Первые издания книг Живой Этики

Соколова Богдана Юрьевна

Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва 

 

Живая Этика как феномен

русского космизма

 

В статье рассматриваются некоторые особенности русского кос­мизма как мировоззренческой парадигмы; раскрыты и проанализированы отдельные категории философской системы Живой Этики и показаны параллели с идеями ученых и философов-космистов.

Ключевые слова: космизм, космическое мышление, Живая Этика, Рерих, дух, героизм, сердце, мысль.

Sokolova Bogdana Yur'evna
Plekhanov Russian University of Economics, Moscow 

Living Ethics as а phenomenon of Russian Cosmism

The article deals with the characteristics of Russian Cosmism as а worldview paradigm; separate categories of the philosophical system of Living Ethics are revealed and analysed; parallels with the ideas of scientists and phi­losophers-cosmists are shown.

Кеу words: cosmism, cosmic thinking, Living Ethics, Roerich, spirit, heroism, heart, thought.


 Уникальное явление мировой культуры - русский космизм - возник­ло на рубеже XIX-XX веков, принеся с собой новое мироощущение и от­ношение человека к миру. Это новое мироощущение формировалось в трудах ярчайших представителей космизма - В.С. Соловьева, Н.А. Бердя­ева, К.Э. Циолковского, В.И. Вернадского, Н.К. и Е.И. Рерихов и многих других ученых, писателей, философов, художников. При этом необходимо понимать, что космизм - это не направление философской мысли и не часть науки как таковой, это мировоззрение, названное в начале XXI века новым космическим мышлением [1, с. 59].

Среди особенностей русского космизма как мировоззренческой па­радигмы можно назвать следующие:

- одухотворение и иерархизация мироздания;
- идея всеединства, онтологическое единство человека и космоса, представление об органичной, неразрывной и взаимообогащающей связи микрокосма и Макрокосма;
- обращение к осмыслению и изучению категории духа как познава­тельной и созидающей силы человека, как нити, связующей его с миро­зданием;
- синтез методов познания - научных эмпирических (эксперимен­тальных) и метанаучных [1, с. 69], т.е. умозрительных, осуществляющихся через духовное пространство человека;
- стремление к повышению роли этических принципов; новое кос­мическое мышление и его система познания неотъемлемы от нравствен­ных основ и этики [Там же];
- три идеала: идеал духовно-нравственного преображения человека, стремление направлять его энергию в благую созидательную силу; идеал социальный, в основе которого лежат понятия братства, соборности, нрав­ственности; идеал интеллектуальный, связанный с верой в возможность применения науки на благо человечества [2];
- взгляд на человека как творца, носителя уникальных творческих способностей, обладающего силой преображения как окружающей действительности, так и своей собственной природы [3];
- «озабоченность проблемами сохранения экологического равнове­сия между обществом и естественной средой, восприятие природы как ценности высшего порядка» [4], со-творчество человека и природы.

Одним из ярких и самобытных явлений, возникших в начале ХХ в. и принадлежащих к космизму, является философия Живой Этики - система знаний, оформленная мыслителем Е.И. Рерих в четырнадцать книг, а ху­дожником и ученым Н.К. Рерихом воплощенная в сотни полотен. О клю­чевой роли Живой Этики в процессе зарождения и развития космического мышления, или космизма, говорится в Резолюции представительной Международной конференции «Космическое мировоззрение - новое мышление XXI века» (Москва, 2003 г.), в которой приняли участие свыше 900 человек, в том числе 13 академиков и 87 докторов наук [5, с. 338-339].

Важнейшей особенностью Живой Этики, содержащей основы новой теории познания и ее методологию, является знание о закономерностях существования и развития Космоса, с которым планета и человек тесно связаны энергетическими нитями. Это знание - практично, оно должно быть применено в жизни во имя усовершенствования человека и познания сущего. Мироздание в Живой Этике осмысливается как одухотворенная энергетическая структура, развивающаяся по законам космической эво­люции. Последняя является одним из центральных понятий в Живой Эти­ке, обозначающим в отношении человечества его совершенствование как неотъемлемой части Вселенной. Космическая эволюция включает такие фундаментальные понятия как добро, красота, культура, истина, героизм, духовность. Все явления и процессы, происходящие в русле космической эволюции, можно называть эволюционными, противоположные - инво­люционными. В Живой Этике рассматриваются многие общефилософские проблемы, в частности, духа и материи, сознания и бытия, творчества и самосовершенствования человека, а также вопросы космологии, культу­рологии, этики, эстетики.

