Старовойтова О.Л.,
Космические Законы
и человеческое понимание
их в истории планеты Земля
Посвящается памяти Л.В. Шапошниковой
Вся методология Живой Этики тесно связана с действием законов Космоса, без учета которых не может существовать в современном мире ни одна система познания. Ибо последняя действует лишь в рамках таких законов.
Л.В. Шапошникова. Космическое мышление и новая система познания
Старше всех вещей — Бог, ибо он не рожден. Прекраснее всего — Космос, ибо он творение Бога
Фалес из Милета
Когда на свете появляется гений, то узнать его можно хотя бы по тому, что все тупоголовые соединяются в борьбе против него.
Джонатан Свифт
«Что это за (космические) законы? Я не мог найти ответ»
После силового захвата Международного центра Рерихов (далее МЦР) главное достояние общественного музея МЦР - бесценный архив и коллекция картин семьи Рерихов - перешла в собственность Государственного Музея искусства народов Востока (далее музей Востока, ГМВ). Произошло это в нарушение воли дарителя, поскольку последний член семьи, С.Н. Рерих, живший в Индии, пожелал, чтобы наследие его семьи хранилось в России в общественном музее. Просьба великого художника обсуждалась на высшем уровне в 1987 году, в Кремле, во время встречи президента СССР М.С. Горбачева со С.Н. Рерихом. После нее Совет министров страны принял специальное постановление № 450 от 4.11.1989 г., выделил под обширнейшую коллекцию усадьбу Лопухиных. МЦР пребывал в общественном статусе более четверти века, успев проделать колоссальную работу, и весь этот период времени ГМВ всячески ей препятствовал.
Однако глава МЦР, заслуженный деятель искусства РФ России Л.В. Шапошникова, твердо исполнявшая волю С.Н. Рериха, опубликовала документы о многолетних взаимоотношениях двух музеев в книге «Меч Мира», вышедшей после, в конце 2015 года. Через три месяца прозвенел первый тревожный звонок: 25 ноября 2015 года Росимущество передало усадьбу Лопухиных, находящуюся в безвозмездном пользовании МЦР, в оперативное управление ГМВ. Спустя полтора года представители этого учреждения, вкупе с представителями Министерства культуры РФ, Главного следственного управления ГУ МВД РФ по г. Москве в сопровождении сотрудников Росгвардии при оружии и в полной экипировке, появились во дворе усадьбы Лопухиных. Замки были сломаны, помещения опечатаны, сотрудники выставлены из рабочих кабинетов на улицу [1]. Случилось это роковое для судьбы России в 2017 году седьмого марта, а завершилось тридцатого апреля. Руководители ГМВ вкупе с министерством культуры получили наследие Рерихов, завладеть которым стремились давно.
Спорная ситуация вокруг российского наследия семьи Рерихов вызвала большой общественный резонанс. В результате 12.05.2017 года в ТАСС состоялась пресс-конференция для прессы. Свою позицию по данному вопросу озвучивали лица, стоявшие за экспроприацией усадьбы Лопухиных. В частности, генеральный директор Музея Востока А.В. Седов, доктор исторических наук, эмоционально вопрошал: «Я сижу и слушаю про это новое космическое мышление [2], и у меня начинают волосы на голове шевелиться, я не понимаю, где я нахожусь. Люди всерьез это обсуждают» [3]. А советник министра культуры РФ, доктор культурологии К. Е.Рыбак выдал на-гора такой перл: «По поводу развития нового космического мышления. Да, действительно, в МЦР есть ОНЦ КМ (Объединенный научный центр проблем космического мышления – О.С.). Этот отдел занимается изучением закона энергоинформационного обмена в космосе, закона космической Иерархии, закона Высшей воли, закона единства Космоса, и т.д. <…> Вопрос к вам, уважаемые коллеги, вы наберите любой из этих терминов в гугле, яндексе, наберите, что такое наука, что такое критерий научного познания мира, ответьте, что это за законы. Я не мог найти ответ» [4]. На поверку же звучавшие из уст остепененных ученых доводы оказались несостоятельными, а эмоциональная апелляция к общественному мнению - не более, чем беспроигрышным заигрыванием с публикой, большей частью несведущей в обсуждаемой теме.
«И даже то, что быть не может, однажды тоже может быть»
Ведь и надо мною смеются, будто над безумцем, когда я в собрании говорю что-нибудь о предметах божественных и предсказываю будущее, — смеются не потому, чтобы мои предсказания были несправедливы, а потому, что завидуют всем таким, как мы.
Платон. Эвтифрон
Для начала тоже заглянем в Интернет и посмотрим, действительно ли там отсутствует информация по затронутым на пресс-конференции вопросам? Ведь Учение Живой Этики (далее Учение) уже без малого сто лет изучается в научном пространстве многих стран мира. Начнем с Закона Высшей воли, многократно фигурирующего в книгах Учения, например: «Закон Высшей воли творит беспредельно» [5]. Словосочетание в поисковых системах дает навскидку серьезный труд по истории России XVIII века. Цитируем: «С другой стороны, в абсолютистской России спонтанно формировалось представление о двух важнейших источниках закона – Высшей воле и воле императора, что способствовало дальнейшей сакрализации образа монарха» [6]. Закон Высшей воли, как и остальные космические законы, имеет разные грани. В данном случае для иллюстрации своей мысли автор выбрала тему божественного происхождения царской власти. Эту идею с глубокой древности разделяли все народы земного шара. Еще в древнем Риме существовало место – Templum [7], выделенное и освященное авгуром (от лат. augures через inauguro -гадать по полётам птиц). Здесь с соблюдением священных обрядов (инаугурация) приводили к власти царей.
