Астрономический комплекс Акбаур

Левченко Н.И.,
экскурсовод, краевед

Символика Ак-баура

 

« Духовное устремление мощного коллектива
запечатлевает образ истинного значения, и
оболочка символа означает мировой знак - как
мировой язык, который неминуем в эволюции.
Правы искатели общего языка». 
Знаки Агни Йоги. §19

«…язык идей может состоять из символов,
ограниченных произвольными терминами и
знаками, (…), или же это может быть чтение
природы в некоторых её проявлениях почти
неизмеримого значения, поскольку это касается человеческой цивилизации».

Е.П. Блаватская. Тайная Доктрина [1].


Вы еще не были в Ак-Бауре? Тогда взгляните на картины Николая Константиновича Рериха «Знаки Гесэра»  и «Скалы Ладака».


Н.К. Рерих Скалы Лахула (Знаки Гесера) Н.К. Рерих Скалы  Ладака

Н.К. Рерих. Скалы Лахула (Знаки Гесэра)
Н.К. Рерих. Скалы Ладака

 Обратите внимание на изображение наскальных рисунков. Их Николай Константинович запечатлел во время своих путешествий. Он пишет: «На этих древних изображениях вы различаете горных козлов с огромными крутыми рогами, яков, охотников – стрелков из лука, какие-то хороводы и ритуальные обряды. Характер этих рисунков потому заслуживает внимания, что те же древние изображения мы видели на скалах около оазиса Санджу в Сензиане, в Сибири, в Трансгималаях…» [2, с. 22]. И на Алтае – добавим мы. В частности, в урочище Ак-Баур, которое находится в Восточном Казахстане, в 38 км. к югу от г. Усть-Каменогорска. 

Чем же он примечателен, наш Ак-Баур? Дело в том, что это древний астрономический комплекс! И, когда вы захотите побывать в нем, попросите знающих людей, чтобы вас проводили туда, потому что в отличие, например, от Стоунхенджа, он ничем не отличается от окружающей его местности. Вас проводят к горе Коржимбай, у подножия которой расположился этот древний астрономический комплекс. Это действительно комплекс, потому что вам покажут несколько объектов – точек наблюдения за движением Солнца, Луны, планет и созвездий. Это будут и рукотворная стена из каменных плит на центральной визирной площадке, и «оленная» скала, и скала с лунками, и скала-куб, и грот с изображением созвездий, и «верхняя наблюдательная площадка» на перевале, и многое, многое другое.

В этой статье мы не будем давать описание назначений и «работы» объектов астрокомплекса, - это сделают другие авторы, и не будет описания наскальных рисунков, разбросанных во множестве в самом комплексе и в его окрестностях. Мы только отметим необыкновенную схожесть рисунков, запечатленных Н.К. Рерихом на своих картинах, и найденных в Ак-Бауре, а также рисунков, которые видела на Алтае и великолепно, звонко, очень поэтично описала Людмила Васильевна Шапошникова в своей книге «По маршруту Мастера» [3,  с. 57, 74, 77-81]. (Рис.1, 2)


Петроглифы урочища Ак-Баур Петроглифы в районе г. Монастыри

Рис.1  Петроглифы урочища Ак-Баур 
Рис.2  Петроглифы в районе г. Монастыри

В этой статье мы попытаемся раскрыть символику Ак-Баура, заключенную в названиях, местоположении самого астрокомплекса, в образах животных, изображенных на скалах в определенных и, на наш взгляд, неслучайных местах, а именно, - в местах – точках наблюдений за движением Солнца, Луны и т.д.

