Основы воспитания
и образования
Новой Эпохи
Беседа вторая. Раннее воспитание
Сегодняшний наш разговор о воспитании и образовании необычен. Мы попытаемся выйти за круг повседневных педагогических проблем, рассмотрим аспекты воспитания, которые пока нам кажутся второстепенными, но которые, при всей их внешней простоте, в то же время являются фундаментальными, как мы это увидим в ходе наших рассуждений.
Многое из услышанного нам окажется знакомым. Но мы не исполняли этих педагогических правил, пренебрегали ими, они нам казались малозначительными. В современной педагогике довлеет явный приоритет образования над воспитанием. Успех жизни основывается на развитии интеллекта, предприимчивости, так называемых деловых качеств. Мы не отрицаем их необходимости. Они важны и нужны для реализации творческого потенциала в современном мире.
Но обращаем ваше особое внимание на то, что сегодняшней системой воспитания и образования не рассматривается жизнь духа, не воспитывается ответственность за мысли, слова, поступки, за качество своей жизни. Отсутствует важнейшее эволюционное понятие смены тел, бесконечности жизни духа. Утрачен мост к Миру Высшему.
А ведь о его реальном существовании имеется огромное количество свидетельств, накопленных культурой человечества. Это и высочайшие проявления духа пророков, основателей Учений, святых, подвижников; это и прозрения натур тонких, творческих - поэтов, музыкантов, художников; это и философское наследие; и, наконец, свидетельства науки. В XX веке во многих ее направлениях были сделаны открытия, расширяющие наши скудные познания об окружающем мире.
Но почему в школах не знакомят с этими новейшими достижениями науки? Почему наши школьники ничего не знают об эффекте Кирлиан, о теории торсионных полей, об энергетической картине мира?
Сложность Бытия понималась бы не с узкоцеркоцерковных позиций, а с позиций общекультурных, научных. Какие просторы для самоусовершенствования, творчества, полетов мысли открылись бы тогда перед новыми поколениями. Ведь утратив мост к Миру Высшему, люди вредят не только себе, но всему окружающему, включая животных и растения, которые становятся непригодны для дальнейшей эволюции. Пора понять, что воспитание и развитие духовных сил человека важнее важного. Именно духовные силы делают человека человеком.
Пора выходить из позиции страуса, не желающего видеть очевидное.
Мир вокруг нас стремительно меняется, перестраиваются атмосфера, магнитные и ионные поля. И только люди пытаются сохранить привычный образ жизни, не понимая, что это иллюзия.
Помочь новым поколениям адаптироваться в новых космических условиях - задача современной педагогики, рамки которой должны быть расширены за пределы учебных заведений, в семью и общество в целом.
Некоторые вопросы новой педагогики мы сегодня и рассмотрим.
Дети Индиго
В начале 2000-х годов в США вышла книга, которая вызвала огромный интерес не только в Америке, но и в других странах. Книга была переиздана огромными тиражами, ее обсуждали, благодарили авторов за поднятую тему, за то, что она помогла многим читателям разобраться в себе, в своих отношениях с детьми, а главное - понять собственных детей.
Речь идет о нашумевшей книге «Дети Индиго». Её авторы Ли Кэрролл и Джен Тоуберт - психологи, консультанты по гуманистическим идеалам, как они себя называют, много лет выступают с публичными лекциями по вопросам возрастной психологии и педагогики, принимают участие в педагогических семинарах и конференциях.
Их книга посвящена детям XXI века - детям индиго, как они их назвали. Почему индиго? Эти дети рождаются с сильной синей аурой.
Мощный всплеск рождения таких детей был отмечен с середины 80-х годов. И все последующие годы их количество постоянно увеличивается. Рождались такие дети и раньше, но это были единичные случаи. Авторы называют их предтечами.
Их задача была подготовить появление «новых», так как к этому времени многие «предтечи» уже стали взрослыми, а многие - и родителями «новых».
Что отличает детей индиго от всех остальных?
Врожденная недетская мудрость, рассудительность, которая вызывает искреннее восхищение. Они как бы знают ответы на самые глубокие вопросы бытия и с готовностью делятся ими со всяким, кто захочет послушать. Даже те индиго, которые, на наш взгляд, что-то не так понимают, все равно демонстрируют потрясающую работу ума.
