Соколова Богдана Юрьевна
Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва
Живая Этика как феномен
русского космизма
В статье рассматриваются некоторые особенности русского космизма как мировоззренческой парадигмы; раскрыты и проанализированы отдельные категории философской системы Живой Этики и показаны параллели с идеями ученых и философов-космистов.
Ключевые слова: космизм, космическое мышление, Живая Этика, Рерих, дух, героизм, сердце, мысль.
Sokolova Bogdana Yur'evna
Plekhanov Russian University of Economics, Moscow
Living Ethics as а phenomenon of Russian Cosmism
The article deals with the characteristics of Russian Cosmism as а worldview paradigm; separate categories of the philosophical system of Living Ethics are revealed and analysed; parallels with the ideas of scientists and philosophers-cosmists are shown.
Кеу words: cosmism, cosmic thinking, Living Ethics, Roerich, spirit, heroism, heart, thought.
Уникальное явление мировой культуры - русский космизм - возникло на рубеже XIX-XX веков, принеся с собой новое мироощущение и отношение человека к миру. Это новое мироощущение формировалось в трудах ярчайших представителей космизма - В.С. Соловьева, Н.А. Бердяева, К.Э. Циолковского, В.И. Вернадского, Н.К. и Е.И. Рерихов и многих других ученых, писателей, философов, художников. При этом необходимо понимать, что космизм - это не направление философской мысли и не часть науки как таковой, это мировоззрение, названное в начале XXI века новым космическим мышлением [1, с. 59].
Среди особенностей русского космизма как мировоззренческой парадигмы можно назвать следующие:
- одухотворение и иерархизация мироздания;
- идея всеединства, онтологическое единство человека и космоса, представление об органичной, неразрывной и взаимообогащающей связи микрокосма и Макрокосма;
- обращение к осмыслению и изучению категории духа как познавательной и созидающей силы человека, как нити, связующей его с мирозданием;
- синтез методов познания - научных эмпирических (экспериментальных) и метанаучных [1, с. 69], т.е. умозрительных, осуществляющихся через духовное пространство человека;
- стремление к повышению роли этических принципов; новое космическое мышление и его система познания неотъемлемы от нравственных основ и этики [Там же];
- три идеала: идеал духовно-нравственного преображения человека, стремление направлять его энергию в благую созидательную силу; идеал социальный, в основе которого лежат понятия братства, соборности, нравственности; идеал интеллектуальный, связанный с верой в возможность применения науки на благо человечества [2];
- взгляд на человека как творца, носителя уникальных творческих способностей, обладающего силой преображения как окружающей действительности, так и своей собственной природы [3];
- «озабоченность проблемами сохранения экологического равновесия между обществом и естественной средой, восприятие природы как ценности высшего порядка» [4], со-творчество человека и природы.
Одним из ярких и самобытных явлений, возникших в начале ХХ в. и принадлежащих к космизму, является философия Живой Этики - система знаний, оформленная мыслителем Е.И. Рерих в четырнадцать книг, а художником и ученым Н.К. Рерихом воплощенная в сотни полотен. О ключевой роли Живой Этики в процессе зарождения и развития космического мышления, или космизма, говорится в Резолюции представительной Международной конференции «Космическое мировоззрение - новое мышление XXI века» (Москва, 2003 г.), в которой приняли участие свыше 900 человек, в том числе 13 академиков и 87 докторов наук [5, с. 338-339].
Важнейшей особенностью Живой Этики, содержащей основы новой теории познания и ее методологию, является знание о закономерностях существования и развития Космоса, с которым планета и человек тесно связаны энергетическими нитями. Это знание - практично, оно должно быть применено в жизни во имя усовершенствования человека и познания сущего. Мироздание в Живой Этике осмысливается как одухотворенная энергетическая структура, развивающаяся по законам космической эволюции. Последняя является одним из центральных понятий в Живой Этике, обозначающим в отношении человечества его совершенствование как неотъемлемой части Вселенной. Космическая эволюция включает такие фундаментальные понятия как добро, красота, культура, истина, героизм, духовность. Все явления и процессы, происходящие в русле космической эволюции, можно называть эволюционными, противоположные - инволюционными. В Живой Этике рассматриваются многие общефилософские проблемы, в частности, духа и материи, сознания и бытия, творчества и самосовершенствования человека, а также вопросы космологии, культурологии, этики, эстетики.
