О звуке и музыке в мировой культуре

 Китагава Утамаро. Цветы Эдо


 

Ки-но-Цураюки (Япония)

Предисловие к антологии Кокинсю (905 г.) 

 

 

 «Песни Ямато! Они вырастают из сердца человека, как из зерна, и превращаются в лепестки слов... Не прибегая к силе, движут они Небом и Землей, приводя в восторг (аварэ) невидимых глазу духов, делают прочным союз мужчин и женщин, смягчают сердца суровых воинов. Такова песня!».

Цит. по: Т.П Григорьева, «Душа Японии: вакон кансай». Журнал «Культура и время» № 4, 2005 г.


    Хазрат Иннайят Хан (Индия)

 «Введение в суфизм», гл. «Музыка у суфиев»

 Хазрат Иннайят Хан

 

 

      Хазрат Иннайят Хан (1882 – 1927)  -  выдающийся индийский музыкант, философ, суфий. В начале 20 века  предпринял путешествие по Европе, России  и Америке с миссией, напоминавшей миссию Вивекананды – познакомить западный мир с суфизмом и восточной музыкальной культурой. Он тесно общался со многими музыкантами Запада и России, в том числе с А.Н. Скрябиным, встречался с Л. Толстым.

Музыку суфии зовут «Пищей богов» (Гиза-и-Рух). Будучи высшим из искусств, она поднимает душу до высочайших областей духа. Будучи сама по себе невидима, она скорее достигает невидимых областей. Подобно тому, как алмаз может разбить только алмаз, музыкальные вибрации служат для того, чтобы лишить способности действовать вибрации физические и умственные и поднять таким образом душу.

Ведь это только вибрации спускают ее с вершин в бездны, и они же, будучи приведены в систему, могут вновь поднять ее на вершины.

      Истинная музыка доступна только наиболее одаренным людям.

Тараб - музыка, побуждающая тело к движению. Это художественная музыка.

Рага - музыка, взывающая к уму. Это - научная музыка.

Куль - музыка, вызывающая различные чувства. Это - эмоциональная музыка.

Нида - музыка в видениях. Это - вдохновенная музыка.

Саут - музыка в отвлечении. Это - небесная музыка.

Суфии всегда смотрели на музыку, как на самое лучшее средство для достижения духовного развития. Руми, творец «Маснави», ввел музыку как обязательное занятие в свой орден, носящий название «Мульви», и ученики испытывали высокое наслаждение, слушая музыку и прославляя блаженную память своих учителей. С тех пор музыка является вторым средством в суфийской практике.

Великий мистик Индии, Мойн-уд-Дин Чиштий, ввел музыку в свой Чиштийский орден. И до последнего времени музыкальные общества, имеющие целью подъем души и известные под названием «Сама», распространены у суфиев. Каждый суфий наслаждается красотой музыки сообразно своему развитию, а духовные его подвиги еще более располагают его к музыке, к пониманию ее высокого духовного значения. Действительно, музыка - это единственный небесный дар, созидающий гармонию в обеих мирах и приносящих вечный мир.

Хазрат Иннайят Хан. «Введение в суфизм», Амрита-Русь. М. 2003, гл. «Музыка у суфиев»


    Н.К. Рерих

 «Сердце Азии»

В тибетском монастыре (современная фотография)


 Сикким сопровождает нас чудесными благостными преданиями. В храме гремят гигантские трубы. Лама спрашивает: «Знаете ли, отчего так звучны большие трубы в буддийских храмах?»

И поясняет: «Владыка Тибета решил призвать из Индии, из мест Благословенного, ученого ламу, чтобы очистить основы учения. Чем же встретить гостя? Высокий Лама, имев видение, дал рисунок новой трубы, чтобы гость был встречен неслыханным звуком. И встреча была чудной. Не роскошью золота, но ценностью звука».

«И знаете ли, отчего так звучны гонги во храмах? Серебром звучат гонги и колокольчики на заре утра и вечера, когда высокие токи напряжены. Их звон напоминает прекрасную легенду о высоком ламе и        Китайском Императоре. Чтобы испытать знание и ясновидение ламы, Император сделал для него сидение из священных книг и, накрыв их тканями, пригласил гостя сесть.

Лама сотворил какие-то молитвы и сел. Император спросил: "Если вы все знаете, как же вы сели на священные книги?" — "Здесь нет священных книг', — ответил лама. И изумленный Император вместо священных книг нашел пустую бумагу. И дал Император ламе дары и много колоколов ясного звона. Но лама велел бросить их в реку, сказав: "Я не могу донести все это. Если надо, то река донесет эти дары до моего монастыря". И река донесла колокола с хрустальным звоном, ясным, как волны реки».

Н.К. Рерих. «Сердце Азии». Минск, 1991 г. стр. 10- 1


    Святая Цецилия Римская (3 в.) и орган 

Рафаэль. Св. Цецилия в окружении других святых  (Болонская пинакотека)

       

  

Согласно преданию, Цецилия (в других транскрипциях Кикилия, Сесилия, Чечилия), девушка из знатного патрицианского рода жившая в Риме в 3 веке нашей эры, обладала даром слышать звуки неземной красоты, звуки Высших Миров. Чтобы дать возможность всем людям услышать эти звуки она усовершенствовала орган, на тот момент весьма примитивный древнеримский инструмент. После этого орган приобрел особое значение в богослужении католической церкви. Наиболее известные храмы, посвященные Св. Цецилии Римской находятся в Риме, (базилика Санта-Чечилия-ин-Трастевере),  и в Кёльне. Изображается с музыкальными инструментами (струнными, клавишными, которые в 3 веке не существовали), а также во время игры на органе. Также изображается слушающей ангелов, играющих на музыкальных инструментах. Почитается как покровительница духовной музыки [1].

