Н.К Рерих. Слепой. 1941

 

 

Великаны и карлики

О статье А. Владимирова

«Земной путь Андрея Люфта»

 

 

«Непонятно, что заставляет их, как Миме в опере Вагнера, рассказывать и выдавать свои интриги!»

Е.И. Рерих [1]

 

В книге Николая Константиновича Рериха «Держава Света» есть очерк под названием «Сожжение тьмы». В нем он описывает действия людей, заботящихся прежде всего о своей выгоде. Таких людей он называет «гомункулусы» [2]. Эти люди противостоят героям и готовы уничтожить их при первом удобном случае. Но, удивительным образом, хитросплетения этих хитрецов разбиваются о их же собственные качества. Приведем фрагмент из очерка:

«Зорко проникая в законы, ведущие человечество, мы всюду замечаем спасительные искры. Обратите внимание, гомункулусы, как прототипы предательского Миме, мечтавшего уничтожить героя Зигфрида, всегда так или иначе выдают свои тайные умыслы. Вы, конечно, помните, как сладко успокаивал Миме настороженность Зигфрида. Как сладко шептал Миме: “Я и поил, я и кормил тебя”. Он даже говорил Зигфриду о геройском подвиге, конечно, с единственной целью, чтобы воспользоваться следствиями гигантского задания, когда Зигфрид погибнет от его предательства. Но по чудесному закону Миме начинает говорить не то, что хотел бы произнести, но то, что он думает. Истинно, устремляя внимание, вы всегда различите настоящие формулы гомункула, рано или поздно он произнесет их в вашем присутствии»[3].

Подобные гомункулусы, образцом которых Н.К. Рерих называет персонажа тетралогии [4]. Рихарда Вагнера «Кольцо Нибелунга» карлика Миме, не исчезли и в наши дни. Но в своих попытках уничтожить героя, гомункулус, как в очерке Н.К. Рериха, сам раскрывает свои замыслы.

27 ноября 2024 года ушел из жизни Андрей Люфт. Это был человек широко известный в узких кругах любителей интернет-скандалов на около рериховскую тематику.

Интересно, что после его кончины многочисленные, как бы созданные им, интернет-ресурсы продолжают работать. Невольно возникает вопрос – насколько Люфт был автором и хозяином этих площадок? Или он был просто «фронтменом», «лицом» некой влиятельной группы, которой не выгодно «светиться» в публичном пространстве?

И вот почти через полгода на сайте со скромным названием «Рериховское общество» (бывший Белорусский фонд Рерихов) появилась статья А. Владимирова, которая написана в жанре некролога – тёплые, прочувствованные слова в адрес А. Люфта и попытка в стиле панегирика описать его деятельность на пространстве рериховского движения. Разумеется, найти добрые слова об ушедшем человеке – похвальное качество, даже если этого человека звали Андрей Люфт. Поэтому и мы постараемся не говорить о Люфте плохо – его сейчас судят судьи, гораздо более справедливые, чем мы.

Но – таково свойство натуры человека – подчас воспоминания о ком-то или о чем-то не меньше (а подчас и больше) рассказывают о самом рассказчике. И рассказчик, подобно Миме, невольно раскрывает свои мысли, которые в другой ситуации держал бы при себе.

Не будем углубляться в содержание статьи, она очень длинная и довольно сумбурная. Остановимся лишь на некоторых наиболее, с нашей точки зрения, интересных моментах.

Вот некоторые высказывания А. Владимирова об Андрее Люфте:

«…нередко с заведомым пристрастием и попыткой доказать того, чего на самом деле не было, или было, но в ином ракурсе или не совсем так».

«…для спонтанности и метаний Люфта подобное было не впервой, что потом легко разворачивалось в противоположную сторону».

«По манере ведения дел и негибкости Андрей Люфт был скорее диктатором…»

«На своём публицистическом сайте «Живая Этика в мире» Люфт аккумулировал статьи всех, кто выступал с альтернативными МЦР-у и Шапошниковой идеями, прежде всего противников лично Шапошниковой, даже иногда, фактически полный сброд». (выделено нами)

А как вам понравится такое высказывание? 

«Можно задаваться вопросом: принадлежал ли Люфт сам себе в моменты некоторых его специфических выходок […]?»

Мы знаем термин, который описывает подобное состояние – «одержание». Стоит задуматься…

Но это совершенно не мешает А. Владимирову тут же рядом описывать своего «героя» и его «борьбу» с Международным Центрам Рерихов в самых возвышенных тонах:

«В разыскивании фактов и документов Люфт проявил выдающиеся таланты».

