Соколова Богдана Юрьевна
кандидат культурологии, ведущий редактор, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, Москва
Живая Этика
как философская
система
В статье представлены особенности Живой Этики как одной из философских систем русского космизма начала ХХ в., исследование которой актуализируется в наши дни. Проанализированы такие вопросы, как единство и взаимодействие человека и космоса, взаимоотношение духа и материи, космическая эволюция. Рассмотрен закон двойственности как одно из важнейших методологических положений системы познания Живой Этики. Исследованы некоторые аксиологические категории, такие как принцип общего блага, героизм, красота. Рассмотрены философско-антропологические идеи, акцентирующие внимание на беспредельных возможностях человеческого аппарата. Проанализирована категория мысли как важный фактор познания и эволюции человека. Поставлен акцент на значении этики и нравственности в методологии рассматриваемой философской системы.
Ключевые слова: Живая Этика, космизм, Рерих, героизм, мысль, красота, космическая эволюция, микрокосмос.
LIVING ETHICS AS A PHILOSOPHICAL SYSTEM
B. Yu. Sokolova
Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Plekhanov Russian University of Economics», Moscow
The article presents the features of philosophical knowledge in Living Ethics as one of the philosophical systems of Russian cosmism at the beginning of the 20th century, the study of which is being mainstreamed today. We apply the following methods: cultural and historical approaches, analysis and synthesis, work with sources. The article shows that the basis of the Living Ethics cognition system is a synthesis of empirical and meta-scientific methods. The study touches upon ontological issues, such as the unity and interaction of man and the cosmos, the relationship of spirit and matter, cosmic evolution. We consider dialectics as one of the most important methods of the Living Ethics cognition system and list its main methodological provisions. We analyze some axiological categories, such as the principle of the common good, heroism, beauty, thus showing that epistemology and axiology in Living Ethics are closely related to moral issues and revealing the epistemological significance of the human heart. The article considers philosophical and anthropological ideas that focus on man as a measure of things, the key to comprehending the universe, the infinite possibilities of the human apparatus, as well as ideas indicating the need for self-improvement of man and the great role of expanding consciousness and labor in this process. It also shows the need for the development of energy called psychic in Living Ethics and associated with moral qualities. The category of thought is analyzed as an important factor in cognition and human evolution. The emphasis is placed on the importance of ethics and morality in the methodology of the philosophical system under consideration. The article draws a conclusion about cognitive reflection that uses philosophical ideas of Living Ethics.
Keywords: Living Ethics, cosmism, Roerich, heroism, thought, beauty, cosmic evolution, microcosm.
Живая Этика, в создании которой приняли участие мыслитель и общественный деятель Елена Ивановна Рерих, а также художник и философ Николай Константинович Рерих, возникла в 20-х гг. ХХ века и явилась одной из самых ярких и самобытных философских систем. Работа над ее текстами длилась в течение почти тридцати лет. Живая Этика принадлежит к философии русского космизма, получившего в те годы широкое распространение в трудах как ученых-естественников и философов, так и представителей культурной элиты – поэтов, писателей, художников, музыкантов. Космизм, или космическое мышление, принес новое понимание мироздания как упорядоченного космоса и одухотворенной целостной энергетической системы, а также осмысление тесной, взаимообогащающей связи с ним человека и общества. В Живой Этике, философия которой содержит синтез эмпирического опыта Запада и умозрительной философии Востока, содержатся идеи, созвучные мыслям многих выдающихся космистов.
О ключевой роли Живой Этики – философии космической реальности – в процессе зарождения и развития космизма, говорится в резолюции международной научной конференции «Космическое мировоззрение – новое мышление XXI века» (Москва, 2003 г.), в которой приняли участие свыше 900 человек, в том числе 13 академиков и 87 докторов наук. Конференция отметила, что в философии Живой Этики содержатся основы новой теории познания и методология нового космического мышления [17, с. 339].
Живая Этика обладаетследующими особенностями философского знания:
– содержит фундаментальные мировоззренческие и методологические идеи и понятия (категории), лежащие в основе научного знания, такие как дух, материя, пространство, бытие, время, система, причина, следствие и др.;
– включает как объективное знание, так и осмысление нравственных ценностей; как и другие философские системы космизма, отводит этическим принципам огромную роль в обществе;
– изучает не только предмет познания, но и механизм самого познавательного процесса, эффективность которого в Живой Этике связана с внутренними качествами человека;
– обращается как к внешнему предметному миру, так и ко внутреннему миру человека, его переживаниям, эмоциям и мыслям;
– предметом изучения в Живой Этике является человек, органично встроенный в одухотворенную систему мироздания, оказывающий воздействие на другие компоненты этой системы и подверженный влиянию иных структур, в том числе иерархически более высоких.
Если рассматривать Живую Этику с точки зрения традиционной онтологической проблематики, то в ней можно выделить такие вопросы, как многомерность и иерархичность мироздания, его беспредельность («Бытие в своей неограниченности может быть утверждено как Беспредельность» [3, с. 266]), космические законы, взаимоотношение духа и материи, единство микро- и макрокосмоса, энергоинформационный обмен и многое другое. Важная онтологическая проблема философии Живой Этики – космическая эволюция – обозначает в отношении человечества его совершенствование как неотъемлемой части вселенной и включает такие фундаментальные понятия как добро, красота, культура, истина, героизм, духовность. Живая Этика посвящена закономерностям космической эволюции.
