О Мире Тонком
Некоторые особенности
перехода сознания в Мир Надземный
По материалам 4 и 9 томов Граней Агни Йоги
Неизбежность перехода сознания в Мир Надземный является естественным завершением любой человеческой жизни. Однако, чудовищно-невежественное отношение большинства людей к этому важнейшему вопросу бытия поражает. Многими отрицается сам факт Мира Иного. Другие довольствуются фантастическими вымыслами о нем, искажающими его реальность и потому чрезвычайно вредными. Отсутствие необходимых знаний вовлекает развоплотившиеся сознания даже неплохих людей в тяжкие условия низших сфер Мира Тонкого, надолго задерживая, а иногда и полностью исключая их дальнейшее эволюционное развитие.
«В отрицании Незримого Мира и бессмертия духа заключается великое невежество, несостоятельность и нелепость человеческого недомыслия, ибо это логически лишает человеческое существование всякого смысла и цели [т. 9, п. 250].
Потому законам Мира Тонкого, необходимым навыкам и правилам перехода сознания в него, в Учении Живой Этики, в том числе и во всех томах Граней Агни Йоги, посвящено немало параграфов. Но мы в настоящей работе ограничимся только томами 4-м (1963г.) и 9-м (1968г.). Наша подборка не претендует на полноту исследования данного вопроса. Мы ставили своей целью только обозначить проблему и осветить основные цели и задачи нашей жизни в физическом теле, некоторые особенности перехода сознания обычного человека в Мир Иной, а также возможности развития духа в послесмертном существовании. Как сказано: «Каждая крупица знания в Надземном очень нужна... Знайте, знайте, знайте! Знайте как можно больше о том, что ожидает вас после освобождения от тела, и старайтесь стать лучше и чище, ибо одно только знание без улучшения и очищения духу свободу не даст» [т. 9, п. 23].
«Ошибочно думать, что сбросив тело...человек становится мудрым и знающим. Для этого нужны накопления. И если их нет, то невежда или отрицатель такими же остаются. Только знания и духовная чистота дают свободу в Мире Тонком» [т. 9, п. 292].
Далее мы приводим подборку фрагментов из 4 и 9-го томов Граней Агни-Йоги последовательно раскрывающих тему нашего небольшого исследования.
Начнем с систематизации сведений о Мире Надземном, который в терминологии Учения Живой Этики состоит из Мира Тонкого и Мира Огненного. Мир Тонкий, в свою очередь, состоит из мира астрального и из мира ментального.
О мирах Надземных в Учении говорится в пределах дозволенного. «О многом сказать нельзя, ибо знание это принесет не пользу, но вред» [т. 9, п. 219]. И на некоторые области Сокровенного Знания пока наложен запрет.
Состав Мира Тонкого семеричен. Он делится по степени разрежения и утончения составляющей его материи на семь слоев. Те, в свою очередь, подразделяются на семь следующих и так далее. «Все эти миры имеют свои пределы и свои ограничения и в той или иной мере связывают сознание человека свойствами своей материи. Даже в Огненном Мире дух свободен в своем проявлении лишь настолько, насколько утончена и развита материя его огненного тела и способна созвучать тем или иным слоям этого Высшего и Беспредельного Мира» [т. 9, п. 76].
Низшие слои Мира Тонкого крайне тяжки и заразительны для чистого духа, а вот жизнь в его высших слоях «ярче, полнее, острее и свободнее жизни в мире земном» [т. 9, п. 64].
«После смерти человек переходит в свое тонкое тело и появляется и действует в нем в мире астральном, ограниченный пределами этого мира. Потом он сбрасывает тонкое тело, переходит в ментальное и живет уже в мире ментальном. подчиняясь законам последнего, ...чтобы потом, освободившись от этого тела, перейти выше, в Мир Огненный, Мир Света, и пребывать уже в теле Света», если таковое у него имеется [т. 9, п. 76].
Тонкие тела вполне материальны, имеют вес, объем и характеризуются степенью разрежения (утончения) материи, их составляющей. Все зависит от состава: чем светлее и чище, тем легче и подвижнее. Приводятся тела в движение мыслью, как их владельцев, так и воздействием других обитателей Мира Тонкого. Мысли могут быть разной силы и напряжения и это также влияет на подвижность тонкого тела. Степеней разреженности (утончения) материи тонких тел великое множество.