Итак, мы уже говорили, что астрокомплекс расположен у подножия западного склона горы Коржимбай (801м), что в переводе с казахского дословно «қоржын» (тюркское – хурджун) означает ковровая переметная сумка с двумя отделениями, предназначенная для перевозки поклажи на верховой лошади. В целом, слово «қоржынбай» обозначает богатство. В казахских обычаях, на свадьбах, дарят невесте хурджун – как символ богатства и благополучия. А уж само урочище Ак-Баур так богато коврами целебных трав, упоительным воздухом, спокойной, умиротворяющей тишиной, ласковыми зорями и грандиозными, величественными закатами! Поистине Коржимбай – большая ковровая переметная сумка, наполненная до краев природными богатствами. И действительно, если смотреть на гору с южной стороны, она имеет четкий вид переметной сумки. (Рис.3)


г. Коржимбай, вид с юго-востока

Рис.3  Гора Коржимбай, вид с юго-востока


Неизвестно, в какой глубине веков дано было название урочищу Ак-Баур, но топонимика этого слова очень интересна и многопланова. В казахском языке слово «ақ» означает белый, светлый, чистый, священный. А «баур», перетрансформированное от слова «бауыр», означает: 1- печень; 2-кровный родственник, а именно, - брат; 3- склон, подножие горы [4]. Вот и получается, что принимай, как хочешь. Ведь в сочетании двух (всего двух!) слов заключаются целые пласты понятий. Да, это может быть просто «белый склон горы» или «белое подножие горы», тем более, что на снимке, сделанном из космоса, хорошо видна «белая дорога», берущая начало прямо от подножия горы Коржимбай. (На земле – это белые холмы, выходы белых пород – кварцитов и полевого шпата). А в начале этой «белой дороги» имеется родник Акбастау, т.е. – белый исток, белый, светлый, священный родник. А, если взять словосочетание «белая печень» или «священная печень», не вспоминается ли вам некий ритуал гадания древних астрологов по внутренностям животных?! Ведь это астрокомплекс! А астрономией, равно как и астрологией занимались не простые люди, а жрецы, посвященные. Посвященные в тайные знания древнейшей науки – астрологии.

Далее. Возьмем словосочетание «белый брат» в значении, связанном с астрокомплексом, тем более, что слово «бауырластык» переводится как «братство»! Думается, что жила здесь и занималась астрономией и астрологией, (что в древности было неотделимо одно от другого) некая общность людей, - белое братство, священное братство, изучающая небо, звезды, планеты и связь их с отдельным человеком, народом, государством и Землей в целом.

Еще одна символическая особенность Ак-Баура: астрокомплекс расположен так, что наблюдения могли вестись по круговому горизонту. Если в Стоунхендже надо было поставить огромные мегалиты по кругу, в определенном порядке, чтобы можно было наблюдать и фиксировать дни солнцестояний, равноденствий, восходов и заходов Луны и Солнца и другие астрономические наблюдения, то Ак-Баур находится в таком месте, что визирами могли быть естественные ориентиры по круговому горизонту, т.е. по кругу. А круг, как известно, имеет символическое сакральное значение.

«… в сооружениях, которые человек возводил как вместилища своего быта, бытия, запечатлевалось ощущение человеком мира и себя в нем. Особенно это относится к святилищам и храмам, все назначение которых состоит в отображении Космоса и соединения через этот образ отдельного человека с Целым, Бытием, Богом.

Наиболее древней известной формой святилищ … является круговая. Кромлехи, лабиринты, мегалитические сооружения, капища – все они имели круговую форму. Круглое святилище не нуждалось в стенах, потому что все природные стихии были равноправными участниками совершавшегося в круге священнодействия и через них являлись боги, несущие волю Единого» [5,  с. 25].

Это хорошо видно на примере Ак-Баура. Центральной точкой этого святилища под открытым небом или «Храма Солнца», как назвал его Евгений Васильевич Курдаков – один из исследователей астрокомплекса, могла быть визирная площадка или центральный белый холм. Они могли быть местом ритуальных действий, посвященных Солнцу или Луне. Ведь, судя по всему, здесь жили поклонники Солнца и почитатели культа Луны, о чем речь пойдет ниже.

Кроме всего прочего, еще одна особенность привлекает внимание исследователя, да и просто посетителя. Напротив горы Коржимбай, в западном направлении находится гора Сорокина (840м). Она имеет четко выраженную форму пирамиды! Если говорить вообще о горах, то известно, что горы – это не беспорядочное, хаотическое, как кажется, нагромождение высот. Горы, как и пирамиды – это антенны земли. «Мистерии учат, - пишет Менли П. Холл, - что божественные энергии от богов нисходят на вершину Пирамиды, которая уподобляется перевернутому дереву, с кроной внизу и корнем вверху. Из этого перевернутого дерева Божественная Мудрость распространяется вниз по наклонным сторонам и растекается по миру» [6, с. 132]. (Рис. 4, 4а).