Они ощущают себя взрослее, чем есть на самом деле, хотят быть взрослыми. Им присуща высокая самооценка. Потрясающая интуиция и наблюдательность. Они не только демонстрируют ко многому отношение «плавали, знаем», но и обладают мыслительными способностями, выходящими за рамки ожидаемого.
Мощная зрительная память. Способность точно и легко воспроизвести любую игровую ситуацию. Любят младших по возрасту детей, трогательно о них заботятся.
Обладают большой внутренней силой. У одних эта сила настолько спокойна, что остается едва заметной. У многих она выплескивается наружу бурным потоком.
Склонность к миротворчеству.
Интересуются идеей Бога. Очень рано составляют собственное мнение о духовных вещах - кто такой Бог, кто они сами.
Чувствительны к энергетике предметов, приближающихся к ним людей. Видят и ощущают необычные вещи - ангелов и других невидимых существ. Видят ауру.
Например, при приеме в детский сад мальчика попросили на условной схеме наметить части человеческого тела. Обычно дети указывают руки, ноги, голову. Мальчик же изобразил на схеме внутренние органы и объяснил деятельность мочевого пузыря. На просьбу назвать существо с крыльями, он ответил: «Архангел».
Часто рассказывают, кем они были «раньше». Обычно, это случается, как только дети начинают говорить, т.е. задолго до того, как им успевают внушить догматические представления. Явление это стало таким частым, что вошло в число самых распространенных тем обсуждения на педагогических семинарах и конференциях. Очень чутки к нелогичным духовным воззрениям, к людям, которые говорят одно, а делают другое.
Ожидают от взрослых цельности натуры и остро реагируют, когда обманываются в своих надеждах. Знают о смерти уже в пятилетнем возрасте. Убеждены, что знают об этом без помощи родителей.
В школе детям-индиго обычно трудно и с учениками и с учителями (авторы даже предположили, что рано или поздно такие дети разрушат существующую систему образования).
Дети умнее тестов и их раздражает низкий уровень тестовых вопросов.
Уже в раннем возрасте легко осваивают управление электронной аппаратурой.
По оценкам и рейтингам они не в числе лучших учеников. Например, при явных математических способностях мальчик имел неудовлетворительные оценки за тестовые и контрольные работы. Выяснилось, что в промежутках между решением задач он конструирует компьютер нового поколения.
Эмоционально бурно реагируют на принуждения, нотации, наказания, изгнание из класса, разные запреты. На них не действует телесное наказание.
Откликаются на уважительное к себе отношение. Недостаток уважения вызывает у индиго недовольство и неудовлетворение. Некоторые отчаянно борются за то, чтобы заметили их способности, признали их как нечто значимое.
Терпеть не могут, когда проверяют их уже усвоенные знания, или то, что они считают для себя пройденным этапом.
Это общие контуры проблемы, поднятые авторами за океаном. Спасибо им за это. За то, что они смело назвали вещи своими именами.
Мы же все как-то стесняемся честно говорить о том, что рождаются особые духовно развитые дети. Опытные педагоги видят их по лицам, глазам, по врожденным способностям, которые часто находятся в сокрытом состоянии, потенциале: по их непримиримости к окружающему несовершенству. Эти дети не относятся к категории «удобных», «приглаженных» детей. Хорошо, если они попадают в руки чутких родителей и внимательных педагогов. А если нет?
Но такие дети все равно рождаются, и их становится все больше и больше, за ними будущее.
Что же говорит о таких необычных детях Учение Живой Этики?
Ниже мы представляем вашему вниманию изложение некоторых идей и мыслей из Живой Этики об этих необыкновенных детях.
С ранних лет можно отличать своеобычных детей несущих свой мир проявления духа. Рождаются они в самых разных семьях и в самых разных условиях. Место и условия не имеют значения. Главное - накопленная в прошлых воплощениях аура. С первых дней этих детей отличает небывалая чувствительность - на звуки, на свет, на цветовые пятна, на излучения приближающихся к ним людей.
Их отличает разнообразие интересов, впоследствии, став взрослыми, они не ограничиваются одной специальностью. Именно отсутствие специальности, так характерно для прошлых накоплений. Сумятица жизни не привлекает их. Внутренне они как бы ждут неслышного для других зова и готовы отбыть в путь в любой час и без сожаления. Они готовы к подвигу. Готовность к определенному жизненному действию принесена издавна, и жизненный шаг совершается легко и. естественно.