Характерный для космизма акцент на единстве всего в мироздании в Живой Этике обусловлен космическим законом и связан с духом: «Мир един созвучием духа» [10, с. 307]. В мироздании все является тем или иным видом материи, которая может иметь разные уровни своего существования – от плотных до самых тонких, – определяемые качеством вибраций присущей им энергии. С точки зрения Живой Этики, дух – это тонкое состояние материи, так называемая тонкоматериальная субстанция, которой присуща энергетика высоких вибраций. Анализируя методологию Живой Этики, современный ученый и философ-космист Л.В. Шапошникова пишет: «И то, что мы называем духом, и то, что определяем как материю, есть лишь различные состояния материи. С этой точки зрения Живая Этика есть наиболее материалистическая философская система. Для нее не существует “невещественного начала”. <…> Состояние материи, в конечном счете, обусловливается уровнем вибраций энергии, связанной с данным видом материи» [31, с. 46]. Ученый выделяет главные особенности духа, которые содержит Живая Этика: невозможность существования отдельно от материи; неуничтожимая природа в отличие от временности плотной материи; дух как главное творческое и формообразующее начало мироздания; преображающая и одухотворяющая способность духа; творческая роль в эволюции космоса и человека; дух как познавательная сила [31, с. 48–49]. Важно отметить, что такой выдающийся ученый, как В.И. Вернадский также относился к духу как к познавательной силе. «Научное мировоззрение, – писал он, – есть создание и выражение человеческого духа…» [7, с. 20]. Живая Этика содержит новую парадигму осмысления человека как носителя творческой силы духа, преображающей окружающий мир и самого носителя.
Классической диалектикеочень близок один из центральных методов системы познания Живой Этики, который называют двойственностью. В этой философии двойственность считается основой бытия. Все явления, процессы в мире и сам человек – двойственны, т.е. несут в себе два полюса, или две стороны, – плотную и тонкую, материю и дух. Взаимодействие духа и материи, которое можно назвать диалектическим, создает энергию, являющуюся движущей силой космической эволюции. В философии Живой Этики любой процесс или явление рассматривается с точки зрения этого взаимодействия духа и материи. Один полюс явления или процесса может укреплять другой: «Положение укрепляется противоположением» [1, с. 352]. Например, жизненные препятствия и испытания, правильно понятые и преодоленные человеком, укрепляют силу его духа и приносят успех. Живая Этика утверждает, что в способности видеть оба противоположных полюса единой вещи заключена мудрость. Необходимо научиться вмещать противоположения, усовершенствуя свое сознание, и тогда можно познать единство и целостность бытия.
При этом в Живой Этике отмечается, что нельзя смешивать противоположности и противоречия, ибо первые утверждают и дополняют друг друга, а вторые отрицают, взаимоисключают и нейтрализуют. Противоречия разрушают не только друг друга, но и сознание человека, в котором возникают. Противоречия антагонистичны и непримиримы, противоположности же, напротив, являются частями единого целого, разными сторонами одной вещи. Согласованность и взаимодополнение противоположностей лежит в основе творчества.
Краеугольный вопрос космизма – единство и взаимодействие человека и космоса – является одним из важнейших методологических положений Живой Этики. В ней утверждается, что макрокосм и микрокосм едины и подобны друг другу. И связь эта настолько велика, что «каждый микрокосм ответственен и за Макрокосм. <…> Связь микрокосма с Макрокосмом есть основа мира» [13, с. 374]. «Человек-микрокосм, – писал в свою очередь философ-космист Н.А. Бердяев, – ответственен за весь строй природы, и то, что в нем совершается, отпечатлевается на всей природе» [2, с. 171].
Единство микро- и макрокосмоса лежит в основе трудов многих выдающихся представителей космизма. «Человек, – отмечал другой космист – микробиолог Н.Г. Холодный, – несмотря на существенные особенности созданной им жизненной среды, продолжает оставаться неотъемлемой частью космоса, полностью подчиненной действующим в нем законам» [26, с. 333]. «Воля человека и всяких других существ – высших и низших – есть только проявление воли Вселенной, – утверждал основоположник космонавтики К.Э. Циолковский. – Голос человека, его мысли, открытия, понятия, истины и заблуждения – есть только голос Вселенной» [27, с. 117]. Биофизик А.Л. Чижевский в своих научных изысканиях также исходил из концепции взаимодействия человека и общества с ритмами космоса. Он занимался изучением влияния космических факторов, в частности циклов активности Солнца, на процессы в живой природе и на социально-исторические процессы. В своем труде «Физические факторы исторического процесса» А.Л. Чижевский утверждал: «…Есть некоторая внеземная сила, воздействующая извне на развитие событий в человеческих сообществах. Одновременность колебаний солнечной и человеческой деятельности служат лучшим указанием на эту силу» [28, с. 52].
Если говорить об эволюции человека-микрокосма, то в первую очередь под этим следует понимать развитие его культуры – духовной оси его внутреннего мира. На формирование и развитие культуры как феномена, связанного с духом, непосредственное влияние оказывает энергетика, которая по своей природе должна быть утонченной, т.е. обладать высокими вибрациями. Взаимодействуя с духом человека, имеющим такую же энергическую природу, высокая энергетика снабжает его необходимым импульсом, творчески преобразующим его и направляющим к совершенствованию. Это происходит в процессе энергоинформационного обмена с другими комическими структурами – людьми (горизонтальный энергообмен), планетами, Солнцем, звездами (вертикальный), а также с мирами иных измерений и состояний (глубинный).