Законы. Одним из важнейших положений философии Живой Этики является осмысление космических законов, действию которых подчиняется весь космос и эволюция человечества: закона причинно-следственных связей, двойственности, энергоинформационного обмена, единства космоса, космического сотрудничества и многих других. Один из важнейших космических законов утверждает, что высшее в эволюции ведет за собою находящееся на более низких ступенях. На Земле высшее начало представлено Великими Учителями человечества, которых известный ученый, исследователь философии космизма и наследия Рерихов Л.В. Шапошникова назвала субъектами космической эволюции. Они приходят как выдающиеся мудрецы, подвижники, основатели государств, ученые и другие великие деятели и оказывают помощь человечеству в его совершенствовании.
Высшее начало было одним из объектов размышлений К.Э. Циолковского в его работах, объединенных названием «Космическая философия». По мысли ученого, Вселенная имеет причину, которая «несоизмерима со своим творением, так как создала вещество и энергию, чего космос сам не в силах сделать. Для нее ограниченно то, что даже для высочайшего человеческого ума безначально и бесконечно. <... > Причина есть высшая любовь, беспредельное милосердие и разум» [6, с. 102-103]. Ученый писал о иерархии высокоразвитых существ в космосе, влияние которой простирается на Землю.
Миры. Согласно Живой Этике, одухотворенный универсум представляет собой иерархию миров от низших до самых высоких, в которой их место определяется состоянием и качеством материи. Как пишет Л.В. Шапошникова, «состояние материи в конечном счете обуславливается уровнем вибраций энергии, связанной с данным видом материи» [7, с. 46]. Чем выше вибрации, тем утонченней материя, чем ниже - тем она грубее. Высокие вибрации и соответственно высокие состояния материи являются характеристикой высших миров, которым в Живой Этике уделяется большое внимание. Именно высшие миры определяют эволюционный ход земного исторического процесса. Из них в мир плотной материи поступают необходимые импульсы, несущие новое знание и высокую энергетику и направленные на расширение человеческого сознания.
Можно вспомнить, что иерархизация мироздания присуща также философии Даниила Андреева, в книге которого «Роза Мира» развернута профетическая панорама восходящих и нисходящих миров. Проблема не видимых миров интересовала и П.А. Флоренского. Исследователь космизма В.Г. Соколов в своей монографии «Культура и космическая эволюция человека» рассматривая творчество ученого, отмечает, что он в своем труде «Иконостас» изучал «вопрос о границе соприкосновения двух миров - видимого и невидимого, исходя из принципа двойственности, из того, что человек является его носителем, иными словами, - и этой границы, и самой реальности видимой и невидимой» [8, с. 42].
Дух. Итак, материя имеет различные уровни градации, и все в мире является тем или иным видом материи. Дух, согласно Живой Этике, - это утонченная форма материи 1, которой присуща энергетика высоких вибраций. Таким образом, Живая Этика снимает одну из основных проблем философии - спор между материалистами и идеалистами. Анализируя взаимоотношения между духом и материей, Л.В. Шапошникова отмечает, что дух «занимает в Мироздании главенствующее положение, выступая в качестве основы космического творчества. Дух как тонкоматериальная энергия в процессе эволюции одухотворяет материю, создавая более высокие ее формы» [7, с. 54]. Анализируя методологические положения Живой Этики, Л.В. Шапошникова выделяет главные особенности духа в этой философии: невозможность существования отдельно от материи; неуничтожимая, непреходящая природа в отличие от временности плотной материи; дух как главное творческое и формообразующее начало мироздания; дух как познавательная сила и др. [7, с. 48-49].