Они легко вмещают восхищение материей и явления духа и мудро совмещают их. А ведь кем-то и когда-то, сколько прекрасных воплощений были не реализованы в полной мере из-за чрезмерного увлечения земной жизнью или из-за духовного обособления. Самый изысканный отшельник, проклинающий красоту мира, закрывает перед собой Врата в Мир Высший. Так же и ученый, забывший о Высшем Источнике, лишает себя духовных завоеваний.
Дети поймут это простое условие. Можно заметить у детей странные взгляды, точно они видят нечто необъяснимое. Иногда они говорят о звездах, об огоньках, об ангелах или других невидимых существах. Взрослые считают их слова выдумкой, глупостью. Но именно на таких детей надо обращать внимание. Как известно, дети младшего возраста легко видят астральные образы и пространственные огни. Подобные организмы следовало бы заботливо наблюдать с первых дней, ведь в них заложены огненные возможности и если их поместить в чистую обстановку, они проявят свои удивительные способности. Главное, не засорить их сознание и не запугать.
Чуткие организмы рождаются к сужденному сроку, для овладения неизбежными энергиями, уже приблизившимися к планете. Для каждой матери эти наблюдения не трудны, но нужно знать, что и зачем наблюдаете. Наблюдая, подмечаете способности, которые могут быть разумно развиваемы. И как радостно отрываются глаза ребенка, когда его движения и восклицания о сокровенном поддержаны.
Следует наблюдать и изучать состояние нервных центров у детей. Эти центры развиваются чрезвычайно индивидуально и неравномерно. Иногда некоторые центры проявляют болезненность, отсюда непонятные недомогания, резкий беспричинный подъем температуры. Врачи недоумевают, т.к. они не допускают проявления нервных центров у ребенка. Между тем, по этим болезненным знакам и необычным явлениям можно судить о качестве духа и особенностях тела. Как необходимы подобные наблюдения. Они помогли бы правильно начать накопление психической энергии.
Для старых духов, прошедших многие воплощения, тягостно состояние после 7-ми лет и особенно тяжко после 14 лет. Психическая энергия пришла уже в действие, тягость нового неизвестного пути подавляет, смутно волнуют накопленные ценности, дух стремится вернуться туда, где были велики его возможности.
Гармоничная обстановка в семье и мудрые родители значительно бы облегчили становление юного человека. В противном случае - нервные срывы, поломанные судьбы, суицид. Забота о нервных центрах детей нужно считать заботой о будущей расе. Понято ли нами это серьезное предупреждение? Конечно, где-то, кто-то и что-то делает в этом направлении. Но уже необходима координация действий.
Пора менять привычное сознание и воспитателей и педагогов и, конечно, родителей.
Роль матери
Особо велика роль матери. Этому в Живой Этике посвящено немало страниц. И начнем мы с примера высшей материнской чуткости и самоотверженности, которая способствовала свершению Сыном подвига, вошедшего в историю.
В одном из параграфов книги «Надземное» говорится о Матери Великого Путника, о Матери, которая была не менее великой, чем ее Сын.
Она была из древнего рода и вся утонченность, и возвышенность духа предков проявилась в ней ярко и собирательно.
Она знала о предстоящей жертве Сына и потому пришла в этот мир первой, чтобы обезопасить ребенка.
Она заложила первые думы о Высшем и основы будущего подвига. Она пела колыбельные песни, в которых прозревала многое.
Она знала несколько наречий и тем облегчала путь Сыну в его странствиях. Она не только не препятствовала его дальним хождениям, но собирала все необходимое для облегчения пути. Именно Матерь знала о тайне его хождений.
Она поняла величие завершения его земного подвига и ободряла мужей, впавших в малодушие и отречение. И сама Она была готова пережить тот же подвиг, что и ее Сын.
О ней, о Великой Матери, мало известно, но все знают и помнят ее Сына. Сегодня никто из нас не думает о том, что именно Она незримо вела Его по высотам. Он шел твердо, ибо принял подвиг в сердце без сомнения и без сожаления. Она была единственная, кто поддерживал Его в таком неуклонном движении. Речь идет о Марии и ее Сыне Иисусе.
Вот так, в скупых фразах перед нами приоткрывается в тумане веков роль матери в свершении Сыном духовного подвига во спасение заблудшего человечества.
Роль любой матери в воспитании своих детей не менее значима. От матери во многом зависит будущая судьба ее детей, их духовное развитие, которое в наступающую эпоху становится особенно важным. Поговорка «у великой матери и великий сын» имеет глубокое космическое и научное основание.
