Перекресток путей Будды и Христа

О картинах, посвященных ступам в Ше (Ладак)


Н.К. Рерих Ступа в Ше (перекрестье путей Будды и Христа)

 Перекресток путей Будды и Христа  (Ступа в Ше)

1925 г. 
Холст, темпера. 69.2 x 142.6 
Международный Центр-Музей им. Н.К. Рериха. Москва, Россия

Н.К. Рерих Большая ступа в Ше

 Большая ступа в Ше

1925 г.
Серия "Святыни и твердыни"
Холст на картоне или доске, темпера. 68 х 97,8
Собрание А.В. Мельникова. Москва, Россия 

 Н.К Рерих Ше (Ступа. Ладак)

Ше (Ступа. Ладак)

1937 г.
Холст, темпера. 82 х 123
Государственный Русский музей. Санкт-Петербург, Россия 

Н.К Рерих. Алтай – Гималаи

Гл. V. Ламаюра — Лех — Хеми. (1925) 

...Лех – место замечательное. Здесь предание соединило пути Будды и Христа .

Будда шел через Лех на север. Исса беседовал здесь с народом по пути из Тибета. Тайно и тщательно хранимые предания. Трудно нащупать их, ибо ламы умеют молчать лучше всех людей. Только найдя общий язык – не только внешне физический, но и внутреннего понимания – можно приблизиться к их многозначительным тайнам... [1. С. 105 – 106] 

Л.В. Шапошникова По маршруту Мастера. 2 кн. I ч. 

Людмила Васильевна Шапошникова (1926 – 2015 гг.)-  индолог,  философ, искусствовед и общественный деятель, лауреат Международной премии им. Дж. Неру, основатель и бессменный Генеральный директор Музея имени Н.К. Рериха. В 1970-е годы повторила  маршрут Центрально-Азиатской экспедиции Н.К. Рериха по Индии, Алтаю и Монголии. 

Я спустилась вниз, к подножию скалистой горы, на которой стоял монастырь, и увидела большую ступу. Ступа стояла чуть поодаль от скального основания, почти у самой дороги. Углы её обрушились, обнажив каменную кладку, но часть, на которой был укреплён шпиль, была заново оштукатурена и побелена. Отсюда, от этой ступы, был виден королевский дворец, монастырь, старинные башни и крепостные стены. Я остановилась, чтобы еще раз полюбоваться этим редким зрелищем Ше, и вдруг поняла что всё это я когда-то уже видела. И эти стены, и башни, и золотистый шпиль верхней ступы. Я вспомнила картину Рериха «Ше. Ступа» и еще раз поразилась той точности, с которой Николай Константинович передал детали запечатленного им места. Картина эта имела второе название: «Перепутье Будды и Христа». Оба Великих Учителя, каждый в своё время прошли здесь. В легендах говорится, что один направлялся на Алтай, а другой – в Шамбалу.

Позже, в Ле, листая книгу Рериха «Алтай-Гималаи», я наткнулась на слова, которые несомненно относились к Ше:

«Вот и место Будды. Он изглажено временем. Предание говорит об «очень большом и древнем строении», но теперь устои утёсов и шебень напоминают лишь о разрушении. Старые тёсаные камни пошли на постройку позднейших ступ, которые в свою очередь успели рассыпаться. Одно лишь обстоятельство несомненно – вы стоите на месте древнейшего строения. Невдалеке старинная деревня и остроконечная груда развалин – остатки древнего укрепления, славшегося как монолит».

[ 2.  С.  352-353] 

Литература: 

1. Рерих Н.К. Алтай-Гималаи: Путевой дневник. Рига: Виеда, 1992.       

2.   Шапошникова Л.В. По маршруту Мастера. 2 кн. I ч. М. МЦР.  Мастер-Банк. 2000.

Составитель Садовская И.А.


Также на эту тему 


Главная →  Информация о картинах