Процитируем ответ Ивана III германскому императору Фридриху III, предложившему московскому князю королевский титул:
«А что ты нам говорил о королевстве, то мы божией милостью государи на своей земле изначала, от первых своих прародителей, а поставление имеем от бога, как наши прародители, так и мы» [8].
То же самое верование распространено и в Азии. Вот что говорит Чингисхан:
«Я стал Владыкой
Не доблести благодаря великой,
Нет, волею Небесного Отца
Я стал Владыкой» [9].
Молитва «Отче Наш» также начинается со слов: «Да будет воля Твоя и на земле, как на небе». В целом же под законом Высшей воли подразумевают емкую формулу, выраженную в пословице «Без бога ни до порога». С богом в душе начинай обмысливать любое дело, с богом его верши достойно, с ним же и заканчивай. Бог не в силе, а в правде.
К сожалению, следовать в жизни закону Высшей воли способны далеко не все правители, равно как и обычные люди. Чаще они подчиняются другому космическому закону – свободной воли. Знаменитый мыслитель эпохи Возрождения Джованни Пико делла Мирандола (1463-1494) определил его суть так:
«Тебе дана возможность упасть до уровня животных, однако вместе с тем ты имеешь возможность подняться до уровня Бога лишь благодаря своей внутренней воле» [10].
Действительно, каждый человек – творец своей судьбы.
Следующие законы, не понятные г-ну Рыбаку – закон космической Иерархии и закон единства Космоса. Интернет и тут выдает массу материалов. К примеру, труд «О божественной Иерархии», принадлежащий Дионисию Ареопагиту (V-VI вв.), работа «Теология Платона» Марсилио Фичино, главы Платоновской академии во Флоренции XV в. Процитируем современный научный труд, в котором оба названных закона упоминаются вместе: «Мироздание предстает в философии Марсилио Фичино как иерархически построенное единство, в котором имеется не только – обычное для неоплатонизма – нисхождение от высшего начала, бога, к низшей ступени бытия, материи, но в котором осуществляется и внутренняя взаимосвязь всех ступеней иерархии. ''Все части мира, хотя они и различны, согласуются во взаимном порядке, ибо составляют единое тело, перенимают друг у друга и заимствуют природу. Низшие тела движутся высшими, высшие – бестелесной природой. Порядок этот зависит не от случая, ибо он всегда тождествен и подобен себе''. Стало быть, бог есть единственный распорядитель единого мира» [11]. А вот интерпретация закона единства Космоса великим Данте:
«Все в мире неизменныйСвязует строй; своим обличьем онПодобье бога придает вселенной.Для высших тварей в нем отображенСлед вечной Силы, крайней той вершины,Которой служит сказанный закон.И этот строй объемлет, всеединый,Все естества, что по своим судьбам! -Вблизи или вдали от их причины [12].
И, наконец, «изучением закона энергоинформационного обмена в космосе» [13] современные ученые занимаются тоже, причем серьезно. Читаем в Интернете: «В начале XX века представителями различных научных направлений делались попытки создать теории о сложном строении Человека как единой энергоинформационной системы, главной определяющей которой является Сознание. Сознание невозможно измерить, так как в основе его лежит идея Бога, его первичный "посыл", Божественная линия или струна» [14]. Иной аспект упомянутой темы затронут в другом научном сборнике, тоже представленном в Интернете [15]. Л.В. Шапошникова, от научных концепций которой у г-на Седова «начинают волосы на голове шевелиться», исследует ту же самую тему в направлении, архиважном для существования современного человечества и его космической эволюции. В частности, она пишет:
«Жизнедеятельность Космоса поддерживается энергетическим обменом между различными составляющими его структурами. Космическая эволюция человечества есть по сути своей энергетический процесс, в основе которого лежит все тот же энергетический обмен. Последний является главной движущей силой эволюции» [16].
Он же отражен в космическом законе Иерархии. Действительно, по верованиям многих мудрецов «иерархическая структура бытия представляет собой нисходящий ряд ступеней, каждая из которых является воплощением энергии света, истекающей из единого божественного источника» [17].
Каждая ступень этой Лестницы Света, она же Scala Perfectionis ( Лестница Совершенства - итал. ), Лестница Добродетелей [18] имеет свой уровень энергий. И подъем человека вверх регулирует великий космический закон, который звучит так: «Высшее в эволюции ведет за собой низшее» (см. выше о философии Марсилио Фичино – О.С.). «Под «высшим» имеются в виду миры высокого состояния материи и высоковибрационной энергетики, под «низшим» - миры плотной материи и малого измерения. Последние несут в себе низковибрационную энергетику [19]. Названный космический закон не нов. В доступной для понимания форме он давался человечеству много раз. В одном из блестящих произведений английского поэта Александра Поупа говорится:
«О, цепь существ! Бог - первое звено,
Над нами духи, ниже нас полно
Птиц, рыб, скотов и тех, кто мельче блох,
Тех, кто незрим; начало цепи - Бог,
Конец - ничто; нас к высшему влечет,
А низших к нам, вот правильный расчет.