Законы. Одним из важнейших положений философии Живой Этики является осмысление космических законов, действию которых подчиняется весь космос и эволюция человечества: закона причинно-следственных свя­зей, двойственности, энергоинформационного обмена, единства космоса, космического сотрудничества и многих других. Один из важнейших кос­мических законов утверждает, что высшее в эволюции ведет за собою находящееся на более низких ступенях. На Земле высшее начало представ­лено Великими Учителями человечества, которых известный ученый, исследователь философии космизма и наследия Рерихов Л.В. Шапошникова назвала субъектами космической эволюции. Они приходят как выдающие­ся мудрецы, подвижники, основатели государств, ученые и другие великие деятели и оказывают помощь человечеству в его совершенствовании.

Высшее начало было одним из объектов размышлений К.Э. Циол­ковского в его работах, объединенных названием «Космическая филосо­фия». По мысли ученого, Вселенная имеет причину, которая «несоизме­рима со своим творением, так как создала вещество и энергию, чего кос­мос сам не в силах сделать. Для нее ограниченно то, что даже для высо­чайшего человеческого ума безначально и бесконечно. <... > Причина есть высшая любовь, беспредельное милосердие и разум» [6, с. 102-103]. Уче­ный писал о иерархии высокоразвитых существ в космосе, влияние кото­рой простирается на Землю.

Миры. Согласно Живой Этике, одухотворенный универсум пред­ставляет собой иерархию миров от низших до самых высоких, в которой их место определяется состоянием и качеством материи. Как пишет Л.В. Шапошникова, «состояние материи в конечном счете обуславливает­ся уровнем вибраций энергии, связанной с данным видом материи» [7, с. 46]. Чем выше вибрации, тем утонченней материя, чем ниже - тем она грубее. Высокие вибрации и соответственно высокие состояния материи являются характеристикой высших миров, которым в Живой Этике уделя­ется большое внимание. Именно высшие миры определяют эволюцион­ный ход земного исторического процесса. Из них в мир плотной материи поступают необходимые импульсы, несущие новое знание и высокую энергетику и направленные на расширение человеческого сознания.

Можно вспомнить, что иерархизация мироздания присуща также философии Даниила Андреева, в книге которого «Роза Мира» развернута профетическая панорама восходящих и нисходящих миров. Проблема не­ видимых миров интересовала и П.А. Флоренского. Исследователь кос­мизма В.Г. Соколов в своей монографии «Культура и космическая эволю­ция человека» рассматривая творчество ученого, отмечает, что он в своем труде «Иконостас» изучал «вопрос о границе соприкосновения двух ми­ров - видимого и невидимого, исходя из принципа двойственности, из то­го, что человек является его носителем, иными словами, - и этой границы, и самой реальности видимой и невидимой» [8, с. 42].

Дух. Итак, материя имеет различные уровни градации, и все в мире является тем или иным видом материи. Дух, согласно Живой Этике, - это утонченная форма материи 1, которой присуща энергетика высоких вибра­ций. Таким образом, Живая Этика снимает одну из основных проблем фи­лософии - спор между материалистами и идеалистами. Анализируя взаи­моотношения между духом и материей, Л.В. Шапошникова отмечает, что дух «занимает в Мироздании главенствующее положение, выступая в ка­честве основы космического творчества. Дух как тонкоматериальная энер­гия в процессе эволюции одухотворяет материю, создавая более высокие ее формы» [7, с. 54]. Анализируя методологические положения Живой Этики, Л.В. Шапошникова выделяет главные особенности духа в этой фи­лософии: невозможность существования отдельно от материи; неуничто­жимая, непреходящая природа в отличие от временности плотной мате­рии; дух как главное творческое и формообразующее начало мироздания; дух как познавательная сила и др. [7, с. 48-49].

