Н.К. Рерих - учёный
и мистицизм
Неизбежен рост в обществе интереса к идеям, пронизывающим всё многогранное творчество выдающегося деятеля культуры Николая Константиновича Рериха (1874–1947), художника, учёного, мыслителя и гуманиста. В его статьях и очерках говорится о роли культуры в её высшем понимании, о космическом предназначении человека, о череде героев в истории, о роли познания, о новой науке и одухотворённом искусстве, а также о многом другом. Все его идеи – это вектор развития общества, государства и каждого человека. Все его мысли и труды, в первую очередь, предназначались России. О жизни и деятельности Н.К. Рериха издаются книги, публикуются статьи, проводятся выставки, лекции, научные конференции, а в 2024 году мир отмечал 150-летие со дня рождения Мастера.
Однако на этом фоне странно видеть продолжающуюся череду очернительства и клеветы в адрес Н.К. Рериха, попытки исказить его жизнь и творчество. Ему приписывают поступки, которых он никогда не совершал, критике и неодобрительным отзывам подвергаются даже его знаменитые живописные работы.
Среди давних очернителей - псевдоисторик Олег Шишкин, избравший предметом для своих якобы «исследований» деятельность Н.К. Рериха. Перу Шишкина принадлежит уже не один фолиант с набором нечистоплотных подтасовок, искажений, выдумок и лжи. Его активность и продвижение в информационном пространстве наводят на размышления о влиятельных покровителях.
Параллельно активизировались представители церкви. На смену одиозному диакону Кураеву (в 2023 году лишён сана и внесён в список иностранных агентов РФ), в публичное пространство пришли новые лица, разъясняющие своей пастве отношение церкви к Рериху. К ним присоединяются легкомысленные молодые журналисты, легко играющие набором малопонятных терминов, и, к сожалению, некоторые искусствоведы, пытающиеся «осветить» разные точки зрения на искусство великого художника, в том числе и скандальные, «застолбив» их в научном пространстве.
Самому Николаю Константиновичу приходилось не единожды пояснять свою позицию по этому поводу. В одном из своих писем барону М.А. Таубе, юристу-международнику и своему личному представителю в Европе, он писал:
«Лица, повторяющие эту заведомую клевету, являются или невеждами, или убеждёнными клеветниками. Можно только пожалеть, насколько человечество не любит узнавать факты, а часто для каких-то своих тёмных соображений даже пытается извращать их…» [1, с. 343].
Рассмотрим один из популярных ярлыков – «Рерих мистик». В контексте обвинений мистик – это человек, занимающийся чем-то неблаговидным, мутным и оттого все его труды не просто не внушают доверия, но наполнены смыслами, противоположными догматам церкви и устоям благонравного общества.
Начнём с уточнения термина «мистицизм». Для этого обратимся к словарям и энциклопедиям, в том числе к философским и академическим, доверяя научным определениям.
«Академика» нам повествует о происхождении термина «мистицизм» от греческого mystikos, т.е. «таинственный», связывает с религиозно-теологической концепцепцией, «согласно которой высший тип познания» есть, «интуитивное, непосредственное усмотрение скрытой, таинственной сущности мироздания, природных и социальных явлений . Мистицизм присущ всем религиям, «поскольку они утверждают существование иного, сверхъестественного мира и существ, обнаруживающих себя в непостижимых»по их мнению, «для человеческого ума чудесах и знамениях». Суть мистицизма в возможности непосредственного, прямого, личного, не требующего никаких посредников единения с Богом. «Отсюда и его огромное историко-культурное значение». Зародившись в античной философии, он достигает наибольшего распространения в Средние века в каббале (иудаизм), в суффизме (ислам), в православии как исихазм и т.д. [2].
Этой смысловой трактовке мистицизма придерживается «Философия: Энциклопедический словарь (под редакцией А.А. Ивина)» [3], а также другие источники, опирающиеся на массив трудов классиков философии. И даже в Википедии мы находим идентичную по содержанию объёмную статью, посвящённую этой теме с обширным перечнем форм мистицизма в мировых религиях [4].
Православный сайт «Азбука веры» термин мистицизм приводит для двух случаев, первый - это
«опыт непосредственного переживания человеком <…> духовно-благодатного соединения с Богом»,
второй - применительно к «жизни и деятельности Церкви», которая вся «имеет мистический смысл». При этом,
«Если же мистический опыт не имеет своим основанием веру в Иисуса Христа и подвиг, то он есть ложный путь, не ведущий к святости и спасению человека» [5].
