Н.К. Рерих. Могилы в пустыне (Киргизская могила. Каракорум) 1925-1927 гг.

 

 

История с географией

от Музея Востока

Странные перемещения

во времени и пространстве

картины Н.К. Рериха «Могилы в пустыне»

 

Создание живописной панорамы Азии было одной из целей Центрально-Азиатской экспедиции Николая Константиновича Рериха. Огромные просторы, по большей части недоступные в то время европейским путешественникам, а тем более художникам, требовали не только исследований, но и запечатления в художественных образах.

В книге «Сердце Азии», созданной на основе путевых дневников экспедиции Н.К. Рерих писал:

«Конечно, моё главное устремление, как художника, было к художественной работе. […] Никакой музей, никакая книга не дадут права изображать Азию и всякие другие страны, если вы не видели их своими глазами, если на месте не сделали хотя бы памятных заметок. Убедительность, это магическое качество творчества, необъяснимое словами, создается лишь наслоением истинных впечатлений действительности» [1, с. 159-160].

Картины, созданные непосредственно на маршруте экспедиции и после неё, составляют значительную часть художественного наследия Мастера. До конца жизни он возвращался к впечатлениям грандиозного маршрута. Прекрасные пейзажи, увиденные глазами великого художника, археологические объекты, памятники истории и культуры народов, исчезнувших в глубине веков, сцены жизни современных обитателей тех мест – вот лишь некоторые из сюжетов, привлекших внимание Рериха.

Эти картины – не только произведения искусства, они и ценнейший материал для научных исследований. Неслучаен был маршрут экспедиции, неслучайны были места, где она прошла, неслучайны были и запечатленные на полотнах образы. Они составляют ценнейшую панораму Сердца Азии, увиденную великим художником и осмысленную историком, этнографом, мыслителем. Панорама эта расставляет вехи на пути ученых, свободных от научных догм и предрассудков. 

Один из этапов Центрально-Азиатской экспедиции проходил по Восточному или Китайскому Туркестану. Сейчас этот регион называется Синьцзян-Уйгурским автономным районом Китайской Народной Республики.

Этот этап начался 30 сентября 1925 года с пересечения Каракорумского перевала и спуска в сторону Кашгарии (Тарим-Лобнорского бассейна).

Первым оазисом на пути каравана экспедиции был оазис Санджу, где Рерихи встретили народ киргизов. Это были кочевники, ведущие традиционный образ жизни на протяжении многих веков. Окрестные оседлые народы приписывали им множество пороков – коварство, жестокость, склонность к грабежам и т.п.

8 октября 1925 года при приближении к оазису Санджу Рерихи заметили первые юрты киргизов, а на другой день, уже в Санджу произошла первая встреча с ними, которую Н.К. Рерих описал так:

«9 октября. Санджу - оазис. Мы простились с горами. […] Время завтрака; хотим остановиться, но скачут какие-то всадники и зовут ехать дальше. Там приготовлен дастархан от киргизских старшин. На узорчатых ярких кошмах очень картинно разложены горки дынь, арбузов, груш, яиц, жареных кур и посреди - запеченная половина барана. Круглые с дырками и ямочками желтые лепешки точно сорвались с картины Питера Эртцена. Это напомнило милое Ключино, Новгород, раскопки каменного века и радушного Ефима. И здесь те же кафтаны и бороды, и пояса цветные, и шапочки, отороченные мехом волка или речным бобром. И трудно себя уверить, что эти люди не говорят по-русски. И действительно, многие из этих бородачей знают отдельные слова и очень гордятся, если у них есть какая-нибудь русская вещь…» [2, с.  129 -130].

Дружелюбие и доброжелательность киргизов Рерихи не раз отмечали на маршруте экспедиции по Синьцзяну.  Даже в последний день этого этапа, 28 мая 1926 года, на границе с Родиной последними, кто провожал их, была киргизская стража.

«28 мая. […] Около нас ехала киргизская стража. Те же скифы, те же шапки и кожаные штаны, и полукафтаны, как на Куль-Обской вазе. Киргизы гонялись за показавшимися через дорогу волками. Один из киргизов нарвал для Е. И. большой пучок красных пионов» [2, с. 267].