  Гора Сорокина  Вид на гору Сорокину

Рис.4   Гора Сорокина
Рис.4а  Вид на гору Сорокину 

Продолжая, так сказать, осмысление примечательных особенностей окружающего ландшафта Ак-Баура, нельзя не заметить еще один значительный нюанс: на вершинах холмов, расположенных вокруг астрокомплекса выложены из черного сланца столбики-визиры - «обо», или, как их здесь называют «қараши», что в переводе означает «черный смотрящий». Когда всадник на коне поднимается на холм, то на фоне неба он воспринимается, действительно, как «черный смотрящий». Смотрящий, наблюдающий за стадами пасущихся животных или выбирающий свой дальнейший путь. Народное поверье говорит еще и о том, что караши – это вехи, указывающие путь к священным местам. Теперь, когда Ак-Баур «открылся», многие стремятся побывать здесь, и воспринимается он людьми как священное место, место, пронизанное солнечными лучами, напоенное терпким ароматом чабреца и зизифоры и особого вида полыни, которая, говорят, помогает от 132 болезней! 

Теперь пора перейти к символике образов животных, изображенных в наскальных рисунках. На территории комплекса, в его восточной части, находится т.н. оленная скала. На этой скале, кроме изображения солнца, лошадей, вы увидите прекрасно выполненные наскальные рисунки, изображающие оленей. Эти рисунки можно назвать безупречными. Четкость линий, выдержанные пропорции говорят о высоком мастерстве древнего художника. «Эти линии были совершенны. Здесь действовал строгий закон искусства – «ни прибавить, ни убавить». Ничего лишнего. Каждая линия несла свою нагрузку выразительности», [3,  с. 57] - так описала Людмила Васильевна Шапошникова петроглифы, увиденные ею в Кучерлинской долине на Алтае. С полной ответственностью мы можем отнести эти слова и к петроглифам в Ак-Бауре.

Но, помня о том, что мы находимся в астрокомплексе, само собой возникает вопрос: почему именно на этой скале и почему именно с этой стороны? Дело в том, что олень – это один из солярных, т.е. солнечных образов-знаков, и именно у этой скалы с восточной стороны наиболее точно можно зафиксировать восход Солнца в дни весеннего и осеннего равноденствий на левом склоне г. Коржимбай. А в дни летнего солнцестояния белый олень, изображенный на скале, с торжественной грацией величавого спокойствия встречает первые лучи восходящего солнца! (Рис.5) Этими изображениями как бы отмечалась точка наблюдения за восходом Солнца.


Белый олень

Рис.5   Белый олень


Символика образа оленя, как солярного знака, очень древняя. «Красота и сила животного, его мирный нрав и способность защитить себя, широкий ареал распространения разных подвидов, ежегодный прирост одного отростка рога и многие другие признаки способствовали выбору оленя в качестве одного из символов кочевников. Даже название целого народа, жившего в скифское время на территории Казахстана – «сака» некоторые лингвисты переводят как «олень». Понять этот образ можно только исходя из общего контекста древней культуры. Почти в каждом из больших курганов, раскопанных археологами (в том числе в Чиликте и в Берели), найдены изображения оленей, сделанные из золота, бронзы, камня, кости и других материалов.

Не только высокохудожественные образы, но и передовые идеи распространялись вдоль Великого степного пути Евразии. В этом аспекте интересны космологические идеи, наиболее полно отраженные в письменных источниках, каменных изваяниях, наскальных рисунках, погребальных сооружениях, зеркалах и др.» - как справедливо отмечает доктор культурологии из С.-Петербурга Л.С. Марсадолов [7, с. 61].