Ибо сегодня в руках женщины спасение человечества и планеты от бедствий, падения нравственности, болезней, духовной и физической деградации.
Женщина-мать должна осознать свое значение, свою великую воспитательную миссию. Именно мать закладывает первые зерна сознательной жизни ребенка.
Именно мать направляет, поддерживает стремления и способности ребенка, дает им окраску и качество.
Воспитание от ранних лет должно закладывать понимание основ Бытия, назначение и роль человека в Мироздании, и это даст новое направление всему мышлению и расширению жизненных горизонтов.
И только тогда можно будет ожидать искоренения многих вреднейших предрассудков и привычек, пошлейших устремлений и занятий, которые являются главным злом и причинами происходящего нравственного разложения.
Именно женщина должна понимать, что просвещение и воспитание являются лишь ступенями к принятию Высшего знания о Высшем Источнике Света и Водителях Духа. Ибо лишь приближением к этому Источнику найдет человечество путь к истинной эволюции.
В наступающей Новой Эпохе женщина познает и провозгласит об этом Ведущем Начале, ибо от сотворения ей вручена нить связи двух миров, видимого с невидимым.
Женщине дано явить мощь сокровенной жизненной энергии, т.к. она является ее носительницей, питая ею своих родных и близких. Именно в этом заключается ее великое самопожертвование.
Но каждая женщина должна осознать, что она носительница сокровенной мощи и сокровенного знании духа.
Мать, лишенная культуры мысли, может способствовать лишь развитию низших проявлений человеческих страстей. К сожалению, именно это мы часто наблюдаем в окружающей жизни.
Мудрость матерей
Дух получает связь с плодом в момент зарождения. Он начинает входить с 4-го месяца, когда формируются первые нервные и мозговые каналы. Формирование позвоночника - следующая ступень овладения будущим телом.
Издревле мудрость матерей предусматривала оккультные условия вынашивания ребенка. Дух матери знал, что невидимый враг попытается навредить новому путнику. Особенно ополчаются темные силы против рождения высоких духов и пользуются всевозможными средствами, чтобы предотвратить нежелательное и опасное для них воплощение.
А в период вынашивания плода, в период его наибольшей беззащитности, легко подослать яд в форме недовольства, гнева, раздражения матери.
Общеизвестен факт повышенной нервной и психической возбудимости беременных женщин. И будущие матери и окружающие их близкие понимают, что это неестественное состояние не полезно для ребенка. Но истинные масштабы вреднейших химизмов, происходящих в организме недовольной, раздраженной или гневливой женщины понимают немногие. В этот момент образуется сильнейший яд - империл, который кристаллизуется в нервных каналах, и истекает жизненная сила (психическая энергия) матери, так необходимая ей и ее будущему ребенку. А оставшаяся - отравлена империлом и имеет ядовитые свойства. Кристаллизация империла происходит быстро, а выводится он из организма месяцами, годами. Это в идеальных условиях. В противном случае он просто накапливается организмом. Кроме того, весьма ощутима матерью и ребенком утрата так необходимой психической энергии. Как бы перекрывается кислород. И на этом фоне возникают различные патологии и болезни, в первую очередь у ребенка.
Поэтому, охраняя себя и своего, еще не рожденного ребенка, мудрость матерей устремляет взор на лики святых. Или на предметы искусства, на красоту. Или успокаивается перед ликом природы.
Не следует матери нагромождать сложность своих желаний о будущем дитяти. Не надо измышлений иназначений. Пусть дух жданного путника идет свободно. Ваша же задача - максимально снимать тягости земли.
В тишине, и с улыбкой, и в красоте ждите новых стучащихся в мир.
Еще до рождения ребенка мать может начать свои первые наблюдения. Ведь его характер уже обозначен и предопределяет желания самой матери. Обиход жизни, питание, ощущения, неожиданные желания и мысли требуют честного наблюдения. Но и само умение наблюдать должно быть воспитано в матери заранее.
Значителен момент рождения, когда сознание духа вспыхивает ярко, а затем вливается в материю. Были даже случаи произнесения слов.
Окончательное овладение телом происходит на седьмом году жизни ребенка. Мать терпеливо должна внимать первым желаниям новорожденного и продолжать наблюдения. В овладении духом тела есть определенные периоды, которые внимательная мать может усмотреть постоянными наблюдениями сердечных ритмов ребенка. На ритм сердца влияют приближения существ Тонкого Мира. И вообще, многие беспричинные сердцебиения зависят от Тонкого Мира. Многие колебания пульса характерны уже с семилетнего возраста.