Каракиргизы 1 встречали экспедицию живописными дастарханами, охотно показывали святилища и почитаемые места. Н.К. Рерих отмечал, что и женщины, и дети в этом народе были чисты, у них отсутствовали заболевания, которые были распространены у кочевников по ту сторону Каракорума. Николай Константинович писал об очень красивых вышивках, которые, впрочем, женщины отказывались продавать, потому что изготавливали их для себя.

Нам известны три картины Н.К. Рериха, так или иначе связанные с киргизами. Это картины «Киргизский мазар. Санджу», 1925 г. (Холст на картоне, темпера. 30,5x40,5, Университет Северной Каролины. Шарлотт, США), «Каракиргизы,», 1932 г. (Холст, темпера. 46,5х79,3, Музей Николая Рериха. Нью-Йорк, США) и картина «Могилы в пустыне (Киргизская могила. Каракорум)», (1925-1927 гг. Оргалит, темпера. 30х40,3, Государственный музей Востока. Россия).

Две из этих картин («Киргизский мазар. Санджу» и «Могилы в пустыне») написаны непосредственно на маршруте Центрально-Азиатской экспедиции, ещё одна («Каракиргизы») несколько лет спустя.

Все три картины изображают места, описанные в книге Н.К. Рериха «Алтай – Гималаи». Например, картины «Каракиргизы» и «Киргизский мазар. Санджу» весьма точно отражены в следующей дневниковой записи:

«4 октября. (…) Проходим несколько мазаров, то есть почитаемых мусульманских могил. Можно думать, что их полусферическое покрытие и вышка в центре - не что иное, как форма древнего буддийского чортена. Когда подходили к могиле святого, проводник-киргиз соскакивает с коня и очень красивым жестом приносит почитание. Трудно было ждать от его неуклюжей фигуры такое красивое движение» [2, с. 124-125].


Н.К. Рерих. Киргизский мазар. Санджу. 1925 г. Н.К. Рерих. Каракиргизы.  1932 г.

Н.К. Рерих. Киргизский мазар. Санджу. 1925 г. Холст на картоне, темпера. 30,5x40,5 Университет Северной Каролины. Шарлотт, США
Н.К. Рерих. Каракиргизы.  1932 г. Холст, темпера. 46,5х79, 3.  Музей Николая Рериха. Нью-Йорк, США

Интересно отметить, что мазары, подобные изображенным на картинах, до сих пор очень распространены и на территории Западного Туркестана – современного Казахстана. Редко какое мусульманское кладбище обходится без нескольких таких сооружений.

Описание особенностей погребения, изображенного на картине «Могилы в пустыне» мы встречаем в дневниковых записях Юрия Николаевича Рериха:

«Местность как-то неожиданно приняла более пустынный характер[...]. Проходили мимо большого киргизского кладбища – величественных мазаров, в архитектуре которых безошибочно угадывался иранский стиль, и обычных каменных могил, уставленных высокими бунчуками с черными конскими и ячьими хвостами на концах – характерная черта мусульманских могил в Китайском Туркестане» [3, с. 80-81].

Запись эта сделана 6 октября 1925 года на пути к оазису Санджу, вскоре после преодоления Каракорумского перевала. Вероятно, тогда же была сделана и фотография места, очень похожего на «Могилы в пустыне».


Н.К. Рерих. Могилы в пустыне (Киргизскиая могила. Каракорум). 1925-1927 гг.Киргизская могила на Каракорумском пути. Экспедиционная фотография

Н.К. Рерих. Могилы в пустыне (Киргизскиая могила. Каракорум). 1925-1927 гг. Оргалит, темпера. 30х40,3. Государственный музей Востока. Россия
Киргизская могила на Каракорумском пути. Экспедиционная фотография (источник: Рерих Ю.Н. По тропам Срединной Азии [3])

В настоящее время эта картина находится в Государственном музее Востока (ГМВ). Её, вместе с другими полотнами, коллекциями и личными вещами Рерихов передала в Москву американская сотрудница Рерихов г-жа Кэтрин Кэмпбелл-Стиббе в 1976 и 1978 годах прошлого века. Этот дар положил начало собранию Рерихов в Музее Востока.  