В той же книге «По маршруту Мастера» Л.В.Шапошниковой читаем:

«Мое внимание привлекли олени, несущие на рогах солнце. Это о них Алексей Павлович Окладников сказал удивительно точные и поэтические слова: «Летящие в космос птицеголовые мифические олени на этих изваяниях сопровождаются изображениями литых бронзовых дисков зеркал. Каждое такое сияющее зеркало означает солнце. И не случайно у солнечных оленей Монголии и Забайкалья зеркало-солнце вырастает прямо из этих ветвистых рогов, указывая тем самым на космическую природу священного зверя древних кочевников Евразии» [3, c. 81].

Более того, у разных народов образ оленя несет самую разнообразную символическую нагрузку. Например:
- в древнекельтской мифологии олени – это вестники между миром богов и миром людей;
- в японской религии – синто – олень является скаковым животным богов и часто изображается на подвесных циновках в святилищах, а возле храмов паслись стада оленей;
- в древнеалтайском мире Лань (мать-олениха) – сверхъестественная родоначальница многих племен. В родовом древе Чингиз-хана праматерью является мать-олениха;
- в древнеисторических обрядах олениха могла выступать как символ женского начала и ассоциировалась с поклонением Богине Луны. Вероятно, не случайно на скале изображен двойной ряд оленей более темного окраса. Возможно, это было связано с лунным календарем, с символом Луны. (Рис.6) Выше мы отмечали, что в этом комплексе велись наблюдения не только за солнцем, но и за Луной.


Олени

Рис.6  Олени


- христианская иконография использует изображение оленя: - «Как лань (олень) желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже», - (Псалтирь, 41 псалом Давида). Когда олени плывут, то возлагают свои головы на спину впереди плывущего оленя, тем самым, облегчая свой вес. Так и христиане должны взаимно помогать друг другу и всецело полагать свою голову и душу на Христа, - говорится в одной из средневековых книг о животных [8, c. 186];

- в Древнем Китае олень (лу) считался символом богатства, здоровья, долголетия;
- олень, т.е. его изображение фигурирует в геральдике и означает умеренность и изящество пропорций.
Так же богато утилитарное значение оленя:
- еще с древних времен олений мех является талисманом от змеиных укусов;
- рога оленя (древоподобные) означают омоложение жизни, - надежное целительное средство, а жженый рог изгоняет любых змей;
- молоком оленя промывают глаза;
- считается, что у оленя нет желчи, что является признаком мягкости и кротости характера, а также залогом долголетия; и т.д. и т.п.

Выше упоминалось, что на этой же скале рядом с изображением оленя вы увидите изображение солнца и лошади. Надо сказать, что лошадь «благодаря своей быстроте и скаковой силе, возвысилась также до символа Солнца или упряжного животного небесной колесницы (Аполлона, Митры, огненной колесницы Илии)» [8, c. 153]. Поэтому, на этой скале, рядом с солнечным оленем, изображена лошадь, т.е. двойной солнечный знак, как бы, обращающий ваше внимание: «смотри здесь» или «наблюдай здесь». Наблюдай восход солнца (или луны) и отмечай! (Рис.7)


Лошади и олень

 Рис.7  Лошади и олень


 Известно, что древние системы измерения года были основаны на равноденствиях и солнцестояниях. В западной части астрокомплекса имеется т.н. грибовидная скала с лунками, на которой можно найти множество «знаков», «лунок», с помощью которых точно определяются дни равноденствий и солнцестояний. А вот на западной стороне этой скалы вы увидите изображение того самого круторогого козла, изображение которого Николай Константинович запечатлел на своих картинах. Он «…связывал неолитического козла с добуддийским древнейшим культом солнца, с культом сил природы» [3, c. 124]. Но, опять же, неслучайно козел изображен именно на западной стороне скалы, откуда хорошо наблюдается закат солнца. Местные зоологи рассказывают о том, что на закате солнца горный козел взбирается на вершину горы, чтобы осмотреть окрестности: нет ли где поблизости его злейшего врага – снежного барса, для которого он является объектом охоты. И, таким образом, горный козел выбирает более безопасное место для ночлега. 