Интересно отметить, что В.И. Вернадский также относился к духу, как к познавательной силе. «Научное мировоззрение, - писал он, - есть создание и выражение человеческого духа; наравне с ним проявлением той же работы служат религиозное мировоззрение, искусство, общественная и личная этика, социальная жизнь, философская мысль или созерцание» [9, с. 20]. Идея единства духовного и материального миров как неразрывного органичного целого присуща философии В.С. Соловьева. При этом мыслитель утверждал, что «преобладание духа над плотью необходимо для сохранения нравственного достоинства человека» [10, с. 151].
Единство. Согласно Живой Этике, субстанция духа пронизывает все уровни бытия космоса: «Мир един созвучием духа» [11, с. 307]. Поэтому, дух человека роднит его со всем космосом. «Великое Единство в Космосе главенствует как мощный закон. <... > Каждое зерно духа принадлежит космическому Единству, в котором заключено все космическое творчество», - отмечается в Живой Этике [12, с. 32]. Вспомним, что всеединство является центральной культурологической категорией философии В.С. Соловьева, развитой как в его трактатах, так и в поэзии.
Героизм. Это одно из важнейших эволюционных явлений предстает как определенная ступень развития духа и понимается не как отдельный поступок, а как состояние внутреннего мира человека (см. [13]). Имея отношение к его тонким структурам, героическое начало неразрывно связанно с духом. Герой, благодаря своим особенностям - высокой нравственности и расширенному сознанию - способен воспринимать эволюционные импульсы высших миров и воплощать их в своей деятельности. Связь истинного героя с высшим началом представляет его отличительную особенность; право на эту связь дает высокая энергетика героических качеств, и в первую очередь самопожертвования. «Самоотверженность подвига приобщает дух к самым высоким проявлениям Бытия», - говорится в Живой Этике [14, с. 99]. Сотрудничество с высшим началом превращает героя в участника космического творчества (см.: [15, с. 833]).
Сердце. Важнейшее значение в эволюции человека играет сердце 2. В Живой Этике оно характеризуется как «дом Духа» [16, с. 63] и является посредником с высшими мирами [16, с. 276]. Поэтому именно сердце человека способно получать эволюционный импульс, но для этого необходима нравственная чистота человека и определенное созвучие с высокими энергиями. Этот импульс играет главную роль в развитии, совершенствовании сердца, что напрямую связано с эволюцией человека, ибо, как писала Е.И. Рерих, «без развития и утончения сердца невозможно никакое продвижение, никакой прогресс ... » [17, с. 417]. Усовершенствованию сердца, в свою очередь, способствуют героические примеры, прекрасные произведения искусства, образцы гуманизма и духовности, а также сознательное развитие человеком лучших нравственных качеств в себе. Живая Этика помещает в сердце человека сознание: «Думает сердце; утверждает сердце; объединяет сердце» [16, с. 189]. Такая мысль имеет глубокие корни в мировой культуре. Кордиоцентрические представления, связывающие сердце и сознание человека, находим в трудах византийцев Г. Паламы и Макария Великого, украинских мыслителей Г.С. Сковороды и П.Д. Юркевича, а также Паскаля, Б.П. Вышеславцева, П.А. Флоренского и др.
Этика и нравственность. Уже то, что в самом названии философской системы есть слово «этика», говорит о том, какую роль играет в ней это понятие. Этика должна стать жизненной философией, применяемой во всех сферах человеческого бытия. «... Этика есть практическая фармакопея» [16, с. 66]. И еще: «Живая Этика должна прежде всего выражаться в этике явленных действий каждого дня» [18, с. 117]. Этические, нравственные основы - это самый реальный и мощный двигатель совершенствования человека. Нравственная жизнь - это по сути следование космическим законам, нарушение которых создает препятствия на дальнейшем пути человека и пагубно отражается на обществе в целом. Даже наука должна быть, в первую очередь, нравственной: «Нравственные основы делаются принадлежностью знания, лучше сказать, должны делаться, иначе пропасть между знанием и нравственностью делается губительной» [19, с. 77].
