]. Именно в этот исторический момент отправилась в путь Центрально-Азиатская экспедиция академика Н.К. Рериха.

Мудрость вековВ статье «Мудрость веков», впервые опубликованной ещё в 1990 г. в журнале «Наука и религия», Людмила Васильевна пишет о контактах Рерихов с Учителями -  Мудрецами Востока, о знаменательной встрече в Сиккиме, о «совершенно необыкновенной заботе», указаниях, предупреждениях на экспедиционном маршруте. Приведены страницы дневника Николая Константиновича, подтверждающие личные контакты Рерихов с Гималайскими Махатмами, посещение Рерихами их Ашрама [4].

Статья Л.В. Шапошниковой «Эпоха энергетического мировоззрения» открывала сборник очерков Н.К. Рериха «Обитель Света». В 1992 году сборник вышел в серии «Малая Рериховская библиотека», издаваемой Международным Центром Рерихов. В своей статье Людмила Васильевна отмечает важнейший  итог общения Рерихов с Учителями - создание книг Живой Этики, часть текстов которых была записана на маршруте Центрально-Азиатской экспедиции и роль Е.И. Рерих в этом процессе: сложнейшие философские смыслы «облекались Еленой Ивановной в форму, доступную её современникам. Так была передана человечеству одна из важнейших философских систем, столь необходимая для осознания предстоящих задач Космической эволюции» [5, с. 133].

Статья Людмилы Васильевны 1994 года «Магический мост синтеза» предваряла  сборник очерков Н.К. Рериха «Восток – Запад», также вышедший в серии «Малая Рериховская библиотека». В ней Людмила Васильевна рассматривает  многоаспектные вопросы взаимодействия Востока и Запада, в т.ч. обращается к концептуальным выводам  Н.К. Рериха, сделанным в ходе Центрально-Азиатской экспедиции. О главенствующей  роли духа в развитии Востока; энергетическом поле древней Культуры, которая обеспечит «расцвет будущей Культуры и цивилизации»; о том, что «самые древние и насыщенные энергетические поля Культуры образовались в пространстве Востока», в районе, расположенном  «у великого Гималайского восьмитысячника – Канченджанги».  Именно этот район «был прародиной новой индо-европейской общности народов и оттуда началось их Великое Переселение». Кроме того, «из Азии, от Востока начались все духовные учения и движения» [6, с. 269 - 270].

В статье «Сокровищница духа», опубликованной в 1996 году в журнале «Мир Огненный», Людмила Васильевна пишет о  грандиозном космическом опыте, участницей которого была Елена Ивановна Рерих. Её роль «…в Космической эволюции человечества уникальна и неповторима. Она не только разработала вместе с Учителями или Космическими Иерархами теоретические основы нового цикла эволюции, но и практически участвовала  в их энергетическом осуществлении. Она сама прошла через космическое эволюционное действие, пробив земному человечеству XX века дорогу к высотам духа и более высоким формам материи» [7, с. 418 ].  Часть подвига Елены Ивановны состоялась на Гималайских высотах Центрально‑Азиатской экспедиции.

Мастер В 1998 году вышла в свет первая книга трилогии Л.В. Шапошниковой «Великое путешествие. Мастер». В ней Людмила Васильевна пишет о  философско-исторической концепции Н.К. Рериха, основу которой, по её мнению, «…составлял диалектический метод подхода к истории человечества», учитывались «подвижность, быстрая изменчивость и противоречивость исторического процесса», «непреходящие элементы культурной традиции народов», «соотношение категорий прошлого, настоящего и будущего» [8, с. 307 – 308]. А также «метод истинных впечатлений действительности» [8, с. 306].

Подчёркивает - экспедиция объединила своим маршрутом в «одно целое» «страны, которые находились на разных ступенях развития, существовали в разных социально экономических условиях, имели разный культурно-исторический комплекс» и подтвердила их пригодность для «ступеней грядущего»» [8, с. 312].