Зимнее солнцестояние происходит в знаке Козерога, вероятно, именно поэтому он изображен на западной стороне скалы, - опять же, как знак «наблюдай здесь». Кроме того, козел или козерог, как его еще называют, в символике иногда берется в сочетании с Луной. Южно-американские сабеиты, например, считают его богом Луны. (Рис.8, 9)


 Козлы на скале с лунками Козлы на визирной площадке

Рис.8  Козлы на скале с лунками
Рис.9  Козлы на визирной площадке

 И, наконец, нельзя не сказать несколько слов о гроте, в нише которого находятся писаницы – рисунки, изображающие созвездия, вернее, астеризмы созвездий. Здесь вы обратите внимание на отверстие в крыше грота, которое имеет  форму сердца.   Невольно думается о том, что Природа, а вместе с нею и древние астрономы Ак-Баура, обращаются к нам с просьбой - смотреть на эти знаки глазами сердца. Именно сердцем писал здесь свои стихи поэт и ученый, Лауреат Пушкинской премии, один из первых исследователей Ак-Баура, Евгений Васильевич Курдаков [9].

Равноденствие
 
Бесшумно передвинулись светила 
Высоких сфер и звездных поясов,
И солнце невзошедшее ступило
Из знака Девы в зыбкий знак Весов.
 
В дрожащем предрассветном занебесье,
Еще не в силах сумрак превозмочь,
Застыли два прозрачных равновесья
Две равнополых чаши – день и ночь.
 
Еще мгновенье и, ударив косо,
Холодный луч одну из чаш качнет,
И с этою зарей начнется осень, 
Природе предъявляя вечный счет.
 
И в тишине расторгнутого мрака
Поймешь ли невозвышенной душой
Возвышенную точность Зодиака
Вон в той листве, почти еще живой?
 
Поймешь ли ты, как прочны сочетанья 
Всего со всем, как неизбывна связь
Тебя и звезд, души и мирозданья,
И той листвы, что падает кружась?
 

* * *

Эти грубые глыбы порфира 
Эти кварцы на гребнях холмов: 
Каждый камень лежит в центре мира 
Над седеющим прахом веков. 

Нет окраин, границ и провинций, 
Мир вокруг запрессован в спираль,
И кварцитовой пылью искрится 
Ось Вселенной, простертая вдаль… 

Ты найди свой крутой преткновенный, 
Тяжкий камень, распятый в ночи, 
И с единственной точки вселенной 
Три великих пути различи: 

Слева - хлад под звездою Полярной,
Справа - жар под июньской звездой,
Прямо - путь твоих предков, янтарный,
Озаренный высокой зарей.
 
Бьется звезд очарованный ропот,
Но в кремнистой рассчитанной мгле
Торжествует проверенный опыт
Ощущенья себя на земле:
 
Нет окраин, границ и провинций,
Страны света, сойдясь, разошлись,
И кварцитовой пылью искрится
Ось Вселенной – от сердца и – ввысь.
 
Усть-Каменогорск, Казахстан, 2009 г.

Также на эту тему:

О древнем астрономическом комплексе Акбаур в Рудном Алтае (Казахстан, Восточно-Казахстанская обл.)


Литература

1. Е.П. Блаватская. Тайная Доктрина. Минск. «Лотаць». 1997. Т.1, ч.2, с.380.
2. Н.К.Рерих. Сердце Азии. Алматы. 2007. 
3. Л.В. Шапошникова. Великое путешествие. Трилогия. По маршруту Мастера. Кн. 2, ч. 1. М. 1999.
4. Казахско -русский словарь. Алматы. 1998.
5. Е.В. Фалев. Символика храмового пространства. Журнал «Дельфис». №2(18). 1999.
6. М.П. Холл. Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии. Новосибирск. ВО «Наука». Т. 1. 
7. Группа авторов под общей редакцией Л.С. Марсадолова. Ак-Баур – древнее святилище на Западном Алтае. Усть-Каменогорск. 2007. 
8. Г. Бидерман. Энциклопедия символов. М. «Республика». 1996. 
9. Е.Курдаков. Из первых рук. (Стихи и баллады). Алма-Ата. «Жазуши». 1990.
Главная  →  Журнал "Восхождение"  →  Сокровенная Азия