Согласно Живой Этике, энергообменные процессы – это один из главных факторов развития культуры и совершенствования человечества. Благодаря им происходит важнейший процесс человеческой эволюции, связанный с познанием и осмыслением мироздания – рост, или расширение сознания. Известный философ и палеонтолог П. Тейяр де Шарден определял эволюцию как «возрастание сознания» [23, с. 193]. Такое определение созвучно философии Живой Этики, в которой возрастание, или расширение сознания, рассматривается как сложный, длительный и незаметный процесс накопления опыта и превращения этого опыта в знание, которое становится неотъемлемой частью сознания человека. Таким образом, происходит постепенное открытие, осмысление и вмещение человеком в орбиту своей духовной деятельности все новых граней беспредельной истины бытия. Особенно это актуально для научных исследований. «Условия новых научных достижений должны соответствовать требованию будущего, – говорится в Живой Этике. – <…> Каждый ученый, который понимает закон расширения сознания, уже разбил стену предрассудков» [4, с. 179–180]. Как отмечает доктор филос. наук И.В. Фотиева, в Живой Этике «говорится о развитии сознания, раскрытии его практически безграничного потенциала в познавательном, творческом и нравственном аспектах» [24, c. 1184].
Необходимо отметить, что процесс расширения сознания невозможен без важнейшего принципа «Учитель – ученик», основанного на передаче знаний, умений, навыков. Этот принцип познания красной нитью проходит через мифологию, где Учителями человечества были культурные герои; пронизывает всю земную историю, в которой двигателями прогресса были творцы учений, мыслители, подвижники, выдающиеся деятели всех времен и народов; является одним из важнейших положений восточной философии. В Живой Этике принцип «Учитель – ученик» носит универсальный характер космического закона, играющего одну из центральных ролей в продвижении человечества по лестнице космической эволюции. Попрание этого принципа может повергнуть в одичание и погрузить в хаос.
В качестве итога онтологической проблематики Живой Этики перечислим ее основные методологические положения как философской системы:
– мироздание является целостной энергетической системой, чьи составляющие, включая человека, находятся в энергоинформационном обмене;
– множественность миров во вселенной обусловлена существованием различных состояний материи и различных измерений;
– дух в мироздании занимает центральное место и является основой космического творчества;
– человек представляет собой часть космоса и несет его в себе;
– человек зависит от миров с более тонким состоянием материи и более высоких измерений;
– в основе познания человеком мироздания лежит расширение сознания, при котором невоспринимаемое и непонятное становится зримым и постигаемым;
– расширение сознания постепенно превращает человека из объекта в субъект эволюции;
– с предыдущей проблемой связан принцип учительства как один из ведущих принципов космической эволюции (см.: [31, с. 53–57]).
В методологию Живой Этики входит рассмотрение космических законов и их влияния на человека, социальные и культурные процессы в обществе. Действие таких законов особенно важно для сферы морали и нравственности. Следование законам космоса помогает человеку в его эволюции, пренебрежение же ими влечет за собой губительные следствия и кризисные явления в личной и социальной жизни. Среди множества космических законов, анализируемых в Живой Этике и имеющих как общий, так и частный характер, хотелось бы выделить следующие: закон двойственности, закон энергоинформационного обмена, закон общего блага, закон причинно-следственных связей, закон единства космоса, закон учительства, закон духовного преображения через красоту, закон цикличности развития космоса, закон расширения сознания, закон равновесия двух начал (женского и мужского), закон свободной воли и другие.
Познание человека в Живой Этике тесно связано с его нравственными качествами. Чем выше его духовный уровень, тем более совершенны познавательные возможности. Важную роль играет качество самоотверженности, которое, расширяя горизонты сознания, обеспечивает более глубокое познание мира человеком, отказавшимся от эгоистических помыслов. Древняя формула «отвергнись от себя» оказывается в гносеологическом плане очень актуальной.
Необходимо отметить, что современные ученые указывают на существование принципиальных отличий теории познания и методологии Живой Этики от традиционных подходов (см., например, [31, с. 158–161; 20, с. 91]). Так, например, в основе системы познания Живой Этики лежит синтез двух способов – эмпирического и так называемого метанаучного. В то время как основным методом эмпирического способа познания является эксперимент, в основе метанаучного лежит умозрение. Метанаука гораздо древнее эмпирической науки, возникшей в XVII–XVIII вв.; она осуществляется через внутреннее пространство человека, его дух и сердце как инструменты познания сложной и многомерной реальности космоса. Метанаучный метод познания включает прозрения, озарения, вдохновение, интуицию и другие тонкие способы восприятия действительности. Рене Декарт считал интуицию началом познания, понимая дедукцию как интуицию в действии. А В.И. Вернадский писал в своем дневнике: «Поразительно, как быстро исчезают из сознания эти освещающие как молнии темноту создания интуиции и как много их помещается в единицу времени. Ясно одно – что здесь область бесконечно великая нового. <…> Как есть мысли, догадки, достижения интуиции, которые промелькнут и, если не будут зафиксированы, исчезнут навсегда! Весьма возможно, так как область познания и созерцания бесконечна» (цит. по: [29, с. 258]). Информация, полученная метанаучным способом познания, обладает важнейшей особенностью: она опережает сведения, получаемые в ходе эксперимента, имея профетический характер [30, с. 54].