Научную значимость экспедиции Л.В. Шапошникова определяет не только огромным объёмом собранного материала, но, главным образом тем, что он был рассмотрен и отобран  с позиций уникального уровня «исторического обзора самого ученого»,  (она называет его «космическим»), с «широкой философской точки зрения, где прошлое было увязано гармонично с будущим» [8, с. 312].

 «Человек, планета, космос – три основных уровня эволюции мироздания»  Н.К. Рерих рассматривал только во взаимодействии между собой.   «Этот подход открывал новые и интересные аспекты в исследовании научного материала Центрально-Азиатской экспедиции», отмечает Л.В. Шапошникова [8, с. 321 - 322].

Завершая анализ собранных Рерихами пророчеств и легенд, Людмила Васильевна пишет: «Никто до Рериха не проделал такой уникальной работы. Он сумел собрать воедино легенды, казалось бы, не связанные порой друг с другом, выстроить их в единый цикл и создать из него совершенную и прекрасную структуру, замыкающуюся на таинственной Шамбале» [8, с. 394].

Рассматривая тему Запад-Восток в исследованиях Рериха в период Центрально-Азиатской экспедиции Людмила Васильевна уточняет, что они «носили не только научный характер, но и философский», т.к. «он понимал, что там, где происходило историческое соединение культур Востока и Запада, возникала богатая, самобытная культура, лишённая в своей основе идеи превосходства над другими. <…> Он стремился доказать всеми своими экспедиционными исследованиями, что культура обоих миров имела общий древнейший источник и что этот источник находился именно на Востоке [8, с. 362-363].

В следующей книге трилогии «Великое путешествие» - «Вселенная Мастера» Л.В. Шапошникова отмечает, что «Центрально-Азиатская экспедиция, помимо обычных задач, которые стоят перед любой такого рода экспедицией … имела то, что можно назвать эволюционной нагрузкой. Экспедиция должна была выполнить историческое действие, которое называется «закладыванием магнитов». Иными словами сформировать с помощью магнитов нужное энергетическое поле в указанном пространстве. На этом энергетическом поле должны в будущем сложиться новые центры культуры. <…> Эти районы и составят …, согласно концепции Живой Этики, цепь высокоразвитых культур и государств. Вне зависимости от «их способа производства», эти государства  … станут центрами развития нового энергетического вида человечества. Созданное Рерихами энергетическое поле предопределило развитие этих регионов на много веков вперёд» [9, с. 770].

В 2007 году Людмила Васильевна выступает с докладом «Основные особенности философии Живой Этики» на международной научно-общественной конференции «Живая Этика и наука». Отмечает роль Николая Константиновича  как теоретика и практика метаистории, которая связана «с духовным пространством человека и его внутренним миром» [10, с. 51], о сотрудничестве Н.К. Рериха с Высокими Учителями, в результате которого он «получил возможность участвовать в метаисторическом процессе», имеющем «причинный характер по отношению к земному историческому процессу». Но, к сожалению, эта грань деятельности Николая Константиновича до сих пор не понята «достойным образом» современниками [10, с. 56 - 57]. И опять выделяет «три события, «помимо историков», имеющих большую перспективу в земной истории» [10, с. 57]. «Первое из них – Центрально-Азиатская экспедиция 1923 – 1928 гг., во время которой произошёл эволюционно-исторический процесс, получивший название закладки магнитов…» [10, с. 57]. Далее раскрывает смысл этого понятия: «…в качестве таких магнитов выступили новая энергетика Е.И. Рерих и осколок метеорита под названием Камень, несущий в себе особую космическую энергию» [10, с. 57].