Коллекцию картин г-жа Кэмпбелл-Стиббе в течении многих лет составляла из приобретенных на аукционах полотен Н.К. Рериха, выполняя волю Елены Ивановны Рерих. Это были в основном картины из разграбленного после 1935 года Л. Хоршем первого Музея Николая Константиновича Рериха в Нью-Йорке. В их числе были полотна, созданные Н.К. Рерихом на маршруте Центрально-Азиатской экспедиции и переданные в Нью-Йоркский музей, чтобы составить в его экспозиции уникальную панораму тех мест, по которым прошла экспедиция. Частью этой экспозиции и была небольшая картина, написанная в Восточном Туркестане (Синьцзяне) и называвшаяся «Могилы в пустыне».

В 2014 году, спустя более чем 35 лет после того, как г-жа Кэтрин Кэмпбелл-Стиббе преподнесла Государственному музею Востока свой щедрый дар, был наконец издан каталог этой коллекции, который так и назывался – «Щедрый дар. Коллекция Рерихов из собрания К. Кэмпбелл в Государственном музее Востока» (далее – «Щедрый дар») [4].


Каталог "Щедрый дар"Каталог "Щедрый дар"

Каталог "Щедрый дар" (обложка)
Каталог "Щедрый дар" (с. 110)

Информация об интересующей нас картине находится в каталоге на с. 110. На этой странице расположена качественная репродукция картины, её фрагмент, атрибуция, а также короткая цитата из книги Н.К. Рериха «Алтай-Гималаи», которая описывает встреченные по пути могилы:

«Опять шли течением Каракаша… низкие могилы, уставленные бунчуками с конскими хвостами на концах.

Опять ставим палатки.  Недалеко – одинокая могила с двумя хвостами на погнувшихся кольях. Рисовал» [4, с. 110].

Присмотримся к этой цитате повнимательнее. Она составлена из двух разных фрагментов и в подлинном виде выглядит следующим образом:

«6 октября. Опять шли течением Каракаша. Пришли в большое старое киргизское кладбище. Мазары с полусферическим сводом. Низкие могилы, уставленные бунчуками с конскими хвостами на концах» [2, с. 127].

«2 февраля […] Опять ставим палатки.  Недалеко – одинокая могила с двумя хвостами на погнувшихся кольях. Рисовал» [2, с. 171].

Как видно, цитата О.В. Румянцевой составлена из двух фрагментов дневника, разделенных почти четырьмя месяцами. Причем, в цитировании это никак не обозначено. Зато пропущена та честь текста, которая указывает на принадлежность описываемых могил киргизам. Запомним этот факт.

В атрибуции картины на с. 110 каталога «Щедрый дар» мы читаем:

71. Могилы в пустыне. Монголия-Тибет. 1925 – 1927. Desert Graves (Kirgiz Tomb. Karakorum) оргалит, темпера, 30х40,3 см. Инв. № 8369 II [4, с. 110].

Несложно заметить, что английское название картины, т.е. название, с которым картина поступила в ГМВ, заметно не совпадает с русским его переводом. Авторское название на английском языке («Могилы в пустыне. Киргизская могила. Каракорум» - пер. с англ.) недвусмысленно указывает, что на картине изображена киргизская могила, находящаяся в районе Каракорума. Это самое начало пути по Синьцзяну, который экспедиция прошла в конце сентября – начале октября 1925 года. Там же находится и упоминаемая в цитате река Каракаш (Каракашдарья). Ни к Монголии, ни к Тибету этот район отношения не имеет.

Таким образом мы видим, что в научном(!) издании ГМВ искажено авторское название картины, сделан неправильный перевод этого названия с английского языка на русский, некорректно изложена цитата из экспедиционного дневника Н.К. Рериха.

Но это только часть странных превращений картины «Могилы в пустыне» в коллекции ГМВ.