Одну ступень творения разрушь -
И все падет, вплоть до бессмертных душ;
Хоть пятое, хоть сотое звено
Изъяв, ты цепь* разрушишь все равно.
Ясна простая истина как день:
Необходима каждая ступень;
Когда повреждена одна из них,
Не устоять системе остальных.
Когда бы начала земля блуждать,
Себя бы не заставил хаос ждать.
Без ангелов сместился бы эфир
И мог бы мир обрушиться на мир;
Тогда бы небесам грозил урон
И был бы поколеблен Божий трон» [20].
«Мог бы мир обрушиться на мир»? Вполне! Легенды повествуют, «что галлы на вопрос о том, что способно внушить им наибольший страх, обычно отвечали: «Мы боимся лишь одного: что небо рухнет на землю» [23]. Автор, осмыслявший данный факт, задается вопросом: «Может, речь идёт о каком-то событии, глубоко укоренившемся в памяти народа? Кто отважился бы утверждать, что наши предки не оказались жертвами ужасного бедствия»? [24] В истории есть тому примеры, например, цивилизация инков, внезапно исчезнувшая в период своего расцвета. Науке пока не ясно, что послужило причиной. Возможно, инверсия земной оси, вызванная нарушением в процессах энергообмена в Космосе, о которой некогда египетские жрецы рассказывали Геродоту [25]? Кто знает? Вопрос заслуживает серьезнейших исследований.
И, наконец, именно энергообмен, неведомый советнику министра культуры РФ г-ну Рыбаку, ответственен за появление в мире гениальных людей – главной движущей силы космической и человеческой эволюции. Читаем:
«Появление Великого Мастера всегда связано с энергетической работой ряда поколений человечества, участвующих в процессе энергоинформационного обмена. Великий мастер есть вершина такого обмена. Его творчество зарождается где-то на тончайшей грани, соединяющей миры иные с нашим, на той грани, которая потом и озарит светом или мыслью красоту этих миров в самом произведении» [26].
В качестве подтверждения приведем такой пример. Вплоть до начала XIX века египтология как научная дисциплина не имела возможности развиваться должным образом, поскольку ученые не владели языком иероглифов, на котором изъяснялись жрецы. Каждый символический знак означал в нем слово или целую фразу. Лишь с приходом Жана-Франсуа Шампольона наскальные книги страны фараонов, такие как знаменитые Тексты Пирамид, прервали свое тысячелетнее молчание. Предшествовало этому ординарное, казалось бы, событие: в 1799 году на берегу Розеттского рукава Нила в Египте, при сооружении форта Сен-Жюльен, нашли черную базальтовую плиту с надписями на трех языках, в том числе и иероглифического. В ту пору будущему светилу египтологии Жану-Франсуа Шампольону шел девятый год. Спустя 23 года в Париже в весьма необычных обстоятельствах [27] прозвучало знаменитое «Я понял!» (фр. Je tiens l’ affaire). После этого выдающийся египтолог написал свое знаменитое письмо «О фонетике иероглифического алфавита» к Бон-Жозефу Дасье, секретарю Французской Академии надписей и изящной словесности. И вскоре докладывал о сути открытия коллегам по ученому сообществу. И это – не единственный пример того, что эволюцию двигают наиталантливейшие люди, находящиеся под пристальным вниманием старших Братьев из Высшего мира. Звучит фантастически? Возможно, но только не для тех, кто изучает Живую Этику и мировую историю в разнообразных аспектах. Так что прав поэт, заметивший: «И даже то, что быть не может, однажды тоже может быть» [28]
«Вот мудрости и красоты закон…»
Уильям Шекспир. Сонет 11-й
Помимо вышеперечисленных космических законов существуют и другие. Рассказать о них можно по-разному, однако опыт вышеозначенной пресс-конференции в ТАСС свидетельствует, что названная тема мало знакома как упомянутым остепененным мужам, так и большинству из наших сограждан. По счастью, в мире во все века существовала культурная элита человечества, внимательно всматривавшаяся в жизнь и обнаружившая в ней благодаря пытливому уму разнообразные закономерности. Вот, например:
Брось свои иносказанья
И гипотезы пустые.
На проклятые вопросы
Дай ответы нам прямые
Отчего под ношей крестной
Весь в крови влачится правый?
Отчего везде бесчестный
Встречен почестью и славой?
Кто виной?
На земле ли
Закону правды не все доступно? [29].
Постановка вопросов в данном отрывке повествует о том, что в философской литературе Запада принято называть великим космическим законом причин и следствий, а Востока – законом кармы. Над ним тысячелетиями размышляли выдающиеся философы, писатели, поэты, ученые, зафиксировавшие свои выводы в сказках, в религиозных размышлениях, философских эссе, в литературном, поэтическом и художественном творчестве. К этим выдающимся людям и обратимся:
Петр Ершов, русская сказка «Конек-Горбунок»
Тут Иван опять сказал <...>
«Есть к тебе еще прошенье
То о китовом прощенье…
Есть, вишь, море; чудо-кит
Поперек его лежит:
Все бока его изрыты,
Частоколы в ребра вбиты.