Многие научные открытия связаны с информацией, полученной метанаучным путем. Обращение к метанауке было свойственно деятельности В.И. Вернадского, К.Э. Циолковского, П.А. Флоренского, Н.К. Рериха и других космистов. Также оно было присуще и творчеству многих умозрительных мыслителей прошлых эпох. Среди них ярким примером может служить философия Якоба Бёме, который не имел фундаментального образования, не знал латыни, а был простым сапожником. За пять месяцев он написал свое знаменитое произведение «Аврора, или Утренняя заря в восхождении», в котором высказал созвучные Живой Этике и философии космизма мысли о тожестве космоса и человека, чье сердце является центром мира. Философские взгляды Я. Бёме оказали значительное влияние на немецкую классическую философию, в частности на Гегеля и Шеллинга, а также на русских философов-космистов Вл. Соловьёва, Бердяева, Булгакова. Уникальное свидетельство Я. Бёме о строении мироздания и месте человека в нем было получено именно метанаучным способом, о чем он сам писал [5, с. 19–20]. Вот как описывал Бёме свое духовное прозрение: «В этом свете дух мой вскоре проник зрением все, и во всех тварях, а также в зелени и траве…» [5, с. 272].
Таким образом, можно сказать, что эмпирический – это внешний способ познания, а метанаучный – внутренний. Результатом метанаучного познания является мудрость, гносеологический статус которой гораздо выше, чем познавательные возможности интеллекта, ибо она связана с сердцем[*] человека, в которое Живая Этика помещает сознание [18, с. 190, 191]. Эта философская система наделяет сердце способностью мыслить: «Думает сердце, утверждает сердце, объединяет сердце. Можно помнить всегда значение сердца, так долго затемненного мозгом» [18, с. 189]. При этом истинность познания обусловлена чистотой сердца, т.е. нравственными качествами человека. Сердце в Живой Этике – место пересечения плотного мира и мира с более тонким состоянием материи; сердце способно чувствовать и по-своему осознавать окружающий мир.
Здесь надо сказать, что такое осмысление сердца имеет глубокие корни в мировой культуре. Так, в византийской философской традиции сердце также выступало альтернативой мозгу в качестве вместилища ума. Достаточно вспомнить, что византийский богослов и философ XIV века Григорий Палама рассматривал сердце как преимущественный центр духовной жизни человека, как орган ума, как источник и хранитель мысленной информации: «…Наша способность мысли расположена и не внутри нас как в некоем сосуде, поскольку она бестелесна, и не вне нас, поскольку она сопряжена с нами, а находится в сердце как своем орудии» [15, с. 43]. Созвучно писал о способности сердца к познанию и французский мыслитель XVII века Блез Паскаль: «Мы постигаем истину не только разумом, но и сердцем: именно сердце помогает нам постичь начало начал, и тщетны все усилия разума, неспособного к такому постижению, опровергнуть доводы сердца» [16, с. 174]. Также о познавательных возможностях сердца размышлял и украинский философ Памфил Юркевич в своей статье «Сердце и его значение в духовной жизни человека». «Сердце есть седалище всех познавательных действий души. <…> Уразуметь сердцем – значит понять (Втор. 8, 5)», – отмечал он, анализируя Святое Писание [32, с. 70]. Другой украинский мыслитель Григорий Сковорода подчеркивал: «…Сердце есть мыслей бездна…» [19, с. 451].
Большое значение Живая Этика отводит категории мысли. Вопреки общепринятому представлению о мысли как нематериальном явлении, Живая Этика рассматривает мысль в виде материальной субстанции, столь же реальной, как и действия человека. Однако материя мысли – иного порядка, т.к. она принадлежит миру с более утонченным по сравнению с плотным миром состоянием материи. Несмотря на свою тонкую природу, мысль оказывает огромное влияние на жизнь и эволюцию человека. Именно поэтому Живая Этика уделяет большое внимание качеству мыслей. Мысли человека должны соответствовать принципу красоты и гармонии, и только в этом случае возможно его эволюционное развитие. Ибо мысль магнетична по своей природе, так как притягивает из пространства энергии, соответствующие ей по качеству: «…Каждая мысль есть своего рода магнит, она привлекает к себе подобное» [13, с. 116]. Если мысли о добре, красоте, любви притягивают энергии высоких вибраций, то мысли о зле и разрушении – низких. Поэтому не «бытие определяет сознание», как считал К. Маркс, а сознание обуславливает бытие.
Таким образом, мысль может нести как созидательный потенциал, так и разрушительный. Авторы Живой Этики советуют взять свои мысли под строжайший контроль и призывают мыслить красиво и четко. При этом мрачность и злобность мышления влияет не только на самого человека, но и на окружающее пространство, общество и природу: «Год голода, засухи и болезней не будет ли следствием падениямысли?» [1, с. 25]. Поэтому человек несет планетарную ответственность за чистоту своего мышления. Важно отметить, что чистота мысли играет важную роль в познании. Как отмечается в Живой Этике, «чистаямысль, напитанная красотою, указывает путь к истине» [14, с. 20–21]. Познавательные возможности чистой мысли связаны с ее способностью расширять сознание человека, освобождая его от эгоистических, субъективных элементов, мешающих объективному восприятию действительности. При этом мысль, усиленная красотой, еще больше углубляет познавательные возможности человека.
Важность значения мысли основана также на утверждении, что мысль не имеет ограничения ни в пространстве, ни во времени, т.е. по сути бессмертна. «Можно, истинно, утверждать, что мысль переживает все. Мысль бессмертна и живет, создавая новые сочетания» [4, с. 167]. Сила чистой, возвышенной мысли такова, что объединенная мысль коллектива гармонично настроенных людей может противостоять стихиям, она способна на великие свершения, способствует эволюции природы и общества. Ноосфера, или сфера разума, в концепции В.И. Вернадского как этап в развитии биосферы – это результат мыслительной деятельности человека. Как отмечает доктор филос. наук И.А. Герасимова, «в Живой Этике говорится о новом векторе в эволюции человека – становлении коллективного разума при развитой индивидуальности» [8, с. 1141].