В 1997 году, за 17 лет до издания каталога, в издательстве «Агни» вышел альбом «Николай Рерих. Святослав Рерих. Русские художники. Картины из коллекции Государственного музея Востока в Москве» [5]. Вступительную статью к альбому написали В.А. Набатчиков, на тот момент Генеральный директор ГМВ, и заведующая Мемориальным кабинетом Н.К. Рериха в ГМВ О.В. Румянцева (впоследствии автор каталога «Щедрый дар»).

Судя по вступительной статье, ГМВ и Рериховский центр духовной культуры в Самаре, которому принадлежит издательство «Агни», находились в самых тёплых отношениях. И можно было бы ожидать, что не только репродукции в альбоме, но и их атрибуция будут выполнены достаточно качественно.


Альбом Н.К. и С.Н. Рерихов. Изд. "Агни"Альбом Н.К. и С.Н. Рерихов. Изд. "Агни"

Николай Рерих. Святослав Рерих. Картины из коллекции Государственного музея Востока в Москве (обложка)
Николай Рерих. Святослав Рерих. Картины из коллекции Государственного музея Востока в Москве (с. 78)

В этом альбоме воспроизведена картина «Могилы в пустыне». Но она почему-то отнесена составителями к серии «Чингиз-хан», а дата написания её превратилась в 1930 год. Да и материал, на котором написана картина из оргалита превратился в холст [5, с. 78].

Серия «Чингиз-хан» была составлена Н.К. Рерихом в 1931 году, согласно каталогу В.В. Соколовского, хорошо известного и доступного любому исследователю творчества Н.К. Рериха [6, с. 288]. Более того, несколько картин из этой серии находятся в ГМВ. Но «Могилы в пустыне» к ней отношения не имеют. Заметно желание составителей альбома любой ценой связать эту картину с Монголией. А заодно и исказить дату её написания.

Вновь с воспроизведением этой картины мы встречаемся на очень странном интернет-ресурсе, который называется “портал «Рериховское наследие»” [7]. Этот ресурс, на главной странице которого написано «При поддержке Министерства культуры Российской Федерации», содержит каталог наследия Н.К. Рериха почему-то только двух российских музеев, а именно ГМВ и Музея-института семьи Рерихов (МИСР) в Санкт-Петербурге. Хотя значительные коллекции рериховского наследия имеются в Третьяковской галерее, Русском Музее, Нижегородском и Новосибирском и некоторых других музеях России. Зато на этом портале «при поддержке Министерства культуры РФ» почему-то имеется каталог Нью-Йоркского музея Николая Рериха. Трогательное единение!

Интересующая нас картина «Могилы в пустыне» находится на этом сайте в разделе Каталог – Государственный музей Востока [8].

На странице сайта, посвященной этой картине [9] воспроизведены:

Название: «Монголия (Могилы в пустыне)», не соответствующее авторскому,

Год написания: 1930, не соответствующий указанному в каталоге «Щедрый дар»

Размеры, приблизительно совпадающие с указанными в каталоге «Щедрый дар»: 30,2×40,2

Номер музейного учета, частично совпадающий с номером в каталоге «Щедрый дар»: 28531 КП 8369 II

Чтобы внушить пользователю каталога ложную информацию о связи этой картины с Монголией, использован текст, созданный, вероятно, составителями каталога: «Просторы Великой Степи, кажущиеся безжизненными центральноазиатские пустыни были когда-то местом передвижения огромных армий и многочисленных народов. Древняя история этих мест послужила для Николая Рериха темой для работ, в которых он обратился как к образам исторических персонажей, так и реальным следам былого, соединяющим прошлое с настоящим».

Далее вновь повторяется некорректная цитата из книги Н.К. Рериха «Алтай-Гималаи», с теми же произвольными сокращениями и соединением фраз из разных мест книги.

Таким образом, три воспроизведения картины Н.К. Рериха «Могилы в пустыне», сделанные Государственным музеем Востока имеют разные названия, разные даты создания, технику написания и т.п.

Источник

Название

Дата создания

Техника

Размер

Инв.№, КП

О.В. Румянцева.

«Щедрый дар». 2014 г. [4]

Могилы в пустыне. Монголия – Тибет. Desert Graves (Kirgiz Tomb. Karakorum)

1925-1927

Оргалит, темпера

30х40,3

8369 II

Николай Рерих. Святослав Рерих.

