Монасыпова Н.Р.,
председатель Ташкентского Рериховского общества, Узбекистан
Гора "Трон Соломона"
в Туркестане
(г. Ош, Киргизия)
Фрагмент доклада "Знак триединства в культуре народов Средней Азии" на Международной общественно-научной конференции "75 лет Пакту Рериха" Международного Центра Рерихов. 2010 г.
Н.К.Рерих пишет:
«Рано зажигаются звезды. К востоку неугасно горит тройное светило Ориона. По всем учениям проходит это поражающее созвездие. В архивах обсерваторий, надо думать, можно найти многое о нем замечательное. Культ, окружающий некоторые созвездия, вроде Медведицы и Ориона, поражает своей распространенностью.
Шаманская мудрость поклоняется им. Не случайно Иов перечисляет именно их как акт высшего достижения. Блестки разбросаны всюду. В последнем выпуске журнала Лондонского Азиатского общества многозначительна неожиданная заметка: «Император Бабур в начале своих мемуаров говорит: “В окрестностях (горы - ред.) Баракуха находится мечеть, называемая Джауза Маджид”». Истинное значение этого названия есть “Дом Ориона”. Джауза есть имя Ориона. С каким же древним культом слилась мечеть, указанная Бабуром, теперь, вероятно, смытая песками великих пустынь? Неустанно притягивает Орион глаз человеческий. Опять говорят астрономические бюллетени о непонятных розовых лучах, вспыхнувших в этом созвездии. Созвездие Ориона включает знаки “Три Мага”. В древних учениях значение Ориона приравнивалось значению Атласа, державшего ношу мира. Звезда Востока!» [1, с. 46–47].
Гора, упомянутая Николаем Рерихом, которая упоминается Бабуром как Баракух (красивая), есть не что иное, как Тахт-и-Сулейман, или «Трон Соломона», расположенная в сердце среднеазиатского города Ош. Она представляет собой пятиглавый известковый останец длиной более 1140 м и шириной 560 м по подошве, вытянутый с запада на восток. Название «Трон Соломона» Н.К.Рерих объясняет по услышанной легенде о том, что царь Соломон прилетал на эти горы на своем летательном аппарате. В Азии такое название носит не одна гора.
«Ни в одной песне не сказывается, отчего гора “Трон Соломона” носит это имя. Ведь это место очень древнее <...>Но откуда имя Соломона? Имя Соломона гора получила от легенды, что Соломон, желая скрываться от условностей царской жизни и тягостей двора, на ковре-самолете с любимой женою переносился на эту гору. Опять упоминание о “летательном аппарате” Соломона. Такая же гора в Туркестане и Персии» [1, с. 69].
Но в городе Ош, у подножия горы «Трон Соломона», и сейчас функционирует мечеть, носящая название Джауза. Мечеть реставрировалась и перестраивалась, но сама ее основа всегда сохранялась, ученые датируют строительство мечети у подножия горы XVI веком.
Мечеть Джауза на фоне горы Сулайман-Тоо. Гравюра 19 в.
На этой горе есть следы коленей царя Соломона и следы его слез. Следы коленей очень крупного человека. Следы слез напоминают по строению созвездие Орион.
Николай Константинович Рерих упоминает этот факт в путевом дневнике, в записи от 7 марта 1926 года:
«Еще рассказ: “У города Ош есть гора Соломона. Даже сохранились ямки, где на коленях Соломон молился”» [1, с. 195].
«Ямки, где на коленях Соломон молился» находятся внутри худжры, построенной Бабуром.
Cам «Домик Бабура», как называют его обычно живущие в городе Ош, просуществовал до шестидесятых годов прошлого столетия и был разрушен невежественными местными властями в целях борьбы с «религиозными предрассудками». Затем по сохранившимся чертежам худжра в годы перестройки была восстановлена на добровольные пожертвования.
Сулайман-Тоо – священная гора в киргизском городе Ош, в июне 2009 года стала первым в этой стране объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Панорамная фотография Сулайман-Тоо
На картине Н.К.Рериха «Чинтамани» Конь Счастья несет камень, присланный с созвездия Орион от Трех Магов. На камне в светлом пламени изображен Знак Триединства.
Возможно, что мечеть Ориона у подножия горы «Трон Соломона» является одним из свидетельств почитания ТРИЕДИНСТВА.
Если пройти по хребту вершины, где построен «Домик Бабура», дальше, к следующей вершине, то там можно увидеть выбитое на граните самого края горы изображение Знака Триединства, подобное тому, что на Знамени Мира; рядом – с одной стороны углубление от ладони, с другой – углубление от ступни. Изображение напоминает картину Н.К.Рериха «Знаки Христа», только вместо пестика изображен Знак Триединства.
Сейчас изображение руки исчезло, кусок гранита, на котором оно было, к сожалению, кто-то взял, отделив его от горы.
Когда мы были в городе Ош на горе «Трон Соломона» у этого знака, нам повстречался местный житель киргиз, который удивился, увидев нас, и спросил, откуда мы знаем про это изображение? Затем он рассказал нам, что знак обладает целительной силой, и местные жители ходят к нему лечиться. Данных о времени появления этого символа на горе «Трон Соломона» у нас нет.
Универсальность и распространенность данного символа свидетельствует в пользу гипотезы об общих истоках многих культур.
Знаки Священные… Вехи-приметы,
Всюду три круга в Одном.
Трон Соломона украшен при этом
Оттиском древним времен.
След от Руки отпечатан на камне,
След от ступни сохранен
Имя древнейшего Храма
Названо вслух – Орион.
Всюду следы и благие приметы…
Знаки мы все соберем.
Знаки расставлены нам на планете –
Всюду три круга в одном.
Прошлое наше, хранимое в Чаше,
Плавится чистым огнем,
Путь наш в Грядущее, – он в настоящем.
Вечностью все соберем [2].
Источник: электронная библиотека сайта Международного Центра Рерихов
Также на эту тему:
Н.С. Терлецкий. Сулайман-Тоо в фотоколлекциях МАЭ
Литература и примечания
1. Рерих Н.К. Алтай–Гималаи. Рига: Виеда, 1992.
2. Стихотворение Н.Р. Монасыповой.