Аксиологические вопросы, которые актуализируются в Живой Этике, неотъемлемы от нравственных проблем. Одной из важнейших ценностей является принцип общего блага. Космический закон единства делает этот принцип имманентным всему мирозданию. Поэтому творчество для общего блага является естественным состоянием духа, таким же естественным как само бытие. Следование данному принципу в жизни может привести человека к состоянию, именуемому в Живой Этике сотрудником космических сил: «Служитель, приверженец Общего Блага, утверждается как сотрудник Космоса» [4, с. 15]. Подобное представление об уровне эволюции человека нашло отражение в теории теургии Владимира Соловьёва.
Также одной из значимых аксиологических категорий в Живой Этике является героизм. Это синтетическое явление понимается как одна из граней проявления духа человека, как степень развития его внутренней культуры и этических качеств [21]. Героизм обуславливает эволюцию не только отдельного индивида, но и целого народа, для которого его герои – это ведущее начало, маяки на пути духовного восхождения. Согласно Живой Этике, дух каждого человека несет в себе потенциал героического начала: «…Каждое сердце уже представляет кошель для подвига» [11, с. 43]. Исходя из тождества микро- и макрокосма можно утверждать, что героическое начало является имманентным качеством всей одушевленной вселенной. Героизм тесно взаимосвязан с другими ценностями, такими как самосовершенствование, свобода, культура, красота, и все эти взаимосвязи раскрыты в философии Живой Этики.
Важнейшая категория философии Живой Этики – красота как одна из главных ценностей эволюции. Красота несет в себе высокую духовную энергетику и поэтому является фактором эволюционного продвижения человека и космоса. Красота наполняет мир гармонией и делает дух способным творить. Входя в соприкосновение с духом человека, красота пробуждает и побуждает развиваться созвучные ей элементы, или, иными словами, лучшие нравственные качества. Вл. Соловьёв также связывал красоту с нравственным началом: «…Красота нужна для исполнения добра в материальном мире, ибо только ею просветляется и укрощается недобрая тьма этого мира» [22, т. 2, с. 392].
Философско-антропологические идеи присущи Живой Этике даже в большей мере, чем обращение к внешнему миру. Она помещает в центр своего анализа человека, его место во вселенной, его роль в сложных процессах мироздания. Согласно Живой Этике, человек – неотъемлемая часть бытия вселенной и несет ответственность не только за свои мысли и поступки, но и за всю планету перед космосом. Человек по своей природе – магнит и тяготеет к тому, что созвучно его внутреннему миру. Красота или безобразие этого мира обуславливает прекрасное и уродливое во внешней среде его обитания. Человек может управлять магнитными энергиями своего микрокосма, он только должен осознать эту особенность своих мыслей и устремлений и направить их во благо окружающего мира. Вслед за учением Будды Живая Этика утверждает, что человек – это процесс, имея в виду, что в его микрокосме беспрерывно все меняется. Главная задача состоит в том, чтобы изменения происходили в сторону усовершенствования, а не деградации. Хорошо, если в человеке постоянно углубляется понимание, расширяется сознание. Сознание человека является ареной борьбы между устремлениями, ведущими его вверх и влекущими вниз. Необходимо, чтобы равнодействующая сила устремлений была направлена на преобладание светлых энергий. Тогда человек будет неуклонно продвигаться по ступеням эволюции. Жизнь человека, говорит Живая Этика, это школа, это возможность постоянного накопления опыта и знаний, пригодных для будущего.
Аппарат человеческого организма уникален и в потенциале обладает беспредельными возможностями, располагает могучими энергиями, даже способными укрощать стихии. Но эти способности должны развиваться в человеке постепенно и ненасильственно, быть направлены во благо всего сущего, и тогда со временем человек займет свое место как субъект космической эволюции. «Человек является источником знания и самым мощным претворителем космических сил» [12, с. 217]. Повторяя мысль древнегреческого философа Протагора о том, что «человек есть мера вещей», Живая Этика развивает эту мысль в направлении того, что мерилом всего в окружающем мире является человеческое сознание и его способность восприятия в соответствии со степенью своей развитости, которая (т.е. способность восприятия) не ограничена в своем потенциале. Об огромных потенциальных возможностях человека-микрокосма знали во все времена выдающиеся умы нашей планеты. Мишель Фуко в своей книге «Слова и вещи» приводит мысль Парацельса: «Нет ничего ни в глубине морей, ни в высях небосвода, что человек не мог бы открыть» [25, с. 69].
Так, в человеке заложена космическая мощь, которая может претворяться в творчестве и созидании [9, с. 54]. И осознание этой мощи, понимание своего места в мироздании открывает беспредельные возможности. «Смысл жизни утверждается в сознании человеческом, когда явлено понимание роли человека в Космосе. <…> Когда дух принимает истину, что макрокосм и микрокосм неразрывно связаны, то устанавливается связь сознательная, и сотрудничество становится возможным с космическими энергиями» [12, с. 64–65]. Человек должен постоянно стремиться к утверждению в своем внутреннем мире моральных качеств. Совершенствование человека всецело зависит от его желания преобразовать свою жизнь, что в свою очередь может изменить и окружающий мир. Нужно отметить значительную роль закона свободной воли, который предполагает возможность выбора и самостоятельного принятия решений и при этом налагает большую ответственность. Так, эволюция и деградация человека всецело зависят от него самого. Об этом очень точно сказал русский поэт Г.Р. Державин в стихотворении «Бог»: «Я связь миров, повсюду сущих... Я царь – я раб, я червь – я бог!».