Картины из коллекции Государственного Музея Востока. 1997 г. [5]

Могилы в пустыне. Серия «Чингис-хан».

Graves in the Desert. Genghis khan Series.

1930

Холст, темпера

30х40,3

Не указан

Рериховское наследие [Электронный ресурс], 2018 г.

Государственный музей Востока. http://roerich-heritage.ru/reference/museums/gmv/index.php

Монголия (Могилы в пустыне) http://roerich-heritage.ru/data/gmv/8369-ii/index.php

1930

Оргалит, темпера

30,2х40,2

28531 КП

8369 II

 

Мы видим - сотрудники ГМВ системно стремятся доказать, что картина имеет отношение к Монголии и создана после Центрально-Азиатской экспедиции. Манипуляции с названием, искажение сведений из собственного же научного каталога, некорректное цитирование вводят в заблуждение исследователей и поклонников творчества Н.К. Рериха. Что это – случайность, непрофессионализм или замысел?

Вернемся, однако, к порталу «Рериховское наследие». Беглое изучение открытых данных по этому интернет-ресурсу показывает, что он создан в 2018 году, сразу после варварского разрушения Общественного музея имени Н.К. Рериха, находившегося в Усадьбе Лопухиных. В тот момент Министерству культуры и подчиненному ему ГМВ нужно было погасить недовольство этим вандализмом. В ход пошли публикации сканов дневниковых записей Е.И. Рериха, обещания «вот-вот, не сходя с этого места» создать государственный музей Рериха. В этой же логике, вероятно, родилась и идея портала «Рериховское наследие», объединившего «под одной крышей» три музея, один из которых находился в США, а другой (МИСР) не обладает значительной коллекцией произведений Н.К. Рериха. Зато именно эти музеи самым активным образом способствовали разрушению Общественного музея имени Н.К. Рериха [10] в Усадьбе Лопухиных.

Созданный на скорую руку, до сих пор (с 2018 года!) работающий в тестовом режиме, и с того же 2018 года не обновлявшийся, портал декларирует свои принципы следующим образом:

«Профессионализм и объективность, следование фактам и их тщательный анализ, уважительное отношение к наследию и критический подход к источникам, открытость и коллегиальность – вот принципы, которыми ведущие портала намерены руководствоваться в его работе» [11].

Увы, ничего из вышеперечисленного, а особенно «уважительного отношения к наследию», нам не удалось обнаружить в материалах, связанных с картиной Н.К. Рериха «Могилы в пустыне».

К сожалению, это не случайная проблема с одной из нескольких сотен картин Н.К. Рериха в коллекции ГМВ. В статье вице-президенте Международного Центра Рерихов А.В. Стеценко «Правда о коллекции С.Н. Рериха» [12] подробно рассказывается, какие «чудеса» происходят с картинами Н.К. Рериха, которые его младший сын, Святослав Рерих завещал МЦР. Среди этих «чудес» - произвольные изменения размеров, техники написания, датировок, манипуляции с названиями картин. Стоит ли удивляться, что нечто подобное коснулось и коллекции, которую передала в Музей Востока Кэтрин Кэмпбелл-Стиббе?

Мы обнаружили манипуляции с названием и датой написания картины «Могилы в пустыне» случайно, работая над темой Восточно-Туркестанского этапа Центрально-Азиатской экспедиции Н.К. Рериха. Можно ли быть уверенным, что это единичный случай и подобные подмены не присутствуют и в других материалах этой бесценной коллекции? Нет ли и там географических и хронологических манипуляций?

Насколько вообще можно доверять тому, что публикует ГМВ?

Всё более актуальным становится требование Международного Центра Рерихов и почитателей творчества Рерихов из разных стран о проверке состояния хранения, экспонирования и фактического наличия 2 коллекций картин и предметного фонда как переданных после разгрома Усадьбы Лопухиных (с нарушением всех норм и правил), так и полученных из других источников.