Получается, что этим утверждением полностью отрицается духовный опыт святых и подвижников в дохристианский период, а также опыт других конфессий.
Таким образом, мистицизм в понимании и научного сообщества, и православного есть явление духовного порядка как субъективный опыт личности, подготовленной к восприятию этого опыта. Причём, Православная церковь мистицизм вне православия считает ересью.
Однако существует, появившаяся в новейшее время, современная трактовка мистицизма, растиражированная в интернете по ряду ресурсов. Например, «Национальная энциклопедическая служба. Философский словарь», ориентированный на молодёжную аудиторию, определяет «мистицизм» как «склонность к неопределённому, неточному мышлению, в тех случаях, когда речь идёт о вещах нематериальных». Т.е. низводит классический смысл термина с высот «духовно-благодатных» и «высшего типа познания», до уровня «неопределённого» и «неточного» мышления [6].
Таким образом, мы видим, что в современных справочниках и энциклопедиях существует две ветви смыслового наполнения термина «мистицизм»: одна – как духовный опыт и свидетельства из области иных измерений; другая – как психологический изъян мышления человека. Причём, именно последнее контекстное понимание слова мистицизм, применяется к многогранной культурной деятельности Н.К. Рериха, с одной единственной целью – умалить её, придать оттенок сомнительности и необязательности, и даже вредности изучения – что по мнению П.Ф. Беликова, биографа Н.К. Рериха,
«…значит клеветать на художника и учёного, который принадлежал к передовой науке и к прогрессивному гуманистическому искусству своего времени» [7. c.109].
Однако этот обросший невежественными домыслами термин, вмещает сокровенную молитву, устремление духа к Высшему Идеалу, искреннее желание соответствовать Ему. Это путь духовного роста и совершенствования, путь духовных постижений. Святые и подвижники всех времён и народов имели свой собственный мистический опыт, известных свидетельств об этом достаточно. Это и озарения Будды, и видения Моисея, и подвиг Иисуса, и беседы пророка Магомета с Архангелом Гавриилом, и сослужение Преподобному Сергию Радонежскому Духа Пламенного и явления Ему Самой Пречистой, и многие, многие другие. Называть святых и подвижников мистиками, на наш взгляд, будет умалением их подвига и кощунством. Мы просто склоняемся перед ними в великом почтении, понимая, что духовный путь труден, долог, не всем по плечу, но наградой путнику будут Сияющие Вершины Духа.
Сам Николай Константинович этой теме посвятил очерк, который так и называется «Мистицизм». Он писал:
В разных странах пишут о моем мистицизме. Толкуют вкривь и вкось, а я вообще толком не знаю, о чем эти люди так стараются. Много раз мне приходилось говорить, что я вообще опасаюсь этого неопределенного слова «мистицизм». Уж очень оно мне напоминает английское «мист» — то есть «туман». Все туманное и расплывчатое не отвечает моей природе. Хочется определенности и света. Если мистицизм в людском понимании означает искание истины и постоянное познавание, то я бы ничего не имел против такого определения. Но мне сдается, что люди в этом случае понимают вовсе не реальное познавание, а что-то другое, чего они и сами сказать не умеют. А всякая неопределенность вредоносна» [8, с. 604-605].
Уточняет:
«В древности мистиками называли участников мистерий. Но какие же мистерии происходят сейчас? И не назовем же мы мистериями научное познавание, которое за последние годы двинулось в области надземные, приблизилось к познаванию тончайших энергий». [8, с. 605].
В XX веке наука совершила мощный прорыв в область непознанного. Электромагнитные и радиоактивные излучения, разнообразные космические лучи, силы гравитации, микромир биологов, открытия всё новых и новых микрочастиц, фиксация присутствия электричества в обыкновенной живой клетке, энергия мысли; снимки излучений живых организмов методом Кирлиан, впоследствии названного методом газоразрядной визуализации, подтвердили существование излучений человека и слово «аура» вошло в повседневный обиход. Всё это и есть путь к изучению тонких и «тончайших энергий», о которых писал Рерих. Наука вплотную подошла к изучению Мира Невидимого. Непредвзятые научные исследования откроют, в этой, космического масштаба области, новые возможности и перспективы для человечества. Исчезнет «вредоносная неопределённость» разнообразных явлений, сегодня называемых мистицизмом, научные факты и неоспоримая реальность создадут новые слова и термины, а сам «мистицизм», возможно, сохранится лишь в словарях с пометкой «устаревший».