Одно из первых мест в совершенствовании человека занимает труд, как физический, так и умственный. Труд должен обладать одной важной особенностью – он должен быть качественным. В Живой Этике отмечается, что качество труда создает условия для восхождения человеческого духа. «…Каждый улучшающий качество труда своего, уже совершает подвиг. Даже если он действует ради себя, он не преминет принести и другим пользу» [13, с. 267]. Вдохновенный труд и творчество человека помогают аккумулировать важнейшую энергию, которую Живая Этика называет психической. Это одно из высших проявлений всеначальной огненной энергии, которая как основа мироздания разлита во всем пространстве и насыщает каждый его атом. Именно через эту энергию человек связан со всем мирозданием и процессами, происходящими в нем. Развитие психической энергии обуславливает творчество человека, его способность к познанию и овладению своими скрытыми возможностями. Состояние психической энергии связано с выработкой нравственных качеств. И снова мы приходим к связи гносеологии с этикой.
Уже то, что в самом названии философской системы есть слово «этика», указывает, какую роль играет в ней это понятие. Этика должна стать жизненной философией, применяемой во всех сферах человеческого бытия: «…Этика есть практическая фармакопея» [18, с. 66]. И еще: «Живая Этика должна прежде всего выражаться в этике явленных действий каждого дня» [12, с. 117]. Этические, нравственные основы – это самый реальный и мощный двигатель совершенствования человека. Нравственная жизнь – это, по сути, следование космическим законам, нарушение которых создает препятствия на дальнейшем пути человека и пагубно отражается на обществе в целом. Даже наука должна быть в первую очередь нравственной: «Нравственные основы делаются принадлежностью знания, лучше сказать, должны делаться, иначе пропасть между знанием и нравственностью делается губительной» [6, с. 77]. Вспомним, что нравственности как объективной могущественной силе посвящен труд Вл. Соловьёва «Оправдание добра. Нравственная философия», в котором он очень созвучно вышеприведенному писал: «Этика есть гигиена, а не терапия духовной жизни» [22, т. 1, с. 151].
Живая Этика как философская система генерирует мировоззренческие идеи, с помощью которых может происходить познание окружающего мира. Рефлексия Живой Этики над такими культурными универсалиями, как пространство и время, единство и дифференциация, жизнь и бессмертие, человек, труд, творчество, героизм, красота, энергия, мысль и многое другое, создала глубокую, наполненную яркими смысловыми акцентами систему философских знаний, применение которых поможет человечеству двигаться вперед по ступеням духовной эволюции.
Опубликовано в научном журнале «Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке». 2021. № 2 (56). С. 105–114.
DOI: https://doi.org/10.24866/1997-2857/2021-2/105-114
Список литературы
1. Агни Йога (Знаки Агни Йоги) [Живая Этика]. М.: Международный Центр Рерихов, 2008.
2. Бердяев Н.А. Человек. Микрокосм и макрокосм // Русский космизм: Антология философской мысли / сост. С.Г. Семенова, А.Г. Гачева. М.: Педагогика-Пресс, 1993. С. 171–175.
3. Беспредельность. Часть первая [Живая Этика]. М.: Международный Центр Рерихов, 2009.
4. Беспредельность. Часть вторая [Живая Этика]. М.: Международный Центр Рерихов, 2010.
5. Бёме Я. Аврора, или Утренняя заря в восхождении. М.: Политиздат, 1990.
6. Братство [Живая Этика]. М.: Международный Центр Рерихов, 1996.
7. Вернадский В.И.О науке. Т. 1. Научное знание. Научное творчество. Научная мысль. Дубна: Феникс, 1997.
8. Герасимова И.А. Философское наследие Рерихов в цивилизационных процессах // Восьмой Российский Философский Конгресс – «Философия в полицентричном мире». Круглые столы: сб. науч. стат. М.: РФО – ИФРАН – МГУ, 2020. С. 1140–1142.
9. Иерархия [Живая Этика]. М.: Международный Центр Рерихов, 2011.
10. Листы Сада Мории. Книга 1: Зов [Живая Этика. Living Ethics]. М.: Международный Центр Рерихов, 2003.
11. Мир Огненный. Часть II [Живая Этика]. М.: Международный Центр Рерихов, 1995.
12. Мир Огненный. Часть III [Живая Этика]. М.: Международный Центр Рерихов, 1996.
13. Надземное. Книга 1 [Живая Этика]. М.: Международный Центр Рерихов, 1996.
14. Община [Живая Этика]. М.: Международный Центр Рерихов, 1994.
15. Палама Г. Триады в защиту священно-безмолвствующих / пер. В. Вениаминова. М.: Канон, 1995.
16. Паскаль Б. Мысли / пер. с фр. Э. Фельдман-Линецкой. СПб.: Азбука-классика, 2005.
17. Резолюция // Космическое мировоззрение – новое мышление XXI века: материалы международной научно-общественной конференции. В 3 т. Т. 1. М.: Международный Центр Рерихов, 2004. С. 336–341.
18. Сердце [Живая Этика]. М.: Международный Центр Рерихов, 2012.
