Третьяковская галерея. Знамя Мира у входа в выставочные залы

 

Сергей Скородумов 

 

Единица по  журналистике,

или О попытках

закрыть газетой окно

в мир Рериха


Не то кабак, не то толкучка.
Не то музей иль храм богов;
Где ни шагнешь – повсюду кучка
Полужрецов, полушутов…

Лиодор Пальмин


От декаданса к деградансу

Строки, приведенные в эпиграфе этой статьи, принадлежат русскому поэту и переводчику Лиодору Ивановичу Пальмину (1841–1891). Он написал свое стихотворение «Журналистика» в 1882 году. Уже в те времена Пальмин очень переживал по поводу падения уровня изящной словесности в целом, и журналистики в частности. Какова же ситуация сегодня? Конечно, среди журналистов есть немало честных людей и даже героев, порой жертвующих своими жизнями, чтобы донести правду до читателей. Но мы поговорим о другом полюсе современной журналистики, из-за которого ее нередко называют «второй древнейшей профессией» [1].

В 2024 году во многих странах мира отмечалось 150-летие всемирно известного русского художника, мыслителя, путешественника и общественного деятеля Николая Константиновича Рериха, всю свою жизнь посвятившего Родине. По широте мысли и размаху деятельности его сравнивают с Леонардо да Винчи и другими деятелями эпохи Возрождения. Н.К. Рерих создал более 7 тысяч великолепных полотен, написал целый ряд литературных произведений – книг, очерков, статей. Он стал инициатором первого в истории планеты международного договора по защите культурных ценностей, который получил название Пакт Рериха. Под руководством художника прошла грандиозная Центрально-Азиатская экспедиция, а по ее итогам в колониальной Индии основан форпост русской науки – Гималайский институт научных исследований «Урусвати». Благодаря сотрудничеству Рерихов с Учителями Востока было создано философское Учение Живой Этики, ставшее основой нового космического мировоззрения, которое формируется в России.

В преддверии юбилейного года Третьяковская галерея подготовила масштабный культурный проект – большую экспозицию полотен Н.К. Рериха, на которой было представлено свыше ста произведений живописи и графики. Помимо этого на выставке экспонировались произведения декоративно-прикладного искусства, костюмы, выполненные по эскизам Мастера, скульптуры, книги, мемориальные предметы и редкие документы из архивов Москвы и Санкт-Петербурга. Цитаты из очерков художника и из философского Учения Живой Этики, представленные в экспозиции, позволяли глубже проникнуть в творчество Мастера и понять его. На входе в выставочные залы посетителей встречало Знамя Мира, предложенное Николаем Константиновичем Рерихом в качестве охранного знака защиты культуры.

Последний раз выставка картин всемирно известного художника проходила здесь 65 лет тому назад. И, конечно, познакомиться с юбилейной экспозицией и побывать на организованном Третьяковской галереей празднике Культуры было особенно интересно и радостно. Увы! Эта радость быстро улетучилась после прочтения отзывов журналистов о выставке.


Сандро Ботичелли. Клевета. 1495
Сандро Ботичелли. Клевета. 1495

Вы не поверите! Тщательно перелистав более десятка публикаций и просмотрев несколько видеосюжетов, я не нашёл практически ни одного достойного материала. В качестве оценки большинство из них заслуживает твердой единицы. Разумеется, по десятибальной шкале. Самая важная задача корреспондента – донести до читателя правдивую и точную информацию. К сожалению, для многих «акул пера» сия ноша оказалась непосильной. Из их публикаций люди получают искаженное представление как о самом Николае Константиновиче Рерихе, так и о его творчестве. Мысли авторов неглубоки, постоянно прыгают словно перепуганные кузнечики с одного места на другое и к реальности имеют весьма отдаленное отношение. По некоторым публикациям создается впечатление, что в Новой Третьяковке, где проходила выставка, высадился десант малограмотных недорослей из школьного кружка для начинающих журналистов.