«И эта утонченность или грубость материи тонкого тела соответствует определенным слоям пространства и материи, составляющей эти слои. Утончение или огрубение тонкого тела происходит на Земле, когда человек находится в своем физическом теле. Влияет на материю тонкого тела все: и питье, и еда, и вино, и курение, и чувства, и мысли, и поступки, и все поведение человека. Можно сказать, что, живя на Земле человек строит сам для себя тот дом или оболочку, в которой он будет обитать в Мире Надземном» [т. 9, п. 135]. То есть, тонкое тело по закону соответствий автоматически оказывается в том слое Мира Надземного, материя которого соответствует его составу.
«Для тонкого тела предметы Тонкого Мира обладают плотностью, весом, объемом и проницаемостью, соответствующими структуре тела... Потому часто умершие не понимают, что они умерли, так как благодаря одинаковой утонченности их тонкой оболочки и утонченности материи астрального мира они не чувствуют этой разницы. Они так же, как и на Земле, берут в руки предметы того мира и пользуются ими по аналогии с предметами земными. Им так же легко или трудно ходить и взбираться на гору. Но для духов более высоких и умеющих наблюдать, особенности Тонкого Мира становятся очевидными. И для них свойства проницаемости предметов и эти особенности их собственной оболочки и способов передвижения делаются доступными для применения. Обычный обитатель Надземного Мира может остановиться перед стеной или горой, как перед препятствием, знающий пройдет через них, как будто они состоят из воздуха. Так же свободно может изменять он и себя и свое тонкое тело, придавая ему любую форму. Свободно может он и ходить, и бегать, и летать, и передвигать волей предметы, и изменять их форму» [т. 9, п. 170].
Некоторые особенности Мира Тонкого
«Свойства Тонкого Мира зависят от ступени сознания его обитателей и изменяются в зависимости от опыта и знаний человека. Освоиться со своеобразием Внеплотного Мира можно довольно быстро, если сознание позволяет и имеет достаточно накоплений. Яркость и реальность этого мира для человека... столь убедительны, ...что о мире земном не хочется даже и думать или смотреть на него. Каждая мысль становится видимой реальностью и создает видимое окружение человека вдобавок к тому, что уже есть. Опыт научает различать особенности явлений, творимых мыслью, от других предметов Тонкого Мира, особенно от тонких двойников... того, что существует на Земле» [т. 9. п. 170].
«Мир Тонкий есть мир следствий, посеянных в мире причин, то есть в мире земном. В этом последнем закладываются причины в виде эмоций, мыслей, поступков, решений и действий, результаты которых продолжаются в Мире Надземном. Здесь думает и решает мозг, там мозга нет, решать нечем, там мышление совершается методом дедукции (закономерная последовательность) из принятых на Земле предпосылок и решений земного ума, и там пожинаются плоды действий, утвержденных земным умом... Если человек привык мыслить нечисто, то и после освобождения от тела нечистые мыслеобразы окружат его и потребуют сочетания с ними, как это происходило на Земле. Если на Земле он с ними боролся и отвергал, будет бороться и отвергать и там. Но если им поддавался и ими жил, то, окружив его, они будут воздействовать на него, пока не исчерпают на нем всей своей энергии, которую он сам в них вложил когда-то» [т. 9, п. 138].
Когда-то в своей земной жизни человек о чем-то думал, совершал какие-то действия, что-то страстно переживал, что-то говорил, может быть с большим напором эмоций, к чему-то стремился и какие-то мысли, с которыми он привык вступать в сочетание, руководили его поступками. Именно с ними он продолжит свое движение по мысленному каналу, прорытому им в пространстве. Это движение он не может остановить, так как дедуктивное мышление тонкого тела закономерно вовлечет его в воронки вихревых энергий, им и его мышлением порожденных, которые будут усилены мегафоном пространства, притянуты к созвучным вихрям, обострены и усилены ими. В Тонком Мире очень трудно бороться с устремлениями, заложенными на Земле [т. 9, п. 138].
Поэтому, «так важно, так нужно пересмотреть все свои устремления, когда-либо возникавшие в сознании и запечатленные в памяти, и, сурово пересмотрев, отбросить негодные, наложив на них печать окончательного решения воли. Ибо все они в свое время предъявят свой счет и потребуют оплаты. Об этом не стоит забывать ни на минуту, так как они все от времени до времени возвращаются снова... чтобы быть либо принятыми, либо отвергнутыми... И новое отношение к старой мысли решает ее судьбу. Вот почему постоянный контроль над мыслями столь необходим и чреват большими последствиями» [т. 9, п. 139].