Он, бедняк, меня прошал,
Чтобы я тебя спрошал :
Скоро ль кончится мученье?
Чем сыскать ему прощенье?
И на что он тут лежит?»
Месяц ясный говорит:
«Он за то несет мученье,
Что без божия веленья
Проглотил среди морей
Три десятка кораблей.
Если даст он им свободу,
Снимет бог с него невзгоду.
Вмиг все раны заживит,
Долгим веком наградит [30].
Фома Кемпийский, О подражании Христу, XIV- XV вв.
5 (174) Если отвергнешь один крест, непременно найдешь другой и может быть еще того тяжелей [31].
В сказке «Конек-Горбунок» сразу названа причина, которая привела к следствию, обернувшемуся болями для кита. Как только понята и исправлена причина, к лучшему меняется и следствие. В высказывании средневекового священника Фомы Кемпийского акцент сделан на ином. А именно: испытание, посланное жизнью, лучше выдержать без внутреннего сопротивления, иначе оно вернется снова, но уже в более тяжелом варианте.
И, наконец, замечательный русский историк обращает наше внимание на самое главное - как важно в жизни быть человеком высоконравственным:
Николай Михайлович Карамзин, историк. Предания веков. XIX в.
Правила нравственности и добродетели святее всех иных и служат основанием истинной политики. Суд Истории – единственный для государей – кроме суда Небесного – не извиняет и самого счастливого злодейства; ибо от человека зависит только дело, а следствие от Бога [32].
Космический закон причин и следствий теснейшим образом связан с космическим законом перевоплощения. В жизни его именуют реинкарнацией (от лат. re – повторение и incarnatio – воплощение). Читаем:
У Чен-энь, Путешествие на Запад. Около 1570 г.
«Богатство и славу,
И происхожденье
Судьба назначает
Еще до рожденья.
Подобный порядок
Извечно ведется.
И люди не могут
С законом бороться.
Так честность в той жизни
Дает в этой славу.
Заслужит возмездья
Поступок лукавый
Хоть ты и не терпишь
Сейчас наказанья,
Тебя не избавит
Его опозданье» [33].
В данном отрывке об упомянутой взаимосвязи повествуют 1) неотвратимость наказания, регулируемая законом причин и следствий, 2) наказание не обязательно последует в данной жизни, часто оно переходит в следующие воплощения, на что имеются свои причины. В далеком прошлом великие мудрецы, бывшие посвященными, знали свои воплощения:
«О себе он (Пифагор – О.С.) говорил (по словам Гераклида Понтийского), что некогда он был Эфалидом и почитался сыном Гермеса; и Гермес предложил ему на выбор любой дар, кроме бессмертия, а он попросил оставить ему и живому и мертвому память о том, что с ним было. Поэтому и при жизни он помнил обо всем, и в смерти сохранил ту же память. В последствии времени (так в тексте – О.С.) он вошел в Евфорба, был ранен Менелаем; и Евфорб рассказывал, что он был когда-то Эфалидом, что получил от Гермеса его дар, как странствовала его душа» [34].
В наше время люди за редким исключением не помнят своих инкарнаций, временами ощущая лишь смутные воспоминания о них. Вот, например,
Данте Габриэль Россетти. Внезапный свет. XIX в.
Я был здесь - боже мой -
Не знаю, сколько лет назад.
И мнится: мне знаком прибой,
Трав аромат,
И ветра вздох,
И в камне мох седой.
Была ты мне родной,-
Когда? Не помню, - так давно... [35].
О комическом законе перевоплощения как об универсальном законе размышляли многие выдающиеся люди, такие как Альберт Швейцер, Оноре де Бальзак, Йоганн Вольфганг Гете, Густав Флобер, Джек Лондон и другие, и с ними можно ознакомиться в Интернете [36]. Приведем высказывания и истории, известные не столь широко. Вот, например, эпитафия, которую сочинил знаменитый американский политический деятель Бенджамин Франклин:
«Здесь покоится тело Бенджамена Франклина – издателя, подобное переплету старой книги с вырванным содержанием. Но работа будет не напрасной, так как однажды он родится в новом издании, проверенном и исправленном автором» [37].
В России приверженцами идеи реинкарнации слыл Л.Н. Толстой, озвучивший ее, в частности, устами Наташи Ростовой:
«Почему я знаю, чем была я прежде <...> Ведь душа бессмертна… стало быть, ежели я буду жить всегда, так я и прежде жила, целую вечность жила» [38].
Поддерживал ее и философ П.Я. Чаадаев:
«Помните ли, что было с вами в первый год вашей жизни? - Не помню, говорите вы. - Ну что же мудреного, что вы не помните, что было с вами прежде вашего рождения» [39].