Судите сами. Ведущая Первого канала, не моргнув глазом, сообщает многомиллионной аудитории о том, что Рерих «верил в порталы времени, соединяющие разные эпохи» [2]. Очень хотелось бы узнать, источник такой сенсационной информации. Впрочем, если вы начнете искать эту мысль у самого Н.К. Рериха, то только зря потратите время. Великий художник никогда ничего подобного не писал и не говорил. Эта «сенсация» целиком выдумана редакцией Первого канала.

Стилистика некоторых публикаций и заголовков поражает легкомысленным и неуважительным отношением авторов к художнику. Материал корреспондента «Известий» Сергея Уварова называется «Спустили с гор: Третьяковка переосмысливает творчество Рериха» [3], публикация Дмитрия Буткевича из «Коммерсант FM» озаглавлена «Художник странный и неоднозначный» [4], а статья Дарьи Курдюковой из «Независимой газеты» получила название «Николай Рерих – из тех, кому много – плохо» [5].

Мария Лобанова из издания «Москвич Mag» заявляет: «Но Рерих, между нами, вообще не Серов, народ его не знает и не понимает...» [6]. Сразу возникают закономерные вопросы: между кем это вами и кто поручал журналистке говорить за весь народ? Совершенно непонятно, зачем нужно было сравнивать двух выдающихся художников, при этом умаляя и обесценивая одного из них.

Фраза Алексея Мокроусова из газеты «Коммерсант» о Николае Константиновиче Рерихе: «… в Европе в целом недолюбливали художника...» [7], вызывает, как минимум, недоумение и массу вопросов. Что здесь вообще имеется в виду? В каких именно странах Европы? В какие годы? Кто конкретно «недолюбливал»? И как согласуется эта фраза с тем фактом, что «Пакт Рериха» поддержали такие известные люди, как Ромен Роллан, Бернард Шоу, Томас Манн, Альберт Эйнштейн, Герберт Уэллс и многие другие, а рериховские общества активно работали во многих странах мира, в том числе и в европейских.

Не согласился бы с Мокроусовым и известный русский писатель Леонид Андреев, который утверждал: «...путь Рериха – путь славы. Лувр и музей Сан-Франциско, Москва и вечный Рим уже стали надежным хранилищем его творческих откровений; вся Европа, столь недоверчивая к Востоку, уже отдала дань поклонения великому русскому художнику» [8, с. 38].

Раньше за упомянутые журналистские «перлы» последовал бы, как минимум, строгий выговор – причем и редактору, и корреспонденту. Сегодня сплетни о великом художнике регулярно появляются в центральных изданиях и на ведущих телеканалах. Они кочуют из одного СМИ в другое словно старый, унылый и основательно заезженный караван. Это еще раз доказывает, что в целом современная журналистика находится в глубоком кризисе и, образно говоря, переживает процесс перехода из декаданса в полный деграданс.

Польский поэт и философ Станислав Ежи Лец как-то заметил: «Окно в мир можно закрыть газетой». Создается впечатление, что журналисты, побывавшие в Третьяковской галерее, именно этим и занимаются. Вместо просвещения они распространяют старые и новые мифы о Николае Константиновиче Рерихе, закрывая читателям вход в мир его творчества.

«Хочется определенности и света»


Н.К.Рерих. Победа (Змей Горыныч). 1942
Н.К. Рерих. Победа (Змей Горыныч). 1942

Совершенно очевидно, что серьезные исследования и монографии о Н.К. Рерихе журналисты даже не открывали. Вероятнее всего, авторы активно пользовались Википедией – наиболее недостоверным ресурсом по рериховской тематике. Сразу бросается в глаза «мистико-эзотерический» настрой авторов. Их материалы буквально пестрят фразами «эзотерические работы», «мистический подтекст», «мистический ореол», «флер мистики и эзотерики», «мистический художник», «мистические пейзажи»…