И такие явления знакомы врачам, но вместо наблюдения, они используют сильные препараты, в т.ч. и наркотические, необратимо разрушающие интеллект. Ритамин - ноотропный препарат, подавляющий чрезмерную активность головного мозга. Применяют для лечения головного мозга, синдрома нарушения внимания и гиперактивности детей. Вызывает привыкание, имеет множество негативных побочных эффектов.
Синдром нарушения внимания в сочетании с высокой степенью гиперактивности ведет к рассеянности, неусидчивости и серьезным проблемам в обучении и воспитании.
А что было причиной такого болезненного состояния ребенка? Не проблемы ли матери в период беременности?
Между тем ритм биения собственного сердца очень близко вниманию детей. Часто они сами, без родительского побуждения, прислушиваются к нему, интуитивно понимая его значимость. В этот момент мудрой матери легко рассказать о сокровище сердца, о связи между мирами, о возможностях открытия врат в Мир Высший. Такой рассказ останется в памяти на всю жизнь.
Нужно помнить, что сердце - посредник с мирами высшими и потому меры поддержания сердца должны быть утонченными. Нелегко духу подойти к земным сферам из Тонкого Мира. Состояние перехода можно сравнить с подготовкой водолаза к глубоководному погружению. Водолаз должен надевать тяжкий доспех, чтобы выдержать давление океана. А дух, идущий на землю, должен окружать себя тяжкой плотью. И потому вновь рожденный постепенно принимает земные тягости. Ему потребуется не одно семилетие для овладения земным существованием. Помощь близких, и в первую очередь матери, ему так необходима.
Процесс раннего воспитания включает в себя многое:
1. Нужно примирить младенца с его первой болью. Не должно быть сетования, связанного с ней. Иначе в будущем возникнет слабость характера и уклонение от задач жизни.
2. Должна быть искоренена жестокость не только в действиях, но и самая худшая — в мыслях. По своей природе дети не жестоки, пока не увидят первое жестокое действие, которое в сознании детей открывает шлюзы темного хаоса. Лишь немногие сами по своей природе, могут противостоять такому темному воздействию на сознание. В охранении от жестокости многое зависит от мудрости матерей, но многое должно быть пресечено и государственными мерами. Также следует повторять великую заповедь «не убий!». Памятуя о том, что эта форма жестокости не только в видимом действии, но и в слове, и самое главное - в мысли.
3. С младенческого возраста необходимо воспитывать против сомнения, формируя здоровую разумную пытливость. Сомнение является уродством мышления и, в конце концов, приводит к духовному предательству. Эпидемия духовного предательства - уже планетарное бедствие.
4. Продолжаем наблюдать проявления психической энергии у маленьких детей. Проявления прежних жизней, отзвуки Тонкого Мира сказываются среди детских игр и помыслов. Детские забавы не одинаковы. Даже при общих играх каждый ребенок проявляет свою особенность. Наблюдая таких детей, мудрая мать обогатит свое знание о психической энергии.
5. По своей природе люди должны одинаково владеть парными органами. Тому пример дети. Маленький ребенок владеет правой и левой рукой одинаково. Но на окружающих примерах он видит предпочтение правой руке. Начинает подражать, теряя тем самым свое природное умение. После семи лет восстановить равное владение и правой и левой рукой, практически не возможно. А ведь утерянный навык в будущем мог бы многое дать общему развитию ребенка. Сейчас физиологи, психологи и педагоги говорят об отставании в деятельности детей правого полушария мозга. Разработаны методики, специальные упражнения для включения в гармоничную деятельность двух полушарий. Успехи пока не велики. А ведь этих трудностей легко можно было избежать, развивая в детях с раннего возраста навыки владения обеими руками.
6. Детям также свойственна природная наблюдательность, которая, к сожалению, с возрастом без необходимой тренировки затухает. У детей можно поучиться, как быстро они подмечают окружающее. Нужно развивать детскую наблюдательность с первых дней. Развитие наблюдательности поведет к бесстрашию. Нельзя бояться того, что нас окружает. Полезны неожиданные вопросы, описания случившегося, перестановка предметов, разглядывание картин и т.д. Даже спящая внимательность пробуждается от таких упражнений. Внимательность есть первый шаг к утончению восприятия. Внимательность - основа будущих накоплений. Ведь ничто так не задерживает эволюцию, как грубость восприятия!