Нравственности как объективной могущественной силе посвящен труд В.С. Соловьева «Оправдание добра. Нравственная философия». «Внутренними свойствами добра определяется жизненная задача человека; - писал философ, - ее нравственный смысл состоит в служении Добру чистому, всестороннему и всесильному» [10, с. 97]. И еще - очень созвучно вышеприведенному: «Этика есть гигиена, а не терапия духовной жизни» [10, с. 151].
Энергия. Развитие нравственных качеств ведет к накоплению важнейшей жизненной энергии человека, названной в Живой Этике психической. «Высокая нравственность является основанием для развития и обновления источника жизненной силы - энергии психической ... », - писала Е.И. Рерих [20, с. 37]. Психическая энергия является одним из высших проявлений всеначальной огненной энергии, которая лежит в основе мироздания и разлита во всем пространстве. «В мировоззрении древних, - пишут екатеринбургские ученые В.П. Ануфриев и Е.И. Ануфриева, - все гда жило представление о единой движущей силе Вселенной и о взаимосвязи всего живущего в Космосе. В разных веках и у разных народов эта всеначальная космическая энергия называлась по-разному: в Древнем Китае - Чи, Древней Индии - Прана, или Жизненная сила. В современной науке - психическая энергия» [21, с. 287-288]. Через психическую энергию, как один из аспектов всеначальной энергии, человек связан со всем мирозданием и процессами, происходящими в нем. Психическая энергия представляет собой огромную созидательную силу человека, ее развитие обуславливает творчество человека, его способность к познанию и овладению своими скрытыми возможностями.
Самоусовершенствование. Важнейшим эволюционным действием на жизненном пути человека является его работа по самоусовершенствованию. Причем Живая Этика считает, что эта работа играет большую роль не только в личном, но в общественном плане: «Искреннее самоусовершенствование не есть самость, но имеет мировое значение. Мысль об улучшении не будет касаться лишь самого себя. Такая мысль несет в себе пламень нужный для многих зажиганий сердец» [22, с. 50]. Этому созвучна мысль В.С. Соловьева о том, что «истинный (нравственный) аскет приобретает власть над плотью не для укрепления формальных сил духа, а для лучшего содействия добру» [10, с. 152]. Самоусовершенствование, или работа над собой, выработка необходимых нравственных качеств - это сложный и тернистый путь, полный всевозможных препятствий и нередко изобилующий неудачами и поражениями. Но Живая Этика подчеркивает важность несломимого устремления в этом процессе, которое обязательно приведет человека к победе.
Мысль. Важнейшую роль в самоусовершенствовании играет мысль. Это одна из центральных категорий философии Живой Этики, рассматриваемая как материальная субстанция, столь же реальная, как и действия человека, которые являются следствием мысли. Анализируя мысль как утонченную материю, Живая Этика уделяет большое внимание контролю над ней. Именно мысль является той силой, которая преображает сознание человека в эволюционную или инволюционную сторону. Мысли человека должны соответствовать принципу красоты и гармонии, и только в этом случае возможно его совершенствование. Ибо мысль по своей природе магнетична, она притягивает из пространства энергии, соответствующие по качеству ей самой. В книге «Надземное» сказано: «Человеческие мысли тоже растут в пространстве» [23, с. 270]. И если мысли о добре, красоте, общем благе притягивают высокие вибрации, то мысли о зле и разрушении - низкие, а от качества вибраций напрямую зависит совершенствование человека. О важности изучения мысли и ее влияния на ноосферную реальность нашей планеты свидетельствует то внимание, которое сегодня уделяется этой категории. Так, д. филос. наук И.А. Сафронов пишет: «Потенциал мысли велик, для нее не существует ни пространства, ни времени: она вечно "живет", образуя бесконечно новые сочетания» [24, с. 127]. И еще: «... Из всех космических энергий самой могущественной является, согласно Агни Йоге, мысль. Поэтому человек должен понять ее истинное значение как существенного фактора своей жизнедеятельности» [24, с. 126].