Я никогда в жизни не поверю, что человек, выбравший журналистику своей профессией, не смог бы докопаться до сути в этом вопросе. Если бы, конечно, хотел. В противном случае он к этой профессии просто непригоден. Чтобы разобраться во всей этой «мистике», достаточно воспользоваться простым приемом. Набираем в любой поисковой системе Интернета слова «Рерих о мистике», нажимаем кнопку «Найти» и перед нами сразу же появляется очерк самого художника на указанную тему. Он так и называется «Мистицизм». В нем Николай Константинович Рерих подчеркивает, что это слово напоминает ему английское слово «мист» – туман. «Все туманное и расплывчатое не отвечает моей природе. Хочется определенности и света» [9, с. 54 ], – пишет художник. После чтения статей о выставке его картин в Новой Третьяковке, хочется того же.

Дарья Курдюкова упоминает про «возможные политические амбиции» художника [5]. Ей вторит Жанна Васильева из «Российской газеты», называя Н.К.Рериха «политиком» [10]. Поступаем так же, как и в предыдущем случае. Набираем в поисковике слова «Рерих о политике», и получаем ряд нужных нам материалов и цитат. Например, вот эту, где художник четко определяет свою жизненную позицию: «Политикой мы никогда не занимались, и я знаю, что это обстоятельство подчас вызывало недоумения и даже порицания. Ни в какую политическую партию не входили и по этому поводу даже имели некоторые длительные и малоприятные разговоры. Но как от первого начала, так и до сих пор остаемся беспартийными прогрессистами, преданными культурно-образовательному делу» [11, с. 592].

Корреспондент ТАСС Дарья Шаталова называет Николая Константиновича Рериха «космополитом» [12]. И совершенно напрасно! Обычно космополитами считают людей, которые отрицают свою принадлежность к какой-либо одной стране и считают себя гражданами мира. Причем тут Николай Константинович, совершенно не ясно. Он оставил себе российский паспорт, никогда не считал себя эмигрантом, не принимал гражданство других стран. Художник утверждал, что путешествует, всегда мечтал вернуться в Россию и передать на Родину итоги своих многолетних трудов. Если бы перед тем, как писать статью, Дарья Шаталова открыла бы очерки Н.К. Рериха, то, возможно, поменяла бы свое мнение на противоположное. Рерихи были истинными патриотами России. Многие литературные произведения художника проникнуты горячей любовью к Родине.

«Спорили мы со многими шатунами, сомневающимися. Лжепророки предрекали всякие беды, но всегда говорили мы: "Москва устоит!", "Ленинград устоит!", "Сталинград устоит!" Вот и устояли! На диво всему миру выросло непобедимое русское воинство! Жертвенно несет русский народ все свое достояние во славу Родины! Слава, Слава, Слава!», – писал Николай Константинович Рерих в 1943 году в очерке «Слава» [13, с. 29].

В отличие от Дарьи Шаталовой корреспондент «Коммерсанта FM» Дмитрий Буткевич, вероятно, несколько очерков Н.К.Рериха все-таки осилил. Но они почему-то произвели на него совершенно неожиданное впечатление. Буткевич характеризует их, как «нравоучительные трудночитаемые труды» [4]. И в чем же здесь нравоучительство? Высокие слова художника подтверждены его поступками, делами и всей жизнью. Его служение мировой и отечественной культуре носило планетарный характер. Ни один из журналистов, побывавших в Третьяковке, подобными достижениями похвастаться не может, а потому давать подобные оценки творчеству Николая Константиновича Рериха просто не в праве. Академик Л.В Шапошникова совершенно иначе оценивает литературный дар художника. Она отмечает: «Его очерки, с моей точки зрения, представляют ту новую литературу, где ощущается дыхание будущей эволюционной эпохи, будущих новых средств выражения и будущей эстетики» [14, с. 32]. Здесь мы, пожалуй, поставим точку, поскольку дальнейшая дискуссия просто бессмысленна.