Н.К. Рерих был учёным и всю свою жизнь изучал то, что находилось за пределами научного познания тех лет. В Петербургский период занимался археологией и обогатил молодую науку рядом методов и приёмов раскопок, камеральных исследований, систематизацией артефактов; интересовался истоками и культурой славянских племён. В ходе Центрально-Азиатской экспедиции (1923 - 1928), по масштабу и полученному научному материалу до сих пор не имеющей аналогов, изучал религии и верования, проводил их сравнительный анализ, искал и находил культурные связи народов огромного Евразийского материка, исторические корни славянства.
После завершения экспедиции на севере Индии им был учреждён Институт Гималайских исследований «Урусвати» с отделами археологическим, естественных наук, медицины, научная библиотека, музей для хранения экспедиционных находок. Изучались: история культуры народов Азии, древнего искусства, лингвистики и филологии, космические лучи и космическая пыль, психическая энергия человека, энергия мысли, уникальные свойства высокогорных растений, древние верования, велись поиски лекарств от рака и многое другое. Именно Н.К. Рериху принадлежит идея создания международного договора об охране культуры, многочисленные статьи о её роли и значении. А сегодня мы понимаем, что культура имеет также государствообразующее значение и является важным фактором стратегической стабильности государства.
Павел Фёдорович Беликов писал о научных интересах Рериха:
«Николай Константинович считал вполне закономерными вопросы о бессмертии человека, о его скрытых психических силах и даже о космических функциях и космической эволюции человечества. Но обращаясь к таким проблемам, он апеллировал именно к науке, а не к мистике» [7, с. 108].
И Александр Леонидович Яншин, академик РАН, был убеждён что:
«Н.К. Рерих должен быть причислен к той плеяде крупных учёных, которые ещё до полёта в Космос приближали время изучения Вселенной, изучения Земли из Космоса. И рядом с фамилиями К.Э. Циолковского, А.Л. Чижевского, В.И. Вернадского должна быть поставлена фамилия Н.К. Рериха» [9, с. 64].
Таким образом старательное приклеивание ярлыка к имени учёного, первопроходца в область неведомого есть явление позорное. Но, одновременно, клевета на творчество семьи Рерихов – это попытки перекрыть доступ к новым открытиям, к пониманию мира нас окружающего, к сужденному пути духовных постижений, к новой концепции существования России и человечества. Но прогресс в этой области познания неизбежен, это как никто другой понимал Н.К. Рерих - учёный, исследователь, мыслитель.
Закончим цитатой:
«Многие понятия нуждаются в очищении, среди них мистика должна быть определена. Если она означает точное знание, тогда понятие может быть сохранено. Но если устремление не к знанию, но к туманным построениям, тогда следует изъять слово из обращения. Мы предлагаем знание, полезное прогрессу человечества» [10, с. 214, п. 458].
Л.И. Глущенко
2025 г.
Литература
1. Рерих Н.К. Письма. Т. 1 (1896 – 1932). – М.: Международный Центр Рерихов, 2018, 648 с., ил.
2. Мистицизм. Философская энциклопедия // Словари и энциклопедии на Академике. Режим доступа: МИСТИЦИЗМ | это... Что такое МИСТИЦИЗМ? (дата обращения: 19.06.2025).
3. Мистицизм // Философия: Энциклопедический словарь (А.А. Инин) - М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Инина. 2004. Режим доступа: http://philosophy.niv.ru/doc/dictionary/encyclopedic/articles/773/misticizm.htm (дата обращения: 19.06.2025).
4. Мистицизм // Википедия. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%86%D0%B8%D0%B7%D0%BC (дата обращения: 19.06.2025).
5. Мистика христианская // Азбука веры. Энциклопедия. Режим доступа: https://azbyka.ru/mistika-xristianskaya (дата обращения: 19.06.2025).
6. Мистицизм. // Национальная энциклопедическая служба. Философская энциклопедия. Режим доступа: https://terme.ru/termin/misticizm.html (дата обращения 20.06.2025).
7. Беликов П., Князева В. Рерих – М.: Издательство ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия», 1972. - (Жизнь замечательных людей).
8. Рерих Н.К. Мистицизм / Листы дневника. Т.3 (1942 – 1947). – М.: Международный Центр Рерихов, Мастер-Банк, 1996. - (Большая Рериховская библиотека).
9. Цит. по: Шапошникова Л.В. Мудрость веков. – М.: Международный Центр Рерихов, 1996.
10. Аум – М.: Международный Центр Рерихов, 2019, - 416 с. - (Живая Этика).