Мы уже писали о так называемом Музее Рерихов на ВДНХ, его экспозиции «Ковчег будущего» [13] и серьезных вопросах к качеству концепции музея и оформлению экспозиции.

 К сожалению, проблема отношения к Наследию великой семьи Рерихов в Государственном Музее Востока и Министерстве культуры РФ имеет, увы, системный характер.

Садовская И.А.

Октябрь, 2024 г.


Источники

1.Рерих Н.К. Сердце Азии //Цветы Мории. Пути благословения. Сердце Азии. Рига.: Виеда. 1992.

2. Рерих Н.К. Алтай-Гималаи: Путевой дневник. Рига: Виеда. 1992.

3. Рерих Ю.Н. По тропам Срединной Азии. Пять лет полевых исследований с Центрально-Азиатской экспедицией Рериха. М.: Международный Центр Рерихов, Мастер-Банк, 2012.

4. Румянцева О.В. Щедрый дар. Коллекция Рерихов из собрания К. Кэмпбелл в Государственном музее Востока. – М.: ГМВ, 2014. – 400 с.: ил. – (Серия «Коллекции Музея Востока»).

5. Николай Рерих. Святослав Рерих. Картины из коллекции Государственного музея Востока в Москве. Русские художники. Самара. Издательство «Агни», 1997.

6. Соколовский В.В. Художественное наследие Николая Константиновича Рериха (перечень произведений с 1885 по 1947 годы) // "Н.К.Рерих. Жизнь и творчество". Сборник. М., 1978.

7. Рериховское наследие [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://roerich-heritage.ru/index.php#1

8. Рериховское наследие [Электронный ресурс]. Каталог - Государственный музей Востока. Режим доступа: http://roerich-heritage.ru/reference/museums/gmv/index.php

9. Рериховское наследие [Электронный ресурс]. Каталог - Государственный музей Востока – Монголия (Могилы в пустыне). Режим доступа: http://roerich-heritage.ru/data/gmv/8369-ii/index.php

10. Междусобойчик в Нью-Йорке [Электронный ресурс] // Сердце Азии: сайт. Режим доступа: https://roerich.kz/publication/ny-museum-konferenc.htm

11. Рериховское наследие [Электронный ресурс]. О проекте. Режим доступа: http://roerich-heritage.ru/about/index.php

12. Стеценко А.В. Правда о коллекции Святослава Николаевича Рериха / Центр-Музей имени Н.К. Рериха. Каталог. Живопись и рисунок. Николай Рерих. Святослав Рерих. Юрий Рерих. Елена Рерих / Под общ. ред. Л.В.Шапошниковой. в 2 т. Т. 2. М.: Международный Центр Рерихов, Мастер-Банк, 2010. – 868 с., ил. С. 382 – 400. Доступно также: Международный Центр Рерихов [Электронный ресурс].  Режим доступа: https://icr.su/rus/protection/heritage/truth/stecenko_truth/index.php

13. Садовская И.А. Ковчег без будущего? Впечатления посетителя Музея Рерихов на ВДНХ [Электронный ресурс] // Сердце Азии: сайт. Режим доступа: https://roerich.kz/rer-modern/zachita-rer/kovcheg-bez-buduschego.htm


Примечания

1. Каракиргизы (в дословном переводе – черные киргизы, также использовались именование горные, дико-каменные киргизы) – традиционное наименование одной из ветвей народа киргизов (современные киргизы). Другая ветвь вплоть до первой половины 20 в. именовалась киргиз-кайсаки или казак-киргизы (современные казахи).

2. Резолюция совещания рериховских организаций «Подготовка и проведение достойного празднования юбилейных дат семьи Рерихов в 2024 году – важнейшая задача рериховских организаций» https://www.roerichs.com/wp-content/uploads/2023/06/26.06.23_3.06.23_rezolyucziya_soveshhanie-ro.pdf

Решение Совещания рериховских организаций от 25.12.2021 https://www.roerichs.com/reshenie-soveshhaniya-rerihovskih-organizaczij-ot-25-12-2021/


 Главная   >   Рерихи и современность   >   Защита Имени и Наследия Рерихов и Е.П. Блаватской     Опубликовано: 15.10.2024