«Рерихом нельзя не восхищаться...»


Н.К.Рерих. И Мы видим. 1922
Н.К. Рерих. И Мы видим. 1922

Среди ставших уже традиционными нападок на художника в отзывах о выставке в Третьяковской галерее появилась и новая тема. Некоторые журналисты попробовали поставить под сомнение … живопись Н.К. Рериха. Прямо скажем, затея эта совершенно бесполезная и даже глупая, поскольку его творчество получило высокие оценки буквально во всем мире. И журналистам этой темы лучше было бы не касаться вообще. Дабы не выглядеть полными невеждами.

Очень точно и поэтично о творчестве художника написал Леонид Андреев: «Рерихом нельзя не восхищаться, мимо его драгоценных полотен нельзя пройти без волнения. Даже для профана, который видит живопись смутно, как во сне, и принимает ее постольку, поскольку она воспроизводит знакомую действительность, картины Рериха полны странного очарования; так сорока восхищается бриллиантом, даже не зная его великой и особой ценности для людей. Ибо богатство его красок беспредельно, а с ним беспредельна и щедрость, всегда неожиданная, всегда радующая глаза и душу» [8, с. 38]. Стало быть, если глаза и душа человека не рады живописи Рериха, то получается, что проблема именно в них, а не в картинах художника. Такое впечатление, что журналисты, побывавшие в Новой Третьяковке, страдают дальтонизмом особого рода. Он совершенно не различают красоту рериховских полотен.Алексей Мокроусов из газеты «Коммерсант» пишет о Н.К. Рерихе, что его «...трудно назвать великим художником» [7]. Да неужели? Любопытно как Мокроусов объяснит тот факт, что Николаю Константиновичу Рериху присвоили звание академика Императорской академии художеств в 1909 году? Также совершенно непонятно, как сочетаются с его странным заявлением многочисленные отзывы выдающихся личностей о творчестве художника. Полотнами Н.К. Рериха восхищались ученые, путешественники, космонавты, видные государственные деятели...

«Я поражаюсь размаху и богатству его деятельности и творческого гения. Великий художник, великий учёный и писатель, археолог и путешественник, он касался и освещал так много аспектов человеческих устремлений. Уже само количество картин изумительно – тысячи картин, и каждая из них великое произведение искусства», – писал первый премьер-министр независимой Индии Давахарлал Неру [15, с. 32].


Дж, Неру и Индира Ганди в гостях у семьи Рерихов в Кулу. 1942Н.К.Рерих. Святой Сергий Радонежский. 1932
Дж. Неру и Индира Ганди в гостях у семьи Рерихов в Кулу. 1942
Н.К. Рерих. Святой Сергий Радонежский. 1932

Еще один отзыв очень известного человека в мире науки – Альберта Эйнштейна: «Я восхищаюсь искренне Вашим искусством и могу сказать без преувеличения, что никогда ещё пейзажи не производили на меня столь глубокого впечатления, как эти картины» [16, с. 34]. И таких свидетельств можно привести множество.

Дарья Курдюкова из «Независимой газеты» пишет о картинах Н.К. Рериха следующее: «...видеть его много – мучительно скучно» [5]. После такого заявления возникает вполне закономерный вопрос. А кто вообще заставлял скучающую даму идти на выставку? Если журналистка совершенно не разбирается в живописи Рериха и не любит ее, то, может быть, вместо Третьяковской галереи ей стоило посетить кабаре или варьете, где атмосфера намного «веселее», чем в музее?
Мне неоднократно приходилось участвовать в церемониях открытия выставок Рериха, проводить экскурсии по экспозиции его картин. И ни разу я не видел скучающих лиц. Наоборот. Каждая такая выставка приносит ее посетителям заряд вдохновения и радости, превращается в самый настоящий праздник высокой культуры. Обычно посещаемость выставок Рериха очень высокая, поскольку творчество художника вызывает неизменный интерес у посетителей.