Свобода. В понимании Живой Этики свобода - это владение человеком не внешними обстоятельствами, а своим внутренним миром, способность удерживать равновесие в любых ситуациях, победа над своими слабостями и недостатками. В работах философа-космиста Н.А. Бердяева находим созвучное осмысление категории свободы: «Свободен духом тот, кто перестал ощущать историю как внешне навязанную, а начал ощущать историю как внутреннее событие в духовной действительности, как свою собственную свободу» [25, с. 30].
Красота. В Живой Этике есть понятие космического закона духовного преображения через красоту. Неся высокую энергетику, красота является одним из факторов эволюционного развития человека. «Каждый восторг уже отлагает крупицу сокровища. Каждое восхищение перед прекрасным собирает зерна света. Каждое любование природою создает луч победы...."Через красоту имеете свет"», - отмечается в Живой Этике [26, с. 312]. Входя в соприкосновение с духом человека, красота пробуждает и побуждает развиваться созвучные ей элементы, или, иными словами, лучшие нравственные качества. В.С. Соловьев также связывал красоту с нравственным началом: «... Красота нужна для исполнения добра в материальном мире, ибо только ею просветляется и укрощается недобрая тьма этого мира» [27].
Природа. Красота природы - одна из возможностей, подаренных человеку для того, чтобы он развивал и совершенствовал свой духовный мир. Но и влияние человека на природу огромно: в нем как микрокосме сокрыты те же стихийные элементы, которые находятся в природе. Поэтому нарушения равновесия в обществе - войны, насилие, жестокость - самым пагубным образом сказывается на равновесии природы. Катастрофы природного характера являются следствиями негативных проявлений человеческой природы, ибо хаос социума порождает хаос в природе. В Живой Этике отмечается, что пустыни, эта болезнь Земли, являются результатом невежественной деятельности человека, его хаотичного сознания, проявления его негативных эмоций. И эта болезнь может быть излечена лишь изменением сознания людей, одухотворением их деятельности, наполнением ее добром и красотой.
Рассмотренные здесь темы - это лишь малая часть всего многообразия проблем, поднятых в философии Живой Этики. Космизм ее глубок, многогранен и при этом целостен. Многие категории, явления и процессы, рассматриваемые в ней, взаимосвязаны между собой и составляют стройную систему знаний, направленных на расширение сознания человечества и преобразования его на основе космического миропонимания.
Опубликовано: Космизм и органицизм: эволюция и актуальность : сборник материалов VII Международной научной конференции. Санкт-Петербург 19–20 ноября 2019 г. / под ред. О.Д. Маслобоевой, И.А. Сафронова. – СПб. : Изд-во СПбГЭУ, 2020. – С. 204–213.
Примечания
Список литературы
1. Шапошникова Л.В. Космическое мышление и новая система познания // Космическое мировоззрение - новое мышление XXI века: материалы междунар. науч. конф., июнь-окт. 2003 г., Москва. Т. 1. М.: Международный Центр Рерихов, 2004. - С. 52-81.
2. Чемерисова Н.В. Культурная парадигма русского космизма: идеалы и ценности: дис.... канд. филос. наук: 24.00.01 «Теория и история культуры». Ростов-на Дону, 2003. 139 с. - URL: https://www.dissercat.com/content/kultumaya-paradigma russkogo-kosmizma-idealy-i-tsennosti-O (дата обращения: 05.12.2019).
3. Платонова Д.В. Экологические идеи в русском космизме: дис.... канд. культурологии: 24.00.01 «Теория и история культуры». М., 2004. 163 с. - URL: https://www.dis sercat.com/content/ekologicheskie-idei-v-russkom-kosmizme(дата обращения: 05.12.2019).