7. Музыкальность также развивается с первых дней жизни.
8. Научите радоваться каждому листку, каждому лучу. Научите радостно выполнять любое задание, даже не очень интересное. Ведь радостью накапливается жизненная (психическая) энергия. В будущем, радость поможет пройти вашему ребенку через трудные жизненные переходы, понять явления бытия, научит радости труда.
Устои Будущего
А далее рассмотрим несколько основных положений воспитания, которые названы в Живой Этике «устоями будущего». Не трудно понять, что это действительно так.
Семья
Семья во всех Учениях всегда указывалась как устой всего будущего. В семье закладываются основы воспитания, основы характера ребенка, его склонностей; формируются его способности, этические навыки, основы мировоззрения. Семья во многом определяет будущую судьбу ребенка. Кроме того, семья является местом реализации кармических связей. Все члены семьи объединены сложными кармическими отношениями. Семья является также очагом уроков сотрудничества.
Истинная семья есть прообраз общинножительства. Но, к сожалению, редки такие семьи. Часто семья является рассадником вражды, неуважения к своему дому. И потому среди вопросов воспитания обратим особое внимание на домашний быт.
Без укрепления основ семьи нельзя мыслить и о строении государства. Укрепление семьи, воспитание правильного отношения к семейным отношениям, к семейному долгу является задачей государственной важности.
Чувствознание
Важное эволюционное качество. Все люди в той или иной степени обладают им. Мало кто его в себе замечает. Еще меньше тех, кто умеет к нему прислушиваться. В детях чувствознание проявляется естественно. У взрослых людей оно затемняется разумом и предубеждениями. Евангельская формула: «Будьте как дети» имеет в виду именно отсутствие предрассудков, простоту и спокойствие, в которых рождается импульс к какому - либо действию или пониманию скрытого смысла происходящего. Чувствознание - это мудрость.
Сознание в степени чувствознания дает понять, какое действие отвечает необходимости.
Чувствознание развивается через искание новых путей и решений. И из множества выбирает единственно верное, иногда противоречащее позициям разума и логики. Чувствознание в детях нужно наблюдать, поддерживать, воспитывать, уважать их выбор, точку зрения.
Когда ребенок употребляет чистую психическую энергию, он просто знает. Но когда действует рассудок, то движение психической энергии прерыватся. Мудрая мать не будет; затруднять ее потока, она понимает, что насилие рассудка обедняет сознание. Не навязывайте детям свою точку зрения. Уважайте их мнение.
Добро
Хвалите за каждую кроху добра, даже, если добро совершено случайно. Обращайте внимание детей на добрые дела, поступки, мысли. Дети должны знать о добре, привыкать к нему для того, чтобы в последующем оно стало для них руководством к действию.
Так постепенно, будет воспитана незлобимость и естественное добротворчество Эти "навыки" помогут отличать добро от зла, а также познать побуждения, заложенные в человеке, истинный смысл поступков. А ведь познание человеческой природы - одна из задач развивающейся личности, основа будущей мудрости.
Терпение
Еще одно качество, которое требует раннего воспитания. Не следует путать с непротивлением злу. Как неудачные рыбаки сидят согбенные непротивленцы. Терпение знает ключи Нового Мира, усиливает мощь к действию и с каждым часом напрягается. Часто терпение понимается как претерпевание невзгод. Но такое понимание в корне неверно. Человек, владеющий терпением, знает, как разумнее применить свою силу не сегодня, но завтра, ибо это будет полезнее и рациональнее для дела. Терпение рождает терпимость. Рядом с терпимостью живет сострадание. Терпимость особенно важна для Надземного Мира. Без этого качества человек построит себе жалкое существование. Он оттолкнет всех встречных, ибо в каждом найдет какую-то черту, ему неприятную. А за ней не увидит ценнейших накоплений. Нетерпимость пресекает все достижения. Нетерпимость чрезвычайно вредна. Сколько полезного она разрушила. Нужно с ранних лет учить детей распознавать хорошие качества человека и не преувеличивать недостатки.
Терпимость и вмещение одно и то же. « Терпение есть дар неба» - так говорили древние.
Если нам нечто не близко, но если оно открывает сердце соседа, то неужели мы не претерпим, лишь бы зажечь чье-то сердце? Неужели предпочтем ожесточить сердце близкого?