19. Сковорода Г.С. Соч. В 2 т. Т. 1. М.: Мысль, 1973.
20. Соколов В.Г.Философия Живой Этики в контексте инновационных процессов в науке // Метафизика. 2019. № 4 (34). С. 81–93.
21. Соколова Б.Ю. Героизм как отклик на зов эволюции в философии Живой Этики // Живая Этика как творческий импульс космической эволюции: материалы международной научно-общественной конференции. М.: Международный Центр Рерихов, 2012. С. 105–115.
22. Соловьёв В.С. Сочинения: в 2-х т. М.: Мысль, 1988.
23. Тейяр де Шарден П. Феномен человека / пер. с франц. Н.А. Садовского. М.: Наука, 1987.
24. Фотиева И.В. Онтология «Живой этики» в контексте современного естествознания // Восьмой Российский Философский Конгресс – «Философия в полицентричном мире». Круглые столы: сб. науч. стат. М.: РФО – ИФРАН – МГУ, 2020. С. 1182–1184.
25. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук / пер. с фр. В.П. Визгина, Н.С. Автономовой. СПб.: A-cad, 1994.
26. Холодный Н.Г. Мысли натуралиста о природе и человеке // Русский космизм: Антология философской мысли / сост. С.Г. Семенова, А.Г. Гачева. М.: Педагогика-Пресс, 1993. С. 332–344.
27. Циолковский К.Э. Космическая философия. М.: АСТ, 2019.
28. Чижевский А.Л. Физические факторы исторического процесса. Калуга: Ассоциация “Калуга–Марс”, Гос. музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, 1992.
29. Шапошникова Л.В. Великое путешествие. В 3 кн. Книга 3. Вселенная Мастера М.: Международный Центр Рерихов, 2005.
30. Шапошникова Л.В. Космическое мышление и новая система познания // Космическое мировоззрение – новое мышление XXI века: материалы международной научно-общественной конференции. В 3 т. Т. 1. М.: Международный Центр Рерихов, 2004. С. 52–81.
31. Шапошникова Л.В.Философия космической реальности [вступ. ст.] // Листы Сада Мории. Кн. 1. Зов. М.: Международный Центр Рерихов, 2003. С. 5–165.
32. Юркевич П.Д. Философские произведения. М.: Правда, 1990.
References
1. Agni Ioga (Znaki Agni Iogi) [Agni Yoga (Signs of Agni Yoga). Living Ethics], 2008. Moskva: Mezhdunarodnyi Tsentr Rerikhov. (in Russ.)
2. Berdyaev, N.A., 1993. Chelovek. Mikrokosm i makrokosm [Human. The microcosm and the macrocosm]. In: Semenova S.G. and Gacheva A.G. (comp.) Russkii kosmizm: Antologiya filosofskoi mysli [Russian cosmism: Anthology of philosophical thought]. Moskva: Pedagogika-Press. (in Russ.)
3. Bespredel’nost. Chast’ pervaya [Infinity. Part One. Living Ethics], 2009. Moskva: Mezhdunarodnyi Tsentr Rerikhov. (in Russ.)
4. Bespredel’nost. Chast’ vtoraya [Infinity. Part Two. Living Ethics], 2010. Moskva: Mezhdunarodnyi Tsentr Rerikhov. (in Russ.)
5. Bome, Ya., 1990. Avrora, ili Utrennyaya zarya v voskhozhdenii [Aurora, or Morning dawn in the ascent]. Moskva: Politizdat. (in Russ.)
6. Bratstvo [Brotherhood. Living Ethics], 1996. Moskva: Mezhdunarodnyi Tsentr Rerikhov. (in Russ.)
7. Vernadskii, V.I., 1997. O nauke. Tom. 1. Nauchnoye znaniye. Nauchnoye tvorchestvo. Nauchnaya mysl'[About science. Vol. 1. Scientific knowledge. Scientific creativity. Scientific thought]. Dubna: Feniks. (in Russ.)
8. Gerasimova, I.A., 2020. Filosofskoe nasledie Rerikhov v tsivilizatsionnykh protsessakh [The Philosophical heritage of the Roerichs in civilizational processes]. In: Vos'moi Rossiiskii Filosofskii Kongress – “Filosofiya v politsentrichnom mire”. Kruglye stoly: sbornik nauchnykh statei [The Eighth Russian Philosophical Congress – “Philosophy in a Polycentric World”. Round tables: collection of scientific articles]. Moskva: RFO – IFRAN – MGU. рр. 1140–1142. (in Russ.)
9. Ierarhiya [Hierarchy. Living Ethics], 2011. Moskva: Mezhdunarodnyi Tsentr Rerikhov. (in Russ.).
10. Listy Sada Morii. Kniga 1. Zov [Leaves of Morya’s Garden. Book 1. The Call], 2003. Moskva: Mezhdunarodnyi Tsentr Rerikhov. (In Russ.)
11. Mir Ognennyi. Chast’ II [The Fiery World. Part II. Living Ethics], 1995. Moskva: Mezhdunarodnyi Tsentr Rerikhov. (in Russ.)
12. Mir Ognennyi. Chast’ III [The Fiery World. Part III. Living Ethics], 1996. Moskva: Mezhdunarodnyi Tsentr Rerikhov. (in Russ.)
13. Nadzemnoe. Kniga 1 [Supermundane. Book 1. Living Ethics], 1996. Moskva: Mezhdunarodnyi Tsentr Rerikhov. (in Russ.)
14. Obshchina [Community. Living Ethics], 1994. Moskva: Mezhdunarodnyi Tsentr Rerikhov. (in Russ.)
15. Palama, G., 1995. Triady v zashchitu svyashchenno-bezmolvstvuyushchikh [Triad in defense of the Sacred Silent]. Moskva: Kanon. (in Russ.)