Корреспондент «Коммерсанта FM» Дмитрий Буткевич окрестил гималайские пейзажи Н.К. Рериха «кислотными» [4]. Хотя вернее было бы назвать «кислотными» и статью самого Буткевича, и материалы его коллег, побывавших в Новой Третьяковке.

Продолжает удивлять «сенсациями» о Николае Константиновиче Рерихе Первый канал. «Всевидящее око – символ масонов» усмотрела на полотне художника «Святой Сергий Радонежский» корреспондентка Кристина Левиева [2]. На самом деле на своей картине Н.К. Рерих изобразил хорошо известный в православной культуре символ Святой Троицы, который означает всевидение и всеведение Бога. Этот символ имеет свое основание в Ветхом Завете: «...буду руководить тебя, око Мое над тобою» [17]. Изображение Всевидящего Ока встречается во многих православных храмах и на памятниках: на Санкт-Петербургском Казанском кафедральном соборе, в трапезной Троице-Сергиевой Лавры, в Андреевском зале Кремля, на Монументе героям Бородинского сражения... В 1813 году Император Александр I учредил серебряную медаль «В память Отечественной войны 1812 года». А в 1814 году была учреждена аналогичная бронзовая медаль. На аверсе этих медалей было изображение Всевидящего Ока, а на реверсе – надпись «НЕ НАМЪ, НЕ НАМЪ, А ИМЕНИ ТВОЕМУ». Полагаю, что Первому каналу не мешало бы более глубоко разобраться в отечественной истории и культуре перед тем, как выдавать в эфир нездоровые и непроверенные сенсации.


Серебряная медаль «В память Отечественной войны 1812 года»
Серебряная медаль «В память Отечественной войны 1812 года»

Сергей Уваров подчеркивает, что Н.К. Рерих разработал «...собственное религиозно-философское учение, названное им Живая Этика». Рассуждая далее, он утверждает, что «...спорная идеология отступает на второй план перед бесспорным искусством» [3]. По-видимому, журналисту кажется, что он написал нечто мудрое. Увы! Это совсем не так. Во-первых, Живую Этику нельзя назвать религиозным учением, поскольку она не содержит признаков религии [18]. Во-вторых, эта философская система была создана преимущественно Еленой Ивановной Рерих, женой художника и уникальным мыслителем, в сотрудничестве с Учителями Востока. А, в-третьих, Сергей Уваров пытается предложить именно то, что уже не раз безуспешно пробовали сделать до него. А именно: разделить живопись художника и его мировоззрение. Философия Живой Этики была основой жизни Рерихов и наполняет все их творчество. Без неё зрители не смогут понять всю глубину полотен художника. Можно сказать, что живопись Николая Константиновича Рериха – это Живая Этика в красках.

По пути Николая Константиновича Рериха


Карта Центрально-Азиатской экспедиции Н.К.Рериха
Карта Центрально-Азиатской экспедиции Н.К.Рериха

Важнейшую роль в жизни художника сыграла его знаменитая Центрально-Азиатская экспедиция (1924–1928). Она стала одной из крупнейших в XX столетии. «Первая половина его жизни была подготовкой к этому длительному путешествию, вторая же прошла под его знаком» [19, с. 9], – пишет академик Л.В.Шапошникова, в одиночку повторившая основной маршрут путешествия Николая Константиновича Рериха. Его экспедиционный караван вышел из Индии, пересек Гималаи, Китай, Россию, Монголию, Тибет и в конце 1928 года вернулся в Индию. На маршруте экспедиции Н.К. Рерихом было создано более 500 картин, рисунков, этюдов. Для изучения собранных в экспедиции материалов в индийской долине Кулу был основан Гималайский институт научных исследований «Урусвати». Известный советский и российский физикогеограф Ю.К. Ефремов подчеркивал, что Н.К. Рериху «...первому из русских людей удалось осуществить вековую мечту отечественных исследователей – совершить то, чего не смогли сделать ни Пржевальский, ни Роборовский, ни Потанин, ни Козлов – пересечь с севера на юг все Тибетское нагорье, Трансгималаи и Гималаи с выходом в Индию» [20, с. 255].