Кроме того, в периодических изданиях не раз публиковались истории из жизни известных людей, испытавших присущее перевоплощению явление дежа вю (от фр. déjà vu – уже видел). В гостиной квартиры режиссера Элема Климова на Фрунзенской набережной висел портрет его супруги, режиссера Ларисы Шепитько, в платье аристократки XVIII века. Их сын, журналист Антон Климов, рассказал историю портрета, написанного после трагической гибели матери:
«На экскурсии в одном из старинных замков Австрии мама увидела портрет герцогини, которая была поразительно на нее похожа. Помимо портрета мама обнаружила странную связь с этим местом: оказавшись в этом замке впервые, она мгновенно узнавала все предметы, всю мебель, расположение комнат, предваряя рассказ экскурсовода и видя то, чего не было видно снаружи (например, зеленое сукно под скатертью, которую по просьбе мамы подняли)» [40].
На сегодняшний день подобные случаи из жизни людей в разных странах зафиксированы в многочисленных книгах, по теме существует большое количество научных работ [41].
«Про это космическое мышление» или о преемственности, старом и новом
А.В. Седов, генеральный директор Музея Востока, доктор исторических наук
Собственно говоря, новизна космического мышления относительна, поскольку «нет ничего нового под Солнцем» [42]. Спустя тысячелетия после великого царя Израиля Соломона (X век до н.э.) то же самое на свой лад утверждали мудрецы разных народов. Например, китайский философ Конфуций, живший на рубеже V – VI веков до н.э.: «Кто повторит старое и узнает новое, тот может быть руководителем для других» [43]. Ему вторил таджикский поэт, основоположник персидской литературы Абу Абдаллах Джафар Рудаки (IX-X в.):
«Становится старое новым,Потом промчатся года,И старое сменится новью,Так было, так будет всегда» [44].
Начиная же с XVIII века, крылатой становится фраза: «Новое - это хорошо забытое старое» [45]. И, действительно, наш Космос вечно стар и вечно нов, сохраняя извечные формы и постоянно обновляя их с течением времени. Уильям Шекспир выразил это так:
«Увы, мой стих не блещет новизной,Разнообразьем перемен нежданных.Не поискать ли мне тропы иной,Приемов новых, сочетаний странных?Я повторяю прежнее опять,В одежде старой появляюсь снова.И кажется, по имени назватьМеня в стихах любое может слово <...>Все то же солнце ходит надо мной…Но и оно не блещет новизной!» [46].
Все сущее движется вперед. Планеты ведут на небесах извечный свой хоровод, порождая иные сочетания лучей, их комбинации, несущие земле новые возможности. Вот наблюдение одного из историков: «На протяжении многих столетий в зодчестве, резьбе, ювелирном деле, гончарном ремесле, в женских рукоделиях бытуют одни и те же приемы, мотивы, рисунки, изменяясь, эволюционируя, меняясь в деталях, но сохраняя основные формы» [47].
Как видим, речь идет о хорошо знакомом современной науке явлении, которое принято называть преемственностью: духовной, культурно-философской, иерархической, исторической и т.д. «Преемственность – это и возвращение назад, и воспроизведение прошедшего на качественно новом уровне»,- говорится в одной из научных статей, посвященной анализу данного явления [48]. Именно на преемственность обращает внимание Л.В. Шапошникова, вводя в научный оборот термин «космическое мышление». Она пишет:
«Общепризнанно, что человечество в своей истории прошло через три вида мышления или сознания. <...> Три вида мышления — мифологический, религиозный, научный, каждый из которых имел свои особенности, свою культуру, свою эпоху» [49].
Четвертый вид – космическое мышление – появился в России на рубеже XIX -XX веков в результате Духовной революции, известной как «Серебряный век». И он оказался теснейшим образом связан с тремя вышеназванными видами. Новое космическое мышление требует иной системы познания и иных методологических основ, сообщает далее ученый и подробно, по пунктам, повествует об этом.
Чтобы от употребления термина «космическое мышление» у г-на Седова и иже с ним на голове шевелились не волосы, а мозговые извилины, поясним сказанное на конкретном примере. Задолго до нашей эры человечество знало о существовании «Изумрудной Скрижали» (лат. Tabula Smaragdina). Записанная по одной версии на двух колоннах из изумрудного мрамора, по другой – на смарагдовой плите, она была найдена после всемирного Потопа в каменистой пещере долины Хеврон. Текст, приписываемый легендарному мудрецу всех времен и народов Гермесу (в Греции Гермес Трисмегист или трижды Величайший, в Египте – бог Тот), содержал всю космогонию на одной странице. Читаем следующие строки:
«Истинно – без всякой лжи, достоверно и высшей степени истинно: То, что находится внизу, аналогично тому, что находится вверху. И то, что вверху, аналогично (соответственно) тому, что находится внизу, чтобы осуществить чудеса единой вещи (здесь и далее - выделено автором).И подобно тому, как все вещи произошли от Единого, так все вещи родились от этой единой сущности через приспособление.Солнце её отец, Луна её мать.Ветер ее носил в своём чреве. Земля её кормилица.Вещь эта – отец всяческого совершенства во всей вселенной. <...>Эта вещь восходит от земли к небу и снова нисходит на землю, воспринимая силу как высших, так и низших областей мира. <...>Эта вещь есть сила всяческой силы, ибо она победит всякую самую утонченную вещь и проникает собою всякую твердую вещь.Так был сотворен мир» [50].