«Все, что есть на Земле, имеет свое отражение в Мире Надземном, но усиленное во много раз... На земле человек видит то, что существует в тот момент, когда он смотрит. В Мире Тонком явления наслаиваются одно на другое, сочетая в себе и прошлое и настоящее этого явления. И этим они усиливаются в степени воздействия на человека, созвучавшего им по своей сущности. Вот почему там все усиливается и обостряется и почему там много труднее бороться с тем, что еще не изжито и что влечет в низшие сферы» [т. 9, п. 158].
«Мир земной доступен человеческому пониманию, Мир Тонкий - лишь в незначительной степени... Населенность его во много раз превышает земную. Приблизительное соотношение можно установить, зная, что надземное пребывание много длительнее, чем на Земле... Надо быть готовым к тому, чтобы встретить там множество людей различных эпох и народностей и всех оттенков кожи. Можно растеряться перед этим многообразием и теми пережитками, которые они принесли с собою... Невозможно даже вообразить, сколь различны и разнообразны места и слои пространства, по которым распределяются созвучные им духи. Каждый находит по себе и притягивается неудержимо...Отсюда становится понятным, насколько важны желания и устремления человека, утвержденные им на Земле» [т. 9, п. 181].
«По психической атмосфере воплощенца можно безошибочно судить о том окружении, которое он готовит себе после освобождения от тела. Мир композитора, мир ученого, мир поэта кардинально отличаются от мира пьяницы, картежника или наркомана. Закон соответствия (или созвучия) действует безошибочно, так как линии магнитного притяжения влекут к себе родственные им элементы и каждый человек окружен тем, к чему стремится его внутренняя сущность. Мало того, идущий к отцам - с ними пребудет, идущий к Учителям Иерархии Света - идет к Ним. Никто не может получить то, к чему он не устремлялся, или пожинать то, чего не сеял, или иметь то, что он отрицал» [т. 4, п. 134].
«Всякая материальная зависимость исчезает, но остаются все чувства: симпатии или антипатии, любви или ненависти, дружбы или вражды и они уже магнитно связывают людей. Остаются устремления, желания, вожделения, страсти и прочие чувства... Поэтому, проанализировав свое отношение к людям, можно определить заранее те нити, которые свяжут или оттолкнут перешедших в Мир Надземный друг от друга» [т. 9, п. 237].
«При переходе Великих Границ изменяется мышление людское... Творческая способность мыслей усиливается во много раз и приобретает новый аспект... Для пытливого ума поле исследований расширяется и самый процесс познания того мира становится захватывающим и интересным, если к этому проявляется склонность. Все ново, все необычно, все иначе, чем на Земле. Отсутствует перспектива в ее земном выражении. Вещи видны со всех сторон: и изнутри и снаружи. Проницаемость предметов совершенно иного порядка. Близость и дальность людей и явлений обуславливаются магнитностью мыслей. Познавание явлений и соприкасание с ними идут по созвучию или сродству. Учиться легко, и нетрудно иметь наставников, соответствующих запросам духа. Для того, кто любит красоты природы - есть чем наслаждаться. Удивительный мир, интересный, захватывающий, привлекательный, если сознание позволяет и может звучать на волне Красоты» [т. 9, п. 249].
«В Тонком Мире все движется мыслью». Только продумав и прочувствовав до конца всю глубину этого утверждения, можно приблизиться к пониманию условий послесмертного существования человека. «Охотничьи угодья краснокожего индейца, межпланетные космические корабли, сложнейшие электронные аппараты будущего могут существовать там, вызванные мыслью. Диапазон человеческих сознаний, устремлений и идеалов столь велик, что трудно представить себе, как он вмещает все, что было, что есть и что будет». И то, куда приведет мысль данного человека, всецело зависит от его устремлений. Порожденные на Земле его волей в Мире Надземном они ведут его в соответствующие пространства [т. 9, п. 337].
