Ковчег без будущего?
Впечатления посетителя Музея Рерихов на ВДНХ
Новая экспозиция «Ковчег будущего» Музея Рерихов, филиала Государственного музея Востока (ГМВ, Москва), начала работу в одном из павильонов ВДНХ с 17 декабря 2021 года.
Предыдущая выставка с громким названием «Сохраняя культуру», открытая в апреле 2019 года, «прославилась» непрофессиональной развеской, отсутствием внятного экспозиционного замысла, вопиющими и многочисленными нарушениями температурно-влажностного режима, которые могли повредить картины Николая Константиновича и Святослава Николаевича Рерихов. Вопиющая халатность сотрудников ГМВ по отношению к художественным полотнам привлекла внимание общественности, СМИ и даже Генеральной прокуратуры и Роспотребнадзора - случай нечастый в музейном деле.
И вот новая экспозиция, создатели которой должны были бы учесть справедливые замечания зрителей и профессионалов-музейщиков, знающих наследие Рерихов, и понимающих не только его художественную, но и мировоззренческую ценность.
Наши заметки не претендуют на искусствоведческий анализ выставки. Это всего лишь впечатления неравнодушного зрителя, интересующегося творчеством великой семьи во всей его многогранности.
Сразу бросается в глаза, что почти половину приспособленного под музей Рерихов павильона № 13, занимают так называемые «Фонды открытого хранения». На застеклённых стеллажах под потолок высотой, расставлены экспонаты из фондов ГМВ. Более или менее рассмотреть их можно лишь на нижних полках, верхние совершенно недоступны для осмотра, информационное сопровождение практически отсутствует. Также бессистемно под потолком висят картины разных художников. Насколько полезно зрителю видеть этот склад предметов искусства? Уместно ли такое хранение в небольшом здании при явном недостатке площади под собственно музейную экспозицию? А главное, какое это всё имеет отношение к Рерихам? Тем более, что мы не знаем, как и где хранится наследие Рерихов в Музее Востока. Созданы ли для него такие же условия? По крайней мере, открытое хранение именно рериховского наследия в этом здании было хотя бы объяснимо.
Не станем описывать экспозицию в целом – информацию о ней легко найти на сайте ГМВ. Лучше расскажем, о чем там скромно умалчивается.
Сайт Музея Рерихов сообщает, что в новой экспозиции представлено около 380 экспонатов. Это ничтожно мало, учитывая размеры рериховской коллекции ГМВ, которая, напомним, состоит из картин и предметов, подаренных г-жой К. Кэмпбелл, из присвоенной в лихие 90-е коллекции Святослава Николаевича Рериха (288 картин), а также огромного собрания (более пяти тысяч единиц хранения!) общественного Музея имени Н.К. Рериха, по-варварски захваченного в 2017 году.
Из всего этого богатства выставлено только 250 картин и 85 предметов из личных вещей и художественных коллекций Рерихов. Остальное, почти полсотни экспонатов из фондов ГМВ, не имеют отношения к Рерихам, о чем мы расскажем ниже.
Картины Николая Константиновича и Святослава Николаевича Рерихов развешены преимущественно в два ряда. Использован своеобразный приём - более крупные работы висят в нижнем ряду, на уровне глаз зрителя, а меньшие по размеру подняты настолько высоко, что у посетителей зачастую нет возможности не только рассмотреть, но и просто заметить их в узком пространстве боковых залов.
Особенно наглядно это проявилось в зале, посвященном экспедициям Рерихов по Центральной Азии. Значительную часть небольшого узкого помещения занимает витрина высотой около 2 метров, целиком занятая предметами из коллекции ГМВ, не имеющими никакого отношения к Рерихам. А картины Н.К. Рериха, посвященные Монголии, висят над витриной так, что рассмотреть их можно разве что в бинокль.
Аналогично размещены картины «Великая стена» и «Эллора (Ашрам)», висящие над сильно выступающими витринами с крупными предметами из коллекции ГМВ. Полностью их увидеть при такой развеске нельзя ни с какого ракурса.
В конце этого зала на удобном для зрителя месте висит большая (1,5х2 м приблизительно) танка из фонда ГМВ. А помещенная над ней сокровенная картина Н.К. Рериха «Священный дар», наполненная глубочайшим символизмом и важными деталями, просто теряется в вышине. При этом «профессионально» выставленное освещение делает невозможным рассмотреть эту картину в искусственно созданной темноте.
В зале находятся также предметы из коллекции Рерихов и принадлежащие им личные вещи. Произведения искусства, в том числе подаренные Учителем Елене Ивановне Рерих, объединены с походными инструментами и предметами быта, не все атрибутировны, дополнены посторонними вещами, к Рерихам отношения не имеющими. И только очень внимательный посетитель сможет прочитать в списке мелким курсивом, где собственно коллекция Рерихов в этом «художественном беспорядке».
Про «ковер» из картин Гималайской серии Н.К. Рериха было много критических замечаний и в прежней экспозиции. Но «лоскутное одеяло» из священных вершин сотрудники ГМВ оставили без изменений. Похоже, что таким образом создатели экспозиции решили механически увеличить число экспонатов, не заботясь о художественном впечатлении от них.
Не отражены в экспозиции ни общественная деятельность семьи Рерихов, ни их мировоззрение, без понимания которого невозможно полноценно осмыслить их художественное творчество.
Завершающим аккордом посещения музея (очень хочется взять это слово в кавычки, так как это музей только по названию) стал небольшой магазин, где по традиции посетители могли бы приобрести что-то на память о выставке. Что же предлагает им магазин Музея Рерихов? Всё его пространство уставлено витринами с сувенирами, изданиями востоковедческой литературы, красочными дорогими альбомами. И только в одной (!!!) витрине пара полок отведена тематическим материалам, имеющим отношение к творчеству Рерихов. Парочка открыток сомнительного качества, несколько репродукций, пазлы из картин, 3-4 наименования книг – вот всё, что может предложить магазин посетителям. Причем, эту заветную полочку надо ещё обнаружить среди десятка шкафов-витрин с востоковедческими материалами. И это при обилии уже изданных книг и альбомов рериховской тематики! Нет в магазине книг Учения Живой Этики, нет литературных и научных трудов Рерихов, нет альбомов, нет книг о Рерихах. Если экспозиция музея не позволяет получить представление о масштабе творческой деятельности великой семьи, то и ассортимент магазина построен по тому же принципу – как можно меньше о Рерихах в музее, посвященном их творчеству.
Главное впечатление от посещения очередной выставки так называемого Музея Рерихов на ВДНХ – профанация. Это не музей имени великой семьи. Там Рерихов не любят, не уважают, не понимают и сознательно делают всё возможное, чтобы сокрыть их роль и культурное значение для России и мира. Трудно отнести увиденное только к непрофессионализму сотрудников. Скорее сознательное умаление роли художественного и идейного наследия Рерихов, так необходимого сегодня всем нам. Искажение и замалчивание – вот настоящая цель выставки «Ковчег будущего», которую было бы правильнее назвать «ковчегом без будущего».
Садовская И.А., Культурный Центр им. Н.К. Рериха
Декабрь, 2022 г.
Главная > Рерихи и современность > Защита Имени и Наследия Рерихов и Е.П. Блаватской Опубликовано: 8.12.2022