Вот с этого удивительного космогонического документа и возникла, предположительно, в древнем Египте, наука, известная доныне как алхимия. Е.П. Блаватская поясняет, что произошло название от слов «Ал и Кеми, огня, или бога и патриарха Кхем, это также название Египта» [51]. Знавали ее и древняя Греция, и древний Рим, оставившие богатейшее философское наследие. Так, Джордано Бруно в одной из своих книг приводит слова Анаксагора:
«Всякая вещь находится во всякой вещи, так как дух, или душа, или всеобщая форма, находится во всех вещах и из всего все может произойти» [52].
Спустя века, уже в нашу эру, когда в Европе формировалось религиозное мышление, мы видим императора Диоклетиана (244-306 гг.), преследующего алхимическую братию на просторах римской империи:
«Он приказал тщательно отобрать все старинные книги, в которых шла речь об удивительном искусстве делать золото и серебро, и без всякого милосердия предал их пламени» [53].
И, наконец, в XIII-XVII веках появилась целая плеяда знатоков древнего искусства: Альберт Великий, Раймонд Луллий, Арнольд Вилланова, Роджер Бэкон, Василий Валентин, Теофраст Парацельс, Роберт Фладд и другие. В их работах отчетливо прослеживается прямая связь с текстом Изумрудной скрижали. Причем наряду с термином «Единая вещь» алхимики оперировали и другими: дух, душа, тело, Камень, философский камень, огонь, трансмутации, Великое Делание (лат. Magnum Opus). В Европе той поры господствовало религиозное мышление, первым догматом которого являлось христианское Учение о святой Троице. Алхимики показывали соответствия между ними, поскольку основа всегда одна и та же. Например: «Таким образом, Троица заключается в Единице, и Единица – в Троице, ибо здесь – Дух, Душа и Тело, а там – Сера, Меркурий и Соль» [54]. В обстановке нетерпимости, присущей христианскому обществу той поры, мудрецам приходилось использовать завуалированный язык. Е.П. Блаватская пишет о своих средневековых собратьях так: «Сметь, знать, мочь и оставаться молчаливым (курсив авт.) было их постоянным правилом» [55].
Наступает XVII век, в недрах которого зародилось научное мышление. Его формирование началось с незначительного, казалось бы, события. Несколько английских ученых образовали в 1645 году в Лондоне, в Грэшем-колледже, сообщество единомышленников, или, по выражению Роберта Бойля, Незримую философскую коллегию [56]. И проводили там собрания, обмениваясь прогрессивными для своего времени идеями. Из этого сообщества, выбравшего себе девизом латинские слова Nullius in verba (Не верить на слово!), и выросло официально утвержденное в 1662 году знаменитое Лондонское Королевское общество. Отцами-основателями будущей Английской Академии наук стали достойнейшие люди эпохи: государственный деятель Роберт Морей, священник Джон Уилкинс, архитектор Кристофер Рэн, антиквар Элиас Эшмол и другие. Все они слыли поклонниками учения Гермеса Трисмегиста, повествуя тем же витиеватым языком «о многообразии превращений вещества, о возможности трансмутации металлов и элементов» [57].
И, наконец, подошел рубеж XIX- XX веков, ознаменовавшийся в России Духовной революцией, прерванной, к сожалению, Первой мировой войной. Духовные искания десятков талантливейших людей вызвали к жизни уникальное явление - русский космизм. Поэты и писатели, художники и ученые, религиозные деятели и философы, живописцы и ваятели – каждый на своем языке вдруг заговорили о единстве человека и Космоса, о беспредельности Мироздания, о множественности миров, о боге, которого «никто не видел никогда» [58], дружно осмысляя многовековое наследие предков.
Преемственность поколений в области космогонических знаний, традиционно называемых мудростью веков, блестяще передана русским поэтом Максимилианом Волошиным в стихотворении «Космос»:
Был литургийно строен и прекрасенСредневековый мир. Но ГалилейСорвал его, зажал кулак и землюВзвил кубарем на вихревой петлеВокруг безмерно выросшего солнцаМир распахнулся в центильоны** раз <...>Он очевидность выверил числом,Он цвет и звук проверил осязаньем,Он взвесил свет, измерил бег луча,Он перенес все догмы богословьяНа ипостаси сил и вещества.Материя явилась бесконечной,Единосущной в разных естествах,Стал Промысел – всемирным тяготеньем,Стал вечен атом, вездесущ эфир:Всепроницаемый, всетвердый, скользкий,–«Его ж никто не видел и нигде» [59].
Примерно в то время, в 1920 году на русском языке, миру давалось Учение Живой Этики, в центильоны раздвинувшее горизонты человеческого познания. Это было то же самое Учение древней мудрости, старое как мир, но облеченное в новую форму. Оно содержало разрозненные и разбросанные в мириадах книг крупицы космического знания, синтезированные в единое целое и дополненные сведениями из сокровенных анналов, нужными для человечества на данной ступени его эволюции. 14 томов книг Агни Йоги, записанных русским философом Е.И. Рерих, соответствовали требованию момента и касались разнообразных сторон жизни. Так началась эра космического мышления. В книгах Учения Живой Этики о бесконечной материи, «единосущной в разных естествах», говорится много [60]. Однако мы приведем простое и понятное для рядового читателя объяснение Е.И. Рерих, адресованное ее корреспондентам, задававшим аналогичный вопрос.