Как же преломилась эта уникальная экспедиция в сознании журналистов? Как в кривом зеркале! Так, Алина Репина из «НТВ» заявляет, что Рерих «...колесил по Китаю, Тибету и Индии...» [21]. Что тут скажешь! «Колесить» можно по асфальту во время туристических поездок или от одного курорта к другому. Что же касается Центрально-Азиатской экспедиции, то протяженность ее маршрута составила свыше 25 тысяч километров. Участники этого путешествия преодолели 35 высокогорных перевалов, две большие пустыни Азии – Такла-Макан и Гоби, замерзали и голодали в Тибете, не раз рисковали своими жизнями, но все-таки дошли до цели и завершили маршрут.

Дарья Курдюкова упоминает о «...вызывающей скандальные споры Центрально-Азиатской экспедиции...» и о том, что в деятельности художника есть «...непроясненные теневые моменты...» [5]. Журналистка даже не пытается разобраться в ситуации. По-видимому, ей невдомек, что «непроясненных теневых моментов» в биографии Н.К. Рериха никогда не было и нет. Клевета в его адрес, в том числе и по поводу Центрально-Азиатской экспедиции давно опровергнута в публикациях Международного Центра Рерихов [22], а самой экспедиции посвящались солидные научные конференции, в том числе под эгидой Уральского и Сибирского отделений Российской академии наук [23].

Весьма своеобразно определяют журналисты цель Центрально-Азиатской экспедиции. По мнению Сергея Уварова, «Всю вторую половину жизни Рерих искал Шамбалу – мифический регион, где по преданию будет рожден грядущий Мессия» [3]. Про поиски Шамбалы упоминают Людмила Лунина [24] и Дарья Шаталова [12]. Корреспондентка «ТВ Центр» Полина Блинова сообщает про «поиски сакральной земли» [25]. Сам художник писал о целях экспедиции нечто иное: «Кроме художественных задач в нашей экспедиции мы имели в виду ознакомиться с положением памятников древностей Центральной Азии, наблюдать современное состояние религии, обычаев и отметить следы великого переселения народов. Эта последняя задача издавна была близка мне» [26, с. 160]. Кроме того, Центрально-Азиатская экспедиция имела важное эволюционное значение и проводилась в тесном сотрудничестве с Учителями Востока [27].

Разумеется, Н.К. Рерих как ученый не мог пройти мимо легенды о священном на Востоке понятии Шамбалы. Он собирал предания на эту тему, создал ряд картин и статей. Большую помощь в ознакомлении с указанной темой журналистам могли бы оказать очерк самого художника «Шамбала сияющая» [28, с. 38–54], а также книги Л.В. Шапошниковой «Мастер» [29] и «Вселенная Мастера» [30]. Надо полагать, авторы, написавшие о Шамбале, упомянутые издания не открывали и, возможно, даже не слышали об их существовании.

Размышляя о пути Н.К. Рериха, Жанна Васильева из «Российской газеты» заявляет, что по этому пути в XX веке «двинулись массы, открывшие для себя йогу и духовные практики» [10]. Трудно сказать, сама ли журналистка додумалась до этой мысли или ей кто-то подсказал. Но для представителя центрального издания писать подобное – крайне непрофессионально. Пора наконец осознать, что Николай Константинович Рерих – водитель культуры планетарного масштаба и гордость России. Информацию об этом можно почерпнуть в любом энциклопедическом словаре, если, конечно, туда заглянуть. Причем тут «духовные практики» понять совершенно невозможно. В своей книге «Рерих – художник, мыслитель» Всеволод Иванов пишет: «Зов Рериха слышен теперь по всему миру, зов энергичный, настойчивый, безнасильный и неотвязный, зов, который будит людей и говорит им:

– Так же нельзя. Больше внимательности, больше любви, больше симпатии друг к другу. Жизнь не только борьба всех против всех, но человеческое сотрудничество. А сотрудничество – это Культура» [31, с. 99]. Как жаль, что журналисты этот зов великого художника так и не услышали!