Интересно отметить, что В.И. Вернадский также относился к духу, как к познавательной силе. «Научное мировоззрение, - писал он, - есть создание и выражение человеческого духа; наравне с ним проявлением той же работы служат религиозное мировоззрение, искусство, обществен­ная и личная этика, социальная жизнь, философская мысль или созерца­ние» [9, с. 20]. Идея единства духовного и материального миров как не­разрывного органичного целого присуща философии В.С. Соловьева. При этом мыслитель утверждал, что «преобладание духа над плотью необхо­димо для сохранения нравственного достоинства человека» [10, с. 151].

Единство. Согласно Живой Этике, субстанция духа пронизывает все уровни бытия космоса: «Мир един созвучием духа» [11, с. 307]. По­этому, дух человека роднит его со всем космосом. «Великое Единство в Космосе главенствует как мощный закон. <... > Каждое зерно духа при­надлежит космическому Единству, в котором заключено все космическое творчество», - отмечается в Живой Этике [12, с. 32]. Вспомним, что все­единство является центральной культурологической категорией филосо­фии В.С. Соловьева, развитой как в его трактатах, так и в поэзии.

Героизм. Это одно из важнейших эволюционных явлений предстает как определенная ступень развития духа и понимается не как отдельный поступок, а как состояние внутреннего мира человека (см. [13]). Имея от­ношение к его тонким структурам, героическое начало неразрывно свя­занно с духом. Герой, благодаря своим особенностям - высокой нрав­ственности и расширенному сознанию - способен воспринимать эволю­ционные импульсы высших миров и воплощать их в своей деятельности. Связь истинного героя с высшим началом представляет его отличитель­ную особенность; право на эту связь дает высокая энергетика героических качеств, и в первую очередь самопожертвования. «Самоотверженность подвига приобщает дух к самым высоким проявлениям Бытия», - гово­рится в Живой Этике [14, с. 99]. Сотрудничество с высшим началом пре­вращает героя в участника космического творчества (см.: [15, с. 833]).

Сердце. Важнейшее значение в эволюции человека играет сердце 2. В Живой Этике оно характеризуется как «дом Духа» [16, с. 63] и явля­ется посредником с высшими мирами [16, с. 276]. Поэтому именно сердце человека способно получать эволюционный импульс, но для это­го необходима нравственная чистота человека и определенное созвучие с высокими энергиями. Этот импульс играет главную роль в развитии, совершенствовании сердца, что напрямую связано с эволюцией челове­ка, ибо, как писала Е.И. Рерих, «без развития и утончения сердца невоз­можно никакое продвижение, никакой прогресс ... » [17, с. 417]. Усо­вершенствованию сердца, в свою очередь, способствуют героические примеры, прекрасные произведения искусства, образцы гуманизма и духовности, а также сознательное развитие человеком лучших нрав­ственных качеств в себе. Живая Этика помещает в сердце человека со­знание: «Думает сердце; утверждает сердце; объединяет сердце» [16, с. 189]. Такая мысль имеет глубокие корни в мировой культуре. Кор­диоцентрические представления, связывающие сердце и сознание чело­века, находим в трудах византийцев Г. Паламы и Макария Великого, украинских мыслителей Г.С. Сковороды и П.Д. Юркевича, а также Пас­каля, Б.П. Вышеславцева, П.А. Флоренского и др.

Этика и нравственность. Уже то, что в самом названии философ­ской системы есть слово «этика», говорит о том, какую роль играет в ней это понятие. Этика должна стать жизненной философией, применяемой во всех сферах человеческого бытия. «... Этика есть практическая фарма­копея» [16, с. 66]. И еще: «Живая Этика должна прежде всего выражаться в этике явленных действий каждого дня» [18, с. 117]. Этические, нрав­ственные основы - это самый реальный и мощный двигатель совершен­ствования человека. Нравственная жизнь - это по сути следование кос­мическим законам, нарушение которых создает препятствия на дальней­шем пути человека и пагубно отражается на обществе в целом. Даже наука должна быть, в первую очередь, нравственной: «Нравственные ос­новы делаются принадлежностью знания, лучше сказать, должны делать­ся, иначе пропасть между знанием и нравственностью делается губи­тельной» [19, с. 77].

