Усть-Каменогорск, Казахстан
Гигантские черепахи,
дикие лошади Пржевальского
и первые фраки в Казахстане
Листая страницы интересной книги замечательного учёного-энтомолога, профессора П.И.Мариковского «В стране каменных курганов и наскальных рисунков» (Алматы, 2005), среди многих других рисунков мы можем найти изображения динозавров-диплодоков (Стр.145, 147 и 150).
Великий энтузиаст и очень увлекающийся человек, Павел Иустинович пишет: «Рисунок нашей находки очень характерен длинной шеей, маленькой головкой и массивным телом на коротких ногах. Подобных динозавров известно только два вида, обитавших на севере Американского континента. Динозавр наш отличается от этих двух своих родственников только коротким хвостом, так что может быть назван третьим видом диплодоков. … Очень похож на этот рисунок другой, на котором животное изображено с раскрытой пастью. … Предвижу, моя находка представляет собою сенсацию для зоологии и поэтому вызовет немало сомнений».
Рассмотрим эти рисунки подробнее.
Нижний рисунок из двух (в рамке), изображающих динозавров, очень похож на изображение динозавра-диплодока, но хвост явно коротковат.
Верхний рисунок динозавра вызывает ещё больше сомнений.
Этот рисунок (указан стрелкой) еще меньше напоминает динозавра, но зато очень напоминает другое известное животное. Смотрим ниже:
Конечно же, вероятнее всего, эти наскальные рисунки изображали черепах, т.к. на рисунке явно показан панцирь. Да, но зато каких черепах! Жаль динозавров, но ведь и это не меньшая находка! Из всех сухопутных черепах только эти черепахи, называемые ещё слоновыми, имеют такие длинные шеи. Ученые утверждают, что когда-то на месте Балхаша было древнее Ханхайское море, некогда занимавшее всю Балхаш-Алакольскую впадину. Можно предположить, что небольшой горный массив Калмагабель был в те древние времена одним из островов. Изолированные от остального внешнего мира, не имеющие естественных врагов, черепахи Калмагабеля, точно так же как и галапагосские черепахи (механизм такой эволюции один и тот же), постепенно развились в гигантских черепах. Когда же море отступило, эти реликты ещё долгое время могли существовать как эндемики Прибалхашья. Возможно, что черепахи Калмагабеля отличались строением тела, панциря и не были такими большими, как слоновые черепахи Галапагосов, но сходство поразительное! Удивительные картины могли бы мы видеть в те далёкие времена в Прибалхашье, как например, на фото, что приведены ниже.
Дикие лошади Пржевальского
Описывая некоторые рисунки лошадей, П.И.Мариковский пишет: «Очень удивили лошади, чётко отличающиеся от изображения обыкновенной лошади. У неё мощная голова с выдающимися скулами, большая чёлка, нависающая над головой. Это не лошадь Пржевальского и не тарпан, а вид, вымерший и еще неопознанный палеонтологами». И еще: « Две крупноголовых лошади (Фигура 38, рис. 24) упёрлись друг в друга головами. … Облик крупноголовой, с большой чёлкой лошади настолько чёток и характерен, что, если бы это было доступно по правилам систематики, эту лошадь можно было бы определить как новый, ранее не известный, ныне вымерший вид Equusmacrocefalis».
По словам П.И.Мариковского таких рисунков очень много среди наскальных рисунков Южного и Центрального Казахстана. Необходимо добавить, что так же много их и в Восточном Казахстане.
Можно предполагать неизвестный вид, но давайте, всё-таки, посмотрим, как выглядят дикие лошади Пржевальского.