80 лет Ценрально-Азиатской экспедицииВ 2008 году Международным Центром Рерихов была проведена международная научно-общественная конференция, посвящённая 80-летию Центрально-Азиатской экспедиции Н.К. Рериха, где Л.В. Шапошникова выступила со своим программным докладом «Земной маршрут Космической эволюции». Она отметила: «Именно к XX веку наиболее отчётливо в пространстве Знания сложились два направления познания – научное и вненаучное, или метанаучное» [11, с. 67]. Метанаука проявлялась через духовное пространство человека, в т.ч. через «таинственный процесс», который она назвала  «свидетельством» [11, c. 67]. Николай Константинович и Елена Ивановна на маршруте Центрально-Азиатской экспедиции реализовали метод свидетельства.   Отмечает: «Рерих был одним из первых среди историков своего времени, сочетавших в себе историю и метаисторию. Его историческая одарённость была уникальной, богатой и разносторонней. Всё это, вместе взятое, представляло собой объёмную картину восприятия истории и исторического мышления, где дух и материя взаимодействовали между собой в великой гармонии» [11, с. 68].

«Метаистория заключалась не только в информации, идущей из космической материи высокого состояния, но и в действиях Николая Константиновича и Елены Ивановны Рерихов, которые формировали сам исторический процесс. Сама же Центрально-Азиатская экспедиция послужила в XX веке примером взаимодействия космической эволюции со своими вестниками на Земле» [11, с. 81].

«На маршруте Центрально-Азиатской экспедиции Рерихи – и Николай Константинович, и Елена Ивановна - творили энергетическое поле Нового Мира в тех странах, где для этого существовали нужные условия, которые и определили маршрут самой экспедиции» [11, с. 81-82].

В большой, обобщающей творчество Н.К. Рериха статье «Рерих как мыслитель и историк культуры»  Людмила Васильевна ещё раз обращается к встречам Рерихов с Учителями [12, с. 87-90] и  посвящает главу Центрально-Азиатской экспедиции [12, 90-99].

В главе «Метод вех» она  пишет: «Центрально-Азиатская экспедиция по праву может претендовать на особое место среди экспедиций XIX и  XX вв.» [12, с. 99]. И далее: «Многие культурно-исторические вехи, поставленные Рерихом в ходе Центрально-Азиатской экспедиции и после, являлись сами по себе открытиями. Каждая из них несла и несёт в себе большие возможности глубинных научных исследований, связанных с изучением Времени, Пространства и Человека. Диалектический метод, которым пользовался Рерих как историк, прогрессивные его устремления позволяют нам считать его одним из крупнейших мыслителей и учёных нашего века. Он указал на ряд важных направлений в исторической науке, которые потом получили дальнейшее развитие» [12, с. 106].

В главе «Миф как реальность» Людмила Васильевна пишет о стремлении Рериха «вскрыть ту реальность, которая стояла за преданиями и мифами», во множестве записанными в ходе Экспедиции [12, с. 108].

В главе «Философия истории»  отмечает: «Рерих первый сформировал реальную философию истории. Сколько времени потребуется, чтобы эта философия вошла в научный оборот и стала основой новой исторической науки, сказать трудно» [12, с. 114].

Меч мужестваВ 2009 году Людмила Васильевна выступает с докладом «Творец Космической эволюции» на Международной научно-общественной конференция «130 лет со дня рождения Е.И. Рерих». Говоря о «важнейшей эволюционной миссии» Е.И. Рерих, её «уникальном творчестве» [13, с. 360], подчёркивает: «Участие Елены Ивановны в Центрально-Азиатской экспедиции было важнейшим для тех эволюционных задач, которые выполнялись Рерихами» [13, с. 362].

В 2008 году к 80-летию Центрально-Азиатской экспедиции Международным Центром Рерихов было осуществлено юбилейное издание   «Меч мужества». Автором идеи и составителем этого тома в великолепном полиграфическом исполнении  была Л.В. Шапошникова. Её несколько статей предваряют материалы этого сборника и являются по подбору, содержанию, информационной насыщенности важным  вкладом в современное историко-философское понимание «уникального события в истории XX века», явившегося «вехой в общечеловеческой истории и духовной эволюции планеты Земля»  - Центрально-Азиатской экспедиции Рерихов [14, с. 4].