Нравственности как объективной могущественной силе посвящен труд В.С. Соловьева «Оправдание добра. Нравственная философия». «Внутренними свойствами добра определяется жизненная задача челове­ка; - писал философ, - ее нравственный смысл состоит в служении Добру чистому, всестороннему и всесильному» [10, с. 97]. И еще - очень созвуч­но вышеприведенному: «Этика есть гигиена, а не терапия духовной жиз­ни» [10, с. 151].

Энергия. Развитие нравственных качеств ведет к накоплению важ­нейшей жизненной энергии человека, названной в Живой Этике психиче­ской. «Высокая нравственность является основанием для развития и об­новления источника жизненной силы - энергии психической ... », - писала Е.И. Рерих [20, с. 37]. Психическая энергия является одним из высших проявлений всеначальной огненной энергии, которая лежит в основе ми­роздания и разлита во всем пространстве. «В мировоззрении древних, - пишут екатеринбургские ученые В.П. Ануфриев и Е.И. Ануфриева, - все­ гда жило представление о единой движущей силе Вселенной и о взаимо­связи всего живущего в Космосе. В разных веках и у разных народов эта всеначальная космическая энергия называлась по-разному: в Древнем Ки­тае - Чи, Древней Индии - Прана, или Жизненная сила. В современной науке - психическая энергия» [21, с. 287-288]. Через психическую энер­гию, как один из аспектов всеначальной энергии, человек связан со всем мирозданием и процессами, происходящими в нем. Психическая энергия представляет собой огромную созидательную силу человека, ее развитие обуславливает творчество человека, его способность к познанию и овла­дению своими скрытыми возможностями.

Самоусовершенствование. Важнейшим эволюционным действием на жизненном пути человека является его работа по самоусовершенствова­нию. Причем Живая Этика считает, что эта работа играет большую роль не только в личном, но в общественном плане: «Искреннее самоусовер­шенствование не есть самость, но имеет мировое значение. Мысль об улучшении не будет касаться лишь самого себя. Такая мысль несет в себе пламень нужный для многих зажиганий сердец» [22, с. 50]. Этому созвуч­на мысль В.С. Соловьева о том, что «истинный (нравственный) аскет при­обретает власть над плотью не для укрепления формальных сил духа, а для лучшего содействия добру» [10, с. 152]. Самоусовершенствование, или работа над собой, выработка необходимых нравственных качеств - это сложный и тернистый путь, полный всевозможных препятствий и не­редко изобилующий неудачами и поражениями. Но Живая Этика подчер­кивает важность несломимого устремления в этом процессе, которое обя­зательно приведет человека к победе.

Мысль. Важнейшую роль в самоусовершенствовании играет мысль. Это одна из центральных категорий философии Живой Этики, рассматри­ваемая как материальная субстанция, столь же реальная, как и действия человека, которые являются следствием мысли. Анализируя мысль как утонченную материю, Живая Этика уделяет большое внимание контролю над ней. Именно мысль является той силой, которая преображает сознание человека в эволюционную или инволюционную сторону. Мысли человека должны соответствовать принципу красоты и гармонии, и только в этом случае возможно его совершенствование. Ибо мысль по своей природе магнетична, она притягивает из пространства энергии, соответствующие по качеству ей самой. В книге «Надземное» сказано: «Человеческие мыс­ли тоже растут в пространстве» [23, с. 270]. И если мысли о добре, красо­те, общем благе притягивают высокие вибрации, то мысли о зле и разру­шении - низкие, а от качества вибраций напрямую зависит совершенство­вание человека. О важности изучения мысли и ее влияния на ноосферную реальность нашей планеты свидетельствует то внимание, которое сегодня уделяется этой категории. Так, д. филос. наук И.А. Сафронов пишет: «По­тенциал мысли велик, для нее не существует ни пространства, ни времени: она вечно "живет", образуя бесконечно новые сочетания» [24, с. 127]. И еще: «... Из всех космических энергий самой могущественной является, согласно Агни Йоге, мысль. Поэтому человек должен понять ее истинное значение как существенного фактора своей жизнедеятельности» [24, с. 126].