16. Paskal', B., 2005. Mysli[Thoughts]. St. Petersburg: Azbuka-klassika. (in Russ.)
17. Rezolyutsiya [Resolution], 2004. In: Kosmicheskoe mirovozzrenie – novoe myshlenie XXI veka: materialy mezhdunarodnoy nauchno-obshchestvennoy konferentsii. V 3 т. Tom 1 [Space Worldview – New Thinking of the XXI century, Proceedings of the International Scientific and Public Conference, in 3 vol., vol. 1]. Moskva: Mezhdunarodnyi Tsentr Rerikhov, рр. 336–341. (in Russ.)
18. Serdtse [The Heart. Living Ethics], 2012. Moskva: Mezhdunarodnyi Tsentr Rerikhov. (in Russ.)
19. Skovoroda, G.S., 1973. Sochineniya. V 2 т. Tom 2 [Works, in 2 vol., vol. 1]. Moskva: Mysl'. (in Russ.)
20. Sokolov, V.G., 2019. Filosofiya Zhivoy Etiki v kontekste innovatsionnykh protsessov v nauke [Philosophy of Living Ethics in the context of innovative processes in science]. Metafizika, no. 4 (34), pp. 81–93. (in Russ.)
21. Sokolova, B.Yu., 2012. Geroizm kak otklik na zov evolyutsii v filosofii Zhivoy Etiki [Heroism as a response to the call of evolution in the philosophy of Living Ethics]. In: Zhivaya Etika kak tvorcheskiy impuls kosmicheskoy evolyutsii: materialy mezhdunarodnoy nauchno-obshchestvennoy konferentsii [Living Ethics as a Creative Impulse of Cosmic Evolution, Proceedings of the International Scientific and Public Conference]. Moskva: Mezhdunarodnyi Tsentr Rerikhov, рр. 105–115. (in Russ.)
22. Solov’ev, V.S., 1988. Sochineniya. V 2-kh т. [Works in 2 volumes]. Moskva: Mysl’. (in Russ.)
23. Teilhard de Chardin, P., 1987. Fenomen cheloveka [The phenomenon of man]. Moskva: Nauka. (in Russ.)
24. Fotieva, I.V., 2020. Ontologiya «Zhivoi etiki» v kontekste sovremennogo estestvoznaniya [The ontology of "Living Ethics" in the context of modern natural science]. In: Vos'moi Rossiiskii Filosofskii Kongress – “Filosofiya v politsentrichnom mire”. Kruglye stoly: sbornik nauchnykh statei [The Eighth Russian Philosophical Congress – “Philosophy in a Polycentric World”. Round tables: collection of scientific articles]. Moskva: RFO – IFRAN – MGU. рр. 1182–1184. (in Russ.)
25. Fuko, M., 1994. Slova i veshchi. Arkheologiya gumanitarnykh nauk [Words and things. Archeology of the Humanities]. St. Petersburg: A-cad. (in Russ.)
26. Holodnyi, N.G., 1993. Mysli naturalista o prirode i cheloveke [Naturalist's Thoughts on Nature and Man]. In: Semenova, S.G. and Gacheva A.G. (comp.). Russkiy kosmizm: Antologiya filosofskoy mysli [Russian cosmism: Anthology of philosophical thought]. Moskva: Pedagogika-Press. (in Russ.)
27. Tsiolkovskii, K.E., 2019. Kosmicheskaya filosofiya [Cosmic philosophy]. Moskva: AST. (in Russ.)
28. Chizhevskiy, A.L., 1992. Fizicheskiye faktory istoricheskogo protsessa [Physical factors of the historical process]. Kaluga: Assotsiatsiya “Kaluga-Mars”, Gos. muzey istorii kosmonavtiki im. K.E. Tsiolkovskogo. (in Russ.)
29. Shaposhnikova, L.V., 2005. Velikoye puteshestviye. V 3 kn. Kniga 3. Vselennaya Mastera [Great Trip. In 3 books. Book 3. The Universe of the Master]. Moskva: Mezhdunarodnyi Tsentr Rerikhov. (in Russ.)
30. Shaposhnikova, L.V., 2004. Kosmicheskoye myshleniye i novaya sistema poznaniya [Cosmic thinking and a new system of cognition]. In: Kosmicheskoe mirovozzrenie – novoe myshlenie XXI veka: materialy mezhdunarodnoy nauchno-obshchestvennoy konferentsii. V 3 т. Tom 1 [Space Worldview – New Thinking of the XXI century, Proceedings of the International Scientific and Public Conference, in 3 vol., vol. 1]. Moskva: Mezhdunarodnyi Tsentr Rerikhov, рр. 52–81. (in Russ.)
31. Shaposhnikova, L.V., 2003. Filosofiya kosmicheskoy real'nosti [The Philosophy of Cosmic Reality]. In: Listy Sada Morii. Kniga 1. Zov[Leaves of Morya’s Garden. Book 1. The Call]. Moskva: Mezhdunarodnyi Tsentr Rerikhov, pp. 5–165. (in Russ.)
32. Yurkevich, P.D., 1990. Filosofskiye proizvedeniya [Philosophical Works]. Moskva: Pravda. (in Russ.)
Главная > Живая Этика - философия Космической реальности Опубликовано: 18.08.2021