Н.К.Рерих. Звенигород. 1933
Н.К.Рерих. Звенигород. 1933

Наследие Рерихов имеет огромное значение для нашей страны. Оно является эволюционным даром Культуры и Красоты, который великая семья передал Родине. Это зов в будущее, где Россия претворится в страну высокой культуры и поведет за собой весь мир. Конечно, если примет этот дар. К сожалению, клеветнические штампы о Николае Константиновиче Рерихе, активно тиражируемые журналистами, очень затрудняют предназначенный нашей стране светлый исторический путь.

В одном из своих писем Елена Ивановна Рерих утверждала: «Можно безошибочно определять степень сознания человека по его суждению о великом человеке, нет лучшего мерила» [32, с. 455]. С этим невозможно не согласиться. Реакция на имя и творчество Николая Константиновича Рериха – это самый точный индикатор внутренней культуры человека. Желание умалить великого русского художника и выдающегося культурного деятеля свидетельствует только об одном – о крайне низком уровне сознания тех, кто это делают.

Упомянутый в начале статьи поэт Лиодор Пальмин сравнивал литературу с храмом, и в своем стихотворении, написанном в 1877 году [33], горестно отмечал:

И в лоскутьях пестрых, гениям на смену,
Гаеры и фаты вылезли на сцену…

Было бы очень любопытно узнать, какие строки родились бы у поэта, если бы он познакомился с опусами современных «акул пера», побывавших на выставке картин Н.К. Рериха. Полагаю, в их адрес Лиодор Пальмин вполне заслуженно разразился бы еще более резкими и нелицеприятными словами.

И последнее. Может быть, Третьяковской галерее стоит проводить выставки рериховских полотен не раз в 65 лет, а несколько чаще? С благородной целью просвещения современного общества, частью которого являются и журналисты.


Ссылки и пояснения

1. Впервые такую характристику журналистика получила в романе Роберта Сильвестра «Вторая древнейшая профессия» (1950).

2. Левиева Кристина. Выставка к 150-летию Николая Рериха открылась в Третьяковской галерее // 1 канал, 10.10.2023.

3. Уваров Сергей. Спустили с гор: Третьяковка переосмысливает творчество Рериха. В юбилейной ретроспективе сделан акцент на русских работах художника // Известия, 10.10.2023.

4. «Художник странный и неоднозначный». Дмитрий Буткевич – о выставке «Николай Рерих» // Коммерсант FM, 26.10.2023. 

5. Курдюкова Дарья. Николай Рерих – из тех, кому много – плохо. Третьяковка представила очередную большую ретроспективу // Независимая газета, 29.10.2023.

6. Лобанова Мария. Полный уход от реальности: как прошла московская светская неделя // Москвич Mag, 24.10.2023.

7. Мокроусов Алексей. «Заморский гость» в Новой Третьяковке. Открылась выставка Николая Рериха // Коммерсант, 12.10.2023.

8. Андреев Л. Держава Рериха // Держава Рериха [Сб. ст.]. 2-е изд. исправленное. М.: МЦР, 2004.

9. Рерих Н.К. Мистицизм // Н.К. Рерих. Обитель Света. М.: МЦР, 1992.

10. Васильева Жанна. Что показывает Третьяковка на масштабной ретроспективе Николая Рериха // Российская газета, 11.10.2023.

11. Рерих Н.К. Культура // Николай Рерих. Листы Дневника.  В 3 т. Т. 3. 2-е изд. М.: МЦР, 2002.