«Нужен человек-Знамя. И нужен зажигающий, мобилизующий и постоянно питающий мотив. Человеком-Знаменем в силу особенностей характера и прежней кармы предназначено было стать Люфту».

«Без экстремального поведения Люфта и усиления и консолидации им протеста в течение почти двух десятилетий, не получилось бы ему выделиться в РД на фоне прочих именитых и заслуженных».

Но это всё только начало.

Ведь главной «миссией» А. Люфта А. Владимиров видит не его интернет скандалы, а гораздо более недостойное и сомнительное (с нашей точки зрения) дело – публикацию в интернет-пространстве Сокровенных Записей Елены Ивановны Рерих, которые были захвачены вместе с архивом и Наследием семьи Рерихов в апреле 2017 года [5]. До этого момента тетради с этими Записями надежно хранились в архиве Международного Центра Рерихов, не были доступны широкой публике (о чем эта «широкая публика», если верить интернету, сильно переживала) и ждали Назначенных Сроков публикации.

Подробно и эмоционально А. Владимиров описывает деятельность Люфта в этом направлении, всячески подчеркивая его «героизм» и «отвагу» в этой постыдной истории.

Но за обилием подробностей и многословием скрываются другие, более важные мотивы А. Владимирова в возвеличивании деятельности покойного – а именно, стремление переложить на Люфта основную ответственность за профанацию Сокровенного Знания.

Профанация эта началась ещё в 30-е годы ХХ века с предательства ближайших сотрудников Н.К. Рериха, так называемого «трио» – Эстер Лихтман, Луиса Хорша и его супруги Нетти [6]. Сначала они незаконно удерживали Тетради Е.И. Рерих, затем передали их в Амхёрст-колледж. Но даже «трио» не рискнуло Дневники обнародовать – для этого потребовались предатели вообще без принципов и тормозов.  К этому приложили свои руки Д. Энтин, В. Попов, и пр., а также Владимир Росов, который фрагменты этих Записей запустил в научный оборот в своих публикациях.

По изложению А. Владимирова получается, что именно А. Люфт герой (чуть ли не с большой буквы Г), а все вышеупомянутые – лишь скромные предшественники. Не являются ли эти рассуждения попыткой переложить на персону Люфта, на котором и так «пробы негде ставить» (по цитатам самого же А. Владимирова) всё то, что сотворили более значительные фигуры? Не проговаривает ли А. Владимиров скрытые мотивы своих действий, подобно уже упоминаемому Миме у Вагнера?

Вроде бы в осудительном ключе пишет А. Владимиров о диссертации В. Росова:

«Росов в своей докторской диссертации (2005) принижал своими политическими изысканиями, в действительности, не столько Рериха, а Великого Владыку и Учение».

Но тут же выясняется, что Людмила Васильевна Шапошникова, которая «подняла весь следовавший за ней рериховский актив на борьбу с Владимиром Росовым» - виновата в расколе рериховского движения! Как будто этот раскол не оформился ещё в начале 90-х годов, когда Д. Энтин, в то время директор Нью-Йоркского музея Рериха, пытался навязать РД свои представления о путях его развития. Странные, однако, у А. Владимирова представления о причинно-следственных связях. Опять Миме проговаривается…

И вообще бросаются в глаза назойливые попытки в этой статье противопоставить Людмилу Васильевну Шапошникову [7], выдающегося ученого, мыслителя и общественного деятеля - А. Люфту. 

«Не нам земными мерами судить, теми или не теми воспользовались средствами Люфт и Шапошникова»,

- пишет А. Владимиров. Да, пожалуй, нам земными мерами трудно соизмерить поступки и действия Слона и Моськи в известной басне И.А. Крылова. Наверное, и там «не всё так однозначно» …

Нельзя не упомянуть ещё одно «откровение» в статье А. Владимирова, прозвучавшее уже из других уст. Значительную часть его статьи (почти четверть приблизительно) занимают воспоминания о покойном Люфте его супруги В.Е. Голенищевой-Кутузовой. В них много вполне понятных по ситуации теплых слов и мелких подробностей жизни покойного супруга.

Но Миме не может не проговориться… В самом конце этих воспоминания Вера (так она сама называет себя на западный манер) отвечает на вопрос А. Владимирова о её родстве с Еленой Ивановной Рерих.