Самостоятельность
«Сам, сам, сам!» - восклицает ребенок, не допуская взрослых к своему занятию. До семи лет его ум и сердце помнят о завете самостоятельных достижений на земле. Потом эти воспоминания тускнеют и часто сводятся к обратному, человек забывает о самоусовершенствовании. Маленький ребенок помнит и защищает свою самостоятельность. Задача воспитателей ее заметить, оценить и поддержать.
Справедливость и ее антипод - несправедливость
Для ребенка проявление справедливости естественно, как воздух. А несправедливость так же чужда и болезненна, как соринка в глазу. Ребенок чувствует несправедливость лучше любого судьи. Но взрослыекраеугольное понятие справедливости человеческих взаимоотношений ухитрились раздробить на справедливость личную, семейную, родовую, племенную, расовую, служебную, профессиональную и т.д. Люди судят с многих точек зрения, но главная справедливость - человеческая, забыта. Это качество особенно проявляется в детях, знающих о Мире Высшем. Его не возможно передать словами. Оно является элементом чувствознания и напрямую связано с наблюдательностью.
Вокруг нас много физических ядов, но еще больше психических. Несправедливость - одно из вреднейших психических воздействий. Ею дети бывают отравлены с самых ранних лет. Они чуют злонамеренность взрослых, и их организм открывается для самых ужасных болезней.
В школах должна изучаться наука мышления. Дети должны уметь распознавать, где требуется равновесие и его сестра - справедливость.
Суровость и жестокость
Совершенно разные понятия. Но часто их не умеют различать. Суровость есть атрибут справедливости. Жестокость есть человеконенавистничество, и является признаком безумия и выражением низшей природы. Так же, как и сквернословие, которое, к великому сожалению, сегодня мутной волной захлестнуло наше общество и, практически, становится привычным.
В государстве жестокость и сквернословие должны быть изъяты законом. А в начальных школах уже должны быть заложены принципы, поясняющие недопустимость этих низших пороков.
Благодарность
Тоже является врожденным качеством. И нужно, чтобы благодарность воскресла в сознании без каких-либо посторонних воздействий. Одно дело, когда малыш благодарит по требованию старших и другое, когда в его сознании засияет яркая звезда благодарности. Такая благодарность принесет пользу не только получившему, но и пославшему.
Необходимо говорить детям о внутреннем значении посылок добра. Иногда их заставляют повторять бессмысленную благодарность, но важно разъяснить ее внутреннее значение.
Собственность
Вернее, отношение к собственности. Очень важное эволюционное понятие, основы которого также закладываются в детстве.
Хорошо понять владение вещами без чувства собственности. Хорошо иметь вещи, чтоб беречь их и даже наполнять их благими мыслями о передачи другим.
Главная погибель мира от привязанности к несуществующей собственности. Ведь невозможно взять с собою в Мир Иной земные вещи. Но они созданы при творческом участии духа и потому не следует пренебрегать ими. Владение без чувства собственности - идеал отношения к вещам. Это касается и земли, и лесов, и вод, и любых технических достижений и строений. Кто может лучше сохранить, тот и владеет. Закон простой, как и все в духе. Но современный уклад жизни настолько неуравновешен количественно и качественно, что пока исключает правильное распределение материальной собственности. Насильственно пытаться отнимать вещи — значит усиливать к ним страсть. Поэтому разумнее проводить воспитательную работу по освобождению от чувства собственности. Важно, чтобы это чувство было не насильственным отказом, а свободным выбором.
В заветах всех Учителей указывался не аскетизм, а разумное управление вещами.
Очень важно здесь, на Земле утвердить свою точку зрения на собственность, иначе оно будет унесено в Мир Тонкий и затмит дальнейшее развитие духа.
Земные вещи должны найти свое законное место в нашей жизни и не затмевать в сознании Особо Прекрасное.
В нашей сегодняшней беседе мы затронули только малую часть проблем воспитания и образования.
Впереди еще много вопросов.
С помощью Живой Этики будем искать на них ответы.
Глущенко Л.И.
Использованная литература:
«Воспитание и образование», серия «Мир Агни Йоги». М. «Сфера» 1999 г.
Также на эту тему:
Живая Этика о воспитании, школе, педагогике. Беседа первая
Главная > Журнал "Восхождение" > Живая Этика и Педагогика Будущего