О роли мысли в послесмертном существовании сознания
«Мысль, порожденная сознанием и волей, допускается к власти над своим творцом и породителем. Порождение овладевает тем, кто его породил, овладевает по невежеству своего породителя, то есть своего создателя и господина. Положение неестественное... Жалобы и ожесточение? На что? Ведь все они только мысли, наши мысли, созданные и допущенные нами... В Мире Надземном ведет мысль, как, впрочем, и в мире земном. Но там особенно свободно и особенно резко выявляется ее сила. На земле одной мыслью дом не построить, Нужны земные материальные факторы и некоторое время. Там мысль творит мгновенно, рожденная форма видима столь же отчетливо и ясно, как видимы на Земле предметы материального мира. Эту разницу в действии мысли на различных планах бытия следует хорошо усвоить. В Мире Надземном все движимо мыслью, она господствует и властвует. Если человек овладел ею на Земле, то он будет владеть ею и там. А если нет - она овладевает его сознанием, подчиняет его себе, поглощая собою его существо... Потому, овладение мыслью еще на Земле является залогом свободы духа и в Мире Надземном. Освобождение от всех видов рабства может прийти только через мысль. Свобода может быть лишь в духе. Думать можно всегда и о чем угодно, но при условии санкции воли на данную мысль. Принять ее или отбросить воля может в любое мгновение. Мысль есть орудие воли. Через ступень овладения мыслью надо пройти» [т. 4, п. 106].
«В Мире Тонком происходит испытание мыслей, решающее дальнейший путь человека. Но хорошо, когда это испытание выдержано было уже на Земле. Содержание мыслей своих и характер их каждый знает отлично. Потому каждый может безошибочно судить о том, чего он достиг в этом отношении и каковы будут те условия его пребывания в Мире Тонком, которые окажутся в полном соответствии с природою этих мыслей» [т. 9, п. 332].
«В земной жизни, в мире причин, господствует индуктивное мышление (то есть от наблюдений частных фактов и явлений переходят к установлению общих правил и законов), и воля может диктовать свои решения...Человек, если захочет, многое может изменить сознательно волей. В послесмертных условиях такой свободы нет. Каналы продвижения мысли и творчества, установленные при жизни, дедуктивно устремляют его по своим руслам, и то, что осталось в его сущности наиболее звучащим и ярким, повлечет его и далее к логическому завершению начатого» [т. 9, п. 286].
«Каждая мысль, получившая форму в сознании, образует жилище элементалу и становится самостоятельной пространственной сущностью. Поэтому овладение мыслью означает овладение царством элементалов и подчинение их воле. В противном случае человек подчиняется им и становится их жертвой...
Овладение мыслями - это ступень, миновать которую невозможно... Тело умирает, а призрачный мир мыслей остается и создает человеку реальное послесмертное окружение. И пока он не преодолеет энергий, пульсирующих в когда-то созданных им самим мысленных образах, и не сбросит все, что мешает его продвижению, он вынужден оставаться в этом замкнутом круге, переживая вновь и вновь то, чем вибрируют эти образы мыслей. Или победа или безысходное падение в бездну. Ради этой победы на карту ставится все, и рождается несломимое решение воли вырвать из сущности своей корень зла в ней возраставший веками» [т. 9, п. 345].
Кое-что об изменении сознания в тонких телах
Прежде чем привести сведения об особенностях неизбежного перехода сознания в Мир Иной, мы считаем необходимым уточнить кое-что о тонких телах и о формах сознания, действующего в них.
«Каждый принцип имеет свою оболочку, или форму, в которую он облечен. Физическое тело оформлено у всех, астральное - тоже, ментальное - не у всех, огненное -у очень немногих... Оформление того или иного тела еще не означает овладения им. Астральное тело оформлено у всех, но владеют им единицы. Физическое - у всех, но власть над ним только лишь у Адептов. Степень власти над телом, то есть сознательное и по воле умение им распоряжаться, служит показателем того, насколько сознание может в нем жить или исключать его почти полностью. Прекращение, или прерываемость сознания, не означает прекращения жизни. Человек спит, сознание его не функционирует, но он жив. Точно так же и после смерти. Он может спать и в своем тонком теле» [т. 4, п. 27].
«Многие спят в своих астральных телах, а некоторые действуют в них сознательно, имея власть над ними... Сознание при переходе претерпевает изменение. Не может быть физического сознания в теле астральном. Достойно сожаления страстное желание умершего человека удержать свое обычное земное сознание в необычности надземных условий» [т. 4, п. 27].
«Осколки воспоминаний и земных представлений могут создать призрачный мир земных пережитков. Печальное зрелище... Жизнь в Мире Надземном ярка и многообразна, но по сознанию» [т. 4, п. 27].