«Мы знаем о Едином Элементе, называемом Духо-Материей. Восточная философия утверждает, что Парабраман не имеет проявления вне покрова Мулапракити, или что дух без материи ничто. Пример куска льда (плотная материя), растворяющегося в воду (тонкое состояние ее), и, наконец, обращение воды в пар (дух) прекрасно иллюстрирует соотношение духа к материи. Поэтому я сказала бы, что все сущее состоит из различных сочетаний-дифференциаций Единого Элемента Духо-Материи. Так, дух будет вверху, а под ним – все степени материи. <...> Элемент Духо-Материи, конечно, содержит в себе всю Вселенную, потому нельзя говорить, что на одной стороне находится дух, а на другой – первичная материя. Истинно, они едины, и лишь различные степени дифференциации этого элемента при своих сочетаниях могут [дать] и дают все разнообразие проявленного и видимого Космоса» [61].
В конце XX столетия, Духо-Материя из Учения Живой Этики и Единая вещь из «Изумрудной Скрижали подразумевали одно и то же: различные состояния Духа и Материи. Однако что означают эти состояния, какую смысловую нагрузку несут, насколько значимы для жизни человечества, на протяжении долгих веков знал лишь ограниченный круг избранных людей, в том числе и те, кто изучал алхимию. Ситуация в науке изменилась лишь XX веке, в эпоху космического мышления, проложенного философами, поэтами, писателями - первопроходцами Серебряного века. И Л.В. Шапошникова, ученый-индолог, возглавлявшая Международный Центр Рерихов со дня его основания, внесла в разработку данной темы свою весомую лепту. Благодаря ее трудам мы знаем намного больше своих предшественников: о многообразной энергетической структуре Мироздания, об энергетическом обмене – горизонтальном, вертикальном и с мирами иного качества материи, лежащем в основе эволюционного продвижения и о многом другом [62].
И последнее. Вышеупомянутая конференция ТАСС озадачила многих людей, далеких от данной темы. Откуда у остепененных мужей из Музея Востока, Министерства культуры РФ и из других сфер такая ярость по отношению к Международному Центру Рерихов и его главе Л.В. Шапошниковой? Ведь «ученый не имеет права отвергать факты (если он ученый!) только потому, что они не вписываются в догму, мировоззрение?» [63].
Однако изучающих Живую Этику косная позиция отвечавших на вопросы представителей ученого мира не удивила. Замена старого новым является основой жизни на земле, и по всей истории человечества видно, сколь сильное сопротивление у людей низкого уровня сознания вызывал этот процесс в веках. Преследовали астронома Николая Коперника за его гелиоцентрическую систему, травили математика Николая Ивановича Лобачевского за его неевклидову геометрию. С глубокой древности подобных примеров не счесть. Видимо, поэтому с чьей-то легкой руки появилась шутка, что «любая глубокая идея проходит в своем становлении три этапа. На первом автор слышит: "Этого не может быть!". На втором: "В этом что-то есть". На третьем: "Кто же этого не знает?"» [64].
Блестящие труды Л.В. Шапошниковой до этого этапа непременно доживут…
2020 г.
Опубликовано: Стремление к прекрасному - путь эволюции. Материалы Международной научно-общественной конференции 17 октября 2020 г. / Иркутск: Изд-во "Репроцентр+", 2021. - 302 с. С. 110 - 134
Примечания:
* Согласно Гомеру, золотую цепь Кронион сбросил с небес на землю, чтобы люди смогли взобраться по ней в горние выси [21]. О цепи – аналоге Лестницы Иакова христиан и Лестницы Совершенства древних мудрецов – в Учении Живой Этики: «Как можно отделиться от цепи, которая держит Космос по принципу напряженной космической цепи?» [22].
** Центильон – самое большое число в математике
Использованные источники:
1. Музей, который потеряла Россия.
2. Л.В. Шапошникова. Космическое мышление и новая система познания.
3. Пресс-конференция в ТАСС 12 мая 2017 года.
4. Там же.
5. Иерархия (Учение Живой Этики). М.: Бисан-оазис, 1995. С.39. П. 61
6. Елена Марасинова. «Закон» и «Гражданин» в России второй половины XVIII века. Очерки истории общественного сознания. М.: Новое литературное обозрение. 2017.
7. Римские древности. Смоленск. Русич. 2000. С.352
8. Василий Ключевский. Русская история. Полный курс лекций. М.: Олма-пресс, 2004. Лекция XXVI. С. 271
9. Чингисхан. Имперская идея завоевателя мира. Иллюстрированная военная история.
10. Джованни Пико делла Мирандолла, цитаты.
11. А.Х. Горфункель. Философия эпохи Возрождения. М.: Книжный дом ЛИБРКОМ, 2009, С. 77 - 78
12. Алигьери Данте. Божественная комедия. Рай. Песнь первая. СПб. Кристалл-Респекс, 1996. С.363
13. Пресс-конференция в ТАСС 12 мая 2017 года.