Нужно отметить, что древние авторы петроглифов часто преувеличивали характерные черты животного, для того чтобы добиться его узнаваемости. Это заметно по изображениям всех животных, а не только этих лошадей. Характерной чертой внешнего вида лошади Пржевальского является стоячая короткая, но очень густая грива, переходящая в чёлку, выступающую вперёд надо лбом. Отдельной чёлки, ниспадающей на лоб, как у домашних пород лошадей у неё нет. Именно эта характерная черта хорошо видна на приведённых выше наскальных рисунках. Так же и голова относительно корпуса у этих лошадей довольно крупная. Итак, скорее всего, наскальные рисунки лошадей в Южном, Центральном и Восточном Казахстане в большей своей части могут изображать именно дикую лошадь Пржевальского. Отсюда можно делать выводы и о широком ареале распространения этой лошади в те далёкие времена.
Элементы одежды в наскальных рисунках
При попытке дать смысловое значение наскальным рисункам иногда упускается из виду то обстоятельство, что в рисунках могут быть отражены и неизвестные нам элементы одежды. Описывая выступы на талии изображенных людей, Павел Иустинович в своей книге пишет: «Это, без сомнения, священный пояс из верблюжьей шерсти, носимый зороастрийцами», но далее - свисающий выступ между ногами человеческих фигур принимается им за «мужское достоинство». Между прочим, это первое что приходит в голову любому человеку, впервые увидевшему такие изображения. И настолько прочно это предубеждение входит в сознание людей, что потом при рассмотрении других подобных изображений они уверенно «определяют» по этому признаку изображенных особей мужского пола.
Мариковский так и пишет: «Наибольшую загадку представляет отсутствие изображений жрецов. В Семиречье они были у самых цивилизованных заратуштровцев солнцеликими, в других местах, в том числе и в Бетпак-Дала, их изображали парой мужчин, стоящих друг против друга и потрясавших на небо кулаками. Здесь нет ни тех, ни других. Зато очень много больших и выразительных фигур с сильно выраженными фаллосами. По всей видимости, это и были жрецы».
Таких наскальных рисунков в книге представлено действительно достаточно много. Подобные петроглифы распространены также и в Восточном Казахстане.
Нужно отметить, что на приведённом рисунке выступы на талии человеческой фигуры далеко выходят за пределы предполагаемого священного пояса зороастрийцев. Читаем в Википедии: Главным нательным символом приверженца учения Заратуштры является нижняя белая рубаха седре, сшитая из одного куска хлопчатобумажной ткани и всегда имеющая ровно 9 швов, и кошти (кушти, кусти) — тонкий пояс, сплетённый из 72 нитей белой овечьей шерсти. Кошти носится на талии обёрнутый трижды и завязанный на 4 узла. Проще говоря, пояс представлял собой шнур, сплетённый из шерстяных нитей и обёрнутый трижды вокруг талии. Чтобы выглядеть так заметно, как на петроглифах, пояс должен бы представлять собой очень толстую веревку, что явно выходит за рамки здравого смысла.
Но, если мы обратимся к археологическим находкам Пазырыкской культуры, то картина прояснится и, возможно, древние художники, заподозренные в принадлежности к фаллическому культу, будут реабилитированы. Находим справку в Википедии, что такое Пазырыкская культура: «Пазырыкская культура — археологическая культура железного века (VI—III вв. до н. э.), причисляемая к "скифскому кругу", основные находки предметов которой были сделаны в Горном Алтае. Носители этой культуры обитали на смежных территориях Казахстана, Республики Алтай и Монголии. Свое название культура получила по памятнику в урочище Пазырык Улаганского района, где академиком Руденко были в 1929 г. раскопаны усыпальницы племенной знати».
Новые археологические находки в Горном Алтае, в том числе и знаменитая «алтайская принцесса» с плато Укок, замечательны тем, что в вечной мерзлоте этой местности хорошо сохранились не только мумифицированные тела, различные предметы, но и одежда. Так, например, хорошо описаны полушубки и кафтаны с «хвостами», причем как мужские, так и женские:
«Обычно они имеют длину до низа таза. Особое место среди них занимают образцы со свисающим сзади выступом-фалдой в виде «хвоста бобра/выдры». Наиболее яркий пример такого рода — мужской «фрак» из собольего меха в Катанде с очень длинной (почти до пят) и широкой задней фалдой, покрытый шёлковой тканью … Такой выступ необычайно эффектно смотрелся на всаднике; кроме того, подобный выступ-«хвост» был удобен при подвижном быте пазырыкцев (на него можно было садиться при различных обстоятельствах)» [отрывок из статьи]
Здесь мы можем видеть выражение тогдашней моды в виде богатого мехового «фрака» из собольего меха, крытого китайским шелком и с длинной узкой задней фалдой почти до земли. Мода во все времена часто идёт в ущерб удобству.