4. Суслов А.В. Нравственные основания русского космизма: дис.... канд. филос. наук: 09.00.05 «Этика». М., 1999. 139 с. - URL: https://www.dissercat. com/content/mavstvennye-osnovaniya-russkogo-kosmizma (дата обращения: 05.12.2019).
5. Резолюция // Космическое мировоззрение - новое мышление XXI века: материалы междунар. науч. конф., июнь-окт. 2003 г., Москва. Т. 1. М.: Международный Центр Рерихов, 2004. С. 336-341.
6. Циолковский К.Э. Космическая философия: сб. М.: ИДЛи, 2004. 496 с.
7. Шапошникова Л.В. Философия космической реальности [вступ. ст.]// Листы Сада Мории. Кн. 1. Зов. Учение Живой Этики. М.: Международный Центр Рерихов, 2003. С. 5-165.
8. Соколов В.Г. Культура и космическая эволюция человека. М.: Международный Центр Рерихов, 2012. 186 с.
9. Вернадский В.И. О науке. Т. 1. Научное знание. Научное творчество. Научная мысль. Дубна: Феникс, 1997. 576 с.
10. Соловьев В.С. Сочинения. В. 2-х т. Т. 1. М.: Мысль, 1988. 892 с.
11. Листы Сада Мории. Кн. 1. Зов. Учение Живой Этики. М.: Международный Центр Рерихов, 2003. 400 с.
12. Беспредельность. Часть вторая. М.: Международный Центр Рерихов, 2010. 328 с. (Учение Живой Этики).
13. Соколова Б.Ю. Культурологическая сущность феномена героизма: автореф. дис.... канд. культурологии: 26.00.01 «Теория и история культуры». Харьков, 2011. 22 с.
14. Беспредельность. Часть первая. М.: Международный Центр Рерихов, 2009. 472 с. (Учение Живой Этики).
15. Шапошникова Л.В. Великое путешествие: в 3 кн. Кн. 3. Вселенная Мастера. М.: Международный Центр Рерихов, 2005. 1088 с.
16. Сердце. М.: МЦР, 2012. 464 с. (Учение Живой Этики).
17. Рерих Е.И. Письма: в 9 т. Т. 2 (1934). М.: Международный Центр Рерихов, 2000. 576 с.
18. Мир Огненный. Ч. III. Учение Живой Этики. М.: Международный Центр Рерихов, 1996. 373 с.
19. Братство. Учение Живой Этики. М.: Международный Центр Рерихов, 1996. 277 с.
20. Рерих Е.И. О науке// Культура и время. 2009. № 3. С. 35-41.
21. Ануфриев В.П., Ануфриева Е.И. Восток - Запад. Диалог ученых// Космическое мировоззрение - новое мышление XXI века: материалы междунар. науч. конф., июнь-окт. 2003 г., Москва. Т. 3. М.: Международный Центр Рерихов, 2004. С. 283-295.
22. Мир Огненный. Ч. 1. Учение Живой Этики. М.: Международный Центр Рерихов, 1995. 366 с.
23. Надземное [Кн. 1]. Учение Живой Этики. М.: Международный Центр Рерихов, 1996. 414 с.
24. Сафронов И.А. Роль мысли в планетарно-космической эволюции// Творчество как национальная стихия: медиа и социальная активность: сборник статей/ под ред. Г.Е. Аляева, О.Д. Маслобоевой. СПб.: СПбГЭУ, 2018. С. 126-135.
25. Бердяев Н.А. Смысл истории. М.: Мысль, 1990. 176 с.
26. Агни Йога (Знаки Агни Йоги). М.: Международный Центр Рерихов, 2008. 600 с. (Учение Живой Этики).
27. Соловьев В.С. Общий смысл искусства. - URL: http://www.vehi.net/soloviev/ smysl_isk.html (дата обращения: 12.12.2019).
Главная → Живая Этика - философия Космической реальности