14. Г.Л. Генцлер. Т.В. Кузнецова. К теории регенерации энергоинформационного обмена. Сборник научных трудов. Наука XXI века. Вып. 1/ Под ред. проф. Г.Л. Генцлера. М.: МАЛИОН, 2007. С.17-24
15. Дубров Я.А. Психоинформатика, соционика и эволюция квантовой механики в квантовую информационную физику. Журнал «Физика сознания и жизни, космология и астрофизика», №1, 2005. С. 3
16. Л.В. Шапошникова. Свет и тернии Космического пути планеты Земля. М.: Международный центр Рерихов. 2004.С. 350
17. Фредерик Коплстон. История философии в средние века М.: Центрполиграф, 2003. С.75
18. Г. Бейли. Потерянный язык символов. М.: Золотой век. 1996. С.36
19. Л.В. Шапошникова. Живая Этика – импульс Космической эволюции.
21. Гомер. Илиада. М.: Правда. 1984. С. 125
22. Иерархия (Учение Живой Этики). М.: Международный Центр Рерихов, 1995. С.98. П.183
23. Фулканелли. Философские обители. М.: Энигма, 2004. С.510
24. Там же
25. Геродот. История. М.: Олма-пресс. 2004. С.145
26. Л.В. Шапошникова. Свет и тернии Космического пути планеты Земля. М.: Международный центр Рерихов. 2004. С.274 Шамполион
27. Ольга Старовойтова. «Quis, quid, ubi, guibus auxiliis, cur, quomodo, quando» или «Кто, что, где, какими средствами, почему, как, когда…». Журнал «Культура и время» №34(4), 2010. С. 215
28. Вячеслав Размазин. Однажды тоже может быть
29. Генрих Гейне. Брось свои иносказанья. Журнал «Современник», 1858, том LXVIII, № 3, с. 125
30. Петр Ершов. Сказка о Коньке-Горбунке. М.: Нигма, 2017. С.92-93
31. Фома Кемпийский. Подражание Христу. 5 (174). Москва-Минск. Гендальф-мет. 1993. С. 65
32. Н.М. Карамзин. Предания веков. М.: Правда. 1988. С.319
33. У Чен-энь. Путешествие на Запад. Книга Первая.
34. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М.: Мысль, 1986. С.308
35. Данте Габриэль Россетти. Внезапный свет.
36. Смерти нет: жизнь после смерти, реинкарнация, перерождение.
37. Личности в истории. Сборник статей. Бенджамин Франклин. М.: Новый Акрополь. 2015
38. Л.Н. Толстой. Война и мир, том 2, часть 4.
39. Алексей Митрофанов. Покровка. Прогулки по старой Москве М.: Ключ, 2010
40. Антон Климов. «Дело не в любви, а в людях, к которым она приходит». Журнал «Караван историй», №120. 3.07.2008
41. С. Крэнстон, К. Уильямс. Перевоплощение: новые горизонты в науке и религии. М.: Сфера, 2001; Ян Стивенсон. Реинкарнация. Исследование европейских случаев, указывающих на реинкарнацию. М.: Ганга, 2018 и др. Элизабет Кюблер-Росс. О смерти и умирании. М.: Сфера. 2001 и др.
42. Соломон. Экклезиаст. По изданию П.С. Таранова. «Анатомия мудрости». Гл. 1.
43. Суждения и беседы (Лунь-Юй). М.: ЭКСМО, 2015
44. Абу Абдаллах Джафар Рудаки. Кладезь мудрости.
45. Русские афоризмы.
46. Сонеты Шекспира в переводах С. Маршака. М.: Советский писатель, 1955. Сонет 76. С.89
47. В.В. Мавродин. Образование древнерусского государства. Лениград. Издательство Ленинградского государственного ордена Ленина университета. 1945. С.102
48. В.Г. Рубанов. Понятие «Преемственность» и его социальное измерение. Известия Томского политехнического университета. 2013. Т. 323. № 6. С.103
49. Л.В. Шапошникова. Космическое мышление и новая система познания.
50. Цитируется по книге Странден Д. Герметизм. Его происхождение и основные учения (Сокровенная философия египтян). Спб.: Издание А. И. Воронец, 1914.
51. Е.П. Блаватская. Разоблаченная Изида. Том 1. М.: Золотой век. 1993. С.32
52. Джордано Бруно. Философские диалоги.
53. Эдуард Гиббон. Закат и падение Римской империи в VIII томах. Том I. М.: Терра, 2008. С. 547
54. Робер Амбелен. Духовная алхимия: внутренний путь.
55. Е.П. Блаватская. Разоблаченная Изида. Том 1. С.133
56. Френсис Йетс. Розенкрейцеровское просвещение. М.: Энигма, 1999. С. 325.
57. С.И. Вавилов. Исаак Ньютон. Изд-во АН СССР, М.-Л., 1945, с.151-161
58. Евангелие от Иоанна. Глава 1: 18
59. Максимилиан Волошин. Космос.
60. Мир Огненный, часть 3 (Учение Живой Этики). М.: Международный Центр Рерихов, 1995. С. 215-216
61. Е.И. Рерих. Письма в 9-и томах. Том VI. МЦР, 2006. С. 24
62. Л.В. Шапошникова. Мудрость веков. М.: МЦР. 1996. С. 124-125.
63. Н.П. Бехтерева. Магия мозга и лабиринты жизни.
64. Мурад Аджи. Без Вечного Синего Неба. Очерки нашей истории. М.: АСТ, Астрель. 2010.
Главная > Рерихи и современность > Защитим Международный Центр Рерихов Опубликовано: 6.07.2021