12. Шаталова Дарья. Половецкие пляски у Гималаев: что смотреть на выставке Николая Рериха в Новой Третьяковке // ТАСС, 10.10.2023.

13. Рерих Н.К. Слава // Н.К. Рерих о Великой Отечественной войне. Минск, КПУ «Библиотека им. Леонардо да Винчи», 2002.

14. Шапошникова Л.В. Врата в будущее [вступ. ст.] // Н.К.Рерих. Листы дневника. В 3 т. Т. 1. 2-е изд. М.: МЦР, 1999.

15. Выдающиеся люди о Н.К.Рерихе // Защитим имя и наследие Рерихов. Том 1. Документы. Публикации в прессе. Очерки. М.: МЦР, 2001.

16. Там же.

17. Ветхий Завет. Пс.31.

18. Живая Этика − не религия, а система научного познания мира // Сайт Комитета защиты общественного Музея имени Н.К. Рериха, 18.01.2017. Режим доступа: https://www.save-roerich-museum.ru/zhivaya-etika-ne-religiya-a-sistema-nauchnogo-poznaniya-mira/?ysc... (дата обращения: 7.06.2025)

19. Шапошникова Л.В. От Алтая до Гималаев: По маршруту Центрально-Азиатской экспедиции Н.К.Рериха. Фотоальбом. 2-е изд. Автор текста и фотографий Л.В.Шапошникова. М.: МЦР, 1998.

20. Ефремов Ю.К. Н.К.Рёрих и география // Вопросы географии. 1960, № 50.

21. Репина Алина. Не только мастер гор: в Новой Третьяковке покажут другого Рериха // НТВ, 9.10.2023.

22. См., например: Книги в защиту Рерихов // Международный Центр Рерихов. Режим доступа: https://icr.su/rus/protection/books/ (дата обращения: 7.06.2025).

23. «Научное и культурно-историческое значение Центрально-Азиатской экспедиции Н.К.Рериха: Труды VI Международной научно-практической конференции, посвящённой 150-летию Н.К.Рериха и 100-летию экспедиции» (28 июля –2 августа 2024 г., с. Усть-Кокса, с. Верх-Уймон, Республика Алтай, Россия). СО РАН, УРО РАН. Новосибирск: СО РАН, 2024.

24. Лунина Людмила. Третьяковская галерея показывает Николая Рериха почти без мистики //THE ART NEWSPAPER RUSSIA, 9.10.2023.

25. Блинова Полина. В Третьяковке впервые за 65 лет открылась масштабная выставка Николая Рериха // ТВ Центр, 10.10.2023.

26. Рерих Н.К. Сердце Азии // Рерих Н.К. Цветы Мории. Пути благословения. Сердце Азии. Рига: Виеда, 1992.

27. Шапошникова Л.В. Земной маршрут Космической эволюции // 80 лет Центрально-Азиатской экспедиции Н.К.Рериха. Материалы Междунар. научно-обществ. Конф. 2008. М.: МЦР, 2009.

28. Рерих Н.К. Шамбала сияющая // Рерих Н.К. Восток-Запад. М.: МЦР, 1994.

29. Шапошникова Л.В. Великое путешествие. Книга первая. Мастер. 2-е изд. исправленное, дополненное. М.: МЦР, 2006.

30. Шапошникова Л.В. Великое путешествие. Книга третья. Вселенная Мастера. М.: МЦР, 2005.

31. Иванов Вс. Н. Рерих – художник-мыслитель. Рига: Угунс. 1992. Репринтное издание.

32. Рерих Е.И. Письма. Т. II. М.: МЦР, 2000.

33. Пальмин Лиодор. Опозоренный храм // Сайт РуСтих. Стихи классиков. Режим доступа: https://rustih.ru/liodor-palmin-opozorennyj-xram/?ysclid=mbkt75o8eq498761557 (дата обращения: 7.06.2025).


 Главная   >   Защита Имени и Наследия Рерихов и Е.П. Блаватской      Опубликовано: 26.06.2025