«Ясность сознания зависит от накоплений. Растерянность, смутность, сумбур в ощущениях - у неподготовленных. Каждый получит по признанию возможности жизни в Надземном. В созвучном окружении можно застрять, и надолго. Можно и совсем не выбраться, если внешние импульсы сильнее воли» [т. 4, п. 26].
«Изживание и искупление ярких поступков, совершенных при жизни, заключается в том, чтобы еще на Земле построить сознание так, чтобы даже и возможность их повторения исключалась бы совершенно и полностью» [т. 9, п. 286].
В определенный момент пребывания развоплотившегося человека в Мире Тонком, в области, которая называется Кама-Лока, неизбежна встреча с так называемыми стражами Порога. Причем, отмечается, что этот вопрос относится к области сокровенного Знания.
Исход этой встречи носит решающий характер и определяет дальнейшую судьбу развоплощенца. При благоприятном ее исходе сознание поднимается в Высшие Сферы, при неблагоприятном - увлекается в низшие, и последнее воплощение вычеркивается из Книги Жизней. Это значит, что человек не только не собрал необходимых для Надземного Мира знаний и необходимых энергий, но растерял имеющиеся, и жизнь его была прожита эволюционно бесполезно [т. 4, п. 88].
Стражи Порога сильны, встречи с Ними не избежит никто, но хорошо в этот момент, а не тогда когда падение совершилось, осознавать, что это - испытание, что это майя стихийного противодействия, которое побеждается ритмом устремления по линии Иерархии Света. На каждое устремление - стихийное противодействие равной силы. Устанавливается ритм: порыв устремления кверху - противодействие, порыв устремления - противодействие, и так далее. Очень важно установить постоянный напряженный ритм устремления в Высшие Сферы. Стражи Порога побеждаются волей, мыслью и проложенным еще на Земле каналом устремления к Свету.
Борьба эта полна драматизма и требует напряжения всех духовных сил человека. Стражи имеют форму и красочные, яркие, устрашающие или привлекательно-манящие облики, в зависимости от сущности подходящего к ним. Они сильны слабостями, недостатками, страстями и пороками того, кого встречают. Если есть страх -действуют страхом, если есть злоба - злобой, на похоть - похотью, на жадность -жадностью и так далее.
Из прошлого перед внутренним оком сознания поднимается мысль, облеченная в яркую форму, с которой когда-то оно сочеталось. Эта картинная мысль вызывает по ассоциации целый ряд сходных прошлых мыслей, усиливается новыми и подогревается импульсами астрала. Более того, за этими обликами, не видимые глазу, стоят дугпа (сознательные сотрудники зла) и раздувают воздействие. Очень важно понять смысл происходящего столкновения и его цель. Понять, что это очередное испытание перед очередным подъемом. Если ум не затемнен непониманием, не затянут в воронку астрального вихря и столкновение идет с открытыми на происходящее глазами - дугпа не могут укрыться за этими образами наваждений, и победа становится возможной. Но врага и его силу надо знать [т. 4, п. 93].
Можно сказать им: «Порождения стихий, не боюсь вас, не можете преградить путь, мне предуказанный» [т. 4, п. 68].
Тот, кто в земной жизни встал на путь преодоления самого себя, кто самого себя сумел победить, тот пройдет через этот Порог не замедлив победного шага. Остальным Сказано: «Меня призывайте, когда силы начнут сдавать» [т. 4, п. 93].
Встреча со стражами Порога в одном из параграфов Граней Агни Йоги описана так: «Встреча со стражем Порога является вопросом, относящимся к области Сокровенного Знания... Когда человек умирает, три его низших принципа оставляют его навсегда, а материя их растворяется в соответствующих им сферах. Сознание его потухает, и он погружается в сон. От этого сна он пробуждается, облеченный в свою пережившую физическую смерть четверицу, когда готов встретиться он со стражем Порога. Четверица состоит из 4, 5, 6 и 7-го принципов. И борьба начинается. Все нечистые и земные ярые мысли, которые он когда-либо создал и продумал при жизни земной и от которых не освободился, предстают перед ним в ярких, красочных, реальных и зовущих образах, окружают его и требуют, чтобы он входил в общение и сочетание с ними. Все эти образы сосредоточены в 4 и 5-м принципах, материя которых вибрирует и пульсирует на воздействие этих мысленных образований. Именно они, при сочетании с ними образуют психическое окружение человека, объединяя его с соответствующими этому окружению слоями астрального мира.