Очень удобны и универсальны полушубки с задней фалдой для верховой езды, охоты и повседневной жизни. Короткополая шуба удобна в седле, и в то же время в ней можно в любую погоду присесть на любой камень, подвернув под себя заднюю фалду. Нынешние любители путешествий по горам, оснащённые и одетые по последнему слову туристической индустрии, вполне могут завидовать такой одежде.
Западноевропейский фрак имел схожую историю своего происхождения, и в любой энциклопедии можно найти: «Фрак, который мы привыкли видеть на концертирующих музыкантах, дирижёрах, гастролёрах, дипломатах, в XVIII веке был офицерской униформой: его полы были удобны для верховой езды и походов. С 1760-х годов во фрак оделись западноевропейские буржуа».
В наскальных рисунках Казахстана можно найти изображения как коротких, так и длинных задних фалд. Кто знает, может быть, корни современного фрака идут глубже и находятся здесь? Вот уж истинно – «всё новое это хорошо забытое старое».
Но, что же изображено на талиях этих людей в наскальных рисунках? Мы можем видеть и сейчас такое на туристах, которые вышли холодным свежим утром в теплых куртках и ветровках, а к полудню, разморенные тёплым солнышком, спустили их с плеч и завязали рукава на поясе. Можно предположить, что у людей описываемой культуры эта одежда могла быть приспособлена именно для такого двоякого ношения. Как можно заметить на рисунке (Рис.17), полушубок не имеет воротника, т.к. он мешал бы при свертывании его на поясе. В тёплую погоду, а также при стрельбе из лука во время охоты, при укрощении лошадей и во время многой другой работы плечи и руки освобождались от стесняющей движения шубы, а сама шуба скатывалась в скатку до пояса и закреплялась на нем. Удобно и практично. В замечательной статье Н.В.Полосьмак «Пурпур и золото тысячелетий» в описании этой шубы есть такие строки «У шубы были длинные рукава, которые могли затягиваться на верёвочку, превращаясь в своеобразные карманы для хранения мелких вещей (тогда шуба могла носиться внакидку)». Скорее всего, эти верёвочки служили завязками для закрепления шубной скатки на талии.
Итак, можно вполне утверждать, что элементы одежды Пазырыкской культуры, а именно задние фалды верхней одежды, в великом множестве отражены в наскальных рисунках Центрального и Восточного Казахстана. Эти свисающие выступы между ног человеческих фигурок есть не что иное, как задние фалды их полушубков и меховых «фраков».
Археологи ограничивают Пазырыкскую культуру смежными территориями Восточного Казахстана, Республики Алтай и Монголии. Но ведь характерные элементы одежды этой культуры отражены в наскальных рисунках огромных территорий Центрального Казахстана. В таком случае, мы можем смело предполагать, что такая одежда (со всевозможными вариациями присущими различным племенам) была характерна для всей Андроновской культуры, которая распространялась кроме Западной Сибири, Горного Алтая, части Монголии на весь Казахстан и другие Среднеазиатские республики. Наскальные рисунки это подтверждают.
2010 г.
Источники:
1. П.Мариковский «В стране каменных курганов и наскальных рисунков», Алматы, 2005
2. Н.В.Полосьмак «Пурпур и золото тысячелетий», журнал "НАУКА из первых рук" (март-апрель, 2005, №1), издательство ИНФОЛИО-ПРЕСС, Новосибирск
Главная > Журнал "Восхождение" > Горизоты науки Опубликовано: 30.06.2021