Свобода. В понимании Живой Этики свобода - это владение челове­ком не внешними обстоятельствами, а своим внутренним миром, способ­ность удерживать равновесие в любых ситуациях, победа над своими сла­бостями и недостатками. В работах философа-космиста Н.А. Бердяева находим созвучное осмысление категории свободы: «Свободен духом тот, кто перестал ощущать историю как внешне навязанную, а начал ощущать историю как внутреннее событие в духовной действительности, как свою собственную свободу» [25, с. 30].

Красота. В Живой Этике есть понятие космического закона духовно­го преображения через красоту. Неся высокую энергетику, красота явля­ется одним из факторов эволюционного развития человека. «Каждый вос­торг уже отлагает крупицу сокровища. Каждое восхищение перед пре­красным собирает зерна света. Каждое любование природою создает луч победы...."Через красоту имеете свет"», - отмечается в Живой Этике [26, с. 312]. Входя в соприкосновение с духом человека, красота пробуждает и побуждает развиваться созвучные ей элементы, или, иными словами, лучшие нравственные качества. В.С. Соловьев также связывал красоту с нравственным началом: «... Красота нужна для исполнения добра в мате­риальном мире, ибо только ею просветляется и укрощается недобрая тьма этого мира» [27].

Природа. Красота природы - одна из возможностей, подаренных че­ловеку для того, чтобы он развивал и совершенствовал свой духовный мир. Но и влияние человека на природу огромно: в нем как микрокосме сокрыты те же стихийные элементы, которые находятся в природе. По­этому нарушения равновесия в обществе - войны, насилие, жестокость - самым пагубным образом сказывается на равновесии природы. Катастро­фы природного характера являются следствиями негативных проявлений человеческой природы, ибо хаос социума порождает хаос в природе. В Живой Этике отмечается, что пустыни, эта болезнь Земли, являются ре­зультатом невежественной деятельности человека, его хаотичного созна­ния, проявления его негативных эмоций. И эта болезнь может быть изле­чена лишь изменением сознания людей, одухотворением их деятельности, наполнением ее добром и красотой.

Рассмотренные здесь темы - это лишь малая часть всего многообра­зия проблем, поднятых в философии Живой Этики. Космизм ее глубок, многогранен и при этом целостен. Многие категории, явления и процессы, рассматриваемые в ней, взаимосвязаны между собой и составляют строй­ную систему знаний, направленных на расширение сознания человечества и преобразования его на основе космического миропонимания.

Опубликовано: Космизм и органицизм: эволюция и актуальность : сборник материалов VII Международной научной конференции. Санкт-Петербург 19–20 ноября 2019 г. / под ред. О.Д. Маслобоевой, И.А. Сафронова. – СПб. : Изд-во СПбГЭУ, 2020. – С. 204–213.


Примечания

1. Далее под словом «материя» будет подразумеваться ее плотное состояние. 
2. Речь идет о духовном сердце.