Погружаясь в эти образования, человек, тем самым, погружается в низшие слои Тонкого Мира, все более и более увязая в чаду этих прельщающих фантомов. Поистине, они становятся стражами Порога, не пропускающими его подняться выше, ибо желание общения с этими призрачными, но необычайно яркими и влекущими формами вовлекает его в темные сферы неизжитых страстей и вожделений. ... Человек упивается призрачным осуществлением того, что он еще не успел, хотя и желал осуществить на Земле или мечтал об этом. Вовлекаясь в эти удушья, он еще не понимает, что его ожидают муки Тантала, так как он... лишен возможности удовлетворить их из-за отсутствия физического тела. ... Борьба происходит не на жизнь, а на смерть. Устремление к Свету, утвержденное на Земле, помогает собрать силы для этой борьбы и дает в руки победу. Когда человек знает, что ему надо победить во что бы то ни стало, что иного выхода нет, победа становится возможной.
Вот почему так важно уже заранее изжить в сознании все то, что может увлечь его вниз и заставить вступить в сочетание с прошлыми неизжитыми формами мыслей, когда-то порожденных вожделением. Вот почему так неотложно нужно очистить сознание от всякого сора, пока еще на Земле» [т. 9, п. 7].
После победы над Стражами Порога сознание человека, влекомое его высшими принципами, попадает в Сферу, называемую Девачан. Здесь осуществляются все самые дерзновенные устремления и самые недостижимые мечты. Это область исполнения снов более ярких, чем самая яркая жизнь на Земле.
«Девачан нужен как условие, при котором дух может довести до их логического завершения энергии своих высших устремлений и тем заложить основание для утверждения новых и накопить силы для нового воплощения. Девачан есть кульминация лучших стремлений духа, ограниченных их потолком» [т. 4, п. 27].
Сколько сознаний, столько и состояний в Девачане, творимых по заложенным импульсам и устремлениям еще на Земле. Для кого-то это прогулки по райским садам, для кого-то нега и блаженство, для кого-то другие желаемые состояния. В Девачане нет места страстям и вожделениям плоти, но это мир приятных иллюзий и снов. Можно заранее определить свое пребывание в Девачане, исследовав самого себя и применив закон причин и следствий. «Постороннего нет ничего - только вариации на избранные темы. Сеятель здесь - жнец там» [т. 4, п. 47].
Пребывание в Девачане приятно и многие сознания, купаясь в доступном для них блаженстве, не хотят из него уходить. Но следует помнить, что миражи Девачана - это очередная Майя, иллюзия.
«Представьте себе обитателя Девачана, погруженного в субъективные переживания восторга и счастья, в то время как в действительности в мире земном и Тонком столько страданий и столько нуждающихся в помощи. Страдают быть может, те самые близкие ему души, которых он видит счастливыми в своих девачанских снах» [т. 9, п. 181].
«Правда, в Девачане можно отдохнуть, но и этот отдых временен, и особенно сильные и самоотверженные духи отказываются от него и берут на себя подвиг Надземный» [т. 9, п. 142].
«Нужно приучить себя к мысли, что везде труд, и что труд бесконечный - единственный путь эволюции духа» [т. 9, п. 142].
Для его приложения есть другие сферы Незримого мира, где все движется огненной творческой мыслью. Это Мир Надземной действительности, прообразы которой, в конечном итоге, творят жизнь на Земле. Это сфера деятельности Архата, где царит его действующая мысль [т. 4, п. 171].
«Если Братья Человечества отказываются от Паранирваны, то можем ли мы утопать в блаженных иллюзиях Девачана, когда столько страданий кругом и столько работы, и когда Владыки в кровавом поту Трудятся и Бодрствуют на неусыпном дозоре? Наслаждаются в Девачане обычные люди, но не те, кто встал на путь служения» [т. 4, п. 94].
«Для кого-то отдых и место приятных времяпровождений, а для кого-то борьба и самоотверженная помощь тем, кто нуждается в защите и Свете. Там умножаются возможности сотрудничества, ибо широко поле деятельности, не ограниченное земными условиями. Так можно уже заранее готовить себя к труду и подвигу в Мире Надземном. Труженики нужны там еще более, чем здесь, ибо там больше тех, кто нуждается в Свете» [т. 9, п.141].