      Энциклопедический словарь Брокгауза и Эвфрона о Св. Цецилии

Цецилия, Святая (Caecilia) — святая католической церкви, жила в первой половине III в. Родилась в римской патрицианской семье; в ранней молодости тайно обращена была в христианство и дала обет девственности. Родители желали выдать ее замуж за язычника Валерия, но она обратила и его в христианство и склонила чтить ее обет. Около 230 г. Цецилия потерпела мученическую смерть вместе со своим женихом и его братом, Тибурцием.  

Легенда передает, что Св. Цецилия была помещена в огненно-раскаленную баню, но осталась невредимой; трижды палач безуспешно пытался ее обезглавить, и лишь на третий день она скончалась от ран. Папа Пасхалий I в 821 г. положил ее останки в склепе церкви Св. Цецилии в Риме (гробница Св. Цецилии работы Стефано Мадерны: лежащая статуя святой). Память 22 ноября. Св. Цецилия неоднократно изображалась великими мастерами: Рафаэлем — в болонской пинакотеке(1513),  Доменикино (Лувр), Карло Дольчи (Дрезденская галерея) и др. Она считается покровительницей духовной музыки. Палестрина основал в Риме общество для развития духовной музыки под названием братства Св. Цецилии. Папа Пий IX преобразовал общество в Академию и учредил орден отличия для членов этой Академии, под названием Ордена Св. Цецилии. В Италии до сих пор действуют несколько обществ духовной музыки, под именем союзов Святой Цецилии.

Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь. 2012 


Я. Полонский 

Гипотеза

Елена Войнова-Богородицкая. Время ангелов

Полонский Яков Петрович (1819 – 1898) – замечательный русский поэт,  писатель и культурный деятель России 19 века. Многие стихи его были положены на музыку А.С. Даргомыжским, П.И. Чайковским, С.В. Рахманиновым и др. Один из литературных критиков назвал его «писателем редких вдохновений».

Из вечности музыка вдруг раздалась,

И в бесконечность она полилась,

И хаос она на пути захватила, -

И в бездне, как вихрь, закружились светила:

 

Певучей струной каждый луч их дрожит,

И жизнь, пробужденная этою дрожью,

Лишь только тому и не кажется ложью,

Кто слышит порой эту музыку Божью,

Кто разумом светел, в ком сердце горит.

1870-е годы


 А. Блок

Интеллигенция и революция (в сокращении)

Б.М. Кустодиев. Большевик (1921 г.)

 

  Статья Александра Блока (1880 – 1921) «Интеллигенция и революция» была написана в январе 1918 года, одновременно с поэмой «Двенадцать».

      <…>Теперь, когда весь европейский воздух изменен русской революцией, начавшейся «бескровной идиллией» февральских дней и растущей безостановочно и грозно, кажется иногда, будто и не было тех недавних, таких древних и далеких годов; а поток, ушедший в землю, протекавший бесшумно в глубине и тьме, - вот он опять шумит; и в шуме его - новая музыка. Мы любили эти диссонансы, эти ревы, эти звоны, эти неожиданные переходы... в оркестре. Но, если мы их действительно любили, а не только щекотали свои нервы в модном театральном зале после обеда, - мы должны слушать и любить те же звуки теперь, когда они вылетают из ми­рового оркестра; и, слушая, понимать, что это - о том же, все о том же.     

Музыка ведь не игрушка; а та бестия, которая полагала, что музыка - игрушка, - и веди себя теперь как бестия: дрожи, пресмыкайся, береги свое добро! <…> 

Дело художника, обязанность художника - видеть то, что задумано, слушать ту музыку, которой гремит «разорванный ветром воздух». <…>

«Мир и братство народов» - вот знак, под которым проходит русская революция. Вот о чем ревет ее поток. Вот музыка, которую имеющий уши должен слышать. <…>

В вас не было хрустального звона, этой музыки любви, вы оскорбляли художника - пусть художника, - но через него вы оскорбляли самую душу народную. Любовь творит чудеса, музыка завораживает зверей. А вы (все мы) жили без музыки и без любви. Лучше уж молчать сейчас, если нет музыки, не слышать музыки. Ибо все, кроме музыки, все, что без музыки, всякая «сухая материя» - сейчас только разбудит и озлит зверя. До человека без музыки сейчас достучаться нельзя. <…>

Не знаю, что страшнее: красный петух и самосуды в одном стане или эта гнетущая немузыкальность - в другом? <…>

Я говорю <…> о писателях <…> Я думаю, что не только право, но и обязанность их состоит в том, чтобы <…> слушать ту великую музыку будущего, звуками которой наполнен воздух, и не выискивать отдельных визгливых и фальшивых нот в величавом реве и звоне мирового оркестра. <…>

А дух есть музыка. <…>

Всем телом, всем сердцем, всем сознанием - слушайте Революцию.

9 января 1918


 

Опубликовано в сборнике «О Культуре и педагогике», Алматы, 2004

Составитель Садовская И.А.


Также на эту тему:

Звук. Музыка. Музыка сфер. О звуке и музыке в Живой Этике  


 [1] По материалам интернет-ресурсов:

 Краткая энциклопедия символов http://www.symbolarium.ru/index.php/Цецилия,_Св

Святая Цецилия – покровительница музыки http://barucaba.livejournal.com/161168.html

Кикилия Римская http://www.adamovka.ru/saint/?id=1046

Святая Цецилия  http://www.crimeacatholic.info/index.php?option=com_content&view=article&id=860:2010-11-22-09-21-39&catid=64:2010-05-03-14-37-18&Itemid=99