Список литературы

1. Шапошникова Л.В. Космическое мышление и новая система познания // Космическое мировоззрение - новое мышление XXI века: материалы междунар. науч. конф., июнь-окт. 2003 г., Москва. Т. 1. М.: Международный Центр Рерихов, 2004. - С. 52-81.
2. Чемерисова Н.В. Культурная парадигма русского космизма: идеалы и ценно­сти: дис.... канд. филос. наук: 24.00.01 «Теория и история культуры». Ростов-на­ Дону, 2003. 139 с. - URL: https://www.dissercat.com/content/kultumaya-paradigma­ russkogo-kosmizma-idealy-i-tsennosti-O (дата обращения: 05.12.2019).
3. Платонова Д.В. Экологические идеи в русском космизме: дис.... канд. культу­рологии: 24.00.01 «Теория и история культуры». М., 2004. 163 с. - URL: https://www.dis­ sercat.com/content/ekologicheskie-idei-v-russkom-kosmizme(дата обращения: 05.12.2019).
4. Суслов А.В. Нравственные основания русского космизма: дис.... канд. фи­лос. наук: 09.00.05 «Этика». М., 1999. 139 с. - URL: https://www.dissercat. com/content/mavstvennye-osnovaniya-russkogo-kosmizma (дата обращения: 05.12.2019).
5. Резолюция // Космическое мировоззрение - новое мышление XXI века: материалы междунар. науч. конф., июнь-окт. 2003 г., Москва. Т. 1. М.: Международный Центр Рерихов, 2004. С. 336-341.
6. Циолковский К.Э. Космическая философия: сб. М.: ИДЛи, 2004. 496 с.
7. Шапошникова Л.В. Философия космической реальности [вступ. ст.]// Листы Сада Мории. Кн. 1. Зов. Учение Живой Этики. М.: Международный Центр Рерихов, 2003. С. 5-165.
8. Соколов В.Г. Культура и космическая эволюция человека. М.: Международ­ный Центр Рерихов, 2012. 186 с.
9. Вернадский В.И. О науке. Т. 1. Научное знание. Научное творчество. Науч­ная мысль. Дубна: Феникс, 1997. 576 с.
10. Соловьев В.С. Сочинения. В. 2-х т. Т. 1. М.: Мысль, 1988. 892 с.
11. Листы Сада Мории. Кн. 1. Зов. Учение Живой Этики. М.: Международный Центр Рерихов, 2003. 400 с.
12. Беспредельность. Часть вторая. М.: Международный Центр Рерихов, 2010. 328 с. (Учение Живой Этики).
13. Соколова Б.Ю. Культурологическая сущность феномена героизма: автореф. дис.... канд. культурологии: 26.00.01 «Теория и история культуры». Харьков, 2011. 22 с.
14. Беспредельность. Часть первая. М.: Международный Центр Рерихов, 2009. 472 с. (Учение Живой Этики).
15. Шапошникова Л.В. Великое путешествие: в 3 кн. Кн. 3. Вселенная Мастера. М.: Международный Центр Рерихов, 2005. 1088 с.
16. Сердце. М.: МЦР, 2012. 464 с. (Учение Живой Этики).
17. Рерих Е.И. Письма: в 9 т. Т. 2 (1934). М.: Международный Центр Рерихов, 2000. 576 с.
18. Мир Огненный. Ч. III. Учение Живой Этики. М.: Международный Центр Рерихов, 1996. 373 с.
19. Братство. Учение Живой Этики. М.: Международный Центр Рерихов, 1996. 277 с.
20. Рерих Е.И. О науке// Культура и время. 2009. № 3. С. 35-41.
21. Ануфриев В.П., Ануфриева Е.И. Восток - Запад. Диалог ученых// Космиче­ское мировоззрение - новое мышление XXI века: материалы междунар. науч. конф., июнь-окт. 2003 г., Москва. Т. 3. М.: Международный Центр Рерихов, 2004. С. 283-295.
22. Мир Огненный. Ч. 1. Учение Живой Этики. М.: Международный Центр Ре­рихов, 1995. 366 с.
23. Надземное [Кн. 1]. Учение Живой Этики. М.: Международный Центр Рери­хов, 1996. 414 с.
24. Сафронов И.А. Роль мысли в планетарно-космической эволюции// Творче­ство как национальная стихия: медиа и социальная активность: сборник статей/ под ред. Г.Е. Аляева, О.Д. Маслобоевой. СПб.: СПбГЭУ, 2018. С. 126-135.
25. Бердяев Н.А. Смысл истории. М.: Мысль, 1990. 176 с.
26. Агни Йога (Знаки Агни Йоги). М.: Международный Центр Рерихов, 2008. 600 с. (Учение Живой Этики).
27. Соловьев В.С. Общий смысл искусства. - URL: http://www.vehi.net/soloviev/ smysl_isk.html (дата обращения: 12.12.2019).


Главная  →  Живая Этика - философия Космической реальности