«Да, я являюсь родственницей Елены Ивановны Рерих. По материнской линии. У меня есть все доказательства этого в виде генеалогического древа. Моя мать, урождённая Голенищева-Кутузова Людмила Вадимовна, замужем за Стрелковым Евгением Вячеславовичем, я их дочь. Фамилию мамы переняла в 29 лет, когда пришла работать в мемориальный кабинет Рерихов, – по настоянию О.В. Румянцевой. Тогда у нас была тяжба за картины с МЦР, и степень родства с Е.И. Рерих могла сыграть в этом затяжном конфликте решающую роль в случае, если бы картины из ГМВ было бы решено судом передать в МЦР, а такие риски в период 2002–2005 реально существовали». (выделено нами)

Здесь важно уточнить, что понятие «степень родства» имеет юридическое наполнение – в Гражданском Кодексе Российской Федерации (ст. 1142-1145, 1148) указаны восемь очередей наследования по степени родства. Ни в одну из этих очередей г-жа Вера даже близко не попадает. К этому фрагменту воспоминаний г-жи Веры  А. Владимиров дает  следующее примечание (прим. 14, процитируем его фрагмент):

«Из генеалогической схемы, полученной автором от Веры Голенищевой-Кутузовой, следует, что вот с такого дальнего кровного истока-корня 19 (или первого) уровня, несколько уровней ниже, отделилась ветвь, которая на нисходящих уровнях приводит к фельдмаршалу Кутузову и матери Е.И.Рерих. А параллельно ей там отделилась другая длительная ветвь, которая через много колен приводит к матери Веры Голенищевой-Кутузовой. Какая здесь доля «родственности» или «родственной крови» между Верой и Е.И. Рерих, т.е. между столь дальними параллельными линиями, считать слишком долго».

Другими словами — это даже не «седьмая вода на киселе», это «нашему забору троюродный плетень».

Кичиться своим аристократическим происхождением – дело, хотя и по-житейски понятное, но вряд ли достойное уважения. Ещё менее достойно уважения, когда это происходит для получения выгоды в довольно сомнительной ситуации. За небольшим фрагментом воспоминаний В.Е. Голенищевой-Кутузовой – огромный пласт всевозможных махинаций, подлогов, подделок, подтасовок, которыми не брезгуют враги МЦР, чтобы оправдать свой противозаконный захват и присвоение Наследия Рерихов, хранившегося в МЦР. Такова карма Миме – проговариваться…

Завершим наш краткий анализ статьи А. Владимирова его странной эпитафией всем действиям врагов и противников Международного Центра Рерихов:

«Десять лет после ухода Шапошниковой и восемь лет после разгрома МЦР продемонстрировали, что всё равно вместо МЦР как всероссийского и международного центра нет и не видно альтернативы. Такое образование, подаренное нам судьбой и Свыше, нужно ценить, и если не поддерживать, если к тому почему-либо у кого не лежит сердце, то хотя бы не топить его и не рушить имеющееся. Таково разумное отношение к своему дому».

А после таких слов – вновь возвеличивание тех, кто способствовал разрушению уникального Музейона, кто и по сей день стремится уничтожить МЦР, в труднейших условиях продолжающий свою деятельность. Логика? – нет, не слышали…

Итак, что же мы наблюдаем? Странные представления о том, что такое хорошо и что такое плохо, логические нестыковки, умолчания с непонятными целями и неожиданные откровенности, опровергающие собственные утверждения. Не является ли это всё итогом старательного изучения А. Владимировым тех Сокровенных Знаний, которые были обнародованы прежде Указанных Сроков? В стремлении заглянуть в сокрытое от профанов не ломается ли ключ в неумелых и грубых руках любопытствующих?

А Великаны всё равно остаются Великанам, как не пытайтесь сравнить их с карликами.

Садовская И.А.

Июнь, 2025 г.


[1]  Рерих Е.И. Письма. Том V (1937 г.). М.: Международный Центр Рерихов, 2003, 387 с., с илл.  С. 248.         

[2]  Гомункулус (лат. homunculus – "маленький человек") - в представлении средневековых алхимиков, существо, подобное человеку, которое можно получить искусственным путём.

[3]  Рерих Н.К. Держава Света. М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 848 с. – (Антология мысли). С. 58-59.

[4]  Тетралогия – цикл произведений (в данном случае опер) из четырех частей.

[5]  Подробнее: #СохранимМузейРериха | #SaveRoerichMuseum. [Электронный ресурс]. – URL: https://save.icr.su/ru/

[6]  Подробнее: Т. Книжник. «Американская трагедия» – уроки, выводы, предостережения // Защитим имя и наследие Рерихов. – Т. 3. – М.: МЦР, 2005.

[7]  Подробнее: Людмила Васильевна Шапошникова. «Сердце Азии». [Электронный ресурс]. – URL: https://roerich.kz/publication-rm/mcr/lvsh.htm


 Главная   >   Рерихи и современность   >   Защита Имени и Наследия Рерихов и Е.П. Блаватской     Опубликовано: 15.06.2025