В данном неполном обзоре  работ Людмилы Васильевны, в которых она рассматривает различные  аспекты Центрально-Азиатской экспедиции, приведены лишь некоторые её мысли, выводы, обобщения. Однако,   выдающаяся  роль Л.В. Шапошниковой  в освещении, разработке, введении в научный оборот метанаучных и метаисторических целей Центрально-Азиатской экспедиции; роли Н.К. Рериха и Е.И. Рерих в их осуществлении - не подлежит сомнению. Новая историческая наука, которая уже прорастает в пространстве Культуры, будет опираться, в том числе, на труды Л.В. Шапошниковой.

Глущенко Л.И.,

Культурный Центр им. Н.К. Рериха, Алматы, Казахстан. 2021 г.


Литература:

1. Шапошникова Л.В. Основные особенности Живой Этики // Космическая эволюция в свете культурного наследия Рерихов: сб. докладов. – М.: Международный Центр Рерихов, Мастер-Банк, 2011. – С. 313 – 326.
2. Шапошникова Л.В. Послание грядущей эволюции // Николай Рерих. Шамбала. Серия Большая Рериховская библиотека. Предисловие. – М.: МЦР, Биссан-Оазис, 1994. – С. 5 - 24.
3. Шапошникова Л.В. Исторический процесс как космическое явление. // Космическая эволюция в свете культурного наследия Рерихов: сб. докладов. – М.: МЦР, Мастер-Банк, 2011. – С. 45 – 66.
4. Шапошникова Л.В. Мудрость веков // Шапошникова Л.В. Мудрость веков: к  70-летию со дня рождения. Сборник. – М.: МЦР, Мастер-Банк, 1996. – С. 43 – 83.
5. Шапошникова Л.В. Эпоха энергетического мировоззрения.// Шапошникова Л.В. Мудрость веков: к 70-летию со дня рождения. Сборник. – М.: МЦР, Мастер-Банк, 1996. – С. 121 - 136.
6. Шапошникова Л.В. Магический мост синтеза.// Шапошникова Л.В. Мудрость веков: к 70-летию со дня рождения. Сборник. – М.: МЦР, Мастер-Банк, 1996. – С. 264 - 287.
7. Шапошникова Л.В. Сокровищница духа. // Шапошникова Л.В. Мудрость веков: к 70-летию со дня рождения. Сборник. – М.: МЦР, Мастер-Банк, 1996. – С. 402 - 427.
8. Шапошникова Л.В. Мастер / Великое Путешествие.  Книга первая. – М.: МЦР, Мастер-Банк, 1998. -  624 с.: илл.
9. Шапошникова Л.В. Вселенная Мастера/ Великое путешествие. Книга третья. – М.: МЦР, Мастер-Банк, 2005.
10. Шапошникова Л.В. Основные особенности философии Живой Этики // Живая Этика и наука: Материалы междунар. научно-общест. конф, 2007. – М.: Междунар. Центр Рерихв; Мастер-Банк, 2008. – С. 51 – 64.
11. Шапошникова Л.В. Земной маршрут космической эволюции // 90 лет Центрально-Азиатской экспедиции Н.К. Рериха: Материалы Междунар. научно-общест. конф. 20008. –М.: Междунар. Центр Рерихов; Мастер-банк, 2009. – С. 66 – 96.
12. Шапошникова Л.В. Н.К. Рерих как мыслитель и историк культуры // Л.В. Шапошникова. Философия космической реальности: сборник научно-попул. статей. – Тверь, 2008. - С. 66 – 131.
13. Шапошникова Л.В. Творец космической эволюции. // Космическая эволюция в свете культурного наследия Рерихов: сб. докл. – М.: Международный Центр Рерихов; Мастер-Банк, 2011. – С. 357 – 364.
14. Меч мужества. К 80-летию Центрально-Азиатской экспедиции Н.К. Рериха / Авт. и сост. Л.В. Шапошникова. – М.: Международный Центр Рерихов; Мастер-Банк, 2008. – 536 с.: илл.


 Главная   >   Центрально-Азиатская экспедиция       Опубликовано: 27.05.2021