Великое рушение всех земных иллюзий происходит перед решающим моментом расставания с телом. В одно мгновение человек может осознать ненужность того, что он считал необходимым, важным и значительным в своей земной жизни. Может произойти переоценка всех ценностей. Но, к сожалению, это бывает крайне редко. Чаще всего уходят отягченные земными пережитками и ненужным хламом [т. 9, п. 245].
Очень важен собственно момент перехода из мира земного в Мир Надземный.
«В момент смерти все силы духа надо направить на устремление вверх, чтобы быстро миновать эти (низшие) слои, не задерживаясь в них. Подниматься надо выше, выше, как можно выше, насколько позволит накопленный Агни. Притяжение низших слоев особенно сильно, и они заразительны ужасно. Вообще в Тонком Мире много соблазнов, много больше, чем на Земле, и обман прельщения часто применяется тьмою. Под влекущими внешними формами могут скрываться чудовищные исчадия, и горе тому, кто поддается наваждению. В Высших слоях этой опасности нет, потому и Указуется устремление кверху» [т. 9, п. 278].
«Идущий к отцам - с ними пребудет, идущий к Нам - с Нами. Лучше сразу подняться стремительно, напрягаясь всем существом к Фокусу Света, к Владыке, а потом, освоившись с новым окружением, можно по временам спускаться и ниже, чтобы встретиться с теми, к кому влечет сердце и кому хочется помочь. Многие будут нуждаться в помощи» [т. 9, п. 367].
После перехода из мира физического сознание обычного человека погружается на некоторое время в сон. Явление сна будет сопутствовать ему и при переходе из астрального тела в ментальное.
«К явлению сна после смерти физического тела надо относиться как к необходимости, столь же необходимой и нужной, как и сон обычного земного жителя ... Люди устают как на Земле , так и в мирах, и нуждаются в отдыхе, особенно перед переменой надземных своих состояний, то есть при переходе, скажем, из мира астрального в мир ментальный... Этими явлениями управляет Закон великой целесообразности» [т. 9, п. 182].
Затем человек просыпается и: « перед его мысленным взором в величайшем порядке и последовательности проносится в ярких картинках вся его жизнь, до мельчайших деталей включительно. Этот процесс непроизволен, и над течением его человек не имеет власти, и воля не может влиять на процесс. И то, что звучало в жизни человека особенно напряженно и сильно... будет продолжать звучать для него сильнее всего и в его послесмертном существовании... Над этими лейтмотивами, ярко запечатленными духом, последний власти уже не имеет, и они будут разворачиваться, расширяться, развиваться и звучать по заложенному в них направлению. Их отличительная особенность заключается в дедуктивном развитии мышления, которое продолжается от принятых предпосылок. Как выпущенная стрела, или снаряд, или поезд по колее, оно движется по заданному курсу. Каналы духа прорываемые в пространстве, ... не видимы грубым зрением. Но они есть, и по ним будет продолжаться продвижение духа в Надземном» [т. 9, п. 363].
Обычно человек отождествляет себя со своей личностью, со своим телом, с положением, которое занимает, с внешним обликом своим, словом, со всем тем, что составляет в результате его представление о себе. Когда тело его умирает, приходится расстаться со всеми этими представлениями. Пробуждается он от временного сна уже в ином окружении, с воспоминаниями о том, что из последней земной жизни оставило наиболее глубокие следы. Сознание видоизменяется, и прежняя личность и все связанное с нею умирают, причем человек этого даже не осознает, так как ощущение «я» остается, но уже освобожденное от той личности, которой требовался паспорт или удостоверение. Если сознание было расширенным, процесс происходит легко, если ограниченным и слишком земным, человек продолжает цепляться за обрывки земных иллюзий [т. 9, п. 36].
Поэтому, важно еще находясь в земном теле научиться ничего не считать своей собственностью, не связывать себя вещами и привязанностями. Эти навыки помогут формированию внутренней свободы, которая при расставании с телом перенесет сознание в Мир Надземный.
Некоторые советы и рекомендации для подготовки сознания к неизбежному Переходу в Мир Надземный
Литература:
1. Грани Агни Йоги. 1963 г., Новосибирск, «Алгим», 1994 г.
2. Грани Агни Йоги. 1968 г., Новосибирск, «Алгим», 1996 г.
Составитель Глушенко Л.И., 2007 - 2008 гг.
Главная > Журнал "Восхождение" > Живая Этика о...